Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.02.2016 N 05АП-11202/2015 ПО ДЕЛУ N А51-15400/2015

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. N 05АП-11202/2015

Дело N А51-15400/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 09 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни
апелляционное производство N 05АП-11202/2015
на решение от 28.10.2015
судьи Г.Н. Палагеша
по делу N А51-15400/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Находка-Портбункер" (ИНН 2508060331, ОГРН 1032500699010, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.04.2003)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002)
- о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 2131923 рублей 01 копейки, процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей 69871 рубль 59 копеек;
- при участии:
- от ООО "Находка-Портбункер": представитель Серебрякова Е.С. по доверенности от 31.12.2015, сроком по 31.12.2018, паспорт;
- от Находкинской таможни: представитель Бермишева Е.С. по доверенности от 24.09.2015 N 05-32/86 сроком на 1 год, удостоверение;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Находка -Портбункер" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Находкинской таможни (далее по тексту - таможенный орган, таможня) излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 2131923 рублей 01 копейки, процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей 69871 рубль 59 копеек (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Находкинская таможня обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что на момент рассмотрения заявления обществом не представлены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, а также образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате. При таких обстоятельствах, таможенный орган полагает, что основания для возврата излишне уплаченных платежей отсутствуют.
В судебном заседании представитель таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "Находка-Портбункер" на доводы апелляционной жалобы возразила по основания, изложенным в письменном отзыве и дополнениям к нему. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу таможенного органа - не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В декабре 2011 года, декабре 2013 года и феврале и марте 2014 года общество на условиях FOB Аугуста Италия и FAS п. Стамбул ввезло на территорию Российской Федерации морские суда (танкеры) "Кристал Вест", "Кристал Норд", "Кристал Зюйд" и "Каролина Винд".
До ввоза судов с целью их таможенного оформления обществом посредством системы электронного таможенного декларирования в таможню были поданы предварительные таможенные декларации N 10714060/081211/0004661 (танкер "Каролина Винд"), N 10714060/101213/0005066 (танкер "Кристал Вест"), N 10714060/120214/0000392 (танкер "Кристал Норд") и N 10714060/040314/0000633 (танкер "Кристал Зюйд").
Таможенная стоимость товара (морских судов) заявлена декларантом и принята таможенным органом с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Согласно ДТС-1 к ДТ N 10714060/081211/0004661 (танкер "Каролина Винд") декларантом дополнительно включены расходы по перевозке (транспортировке) товаров до места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза в сумме 16408671 рубль 02 копейки.
В соответствии с ДТС-1 к ДТ N 10714060/101213/0005066 (танкер "Кристал Вест") в структуру таможенной стоимости ввезенного товара декларантом дополнительно включены расходы по транспортировке товаров до морского порта прибытия (графа 17 ДТС-1) в сумме 14767054 рубля 71 копейка.
В ДТС-1 к ДТ N 10714060/120214/0000392 (танкер "Кристал Норд") расходы по транспортировке составили 19045807 рублей 45 копеек, а в ДТС-1 к ДТ N 10714060/040314/0000633 (танкер "Кристал Зюйд") - 9365474 рубля 29 копеек.
Помимо расходов на транспортировку судов общество включило в структуру их таможенной стоимости расходы на страхование.
Расходы на транспортировку сложились, в том числе из стоимости бункерного топлива, которая была подтверждена представленными обществом при декларировании коммерческими инвойсами.
Выпуск судов был произведен в соответствии с заявленной обществом таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
После выпуска товаров таможней проведена выездная таможенная проверка общества по вопросу достоверности заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров, заявленных в таможенных декларациях N 10714060/081211/0004661, N 10714060/101213/0005066, N 10714060/120214/0000392, N 10714060/040314/0000633 и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров.
В ходе проведения выездной таможенной проверки таможней выявлено, что общество не включило в структуру таможенной стоимости в число дополнительных затрат расходы, понесенные на оплату услуг агентов и на оплату труда членов экипажа.
По результатам выездной таможенной проверки 08.07.2014 составлен акт N 10714000/400/080714/А0061. На основании выводов, изложенных в акте выездной таможенной проверки, таможней приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных в спорных ДТ.
Решения о корректировке послужили основанием для доначисления таможенных платежей в общей сумме 1841415 рублей 32 копеек: по ДТ N 10714060/081211/0004661-1080154 рубля 19 копеек; по ДТ N 10714060/101213/0005066-540709 рублей 99 копеек; по ДТ N 10714060/120214/0000392-139594 рубля 39 копеек; по ДТ N 10714060/040314/0000633-80956 рублей 75 копеек.
