Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.12.2015 N Ф08-9553/2015 ПО ДЕЛУ N А53-5386/2015

Требование: О признании недействительным решения таможенного органа.

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенный орган, ссылаясь на отсутствие у общества права на применение ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15 процентов при экспорте товара, завысил ее до 80 процентов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2015 г. по делу N А53-5386/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Панора" (ИНН 5911059054, ОГРН 1095911000998) - Бессонова А.Г. (доверенность от 05.03.2015), от заинтересованного лица - Южного таможенного управления (ИНН 6164027115, ОГРН 1026103296152) - Василенко А.П. (доверенность от 24.03.2015) и Леванова В.С. (доверенность от 11.06.2015), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Панора" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2015 (судья Маковкина И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2015 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А53-5386/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Панора" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Южного таможенного управления (далее - управление, таможенный орган) от 10.12.2014 N 10300000/403/101214/Т0045 и взыскании с управления в пользу общества 50 тыс. рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда от 10.08.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.10.2015, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на то, что таможня представила необходимые и достаточные доказательства для вывода об отсутствии у общества права на применение ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% при экспорте товара "лесоматериал круглый - бревна из сосны обыкновенной "Pinus Sylvestris L".
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не оценили договор купли-продажи от 30.05.2013 N 30/05-2013, заключенный между обществом и ООО "УралПромЭкспорт" и подписанный директором ООО "УралПромЭкспорт"; не учли, что экспортная разовая лицензия от 17.07.2013 N 284RU3083000014, выданная обществу отделением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Пермскому краю, получена после представления договора купли-продажи с ООО "Вектор" и в ней не указана сторона по договору от 30.05.2013. Таможенный орган не доказал, что общество не предоставляло Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в лице отделения по Пермскому краю (далее - Минпромторг России по Пермскому краю) договор, заключенный с ООО "Вектор". Оспариваемое решение вынесено с превышением полномочий таможенного органа, поскольку названная лицензия не признана незаконной. Суды не выяснили, какой товар общество фактически экспортировало. Общество представило таможенному органу документы, подтверждающие приобретение экспортируемого товара у юридических лиц, являющихся арендаторами земельных участков, на которых происходила заготовка данного товара. При рассмотрении дела суды не учли правовую позицию, изложенную в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2013 N ВАС-4404/13. Вывод судов о том, что формальное выполнение обществом требований для получения разовой лицензии не свидетельствует о возникновении у него права на применение ставки таможенной пошлины в размере 15%, противоречит законодательству Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.07.2012 N 756 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 756) ставка вывозной таможенной пошлины в размере 15% устанавливается при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
В отзыве на кассационную жалобу таможенный орган просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление провело камеральную таможенную проверку общества по вопросу достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении товара по ДТ N 10311020/070813/0003818, 10311020/190913/0004529, 10311020/231213/0006112 (далее - спорные ДТ), на который установлена тарифная квота при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
В ходе проверки установлено, что по контракту от 25.06.2013 N 25/13, заключенному с фирмой ALPEKS DIS TICARET VE PAZARLAMA LTD. STI (Турция), общество экспортировало товар (лесоматериал круглый - бревна из сосны обыкновенной "Pinus Sylvestris L", коды ТН ВЭД ТС 4403203101 и 4403203909) с применением льготной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости по экспортной разовой лицензии от 17.07.2013 N 284RU3083000014 в соответствии с постановлением N 756. Управление указало, что данная лицензия выдана обществу Минпромторгом России по Пермскому краю на основании недействительного договора купли-продажи от 30.05.2013 N 30/05-2013 и не может быть применена в отношении товара, задекларированного по спорным ДТ.
По результатам проверки управление составило акт от 10.12.2014 N 10300000/403/101214/А0045 и приняло решение от 10.12.2014 N 10300000/403/101214/Т0045, в котором указано, что экспортная квота и ставка вывозной таможенной пошлины в размере 15% при таможенном декларировании товара по спорным ДТ применены неправомерно; в отношении товара, задекларированного по спорным ДТ, подлежит применению ставка вывозной таможенной пошлины 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м.
В порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало ненормативный акт таможенного органа в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали обществу в удовлетворении требований, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Статьей 1 Соглашения правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" (действующего в период спорных правоотношений, далее - Соглашение о правилах лицензирования) установлено, что экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами осуществляется путем выдачи лицензий и соответствующих разрешений.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень).
Согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.09.2012 N 169 Единый перечень товаров дополнен пунктом 2.28 "Товары, в отношении которых государствами - членами Таможенного союза применяются ограничения в соответствии с ограничениями, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации", в том числе товаром - сосна обыкновенного вида "PINUS SYLVESTRIS L" с кодами ТН ВЭД ТС 4403 20 310 1, 4403 20 390 9. Следовательно, экспорт данного товара подлежит лицензированию.
В силу пункта 4 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1) в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.
Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 36 Закона N 5003-1).
Постановлением N 756 (действовавшим до 02.10.2013) установлена ставка вывозной таможенной пошлины товаров с кодом ТН ВЭД ТС 4403 20 310 1: 80% таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м; 15% - таможенной стоимости при наличии лицензии, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 утверждены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, в том числе товары, продекларированные и экспортированные обществом. Согласно данному постановлению ставка вывозной таможенной пошлины товаров с кодом ТН ВЭД ТС 4403 20 3909 составляет 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м; 15% - при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Согласно Правилам распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (далее - Правила) использование тарифной квоты осуществляется на основании разовой лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (пункт 8 Правил); лицензия выдается участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам, либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами (пункт 10 Правил); списки арендаторов лесных участков, обладающих правом на заготовку ели европейской и сосны обыкновенной, не имеющих задолженности по арендным платежам, размещены на официальном сайте Минпромторга России в сети Интернет (пункт 11 Правил); для оформления лицензии заявителем предоставляются, в том числе, копия договора (договоров) купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с арендатором (арендаторами) лесного участка в объеме, не превышающем объем тарифной квоты, распределенной данному участнику внешнеэкономической деятельности, в случае если заявитель не является арендатором лесного участка (пункт 12 Правил).
Таким образом, суды обоснованно указали, что предметом лицензии является товар соответствующего кода ТН ВЭД ТС, произведенный не имеющим задолженности по арендным платежам заявителем - арендатором или приобретенный заявителем у надлежащего арендатора. Именно такой товар в контексте определения разовой лицензии с учетом пункта 4 Правил и будет являться лицензируемым товаром и, соответственно, товаром, экспортируемым с использованием предоставленной лицензией тарифной квоты.
Суды установили, что разовая экспортная лицензия на вывоз лесоматериалов от 17.07.2013 N 284RU3083000014 выдана обществу на основании договора купли-продажи древесины от 30.05.2013 N 30/05-2013, заключенного с ООО "УралПромЭкспорт". Указанная лицензия отражена обществом в графах 44 "дополнительная информация, представленные документы" в спорных ДТ, однако производитель товара в графе 31 ДТ не указан.
Между тем, в ходе таможенной проверки установлено и обществом не оспаривается, что ООО "УралПромЭкспорт" не поставляло обществу лесоматериал для спорных экспортных поставок. Экспортный товар общество приобрело у ООО "Вектор".
Так, согласно объяснениям директора ООО "УралПромЭкспорт" Бартова С.А. от 15.09.2014 и 02.10.2014 поставка лесоматериалов обществу осуществлялась в 2012 году по договору купли-продажи от 11.09.2012 N 11/09-2012; в 2013 году поставка не производилась. Бартов С.А. пояснил, что в 2013 году по предварительной договоренности с обществом на поставку лесоматериала по электронной почте в адрес общества направлен предварительный договор без подписи и печати. Однако в связи с переходом ООО "УралПромЭкспорт" с 01.07.2013 на упрощенную систему налогообложения договорные отношения с обществом не состоялись, поскольку по операциям с ООО "УралПромЭкспорт" общество намеревалось возмещать НДС из бюджета, а при применении специального налогового режима ООО "УралПромЭкспорт" не имело права выставлять обществу счета-фактуры с выделенным НДС. Бартов С.А. не подписывал договор от 30.05.2013 N 30/05-2013 от имени ООО "УралПромЭкспорт", лесоматериал по данному договору обществу не продавал.
