Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 13.04.2016 N 305-ЭС15-20197 ПО ДЕЛУ N А40-31407/2014

Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о возмещении убытков.

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. N 305-ЭС15-20197


Судья Верховного Суда Российской Федерации Разумов И.В., изучив с материалами истребованного дела кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации (город Москва) и Федеральной таможенной службы (город Москва) на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.07.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.12.2015 по делу N А40-31407/2014,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Петровектор" (далее - общество "Петровектор") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы и Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1 537 473 586 рублей 71 копейки в возмещение убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.06.2014 с Российской Федерации в лице ФТС России, а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества "Петровектор" взыскан 1 537 473 586 рублей 71 копейка в возмещение убытков.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2015 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Арбитражный суд города Москвы решением от 01.07.2015 в пользу общества "Петровектор" взыскал с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы 1 537 473 586 рублей 71 копейку в возмещение убытков.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 14.12.2015 постановление суда апелляционной инстанции от 31.08.2015 отменил, оставив в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 01.07.2015.
В кассационных жалобах, поданных в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, Минфин России и ФТС России просят отменить постановлением окружного суда от 14.12.2015, постановление суда апелляционной инстанции от 31.08.2015 - оставить в силе.
Основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В кассационных жалобах Министерство финансов Российской Федерации и Федеральная таможенная служба указывают на то, что, по их мнению, такого рода существенное нарушение норм права было допущено судами первой инстанции и округа при новом рассмотрении настоящего спора.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и усматривается из материалов дела, Центральной энергетической таможней 20.09.2010 обществу "Петровектор" выдано разрешение на переработку вне таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных пород. Разрешением определены срок переработки (с 25.10.2010 по 25.10.2012) и лицо, непосредственно совершающее операции по переработке товаров (частное акционерное общество "Лисичанская нефтяная инвестиционная компания" (Украина, далее - общество ЛИНИК")), установлено, что таможенное оформление вывозимых для переработки товаров производится при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин.
В соответствии с полученным разрешением общество "Петровектор" поставило партии нефти для переработки обществу "ЛИНИК" и частично ввезло на территорию Российской Федерации продукты переработки.
В целях обеспечения исполнения обязательств по уплате вывозных таможенных пошлин по партиям сырой нефти, вывезенной для переработки на территорию Украины, с начала действия разрешения общество "Петровектор" внесло денежный залог на общую сумму 2 545 970 694 рубля 23 копейки.
Центральная энергетическая таможня 25.07.2011 отозвала разрешение на переработку нефти вне таможенной территории Таможенного союза.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.04.2012 по делу N А40-118903/2011 решение Центральной энергетической таможни об отзыве разрешения признано незаконным.
Данное судебное решение вступило в законную силу 17.07.2012.
Определением Федерального арбитражного суда Московского округа 01.08.2012 приостановлено исполнение упомянутого решения Арбитражного суда города Москвы.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 03.10.2012 решение суда первой инстанции от 16.04.2012 оставил без изменения, отменив приостановление его исполнения.
Центральная энергетическая таможня 27.09.2012 повторно отозвала разрешение на переработку товаров вне таможенной территории.
Срок действия разрешения на переработку нефти истек 25.10.2012.
Вступившим в законную силу 13.09.2013 решением Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2013 по делу N А40-151196/2012 решение Центральной энергетической таможни о повторном отзыве разрешения также признано незаконным.
Центральной энергетической таможней 16.09.2013 продлен срок действия разрешения на переработку товаров вне таможенной территории на период с 14.09.2013 по 14.12.2013.
Однако Федеральная таможенная служба письмом 18.12.2013 отменила решение Центральной энергетической таможни по продлению срока переработки товаров вне таможенной территории со ссылкой на несоответствие этого решения положениям статьи 256 Таможенного кодекса Таможенного союза, устанавливающей предельный двухлетний срок переработки товаров вне таможенной территории Таможенного союза.
