Судебные решения, арбитраж
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от ООО "Торговый Дом "РИФ": представители Скорик Б.А., Некрасов И.И. по доверенности от 01.06.2016, паспорта;
- от Краснодарской таможни: представители Гришко Н.В. по доверенности от 29.12.2015 N 07.1-30/28820, удостоверение ГС N 088747; Гунтарев И.В. по доверенности от 05.02.2016 N 08.1-25/02387, удостоверение ОС N 014942;
- от Южной оперативной таможни: представители Журавлева Л.О. по доверенности от 11.03.2016 N 01-31/02163, удостоверение ОС N 025599, Богославская Е.А. по доверенности от 14.01.2016, N 01-31/00220, паспорт;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "РИФ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.04.2016 по делу N А53-5599/2016, принятое судьей Шапкиным П.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "РИФ"
к Краснодарской таможне, Южной оперативной таможне
о признании незаконными постановления о назначении административного наказания и решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Риф" (далее -общество, ООО "ТД "Риф") обратилось в суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня), Южной оперативной таможне (далее - ЮОТ) о признании незаконными постановления о назначении административного наказания от 18.12.2015 N 10309000-1247/2015 и решения от 12.02.2016 N 10314000/68ю/12А.
Решением суда от 28.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано доказанностью таможенным органом правовых и фактических оснований для привлечения к административной ответственности, отсутствием нарушений порядка привлечения к административной ответственности и оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
ООО "Торговый Дом "РИФ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда, в обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, а также вины общества в совершении административного правонарушения.
Представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представители Краснодарской и Южной оперативной таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 11.02.2015 между ООО "ТД "Риф" и компанией "GTCS Trading JLT" (Объединенные Арабские Эмираты) был заключен внешнеэкономический контракт N 5, на поставку в адрес компании "GTCS Trading JLT" сельскохозяйственной продукции. 03.08.2015 декларантом ООО "ТД "Риф" на таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни на вывозимый с таможенной территории Таможенного союза во исполнение вышеуказанного контракта товар была подана временная таможенная декларация N 10309140/030815/0000330, в которой заявлен товар - пшеница продовольственная 5 класса, мягких сортов, не является посадочным материалом. Страна происхождения - Россия, урожай 2015 года. Вес брутто 70 000 000 кг, таможенная стоимость - 675 872 960 руб., с уплатой таможенных платежей в сумме 3 500 000 руб., код ТН ВЭД ЕАЭС - 1001990000.
30.08.2015 для завершения таможенной операции временного периодического таможенного декларирования общество представило в таможенный орган в электронном формализованном виде полную таможенную декларацию N 10309140/300815/0000422 на товар - пшеница продовольственная 5 класса, мягких сортов, не является посадочным материалом. Страна происхождения - Россия, урожай 2015 года. Вес брутто 32 867 898 кг, таможенная стоимость - 356 153 180 руб., с уплатой таможенных платежей в сумме 1 643 394,90 руб., код ТН ВЭД ЕАЭС - 1001990000 (ставка 50-5,5 тысяч рублей за 1 тонну, но не менее 50 рублей за 1 тонну).
Также в электронном виде обществом были представлены копии инвойса от 28.08.2015 N 442, коносаментов от 15.08.2015 N N 1-5, грузовых манифестов от 15.08.2015 N N 1-5.
В результате анализа представленных документов таможенным органом установлено, что при внесении сведений в ПВД N 10309140/300815/0000422 обществом неверно указаны сведения о весе товара, что могло послужить основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 807 845 рублей.
На данном основании в выпуске товара по полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 обществу было отказано. Впоследствии указанный товар был выпущен по полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000428 с уплатой таможенных платежей в установленном размере.
В результате выявленных нарушений вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
07.10.2015 таможней, в отсутствие законного представителя общества, был составлен протокол об административном правонарушении в отношении общества, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
21.10.2015 постановлением таможни N 10309000-1247/2015 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 403 922,50 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обжаловало его в порядке подчиненности в ЮОТ.
27.11.2015 решением заместителя начальника ЮОТ N 10314000/56ю/45Г постановление таможни от 21.10.2015 N 10309000-1247/2015 отменено и дело возвращено на новое рассмотрение ввиду отсутствия сведений о надлежащем извещении законного представителя общества.
