Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.05.2016 N 05АП-2421/2016 ПО ДЕЛУ N А51-24955/2015

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. по делу N А51-24955/2015


Резолютивная часть постановления оглашена 17 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей А.В. Гончаровой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АССА",
апелляционное производство N 05АП-2421/2016
на решение от 16.02.2016
судьи Н.Н. Куприяновой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АССА" (ИНН 2540135920, ОГРН 1072540008771, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.09.2007)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005)
о признании незаконным решения об отказе в выпуске товара, заявленного в ДТ N 10702030/140815/0051885,
при участии:
- от ООО "АССА": до перерыва - представитель Брунбендер Ю.В. по доверенности от 14.12.2015 сроком до 31.12.2016, паспорт; после перерыва - представитель Куринова К.А. по доверенности от 14.12.2015 сроком до 31.12.2016, паспорт;
- от Владивостокской таможни: представитель Домашенко Ю.Г. по доверенности N 120 от 23.03.2016 сроком до 22.03.2017, удостоверение;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АССА" (далее по тексту - заявитель, общество, декларант, ООО "АССА") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее по тексту - таможенный орган, таможня) от 19.08.2015 об отказе в выпуске товаров по декларации на товары (далее по тексту - ДТ) N 10702030/140815/0051885.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "АССА" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что как на момент подачи ДТ N 10702030/140815/0051885, так и на дату принятия оспариваемого решения об отказе в выпуске товаров, внесенных обществом по авансовым платежам денежных средств было достаточно для уплаты таможенных платежей. При этом заявитель полагает, что действующее таможенное законодательство не запрещает таможенному органу списывать денежные средства с авансовых платежей, ранее уплаченных в таможню, в том числе и с платежных поручений, которые не были указаны в ДТ. Также, по мнению общества, у таможенного органа отсутствовали основания для вынесения решения об отказе в выпуске товаров до истечения установленного декларанту срока для внесения обеспечения уплаты таможенных платежей - до 24.08.2015.
В дополнении к апелляционной жалобе общество настаивает на том, что на дату принятия оспариваемого решения денежных средств для оплаты таможенных пошлин и суммы обеспечения уплаты таможенных платежей было достаточно, что подтверждается отчетом о списании денежных средств.
В судебном заседании представитель ООО "АССА" доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержала в полном объеме.
Представитель таможни в судебном заседании и в письменном отзыве, приобщенном коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), по доводам апелляционной жалобы возразила. Решение суда просила оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17.05.2016 до 13 часов 50 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола тем же секретарем судебного заседания, при участии представителей общества и таможенного органа, которые поддержали свои ранее озвученные позиции.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
В августе 2015 года во исполнение внешнеторгового контракта от 20.08.2010 N CYG2008, заключенного между обществом и иностранной компанией, на таможенную территорию Таможенного союза в РФ был ввезен товар - прокат плоский из коррозионностойкой стали общей стоимостью 18.175,50 долларов США.
В целях таможенного оформления товара декларант подал в таможню ДТ N 10702030/140815/0051885, определив таможенную стоимость товаров по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В графе В "Подробности подсчета" рассматриваемой ДТ общество распорядилось о списании денежных средств для уплаты таможенных пошлин, налогов с платежных поручений от 12.08.2015 N 732, от 20.02.2015 N 548, от 12.08.2015 N 733, от 03.03.2015 N 560.
В ходе таможенного контроля таможенным органом было установлено, что представленные к оформлению документы и сведения недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу. Таможней было принято решение от 15.08.2015 о проведении дополнительной проверки, в рамках которой декларанту было предложено в срок до 14.09.2015 представить дополнительные документы и сведения, подтверждающие таможенную стоимость товаров.
Также заявителю было предложено заполнить форму-корректировку таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить в срок до 24.08.2015 обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, в соответствии с выставленным расчетом обеспечения на сумму 219.316 рублей 83 копейки.
Письмом от 18.08.2015 исх. N б/н общество представило часть запрошенных документов, а также письменные пояснения о невозможности представления иных документов.
Кроме того, в информационном письме от 18.08.2015 исх. N б/н декларант распорядился о списании денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей на общую сумму 219.316 рублей 83 копейки (19.316 рублей 83 копейки с платежного поручения от 24.07.2015 N 707, 200.000 с платежного поручения от 17.08.2015 N 735).
