Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.02.2016 N 05АП-10612/2015 ПО ДЕЛУ N А51-15786/2015

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2016 г. N 05АП-10612/2015

Дело N А51-15786/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 04 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей В.В. Рубановой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СКП-ТРАНС",
апелляционное производство N 05АП-10612/2015
на решение от 08.10.2015
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-15786/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СКП-ТРАНС" (ИНН 2540113193, ОГРН 1052504427744, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.07.2005)
о признании незаконным решения Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002) изложенного в письме от 28.04.2015 N 13-05/17662 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10714040/140612/0020180,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СКП-ТРАНС" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "СКП-ТРАНС") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее по тексту - таможня, таможенный орган), изложенного в письме от 28.04.2015 N 13-05/17662 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10714040/140612/0020180.
Решением от 08.10.2015 суд отказал обществу в удовлетворении заявленных требований, указав, что обществом вместе с заявлением о возврате таможенных платежей не был представлен полный пакет документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), в частности, не была представлена форма КТС-1, подтверждающая размер дополнительно начисленных таможенных платежей в связи с принятием решения о корректировке таможенной стоимости.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 08.10.2015, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе общество указало, что решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, на которое сослался суд первой инстанции в своем решении, было принято только 10.12.2013, в то время как спорная ДТ зарегистрирована таможенным органом 14.06.2012; таким образом, указанное решение и утвержденный им порядок не могли действовать на момент регистрации декларации и не могли определять порядок оформления корректировки таможенной стоимости, а декларант, в свою очередь, не мог представить в таможенный орган КТС, заполненный в соответствии с указанным решением Комиссии.
По мнению общества судом первой инстанции были неверно истолкованы положения части 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ. Согласно жалобе, в указанной части не установлено, какой именно документ является подтверждающим факт излишней уплаты, а какой документ подтверждает факт начисления таможенных платежей, подлежащих возврату. В связи с этим, по мнению общества, к таким документам можно отнести любые документы, содержащие в себе указание на размер излишне уплаченных таможенных платежей и подтверждающие фактическое их взыскание таможенным органом, в частности, декларацию на товары, которая подтверждает и факт начисления таможенных платежей, и факт из уплаты.
Таможенный орган письменный отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представил.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
В связи с нахождением в отпуске судьи А.В. Пятковой на основании определения от 04.02.2016 была произведена замена судьи А.В. Пятковой на судью Е.Л. Сидорович; дело рассмотрено в составе председательствующего судьи Т.А. Солохиной, судей: Е.Л. Сидорович, В.В. Рубановой. Рассмотрение дела начато сначала на основании статьи 18 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В июне 2012 года во исполнение внешнеторгового контракта от 13.08.2007 N 007/2007, заключенного между заявителем и иностранной компанией, на таможенную территорию России были ввезены товары общей стоимостью 8627 долл. США.
При таможенном оформлении данного товара заявитель произвел его декларирование по рассматриваемой ДТ.
В ходе таможенного контроля таможенным органом было установлено, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
Таможней было принято решение от 18.06.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в рассматриваемой ДТ.
Таможенная стоимость товаров была определена с использованием метода, отличного от избранного декларантом, в связи с чем декларанту было предложено произвести доплату таможенных платежей в общей сумме 81484,20 рублей.
Посчитав, что корректировка таможенной стоимости товаров была произведена необоснованно, 24.04.2015 общество обратилось в таможню с заявлением N 15186 о возврате таможенных платежей по рассматриваемым ДТ. Однако, письмом от 28.04.2015 N 13-05/17662 таможня сообщила декларанту о возврате заявления без рассмотрения в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, а также документов, подтверждающих начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
Не согласившись с решением таможенного органа, выраженном в указанном письме, общество обжаловало его в арбитражном суде.
08.10.2015 вынесен обжалуемый судебный акт.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено, что при рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции при решении вопроса о незаконности оспариваемого решения таможни дал оценку правомерности произведенной таможней корректировке таможенной стоимости товаров.
При этом суд первой инстанции, исходя из представленных декларантом документов в обоснование заявленной таможенной стоимости, руководствуясь положениями статей 64, 65, 68 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС), статьями 2, 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", исходя из разъяснений, данных Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" от 25.12.2013 N 96, установил отсутствие у таможенного органа правовых оснований для такой корректировки.