18.12.2015 постановлением таможни N 10309000-1247/2015 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 403 922,50 руб.
Общество, воспользовавшись своим правом на обжалование вышеуказанного постановления, обратилось в ЮОТ.
12.02.2016 решением начальника отдела контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности ЮОТ N 10314000/68ю/12А постановление таможни от 18.12.2015 N 10309000-1247/2015 оставлено без изменения, а жалоба общества без удовлетворения.
Не согласившись с указанным постановлением и решением административного органа, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ устанавливает: заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного оформления в части, касающейся декларирования товаров и транспортных средств.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что декларант заявляет в таможенной декларации недостоверные сведения о товаре (в том числе - о таможенной стоимости), послужившие основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов или занижения их размера.
Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, который в соответствии со статьей 189 Таможенного кодекса Таможенного союза несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 кодекса Таможенного союза, а также, за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 4 кодекса Таможенного союза декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей; определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования настоящего Федерального закона; определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы); регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при ввозе в Российскую Федерацию, осуществляются в соответствии с главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, устанавливает порядок контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.
Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств Решением от 27 ноября 2009 г. N 17 решил принять Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза.
Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 02.06.2010 N 114-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии со статьей 75 Таможенного кодекса Таможенного союза базой для исчисления таможенных пошлин, в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок, является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах, с использованием таможенной декларации.
Пунктом 2 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза установлен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе, таможенная стоимость.
В соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантом является лицо государства - члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза), в связи с чем, он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре.
Согласно пункту 4 статьи 188 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. При этом, согласно статьи 189 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 88 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также, за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Согласно пункту 1 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В соответствии со статьей 207 Таможенного кодекса Таможенного союза ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 210 Таможенного кодекса Таможенного союза товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении условий уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Часть 1 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" регламентирует: при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, допускается их временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной таможенной декларации (в том числе лицом, не являющимся уполномоченным экономическим оператором). В отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, временное периодическое таможенное декларирование применяется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 312 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля.
После фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза (часть 5 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", далее - Закон N 311-ФЗ).
Из материалов дела следует, что обществом при подаче ПВД N 10309140/300815/0000422 на таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни были заявлены недостоверные сведения в графах 31, 35, 38, а именно: таможенным органом было выявлено расхождение сведений о весе товара.
Так, вес брутто вывозимого товара заявлен в количестве 32 867 898 кг, это же количество товара было указано в представленном инвойсе от 28.08.2015 N 442.
Согласно представленным коносаментам от 15.08.2015 N N 1-5 и грузовым манифестам от 15.08.2015 N N 1-5 декларантом фактически было отгружено и вывезено с таможенной территории Таможенного союза 49 024 798 кг пшеницы, что на 16 156 900 кг больше, чем задекларировано в полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422.
Таким образом, недостоверные сведения, указанные обществом в ПВД N 10309140/300815/0000422, могли послужить основанием для занижения подлежащих уплате таможенной пошлины и налогов в размере 807 845 рублей, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Вина общества в совершении рассматриваемого административного правонарушения выражается в том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты необходимые меры по их соблюдению.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества относительно нарушения таможенным органом требований ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, Инструкции о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.07.2014 N 98, выразившегося в принятии и регистрации полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422, содержащей недостоверные сведения о весе товара, в силу следующего.
Пунктом 4 указанной Инструкции установлено, что при подаче декларации на товары таможенный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в регистрации декларации на товары, предусмотренных п. 4 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза. После проведения указанной проверки таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации декларации на товары в срок не более 2 часов с момента подачи декларации на товары.