В соответствии с графой В "Подробности подсчета" ДТ N 10702030/140815/0051885 общая сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, составила 279.507 рублей 23 копейки.
Учитывая, что сумма денежных средств, уплаченных обществом по платежному поручению от 12.08.2015 N 732 по состоянию на 19.08.2015 составила 218.500 рублей, по платежному поручению от 12.08.2015 N 733-50.000 рублей, таможенный орган посчитал, что сумма денежных средств, которыми декларант распорядился для уплаты таможенных пошлин, налогов составила 268.500 рублей, что на 11.007 рублей 23 копейки меньше необходимой к уплате суммы таможенных пошлин, налогов для целей выпуска спорных товаров.
Поскольку сумма таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10702030/140815/0051885 была уплачена не в полном объеме, 19.08.2015 таможней было принято решение об отказе в выпуске товаров, оформленное в виде отметки в графе "С" рассматриваемой ДТ "Отказ в выпуске товаров".
Не согласившись с решением таможенного органа об отказе в выпуске товаров, посчитав, что оно не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается несоблюдение обществом требований таможенного законодательства по уплате таможенных пошлин, налогов в полном объеме при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, в связи с чем таможня правомерно отказала в выпуске товаров.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, дополнении к ней, отзыве на жалобу, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене (изменению) по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 1 и 3 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК РФ) установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В силу подпунктов 6 и 11 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются, в том числе, сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом; а также сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса.
Как установлено подпунктом 9 пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом, в том числе: документами, подтверждающими уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей.
В силу пункта 4 статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с: пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза; пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - законодательством государств - членов таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
Пункт 1 статьи 201 ТК ТС устанавливает, что при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 ТК ТС и в пункте 2 статьи 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Таким образом, по смыслу указанных норм права уплата декларантом таможенных платежей является необходимым условием для принятия решения о выпуске товара со стороны таможенного органа.
Согласно пункту 1 статьи 116 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 311-ФЗ) ввозные таможенные пошлины, за исключением ввозных таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, уплачиваются на счет, определенный международным договором государств - членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 117 Закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер указанных в настоящей статье денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов:
1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы;
2) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа либо с момента уплаты наличных денежных средств через платежные терминалы, банкоматы;
3) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом заявления о зачете;
4) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;
6) с момента зачисления денежных средств на счета, указанные в статье 116 настоящего Федерального закона, в случае взыскания таможенных платежей за счет: товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги; залога имущества плательщика таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 2 статьи 117 Закона N 311-ФЗ для целей выпуска товаров при уплате таможенных пошлин, налогов в безналичном порядке подтверждением исполнения обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов является поступление сумм таможенных пошлин, налогов на счета, указанные в статье 116 Закона N 311-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 45 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее по тексту - Инструкция N 257), в графе 47 "Исчисление платежей" указываются сведения об исчислении таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также особенностях уплаты в соответствии с классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
Исчисление сумм таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, производится в основной строке (основных строках) раздельно по каждому виду платежа, в том числе условно начисляемого.
Согласно подпункту 46 пункта 15 указанной Инструкции в графе "В" "Подробности подсчета" указываются сведения о суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, за все товары, декларируемые в ДТ, с учетом следующих особенностей: сведения по каждому виду таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы, указываются отдельной строкой (отдельными строками) в разрезе документов, подтверждающих (отражающих) уплату платежа; все элементы разделяются между собой знаком тире "-", пробелы между элементами не допускаются.
Сведения об уплате таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы, формируются по следующей схеме:
- элемент 1 - код вида платежа в соответствии с классификатором видов таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
- элемент 2 - сумма уплаченного таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы;
- элемент 3 - цифровой код валюты уплаты в соответствии с классификатором валют;
- элемент 4 - номер документа (документов), подтверждающего/ отражающего (подтверждающих/отражающих) уплату таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы;
- элемент 5 - в Республике Армения, Российской Федерации и Республике Казахстан - дата документа (документов), подтверждающего/ отражающего (подтверждающих/отражающих) уплату таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы (XX.XX.XXXX - день, месяц, год);
- элемент 6 - способ уплаты таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы, в соответствии с классификатором способов уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
- элемент 7 - в Республике Беларусь и Республике Казахстан сведения о лице, уплатившем или за счет денежных средств (денег) которого взысканы суммы таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.