18.07.2014 общество, исходя из сведений о таможенной стоимости, указанной в решениях о корректировке таможенной стоимости, предоставило в таможенный орган корректировку деклараций на товары (далее по тексту - КДТ), декларации таможенной стоимости (далее по тексту - ДТС) и платежные поручения от 17.07.2014 N 2090 и N 2091, подтверждающие уплату дополнительно начисленных таможенных платежей.
Таможенная стоимость была скорректирована в рамках метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
23.07.2014 таможенный орган зарегистрировал КДТ и произвел записи в ДТС о принятии скорректированной таможенной стоимости, в ДТ, КДТ о проведенной корректировке.
28.07.2014 таможня составила акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей N 10714000/280711/0001035 и в этот же день выставила требования N 1948, N 1949, N 1950 и N 1951 об уплате таможенных платежей, согласно которым к уплате предъявлена пеня в общей сумме 321706 рублей 07 копеек.
В августе 2014 года общество обратилось в таможню с заявлениями о внесении изменений в спорные ДТ.
Основанием такого обращения послужило то обстоятельство, что при подаче предварительных деклараций в структуру таможенной стоимости были включены расходы на бункерное топливо в полном объеме, без учета затрат бункерного топлива, понесенных при транспортировке судов с места поставки до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.
Письмом от 01.10.2014 N 37б-10/01397 таможенный орган возвратил обществу пакет документов с обращениями от 11.08.2014 N 01-08/14, от 12.08.2014 N 03-08/14 и N 02-08/14, от 18.08.2014 N 04-08/14, указав, что поскольку таможенная стоимость по ДТ N 10714060/081211/0004661, N 10714060/101213/0005066, N 10714060/120214/0000392, N 10714060/040314/0000633 скорректирована на основании решения таможни от 08.07.2014 о корректировке таможенной стоимости, соответственно, решение об изменении таможенной стоимости принимается в соответствии со статьей 24 Закона о таможенном регулировании, то есть вышестоящим таможенным органом - Дальневосточным таможенным управлением.
06.10.2014 общество снова обратилось в таможню с заявлениями N 01-10/14, N 02-10/14, N 03-10/14, N 04-10/14 о корректировке ДТ N 10714060/081211/0004661, N 10714060/101213/0005066, N 10714060/120214/0000392, N 10714060/040314/0000633, предоставив таможне формы КДТ со ссылкой на статью 191 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Письмом от 13.11.2014 N 37б-10/01582 таможня отказала обществу в корректировке спорных ДТ на том основании, что в ходе проведения проверки после выпуска товара общество не представило документы, обосновывающие количество и стоимость израсходованного топлива. Поскольку общество согласилось с решением о корректировки таможенной стоимости по спорным ДТ, у таможенного органа отсутствовали основания для внесения изменений и дополнений в спорные ДТ после выпуска товаров по инициативе декларанта.
Расценив указанное письмо как решение об отказе в корректировке таможенных деклараций, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения незаконным.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.04.2015 по делу N А51-34777/2014 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2015 года решение Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-34777/2014 было отменено; решение таможни об отказе в корректировке таможенных деклараций, оформленное письмом от 13.11.2014 N 37б-10/01582, признано незаконным. При этом, в мотивировочной части постановления суд апелляционной инстанции отметил, что произведенный декларантом расчет таможенных платежей на остаток бункерного топлива проверен судом, отклонений не установлено. Данное обстоятельство не оспаривается таможенным органом. Согласно расчетам общая сумма переплаты по таможенным платежам составляет 2131923,01 рублей.
Учитывая, что возврат излишне уплаченных таможенных платежей таможенным органом так и не был произведен, общество, посчитав, что тем самым таможня нарушила права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Основываясь на постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество фактически уплатило в бюджет таможенные платежи в большем размере. Поскольку таможенные платежи в сумме 2131923 руб. 01 коп. являются излишне уплаченными таможенными платежами, требования заявителя об обязании таможни возвратить уплаченные таможенный платежи в указанной сумме признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования Общества о взыскании с таможенного органа суммы процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей, в соответствии с п. 6 ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ также удовлетворены судом.
Исследовав материал дела, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Из материалов дела следует, что 06.10.2014 общество обратилось в таможню с заявлениями N 01-10/14, N 02-10/14, N 03-10/14, N 04-10/14 о корректировке ДТ N 10714060/081211/0004661, N 10714060/101213/0005066, N 10714060/120214/0000392, N 10714060/040314/0000633, предоставив таможне формы КДТ со ссылкой на статью 191 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Письмом от 13.11.2014 N 37б-10/01582 таможня отказала обществу в корректировке спорных ДТ.