Пунктом 4 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:
1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;
2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;
3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные ст. ст. 180 - 182 Таможенного кодекса Таможенного союза;
4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Как следует из материалов дела, полная таможенная декларация N 10309140/300815/0000422 была подана таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации, указанная декларация подана уполномоченным лицом, декларантом ООО "Торговый Дом "РИФ", декларация подана по установленной форме и содержала все необходимые сведения, предусмотренные ст. ст. 180 - 182 Таможенного кодекса Таможенного союза, включая сведения о количестве вывозимого товара и сумме таможенных платежей, совершены все действия, которые в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Следовательно, у Краснодарской таможни отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 в соответствии с п. 4 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно п. 7 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
Таким образом, расхождение между заявленным в полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 и фактически вывезенным количеством товара (пшеница) в силу требований п. 7 ст. 190, пп. 2 п. 2 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза могло быть выявлено таможенным органом лишь в ходе таможенного контроля после регистрации декларации при сопоставлении сведений, заявленных в указанной декларации, со сведениями, содержащимися в представленных обществом в таможенный орган товаросопроводительных документах.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что довод общества о том, что до регистрации полной таможенной декларации таможенный орган должен был сопоставить сведения, содержащиеся в декларации и в представленных документах, и отказать в регистрации полной таможенной декларации, является необоснованным.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ссылки заявителя на то, что, руководствуясь ст. 214 Закона N 311-ФЗ и Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций", общество было намерено подать таможенному органу несколько полных таможенных деклараций на вывезенную партию товара, при этом, таможенный орган, не выяснив причины заявления в полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 неполных данных о весе и стоимости товара, незаконно отказал в выпуске и инициировал возбуждение дела об административном правонарушении. Как следует из заявления общества, ООО "Торговый Дом "РИФ", исполняя требования таможенного органа, подало новую полную таможенную декларацию N 10309140/310815/0000428, в которой указало все количество товара и его стоимость.
В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее -Инструкция), в одной декларации на товары декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено Инструкцией, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.
При вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с п. 2 Инструкции как одна товарная партия рассматриваются товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств - членов Таможенного союза, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), либо по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки.
Таким образом, по общему правилу таможенным законодательством предусмотрено, что в одной декларации на товары декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии.
Из материалов дела следует, что товары, заявленные ООО "Торговый Дом "РИФ" в полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422, являются одной товарной партией.
Так, указанные товары экспортировались от одного отправителя в адрес одного и того же получателя в рамках исполнения обязательств по одному контракту, товары одновременно отгружены на судно, что подтверждается грузовыми манифестами от 15.08.2015 N N 1-5 и коносаментами от 15.08.2015 N N 1-5.
В соответствии с абз. 3 п. 2 Инструкции декларант вправе заявить сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, в нескольких декларациях, подаваемых в один и тот же таможенный орган, за исключением случая, когда товары, содержащиеся в одной товарной партии в силу Основного правила интерпретации 2а, рассматриваются как составляющие товара, представленного в несобранном или разобранном виде, и классифицируются в позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, соответствующей комплектному или завершенному товару.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о намерении общества подать таможенному органу несколько полных таможенных деклараций на партию пшеницы в количестве 49 024 798 кг, вывезенную по коносаментам от 15.08.2015 N N 1-5.
Согласно представленным коносаментам от 15.08.2015 N N 1-5 декларантом фактически было отгружено и вывезено с таможенной территории Таможенного союза 49 024 798 кг пшеницы, что на 16 156 900 кг больше, чем было задекларировано в полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422.
Таможенный орган пояснил, что намерение общества заявить неуказанный в полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 остаток товара в количестве 16 156 900 кг в последующих полных таможенных декларациях не подтверждается методом математического исчисления путем сложения веса брутто товара, указанного в товаросопроводительных документах.
Так, в соответствии 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения о товаре.
Соответственно, в случае декларирования обществом таможенному органу остатка вывезенного товара в количестве 16 156 900 кг в иной полной таможенной декларации, именно это количество товара должно было бы подтверждаться товаросопроводительными документами. В противном случае такая декларация не должна была быть выпущена по причине расхождения заявленных в ней сведений со сведениями, указанными в прилагаемых документах.
В то же время исходя из сведений, указанных в коносаментах от 15.08.2015 N N 1-5, грузовых манифестах от 15.08.2015 N N 1-5 (как в отдельности, так и в сумме любых их комбинаций), данные документы не могли бы подтвердить вывоз именно 16 156 900 кг пшеницы.
Указанное подтверждает доводы таможенного органа, что ООО "ТД "Риф" было намерено задекларировать всю вывезенную по коносаментам от 15.08.2015 N N 1-5, грузовым манифестам от 15.08.2015 N N 1-5 партию пшеницы в количестве 49 024 798 кг в одной полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422.