Сославшись на то, что необоснованный отзыв разрешения на переработку сырой нефти вне таможенной территории повлек за собой невозможность ввоза на территорию Российской Федерации всех выработанных из нее нефтепродуктов в качестве продуктов переработки товара, ранее помещенного под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, что, в свою очередь, лишило общество "Петровектор" права на возврат в полном объеме сумм денежного залога, внесенного в качестве обеспечения уплаты вывозных таможенных пошлин, общество "Петровектор" обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования общества о возмещении Российской Федерацией убытков в размере 1 537 473 586 рублей 71 копейки, суды первой инстанции и округа сочли, что на стороне общества возникли убытки в указанном размере по вине таможенного органа, действия которого признаны неправомерными судебными актами арбитражных судов.
Выражая несогласие с решением суда первой инстанции и постановлением суда округа, Минфин России и ФТС России, в частности, указывают на следующее. В рамках исполнения разрешения на переработку нефти общество "ЛИНИК" приняло от общества "Петровектор" в производство, в том числе, 278 656 тонн сырой нефти, вывезенной по 12 таможенным декларациям. В разделах 3, 4 и 5 разрешения на переработку ("нормы выхода продуктов переработки", "продукты переработки" и "краткое описание операций по переработке товаров") приведено описание технологического процесса, согласно которому из сырой нефти в результате ее переработки образуется ряд продуктов: бензин автомобильный А-95 (норма выхода 3,5 процента), бензин автомобильный А-92 (норма выхода 24 процента), топливо дизельное повышенного качества (норма выхода 25,8 процента), мазут топочный (норма выхода 36 процентов), газ сжиженный топливный марки СПБТ (норма выхода 0,2 процента), газ сжиженный топливный марки БТ (норма выхода 1,1 процента), полипропилен марки ЛИПОЛ (норма выхода 1 процент), сера техническая газовая комовая (норма выхода 0,4 процента), а также потери в размере 8 процентов. Общее количество продуктов переработки согласно нормам выхода должно было составить 256 363, 520 тонны.
По мнению Минфина России и ФТС России, общество "Петровектор" имело право на возврат сумм обеспечения уплаты вывозной таможенной пошлины только после ввоза на территорию Российской Федерации всего объема названных продуктов переработки, полученных из 278 656 тонн нефти сырой, вывезенной по 12 спорным таможенным декларациям с применением таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.
Как полагают податели жалоб, суды не исследовали причины, по которым общество "Петровектор" не ввозило на территорию Российской Федерации часть готовой продукции вплоть до июля 2011 года, несмотря на фактическую переработку всего давальческого сырья в упомянутом количестве и изготовление из него в соответствии с нормами выхода в полном объеме к январю 2011 года всех продуктов, образующихся при переработке.
Минфин России и ФСТ России, ссылаясь на представленную в Центральную энергетическую таможню обществом "Петровектор" отчетность об окончательной выверке продуктов переработки, обращают внимание на то, что общество не ввезло в Российскую Федерацию лишь отдельные продукты переработки, а именно, бензин А-95 (644,862 тонны); бензин А-92 (24 755,544 тонны); дизельное топливо (56 065,753 тонны); мазут (16 331,091 тонны). Тогда как из баланса соответствия количества ввезенных продуктов переработки нормам выхода следует, что остальные составляющее результата переработки (полипропилен марки ЛИПОЛ, сера техническая газовая комовая, газ сжиженный топливный марки БТ, газ сжиженный топливный марки СПБТ), полученные из тех же 278 656 тонн сырой нефти, в полном объеме ввезены в Российскую Федерацию.
Податели жалоб полагают, что общество "Петровектор" не представило доказательств принятия им мер по ввозу в Российскую Федерацию недостающих продуктов переработки. Более того, названное общество не раскрыло сведения о дальнейшей судьбе неввезенной части товара, полученного вследствие переработки сырой нефти.
Приведенные в кассационных жалобах доводы заслуживают внимания и требуют проверки в судебном заседании, в связи с чем жалобы с делом следует передать на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной таможенной службы с делом передать на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационных жалоб в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 19 мая 2016 года, на 14 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15 зал N 3048 (подъезд 5).

Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
И.В.РАЗУМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)