В рамках камеральной таможенной проверки общество представило договор купли-продажи от 30.05.2013 N 30/05-2013, заключенный с ООО "Вектор", счета-фактуры, товарные накладные, подтверждающие закупку у ООО "Вектор" 1597,865 куб. м лесоматериалов, в дальнейшем отгруженных по спорным ДТ на основании разовой экспортной лицензии от 17.07.2013 N 284RU3083000014.
Суды сделали вывод о недоказанности обществом наличия у него права на применение ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% при экспорте товара "лесоматериал круглый - бревна из сосны обыкновенной "Pinus Sylvestris L".
Так, суды правомерно учли сведения, содержащиеся в письме Минпромторга России по Пермскому краю от 22.09.2014 N СЭД-30-01-12.4-439, в котором указано, что договоры безвозмездного пользования и аренды лесных участков с ООО "Вектор" не заключались, и отклонили довод общества о том, что при получении лицензии от 17.07.2013 N 284RU3083000014 общество представило договор купли-продажи древесины, заключенный с ООО "Вектор", исходя из следующего.
В материалы дела представлены два договора купли-продажи древесины, одинаково датированные (30.05.2013) и одинаково пронумерованные (N 30/05-2013), с ООО "УралПромЭкспорт" и ООО "Вектор". При этом на момент выдачи лицензии ООО "УралПромЭкспорт" числилось в списке арендаторов лесных участков, обладающих правом на заготовку ели европейской и сосны обыкновенной, не имеющих задолженности по арендным платежам. Согласно информации, полученной от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, в рамках таможенной проверки, с ООО "Вектор" не заключались договоры безвозмездного пользования и аренды лесных участков.
Согласно порядку, действовавшему на момент получения лицензии, лицензия выдавалась участникам внешнеэкономической деятельности, которые являются арендаторами лесных участков, обладающими правом на заготовку ели и сосны обыкновенной, и не имеют задолженности по арендным платежам, либо которые заключили договор купли-продажи (поставки) ели и сосны обыкновенной с такими арендаторами (пункт 10 Правил).
По запросу таможенного органа, с письмом от 31.07.2014 N 083/14-033 Минпромторг России по Пермскому краю представил копию разовой лицензии от 17.07.2013 N 284RU3083000014, а также пакет документов, представленный обществом для подтверждения условий выдачи указанной лицензии в соответствии с Правилами, в том числе, договор купли-продажи древесины от 30.05.2013 N 30/05-2013, заключенный с ООО "УралПромЭкспорт", входящим в список арендаторов лесных участков, обладающих правом на заготовку ели европейской и сосны обыкновенной и не имеющим задолженности по арендным платежам.
Таким образом, лицензия от 17.07.2013 N 284RU3083000014 выдана обществу отделением Минпромторга России по Пермскому краю на основании договора купли-продажи древесины от 30.05.2013 N 30/05-2013 с ООО "УралПромЭкспорт", директор которого отрицает не только реализацию товара по данному договору, но и факт заключения этого договора с обществом.
Установив по делу все фактические обстоятельства и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, суды правильно указали, что представленная обществом при таможенном декларировании лицензия не относится к спорному товару, поскольку данный товар приобретен не у ООО "УралПромЭкспорт", а у иного лица, не относящегося к предмету лицензии, и сделали обоснованный вывод о том, что при выпуске товара общество нарушило подпункт 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза и неправомерно применило ставку вывозной таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости товара, признав законным и обоснованным решение таможни от 10.12.2014 N 10300000/403/101214/Т0045 о применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м в отношении вывезенных обществом товаров.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права (действовавших в том числе в период получения обществом экспортной разовой лицензии от 17.07.2013 N 284RU3083000014), направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2015 по делу N А53-5386/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ЧЕРНЫХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)