Таким образом, указание ООО "ТД "Риф" в поданной для завершения таможенной операции временного периодического декларирования полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 недостоверных сведений о количестве (в килограммах) фактически вывезенного с таможенной территории Таможенного союза товара, которые могли послужить основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 807 845 рублей, свидетельствует о факте совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что на момент подачи полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 у общества имелись все необходимые документы для достоверного заявления сведений о весе фактически вывезенного товара. При заполнении декларации представитель общества мог и должен был принять все меры, направленные на проверку полноты и достоверности сведений, заявляемых в декларации, сопоставить внесенные сведения с имеющимися в товаросопроводительных документах, равно как проверить соответствие внесенных сведений требованиям таможенного законодательства, чего в рассматриваемом случае сделано не было.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении установлен факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что общество исполнило свои обязанности по декларированию товара, действия не были направлены на нарушение таможенного законодательства, вредные последствия не наступили.
Согласно части 2 статьи 16.2 КоАП РФ объективную сторону правонарушения (применительно к данному случаю) образует заявление недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов, что и имело место в данном случае. При этом объективная сторона данного правонарушения не требует в качестве обязательного признака состава правонарушения факт уплаты таможенных платежей в заниженном размере. Для наличия состава правонарушения достаточно факта занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, который, как указано выше, подтверждается сведениями, заявленными декларантом в электронной декларации.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Довод заявителя жалобы об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения подлежит отклонению, поскольку основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства и неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таможня, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, доказала правомерность оспариваемого постановления и решения Южной оперативной таможни. Общество, напротив, не обосновало несоответствие оспариваемых актов закону, не доказало нарушение ими прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобы, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.04.2016 по делу N А53-5599/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2016 N 15АП-7826/2016 ПО ДЕЛУ N А53-5599/2016
Разделы:Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2016 г. N 15АП-7826/2016
Дело N А53-5599/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от ООО "Торговый Дом "РИФ": представители Скорик Б.А., Некрасов И.И. по доверенности от 01.06.2016, паспорта;
- от Краснодарской таможни: представители Гришко Н.В. по доверенности от 29.12.2015 N 07.1-30/28820, удостоверение ГС N 088747; Гунтарев И.В. по доверенности от 05.02.2016 N 08.1-25/02387, удостоверение ОС N 014942;
- от Южной оперативной таможни: представители Журавлева Л.О. по доверенности от 11.03.2016 N 01-31/02163, удостоверение ОС N 025599, Богославская Е.А. по доверенности от 14.01.2016, N 01-31/00220, паспорт;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "РИФ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.04.2016 по делу N А53-5599/2016, принятое судьей Шапкиным П.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "РИФ"
к Краснодарской таможне, Южной оперативной таможне
о признании незаконными постановления о назначении административного наказания и решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Риф" (далее -общество, ООО "ТД "Риф") обратилось в суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня), Южной оперативной таможне (далее - ЮОТ) о признании незаконными постановления о назначении административного наказания от 18.12.2015 N 10309000-1247/2015 и решения от 12.02.2016 N 10314000/68ю/12А.
Решением суда от 28.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано доказанностью таможенным органом правовых и фактических оснований для привлечения к административной ответственности, отсутствием нарушений порядка привлечения к административной ответственности и оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
ООО "Торговый Дом "РИФ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение суда, в обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, а также вины общества в совершении административного правонарушения.
Представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представители Краснодарской и Южной оперативной таможни возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 11.02.2015 между ООО "ТД "Риф" и компанией "GTCS Trading JLT" (Объединенные Арабские Эмираты) был заключен внешнеэкономический контракт N 5, на поставку в адрес компании "GTCS Trading JLT" сельскохозяйственной продукции. 03.08.2015 декларантом ООО "ТД "Риф" на таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни на вывозимый с таможенной территории Таможенного союза во исполнение вышеуказанного контракта товар была подана временная таможенная декларация N 10309140/030815/0000330, в которой заявлен товар - пшеница продовольственная 5 класса, мягких сортов, не является посадочным материалом. Страна происхождения - Россия, урожай 2015 года. Вес брутто 70 000 000 кг, таможенная стоимость - 675 872 960 руб., с уплатой таможенных платежей в сумме 3 500 000 руб., код ТН ВЭД ЕАЭС - 1001990000.
