Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: Общество полагало, что за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных платежей подлежат взысканию проценты.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фрутини" (ИНН 2312190826, ОГРН 1122312003725) - Евстигнеевой Е.Е. (доверенность от 16.05.2016), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Гришко Н.В. (доверенность от 29.12.2015), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2015 (судья Сумина О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-40085/2015, установил следующее.
ООО "Фрутини" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о взыскании 400 857 рублей 33 копеек процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных пошлин по таможенным декларациям N 10309180/291113/0001556, 10309180/291113/0001568, 10309180/291113/0001569, 10309180/041213/0001600, 10309180/051213/0001603, 10309180/051213/0001623 (далее - спорные ДТ).
Решением от 15.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2016, суд удовлетворил заявленное обществом требование.
Судебные акты указали, что поскольку взыскание платежей произведено путем принятия таможней решения о зачете денежного залога и авансовых платежей, внесенных обществом, оно произведено в принудительном порядке, сумма платежей является излишне взысканной и подлежит возврату с начислением процентов по правилам части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В кассационной жалобе таможня просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Податель кассационной жалобы указывает, что излишне уплаченные обществом таможенные платежи в связи с корректировкой таможенной стоимости ввезенного по спорным ДТ товара возвращены обществу в установленный законодательством срок. Затягивание сроков со стороны участника внешнеэкономической деятельности по обжалованию корректировки таможенной стоимости товаров влечет за собой увеличение размера процентов, предъявляемых ко взысканию таможенному органу. Таможенные платежи по указанным ДТ взысканы не по главе 18 Закона N 311-ФЗ, а уплачены декларантом до выпуска товаров путем подачи на таможенный пост заявлений о распоряжении денежными средствами.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей таможни и общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с внешнеторговым контрактом от 08.10.2012 N 4, заключенным ООО "Фрутини" (покупатель) и фирмой "ARET VE NAKLIYAN LIMITED SIRKET", Турция (поставщик), общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза овощи и фрукты (томаты свежие для употребления в пищу; огурцы свежие для употребления в пищу; клубнику (землянику) свежую для употребления в пищу), оформленные в таможенном отношении по спорным ДТ.
При определении таможенной стоимости товаров общество применило первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Впоследствии таможенная стоимость товаров, ввезенных по спорным ДТ, скорректирована на основании решений таможни о корректировке таможенной стоимости.
Решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным ДТ, оспорены обществом в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2014 по делу N А32-32702/2014 решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным ДТ, признаны недействительными.
Платежными поручениями от 22.05.2015 N 615 и 778 таможня перечислила на расчетный счет общества излишне уплаченные по спорным ДТ таможенные платежи.
Полагая, что за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных платежей по спорным ДТ подлежат взысканию проценты в размере 400 857 рублей 33 копейки, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленного обществом требования о взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - Кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 355 Кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 355 Кодекса возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств-членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Согласно пункту 2 статьи 150 Закона N 311-ФЗ, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
В определении от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 Верховный Суд Российской Федерации указал, что из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушался ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 33 постановления от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18) разъяснил, что выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
В пункте 30 постановления N 18 указано, что при признании судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона N 311-ФЗ, не требуется.
Судебные инстанции оценили в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учли обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-32702/2014, а именно о том, что корректировка заявленной обществом таможенной стоимости товаров является незаконной, начисленные решениями таможни таможенные платежи по спорным ДТ являются излишне взысканными, а отказ таможни (письмо от 13.08.2014 N 20.4-04/19996) в возврате излишне уплаченных таможенных платежей - незаконным, и сделали правильный вывод о том, что взыскание платежей с общества в данном случае является принудительным, поскольку произведено путем принятия таможней решения о зачете денежного залога и о зачете авансовых платежей, внесенных обществом.
Суды обоснованно указали, что в рассматриваемом случае сумма взысканных денежных средств утратила статус суммы обеспечения уплаты таможенных платежей с момента списания таможенным органом указанной суммы во исполнение решений о зачете денежного залога, о зачете авансовых платежей.
Суды исследовали представленные в материалы дела доказательства уплаты таможенных платежей, решение таможни о зачете денежного залога и решение таможни о зачете авансовых платежей в счет уплаты начисленных таможенных платежей по спорным ДТ, и, установив суммы списанных таможенных платежей применительно к датам списания, сделали правильный вывод об обоснованности требования общества о взыскании с таможенного органа процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Судебные инстанции проверили расчет подлежащих взысканию процентов и признали его правильным. Доказательства обратного таможня не представила.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы таможни выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы таможни отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 по делу N А32-40085/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 21.07.2016 N Ф08-4669/2016 ПО ДЕЛУ N А32-40085/2015
Требование: О взыскании процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных пошлин.Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: Общество полагало, что за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных платежей подлежат взысканию проценты.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2016 г. по делу N А32-40085/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фрутини" (ИНН 2312190826, ОГРН 1122312003725) - Евстигнеевой Е.Е. (доверенность от 16.05.2016), от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Гришко Н.В. (доверенность от 29.12.2015), рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2015 (судья Сумина О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-40085/2015, установил следующее.