Рассмотрев материалы дела, учитывая заявленные обществом в апелляционной жалобе доводы, а также отсутствие возражений от таможенного органа относительно правомерности вышеуказанного вывода суда первой инстанции, коллегия приходит к выводу о том, что основания для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Корректировка таможенной стоимости повлекла за собой увеличение размера подлежащих уплате таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товаров, чем были нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу изложенного, общество имеет право на возврат излишне уплаченных таможенных платежей в соответствии со статьями 89, 90 ТК ТС и статьей 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно абзацу 1 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
По правилам части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Согласно части 2 этой же статьи к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Из материалов дела следует, что к заявлению о возврате таможенных платежей от 24.04.2015 N 15186 обществом были приложены следующие документы: п/п N 116 от 15.05.2012, N 135 от 06.06.2012, N 136 от 06.06.2012, N 144 от 13.06.2012, п/п N 145 от 13.06.2012, копия ДТ 10714040/140612/0020180.
Также в заявлении от 24.04.2015 было указано, что в таможенный орган ранее представлялись документы, подтверждающие регистрацию заявителя как юридического лица и полномочия руководителя, а также доверенность.
Судебной коллегией установлено, что по данным спорной ДТ N 10714040/140612/0020180 при подаче этой декларации общество в графе 47 ДТ исчислило таможенные платежи, уплата которых осуществлялась вышеуказанными платежными поручениями. Данная информация нашла свое отражение в графе "В" ("подробности подсчета") спорной ДТ.
При этом ни данная ДТ, ни платежные поручения не отражают ни сумму дополнительно начисленных таможенных платежей, ни сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, подлежащих, по мнению декларанта, возврату вследствие незаконной корректировки.
Таким образом, в нарушение пунктов 2, 3 части 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ декларантом при подаче заявления о возврате таможенных платежей от 24.04.2015 не были представлены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов в размере 81.484,20 руб., подлежащих, по мнению общества, возврату.
Поддерживая правовую позицию таможенного органа, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 3 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), корректировка таможенной стоимости товаров включает в себя:
- - расчет величины скорректированной таможенной стоимости товаров, который производится в декларации таможенной стоимости (далее - ДТС), оформляемой в установленном порядке;
- - отражение скорректированной величины таможенной стоимости товаров и пересчет таможенных пошлин, налогов в форме корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (далее - КТС), приведенной в приложении N 1 к Порядку.
При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров заполнение ДТС является обязательным (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 8 Порядка при осуществлении декларантом (таможенным представителем) корректировки таможенной стоимости до выпуска товаров представление им таможенному органу надлежащим образом заполненных ДТС, КТС, документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), а также уплата дополнительно начисленных с учетом скорректированной таможенной стоимости таможенных пошлин, налогов производится декларантом (таможенным представителем) в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьей 196 Кодекса.
По правилам пункта 9 этого же Порядка если корректировка заявленной декларантом таможенной стоимости после выпуска товаров осуществляется таможенным органом, то таможенный орган производит расчет скорректированной таможенной стоимости товаров в ДТС, а также заполняет форму КТС. Второй экземпляр ДТС и КТС направляется декларанту в порядке и в сроки, установленные в Порядке контроля таможенной стоимости товаров для корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров.
Таким образом, расчет скорректированной таможенной стоимости и подлежащих доплате таможенных платежей в связи с принятым решением о корректировке таможенной стоимости производится декларантом (таможенным представителем) или таможенным органом в ДТС и КТС, что следует из Порядка корректировки таможенной стоимости.
В соответствии с правилами заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (раздел IV) Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, действовавшими до 01.07.2014, форма КТС состоит из основного листа (КТС-1) и добавочных листов (КТС-2) (пункт 16).
При корректировке таможенной стоимости или при выпуске с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов товаров одного наименования используется КТС-1.
В дополнение к основному листу при корректировке таможенной стоимости или выпуске с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов двух и более наименований товаров, декларируемых в одной декларации на товары, используются КТС-2, в каждом из которых могут указываться сведения по двум наименованиям товара.
Согласно пункту 17 Порядка КТС заполняется в двух экземплярах, которые распределяются следующим образом: первый экземпляр остается в таможенном органе и используется для таможенных целей, второй возвращается (направляется) декларанту (таможенному представителю).