30.08.2015 для завершения таможенной операции временного периодического таможенного декларирования общество представило в таможенный орган в электронном формализованном виде полную таможенную декларацию N 10309140/300815/0000422 на товар - пшеница продовольственная 5 класса, мягких сортов, не является посадочным материалом. Страна происхождения - Россия, урожай 2015 года. Вес брутто 32 867 898 кг, таможенная стоимость - 356 153 180 руб., с уплатой таможенных платежей в сумме 1 643 394,90 руб., код ТН ВЭД ЕАЭС - 1001990000 (ставка 50-5,5 тысяч рублей за 1 тонну, но не менее 50 рублей за 1 тонну).
Также в электронном виде обществом были представлены копии инвойса от 28.08.2015 N 442, коносаментов от 15.08.2015 N N 1-5, грузовых манифестов от 15.08.2015 N N 1-5.
В результате анализа представленных документов таможенным органом установлено, что при внесении сведений в ПВД N 10309140/300815/0000422 обществом неверно указаны сведения о весе товара, что могло послужить основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 807 845 рублей.
На данном основании в выпуске товара по полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 обществу было отказано. Впоследствии указанный товар был выпущен по полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000428 с уплатой таможенных платежей в установленном размере.
В результате выявленных нарушений вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
07.10.2015 таможней, в отсутствие законного представителя общества, был составлен протокол об административном правонарушении в отношении общества, ответственность за которое предусмотрена частью 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
21.10.2015 постановлением таможни N 10309000-1247/2015 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 403 922,50 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обжаловало его в порядке подчиненности в ЮОТ.
27.11.2015 решением заместителя начальника ЮОТ N 10314000/56ю/45Г постановление таможни от 21.10.2015 N 10309000-1247/2015 отменено и дело возвращено на новое рассмотрение ввиду отсутствия сведений о надлежащем извещении законного представителя общества.
18.12.2015 постановлением таможни N 10309000-1247/2015 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 403 922,50 руб.
Общество, воспользовавшись своим правом на обжалование вышеуказанного постановления, обратилось в ЮОТ.
12.02.2016 решением начальника отдела контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности ЮОТ N 10314000/68ю/12А постановление таможни от 18.12.2015 N 10309000-1247/2015 оставлено без изменения, а жалоба общества без удовлетворения.
Не согласившись с указанным постановлением и решением административного органа, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ устанавливает: заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного оформления в части, касающейся декларирования товаров и транспортных средств.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что декларант заявляет в таможенной декларации недостоверные сведения о товаре (в том числе - о таможенной стоимости), послужившие основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов или занижения их размера.
Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, который в соответствии со статьей 189 Таможенного кодекса Таможенного союза несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 кодекса Таможенного союза, а также, за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации. Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 4 кодекса Таможенного союза декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей; определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования настоящего Федерального закона; определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы); регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при ввозе в Российскую Федерацию, осуществляются в соответствии с главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, устанавливает порядок контроля таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.
Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств Решением от 27 ноября 2009 г. N 17 решил принять Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза.
Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 02.06.2010 N 114-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии со статьей 75 Таможенного кодекса Таможенного союза базой для исчисления таможенных пошлин, в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок, является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах, с использованием таможенной декларации.
Пунктом 2 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза установлен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе, таможенная стоимость.
В соответствии со статьей 186 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантом является лицо государства - члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза), в связи с чем, он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре.
Согласно пункту 4 статьи 188 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. При этом, согласно статьи 189 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 88 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также, за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Согласно пункту 1 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В соответствии со статьей 207 Таможенного кодекса Таможенного союза ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 210 Таможенного кодекса Таможенного союза товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении условий уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Часть 1 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" регламентирует: при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, допускается их временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной таможенной декларации (в том числе лицом, не являющимся уполномоченным экономическим оператором). В отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, временное периодическое таможенное декларирование применяется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 312 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля.
После фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза (часть 5 статьи 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", далее - Закон N 311-ФЗ).
Из материалов дела следует, что обществом при подаче ПВД N 10309140/300815/0000422 на таможенный пост Морской порт Кавказ Краснодарской таможни были заявлены недостоверные сведения в графах 31, 35, 38, а именно: таможенным органом было выявлено расхождение сведений о весе товара.
