Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 14.09.2016 N Ф08-6765/2016 ПО ДЕЛУ N А53-33097/2015

Требование: О признании недействительным решения таможенного органа, обязании предоставить тарифные преференции.

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенный орган отказал обществу в предоставлении тарифных преференций на основании заключения таможенной экспертизы, согласно которому в сертификате происхождения товара выявлены признаки внесения изменений путем дорисовок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 2016 г. по делу N А53-33097/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) - Кольцова А.А. (доверенность от 22.04.2016), от заинтересованного лица - Ростовской таможни - Дорофеенко Д.В. (доверенность от 25.07.2016), Малофеевой Л.А. (доверенность от 25.12.2015), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2016 (судья Тихоновский Ф.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 (судьи Филимонова С.С., Соловьева М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-33097/2015, установил следующее.
АО "Тандер" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным решения от 07.09.2015 N 10313000-22-12/241, обязании предоставить тарифные преференции.
Решением суда от 06.05.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.07.2016, обществу отказано в удовлетворении требований.
Судебные акты мотивированы тем, что представленный обществом сертификат не может быть признан надлежаще оформленным документом, дающим право на получение обществом тарифных преференций.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что таможня не оспаривает право общества на применение тарифных преференций в отношении спорного товара; у нее отсутствуют сомнения в подлинности представленного сертификата происхождения товара. Пороки в заполнении сертификата происхождения товара (частичная дорисовка элементов буквы "е") не лишают общества права на получение тарифных преференций, поскольку они не являются признаками подделки (недостоверности) сертификата, а также не опровергают происхождение товара из Республики Сербия. Принятие таможенным органом решения об отказе в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций возможно только в случае наличия таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара. Таможня не обращалась с запросами в компетентные органы Республики Сербия с просьбой сообщить дополнительные сведения. Суд апелляционной инстанции ошибочно сослался на положения о сертификате по форме "А".
В отзыве на кассационную жалобу таможенный орган просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании по делу объявлялся с 12 час. 20 мин. до 17 час. 30 мин. 13.09.2016.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество на основании контракта от 24.11.2011 N GK/6440/11, заключенного с компанией "Катарина-Комерц ДОО" (Республика Сербия), ввезло на таможенную территорию Таможенного товар (яблоки свежие), задекларировав его по таможенной декларации N 10313130/231013/0009446 (далее - спорная ДТ).
После выпуска товаров общество обратилось 25.11.2013 в таможню с заявлением о предоставлении тарифных преференций в отношении товара, ввезенного по спорной ДТ, представив в том числе сертификат происхождения товара по форме СТ-2 N 1734/14-6486/2013 1075893.
Решением от 07.09.2015 N 10313130/231013/0009446 таможенный орган отказал обществу в предоставлении тарифных преференций на основании заключения таможенной экспертизы Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы от 11.02.2015 N 20/013-15, согласно которому в сертификате происхождения товара выявлены признаки внесения изменений путем дорисовок буквы "е".
Общество обжаловало решение таможни в арбитражный суд.
В силу пунктов 1, 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе о применении льгот по уплате таможенных платежей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Кодекса к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Соглашением между Правительства Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 предусмотрено предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации и преференций, и неприменение ввозимых таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Россию из Республики Сербия, в связи с признанием его правопреемства прав и обязательств государственного сообщества Сербии и Черногории, которое, в свою очередь, являлось правопреемником всех международных договоренностей, которые были подписаны со стороны Союзной Республики Югославии.
В соответствии с частью 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Кодекса.
Статьей 59 Кодекса установлено, что в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу пункта 1 статьи 61 Кодекса сертификатом о происхождении товара является документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров. Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (пункт 3 статьи 61 Кодекса).
Исходя из пункта 4 статьи 61 Кодекса в случае оформления сертификата о происхождении товара с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 62 Кодекса при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
В пункте 1 статьи 63 Кодекса определено, что при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи.
Протоколом между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилами определения страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 утверждены Правила определения страны происхождения товаров (далее - Правила), в соответствии со статьей 2 которых страной происхождения товара считается государство стороны, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке) в соответствии с Правилами.
Товар пользуется режимом свободной торговли, в том числе, если в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил (статья 8 Правил).
Статьей 12 Правил установлены требования к порядку заполнения сертификата, в частности: в сертификате не допускается использование факсимиле подписей лиц, наличие подчисток, а также исправлений и (или) дополнений, не заверенных уполномоченным органом, удостоверившим сертификат (пункт 3); исправления и (или) дополнения вносятся в сертификат путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания или внесения от руки скорректированных сведений, которые заверяются подписью уполномоченного лица и печатью уполномоченного органа, удостоверившего сертификат (пункт 4).