Пунктом 18 Порядка установлено, что правила заполнения граф КТС соответствуют правилам заполнения соответствующих граф декларации на товары с учетом особенностей, предусмотренных настоящим разделом Порядка.
Особенности заполнения граф КТС в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров предусмотрены пунктом 20 Порядка.
Так, в графе 47 "Исчисление платежей" первые пять колонок ("Вид", "Основа начисления", "Ставка", "Сумма", "СП") заполняются в соответствии с правилами заполнения графы 47 декларации на товары.
В колонке "Предыдущая сумма" указывается сумма каждого вида платежа, ранее заявленные в декларации на товары, если корректировка таможенной стоимости товара, декларируемого в декларации на товары, осуществляется впервые либо указанные в КТС-1 (КТС-2), если корректировка таможенной стоимости товара уже производилась.
При оформлении КТС после принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров, выпущенных под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам контроля таможенной стоимости, указывается сумма каждого вида платежа, ранее заявленная в декларации на товары.
В колонке "Изменения" указывают разницу величин, указанных в колонках "Сумма" и "Предыдущая сумма" (со знаком "-" - возврат платежей).
В строке "Общая сумма, подлежащая взысканию, в нац. валюте" указывается сумма величин, указанных в колонке "Изменения" (за исключением сумм, начисленных условно и не подлежащих дополнительной оплате или обеспечению).
В колонке N и дата платежного поручения" указываются сведения по правилам заполнения соответствующей графы декларации на товары.
Таким образом, форма КТС содержит информацию о размере дополнительно начисленных таможенных платежей, однако она не была представлена обществом среди прочих документов при подаче в порядке статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Кроме того, общество в нарушение пункта 3 части 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ также не представило с вышеуказанным заявлением документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.
Учитывая, что указанные законоположения, устанавливая обязанность по представлению документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, не содержат конкретного перечня документов, отвечающих понятию таких доказательств, суд апелляционной инстанции считает, что декларант должен представить вместе с заявлением на возврат любые документы, которые, по его мнению, подтверждают излишнюю уплату или излишнее взыскание таможенных пошлин, налогов.
Указанная обязанность общества по представлению документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, последним не исполнена.
Довод общества о том, что факт излишней уплаты таможенных пошлин и налогов подтверждается данными графы "В" декларации "Подробности подсчета", где помимо таможенного сбора (код вида платежа 1010), указаны платежные поручения и суммы по ним, уплаченные до корректировки (коды - 2010 и 5010), а ниже по соответствующим кодам приведены суммы уплаченных скорректированных таможенных платежей по соответствующим платежным поручениям, судебной коллегией отклоняется, поскольку декларант нормативно не обосновал свою позицию, документально не подтвердил то обстоятельство, что данные указанной графы ДТ действительно соответствуют размеру излишне уплаченных обществом таможенных платежей. Кроме того, данное обстоятельство не отменяет обязанность общества соблюсти установленную административную процедуру по возвращению излишне уплаченного/взысканного таможенного платежа.
Принимая во внимание, что при обращении в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей декларант нарушил положения части 2 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ и не представил документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, а также документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что таможенный орган правомерно оставил заявление общества без рассмотрения.
Учитывая, что порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей носит заявительный характер, несоблюдение заявителем установленной административной процедуры свидетельствует о том, что у таможенного органа не возникло обязанности по рассмотрению заявления общества о возврате спорных денежных средств по существу.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал ООО "СКП-ТРАНС" в удовлетворении требований о признании незаконным решения Находкинской таможни, изложенного в письме от 28.04.2015 N 13-05/17662 в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10714040/140612/0020180 в сумме 81.484,20 руб.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, при подаче апелляционной жалобы по настоящему делу ООО "СКП-ТРАНС" была уплачена государственная пошлина по платежному поручению N 142 от 29.09.2014 в размере 3000 рублей. Учитывая положения пунктов 3, 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в размере 1500 рублей является излишне уплаченной и подлежит возврату обществу на основании положений статьи 333.40 данного Кодекса.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.10.2015 по делу N А51-15786/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СКП-ТРАНС" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 142 от 29.09.2014 за подачу апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Т.А.СОЛОХИНА

Судьи
В.В.РУБАНОВА
Е.Л.СИДОРОВИЧ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)