Так, вес брутто вывозимого товара заявлен в количестве 32 867 898 кг, это же количество товара было указано в представленном инвойсе от 28.08.2015 N 442.
Согласно представленным коносаментам от 15.08.2015 N N 1-5 и грузовым манифестам от 15.08.2015 N N 1-5 декларантом фактически было отгружено и вывезено с таможенной территории Таможенного союза 49 024 798 кг пшеницы, что на 16 156 900 кг больше, чем задекларировано в полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422.
Таким образом, недостоверные сведения, указанные обществом в ПВД N 10309140/300815/0000422, могли послужить основанием для занижения подлежащих уплате таможенной пошлины и налогов в размере 807 845 рублей, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Вина общества в совершении рассматриваемого административного правонарушения выражается в том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты необходимые меры по их соблюдению.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно отклонен довод общества относительно нарушения таможенным органом требований ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, Инструкции о порядке регистрации или отказа в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.07.2014 N 98, выразившегося в принятии и регистрации полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422, содержащей недостоверные сведения о весе товара, в силу следующего.
Пунктом 4 указанной Инструкции установлено, что при подаче декларации на товары таможенный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в регистрации декларации на товары, предусмотренных п. 4 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза. После проведения указанной проверки таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации декларации на товары в срок не более 2 часов с момента подачи декларации на товары.
Пунктом 4 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:
1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;
2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;
3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные ст. ст. 180 - 182 Таможенного кодекса Таможенного союза;
4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;
5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Как следует из материалов дела, полная таможенная декларация N 10309140/300815/0000422 была подана таможенному органу, правомочному регистрировать таможенные декларации, указанная декларация подана уполномоченным лицом, декларантом ООО "Торговый Дом "РИФ", декларация подана по установленной форме и содержала все необходимые сведения, предусмотренные ст. ст. 180 - 182 Таможенного кодекса Таможенного союза, включая сведения о количестве вывозимого товара и сумме таможенных платежей, совершены все действия, которые в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Следовательно, у Краснодарской таможни отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 в соответствии с п. 4 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно п. 7 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
Таким образом, расхождение между заявленным в полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 и фактически вывезенным количеством товара (пшеница) в силу требований п. 7 ст. 190, пп. 2 п. 2 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза могло быть выявлено таможенным органом лишь в ходе таможенного контроля после регистрации декларации при сопоставлении сведений, заявленных в указанной декларации, со сведениями, содержащимися в представленных обществом в таможенный орган товаросопроводительных документах.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что довод общества о том, что до регистрации полной таможенной декларации таможенный орган должен был сопоставить сведения, содержащиеся в декларации и в представленных документах, и отказать в регистрации полной таможенной декларации, является необоснованным.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ссылки заявителя на то, что, руководствуясь ст. 214 Закона N 311-ФЗ и Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций", общество было намерено подать таможенному органу несколько полных таможенных деклараций на вывезенную партию товара, при этом, таможенный орган, не выяснив причины заявления в полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 неполных данных о весе и стоимости товара, незаконно отказал в выпуске и инициировал возбуждение дела об административном правонарушении. Как следует из заявления общества, ООО "Торговый Дом "РИФ", исполняя требования таможенного органа, подало новую полную таможенную декларацию N 10309140/310815/0000428, в которой указало все количество товара и его стоимость.
В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее -Инструкция), в одной декларации на товары декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, если иное не установлено Инструкцией, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.
При вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с п. 2 Инструкции как одна товарная партия рассматриваются товары, одновременно отгружаемые или отгружаемые в течение определенного периода времени в случаях, определенных законодательством государств - членов Таможенного союза, в регионе деятельности одного и того же таможенного органа одним и тем же отправителем в адрес одного и того же получателя, находящегося за пределами таможенной территории, в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), либо по односторонней внешнеэкономической сделке, либо без совершения какой-либо сделки.
Таким образом, по общему правилу таможенным законодательством предусмотрено, что в одной декларации на товары декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии.
Из материалов дела следует, что товары, заявленные ООО "Торговый Дом "РИФ" в полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422, являются одной товарной партией.