В силу статьи 13 Правил таможенный орган государства стороны отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства стороны, в случае: нарушения условий предоставления режима свободной торговли, указанных в статье 8 Правил.
Товар не считается происходящим из государства Сторон, если не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат (пункт 9 статьи 11 Правил).
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, учли результаты проведенной специалистом Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления технико-криминалистического исследования, которым установлено, что в сертификат о происхождении товара внесены изменения путем дорисовки элементов буквы "е" в графах N 1, 4, 8, 12, 13 - различная ширина штрихов в букве, различная структура штрихов материалов письма, необычное размещение элементов буквы, что свидетельствует о внесении изменений путем дорисовки элементов буквы "е".
Поскольку названные изменения в установленном Правилами порядке не заверены, суд счел обоснованным вывод таможни о том, что представленный декларантом сертификат не соответствует требованиям статьи 12 Правил. Указанное обстоятельство влечет отказ в предоставлении тарифных преференций по правилам статьи 13 и пункта 9 статьи 11 Правил.
Суд также сослался на пункт 4 статьи 61 Кодекса, в силу которого при оформлении сертификата о происхождении товара с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Суд, исходя из установленных им фактических обстоятельств дела, обоснованно отверг довод общества о том, что принятие таможенным органом решения об отказе в предоставлении тарифных преференций возможно только лишь в случае наличия таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара, как основанное на неверном толковании норм таможенного и международного законодательства. Кодексом, а также Правилами однозначно определено, что любые нарушения в оформлении и заполнении сертификата являются основанием для отказа в получении тарифных преференций.
Суд первой инстанции также отметил, что из текста сертификата, а также из заключения технико-криминалистической экспертизы следует, что изменения в виде дорисовок внесены в сертификат в том числе в графы N 1, 4 и 13, т.е. именно в содержащие указание на страну происхождения товара; в подобной ситуации таможенный орган имел обоснованные сомнения в установлении страны происхождения товара.
Так, из имеющейся в материалах дела копии сертификата о происхождении товара по форме "СТ-2" от 14.10.2013 (л. д. 11 т. 1) следует, что при наличии в графах 1, 2, 7, 8 сертификата в тексте обычно принятого изображения прописной буквы "е" (изображение буквы "с" с добавлением перпендикулярной черточки (под углом около 90 градусов) от правого верхнего окончания буквы до середины полукольца буквы "с") имеется выполнение прописной буквы "е" путем дописки к букве "с" черточки, выполненной под углом, значительно превышающем 90 градусов (дописка черточки почти до нижнего полукольца буквы "с").
Одновременное наличие в графах 1 (адрес производителя), 4 (страна происхождения товара), 12 (наименование, адрес уполномоченного органа, выдавшего сертификат), 13 (страна производства товара, наименование уполномоченного органа) измененной буквы "е" при наличии ее обычно принятого исполнения в прописном варианте в графах 2 (адрес и страна грузополучателя) и 8 (описание товара, его сорт), а также различия в изображении цифровых значений веса товара (нетто, брутто, графа 10) и номеров инвойса и его даты (графа 11) обоснованно расценены судебными инстанциями свидетельствующими о внесении в содержание сертификата не оговоренных надлежащим образом изменений именно в графы, содержащих указание на страну происхождения товара, что повлекло обоснованные сомнения таможни в установлении страны происхождения товара.
При проверке довода жалобы об отсутствии у таможни оснований для возникновения сомнений в достоверности сведений о стране происхождения товара суд кассационной инстанции обозрел как приобщенный им к материалам дела подлинник сертификата (в связи с выявлением при сравнении с имеющейся в материалах дела копией и подлинником расхождений в части указания в графе 8 наименования товара "Frcsh apple" (подлинник) "Fresh apple" (копия, буквы "е" имеют признаки дорисовки), из которого визуально усматривается наличие расхождений в величине шрифта при заполнении в графе 8 сертификата наименования ввезенного товара "Frcsh apple" и "Idared", а также в цифровых значениях веса товара, номера инвойса и его даты (графы 10, 11).
Следовательно, одновременное наличие в тексте сертификата исполнения прописной буквы "е" в различных вариантах (в том числе при исполнении одинаковых слов), шрифтов различной величины в одних строчках и графах (строчка "Frcsh apple" и "Idared" (графа 8) обоснованно расценено судом как основание для возникновения сомнений в одномоментном изготовлении текста сертификата и, соответственно, - достоверности имеющихся в нем сведений в связи с внесением в его содержание никем не оговоренных изменений, в том числе о стране происхождения товара.
Иные доказательства факта выдачи сертификата уполномоченным органом Республики Сербия или принятия мер к его истребованию у выдавшего его органа в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.05.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 по делу N А53-33097/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)