Однако, решение таможни об отказе в корректировке таможенных деклараций, оформленное письмом от 13.11.2014 N 37б-10/01582, постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2015 года было признано незаконным.
Признавая указанное решение таможенного органа незаконным, суд апелляционной инстанции исходил из того, что у таможенного органа отсутствовали основания для отказа обществу во внесении изменений и (или) дополнений в спорные декларации на товары.
Кроме того, в мотивировочной части постановления коллегия отметила, что произведенный декларантом расчет таможенных платежей на остаток бункерного топлива проверен судом, отклонений не установлено.
Согласно расчетам общая сумма переплаты по таможенным платежам составляет 2131923 рублей 01 копейка.
В этой связи сумма таможенных платежей, фактически уплаченных декларантом, является излишне уплаченными таможенными платежами, и заявитель имеет право на их возврат (зачет) в соответствии со статьями 89, 90 ТК ТС и Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
По правилам части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств (пункт 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Согласно части 2 этой же статьи к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Пунктом 4 части 4 статьи 122 Закона N 311-ФЗ установлено требование об обязательном представлении образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенного нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление.
В силу части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Требование о представлении образца подписи сформулированное в пункте 4 части 4 статьи 122 Закона N 311-ФЗ однозначно и не предусматривает возможности замены данного документа иным, например, копией паспорта лица, подписавшего заявление, заверенной таможенным органом.
Материалами дела подтверждается, что указанная обязанность обществом исполнена не была.
20.04.2015 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей по ДТ N 10714060/081211/0004661, N 10714060/101213/0005066, N 10714060/120214/0000392, N 10714060/040314/0000633 в общей сумме 2 131 923 рублей.
Из заявления следует, что оно подписано генеральным директором ООО "Находка-Портбункер" Цой В.С.
Вместе с тем, в пакете документов, прилагаемых к заявлению, образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате, заверенного нотариально либо таможенным органом, отсутствовал.
Согласно части 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.
Доказательств, того, что Обществом ранее в таможню представлялся образец подписи, вопреки статье 65 АПК РФ заявитель не представил.
Учитывая, что порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей носит заявительный характер, несоблюдение заявителем установленной административной процедуры свидетельствует о том, что до обращения в арбитражный суд с требованием о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей общество уклонилось от соблюдения досудебного порядка, предусмотренного федеральным законом.
По правилам пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если после принятия его к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
В пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", разъяснено, что несоблюдение указанной административной процедуры, в том числе непредставление в таможенный орган тех документов, которые прямо предусмотрены частью 2 статьи 147 и частью 2 статьи 149 Закона о таможенном регулировании, является основанием для оставления поданного в суд заявления плательщика о возврате соответствующих сумм без рассмотрения применительно к статье 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований общества о взыскании с таможенного органа излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 2 131 923, 01 руб., поскольку данное требование подлежит оставлению без рассмотрения в порядке пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм процессуального права, на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ подлежит отмене с принятием по делу в части требований о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей нового судебного акта об оставлении имущественного требования без рассмотрения.
Рассмотрев заявленные требования о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 69871,59 руб. за период с 21.05.2015 по 12.10.2015, коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Право на финансовую компенсацию потерь вследствие необоснованного отказа в возврате платежей возникает по истечении месяца с момента подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Иное толкование таможенным органом положений статьи 147 Закона о таможенном регулировании не отвечает основам таможенного регулирования.
Согласно части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты начисляются за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Поскольку заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьями 89, 90 ТК ТС и приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога", у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований Общества о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенный платежей в сумме 69871,59 руб. за период с 21.05.2015 по 12.10.2015.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении требований Общества о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенный платежей в сумме 69871,59 руб. за период с 21.05.2015 по 12.10.2015 надлежит отказать.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем при подаче заявления в сумме 33659,62 руб., на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ и статьи 110 АПК РФ подлежат возврату обществу из бюджета пропорционально требованиям, оставленным судом апелляционной инстанции без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2015 по делу N А51-15400/2015 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Находка-Портбункер" о взыскании излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 2131923 (два миллиона сто тридцать одна тысяча девятьсот двадцать три) рубля 01 коп., оставить без рассмотрения.
В остальной части требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Находка-Портбункер" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 33659,62 (тридцать три тысячи шестьсот пятьдесят девять) рублей 62 коп.,, уплаченную при подаче заявление платежным поручением N 1421 от 20.07.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Н.Н.АНИСИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)