Так, указанные товары экспортировались от одного отправителя в адрес одного и того же получателя в рамках исполнения обязательств по одному контракту, товары одновременно отгружены на судно, что подтверждается грузовыми манифестами от 15.08.2015 N N 1-5 и коносаментами от 15.08.2015 N N 1-5.
В соответствии с абз. 3 п. 2 Инструкции декларант вправе заявить сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, в нескольких декларациях, подаваемых в один и тот же таможенный орган, за исключением случая, когда товары, содержащиеся в одной товарной партии в силу Основного правила интерпретации 2а, рассматриваются как составляющие товара, представленного в несобранном или разобранном виде, и классифицируются в позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, соответствующей комплектному или завершенному товару.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о намерении общества подать таможенному органу несколько полных таможенных деклараций на партию пшеницы в количестве 49 024 798 кг, вывезенную по коносаментам от 15.08.2015 N N 1-5.
Согласно представленным коносаментам от 15.08.2015 N N 1-5 декларантом фактически было отгружено и вывезено с таможенной территории Таможенного союза 49 024 798 кг пшеницы, что на 16 156 900 кг больше, чем было задекларировано в полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422.
Таможенный орган пояснил, что намерение общества заявить неуказанный в полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 остаток товара в количестве 16 156 900 кг в последующих полных таможенных декларациях не подтверждается методом математического исчисления путем сложения веса брутто товара, указанного в товаросопроводительных документах.
Так, в соответствии 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения о товаре.
Соответственно, в случае декларирования обществом таможенному органу остатка вывезенного товара в количестве 16 156 900 кг в иной полной таможенной декларации, именно это количество товара должно было бы подтверждаться товаросопроводительными документами. В противном случае такая декларация не должна была быть выпущена по причине расхождения заявленных в ней сведений со сведениями, указанными в прилагаемых документах.
В то же время исходя из сведений, указанных в коносаментах от 15.08.2015 N N 1-5, грузовых манифестах от 15.08.2015 N N 1-5 (как в отдельности, так и в сумме любых их комбинаций), данные документы не могли бы подтвердить вывоз именно 16 156 900 кг пшеницы.
Указанное подтверждает доводы таможенного органа, что ООО "ТД "Риф" было намерено задекларировать всю вывезенную по коносаментам от 15.08.2015 N N 1-5, грузовым манифестам от 15.08.2015 N N 1-5 партию пшеницы в количестве 49 024 798 кг в одной полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422.
Таким образом, указание ООО "ТД "Риф" в поданной для завершения таможенной операции временного периодического декларирования полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 недостоверных сведений о количестве (в килограммах) фактически вывезенного с таможенной территории Таможенного союза товара, которые могли послужить основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на сумму 807 845 рублей, свидетельствует о факте совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что на момент подачи полной таможенной декларации N 10309140/300815/0000422 у общества имелись все необходимые документы для достоверного заявления сведений о весе фактически вывезенного товара. При заполнении декларации представитель общества мог и должен был принять все меры, направленные на проверку полноты и достоверности сведений, заявляемых в декларации, сопоставить внесенные сведения с имеющимися в товаросопроводительных документах, равно как проверить соответствие внесенных сведений требованиям таможенного законодательства, чего в рассматриваемом случае сделано не было.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении установлен факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что общество исполнило свои обязанности по декларированию товара, действия не были направлены на нарушение таможенного законодательства, вредные последствия не наступили.
Согласно части 2 статьи 16.2 КоАП РФ объективную сторону правонарушения (применительно к данному случаю) образует заявление недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов, что и имело место в данном случае. При этом объективная сторона данного правонарушения не требует в качестве обязательного признака состава правонарушения факт уплаты таможенных платежей в заниженном размере. Для наличия состава правонарушения достаточно факта занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, который, как указано выше, подтверждается сведениями, заявленными декларантом в электронной декларации.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Довод заявителя жалобы об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения подлежит отклонению, поскольку основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства и неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таможня, в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, доказала правомерность оспариваемого постановления и решения Южной оперативной таможни. Общество, напротив, не обосновало несоответствие оспариваемых актов закону, не доказало нарушение ими прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобы, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта, в связи с чем, подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.04.2016 по делу N А53-5599/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)