ООО "Фрутини" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о взыскании 400 857 рублей 33 копеек процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных пошлин по таможенным декларациям N 10309180/291113/0001556, 10309180/291113/0001568, 10309180/291113/0001569, 10309180/041213/0001600, 10309180/051213/0001603, 10309180/051213/0001623 (далее - спорные ДТ).
Решением от 15.12.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2016, суд удовлетворил заявленное обществом требование.
Судебные акты указали, что поскольку взыскание платежей произведено путем принятия таможней решения о зачете денежного залога и авансовых платежей, внесенных обществом, оно произведено в принудительном порядке, сумма платежей является излишне взысканной и подлежит возврату с начислением процентов по правилам части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В кассационной жалобе таможня просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Податель кассационной жалобы указывает, что излишне уплаченные обществом таможенные платежи в связи с корректировкой таможенной стоимости ввезенного по спорным ДТ товара возвращены обществу в установленный законодательством срок. Затягивание сроков со стороны участника внешнеэкономической деятельности по обжалованию корректировки таможенной стоимости товаров влечет за собой увеличение размера процентов, предъявляемых ко взысканию таможенному органу. Таможенные платежи по указанным ДТ взысканы не по главе 18 Закона N 311-ФЗ, а уплачены декларантом до выпуска товаров путем подачи на таможенный пост заявлений о распоряжении денежными средствами.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей таможни и общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с внешнеторговым контрактом от 08.10.2012 N 4, заключенным ООО "Фрутини" (покупатель) и фирмой "ARET VE NAKLIYAN LIMITED SIRKET", Турция (поставщик), общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза овощи и фрукты (томаты свежие для употребления в пищу; огурцы свежие для употребления в пищу; клубнику (землянику) свежую для употребления в пищу), оформленные в таможенном отношении по спорным ДТ.
При определении таможенной стоимости товаров общество применило первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Впоследствии таможенная стоимость товаров, ввезенных по спорным ДТ, скорректирована на основании решений таможни о корректировке таможенной стоимости.
Решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным ДТ, оспорены обществом в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.12.2014 по делу N А32-32702/2014 решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорным ДТ, признаны недействительными.
Платежными поручениями от 22.05.2015 N 615 и 778 таможня перечислила на расчетный счет общества излишне уплаченные по спорным ДТ таможенные платежи.
Полагая, что за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных платежей по спорным ДТ подлежат взысканию проценты в размере 400 857 рублей 33 копейки, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об обоснованности заявленного обществом требования о взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - Кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 355 Кодекса излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 355 Кодекса возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств-членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Согласно пункту 2 статьи 150 Закона N 311-ФЗ, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
В определении от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 Верховный Суд Российской Федерации указал, что из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушался ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 33 постановления от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18) разъяснил, что выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
В пункте 30 постановления N 18 указано, что при признании судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона N 311-ФЗ, не требуется.
Судебные инстанции оценили в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учли обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-32702/2014, а именно о том, что корректировка заявленной обществом таможенной стоимости товаров является незаконной, начисленные решениями таможни таможенные платежи по спорным ДТ являются излишне взысканными, а отказ таможни (письмо от 13.08.2014 N 20.4-04/19996) в возврате излишне уплаченных таможенных платежей - незаконным, и сделали правильный вывод о том, что взыскание платежей с общества в данном случае является принудительным, поскольку произведено путем принятия таможней решения о зачете денежного залога и о зачете авансовых платежей, внесенных обществом.
Суды обоснованно указали, что в рассматриваемом случае сумма взысканных денежных средств утратила статус суммы обеспечения уплаты таможенных платежей с момента списания таможенным органом указанной суммы во исполнение решений о зачете денежного залога, о зачете авансовых платежей.
Суды исследовали представленные в материалы дела доказательства уплаты таможенных платежей, решение таможни о зачете денежного залога и решение таможни о зачете авансовых платежей в счет уплаты начисленных таможенных платежей по спорным ДТ, и, установив суммы списанных таможенных платежей применительно к датам списания, сделали правильный вывод об обоснованности требования общества о взыскании с таможенного органа процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей.
Судебные инстанции проверили расчет подлежащих взысканию процентов и признали его правильным. Доказательства обратного таможня не представила.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм права к установленным по делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы таможни выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы таможни отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 по делу N А32-40085/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Л.А.ТРИФОНОВА
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Л.А.ТРИФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)