В соответствии классификатором, используемым для заполнения таможенных деклараций, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378:
- - под кодом вида платежа "1010" указывается наименование вида платежа "таможенные сборы за совершение таможенных операций (за таможенное оформление товаров, за таможенное декларирование товаров, за таможенные операции)";
- - под кодом "2010" указывается "ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение N 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014)";
- - под кодом "5010" указывается "налог на добавленную стоимость";
- - под кодом "БН" указывается наименование способа уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы - "в безналичной форме на соответствующий код бюджетной классификации";
- - под цифровым кодом валюты "643" указывается Российский рубль (RUB - буквенный код валюты).
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что, руководствуясь названными нормативными актами, в графе "В" "Подробности подсчета" ДТ N 10702030/140815/0051885 общество заявило об уплате таможенного сбора за совершение таможенных операций (код 1010) по платежному поручению от 12.08.2015 N 732; об уплате НДС (код 5010) по платежным поручениям от 12.08.2015 N 732 и от 03.03.2015 N 560; об уплате таможенной пошлины (код 2010) по платежным поручениям от 12.08.2015 N 733 и от 20.02.2015 N 548.
Согласно графе "В" основного листа рассматриваемой ДТ общая сумма исчисленных таможенных платежей, налогов по товарам, заявленных в ДТ N 10702030/140815/0051885, составила 279.507 рублей 23 копейки, из которых 1.500 рублей - таможенные сборы, 58.160 рублей 51 копейка (5%) - таможенная пошлина и 219.864 рубля 72 копейки - НДС (18%).
По распоряжению общества указанные денежные средства подлежали списанию с авансовых платежей, внесенных платежными поручениями от 12.08.2015 N 732, от 20.02.2015 N 548, от 12.08.2015 N 733, от 03.03.2015 N 560.
Соответственно, обществом самостоятельно были приняты меры по исполнению своей обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных по спорной ДТ до выпуска товаров.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что декларант путем подачи спорной ДТ и указания в ней конкретных платежных поручений и сумм исчисленных таможенных платежей распорядился внесенными на основании указанных платежных поручений авансовыми платежами.
Из материалов дела усматривается, что по платежному поручению от 12.08.2015 N 732 обществом уплачены авансовые платежи в размере 220.000 рублей, по платежному поручению от 12.08.2015 N 733-50.000 рублей, всего - 270.000 рублей, тогда как денежные средства по платежным поручениям от 03.03.2015 N 560 и от 20.02.2015 N 548 во Владивостокскую таможню не поступали, поскольку перечислены обществом на счет иного таможенного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 127, подпунктом 1 пункта 1 статьи 128 Закона N 311-ФЗ таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации; таможенные сборы уплачиваются за таможенные операции - при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации.
Как следует из отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, по состоянию на 22.09.2015 N 3065 таможенный сбор в сумме 1.500 рублей был списан таможней с платежного поручения N 732 от 12.08.2015 при регистрации ДТ в силу вышеназванных нормативных правил.
Следовательно, с момента списания таможенного сбора сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, составила 278.007 рублей 23 копейки (279.507 рублей 23 копейки - 1.500 рублей).
При этом суммы перечисленных обществом денежных средств по состоянию на 19.08.2015 составили 218.500 рублей по платежному поручению от 12.08.2015 N 732 и 50.000 рублей по платежному поручению от 12.08.2015 N 733.
То есть, сумма денежных средств, которыми декларант распорядился для уплаты таможенных пошлин, налогов составила 268.500 рублей, что на 9.507 рублей 23 копейки меньше необходимой к уплате суммы таможенных пошлин, налогов для целей выпуска спорных товаров.
Что касается довода заявителя жалобы о том, что как на момент подачи ДТ N 10702030/140815/0051885, так и на дату принятия оспариваемого решения об отказе в выпуске товаров, внесенных обществом по авансовым платежам денежных средств было достаточно для уплаты таможенных платежей, то суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее:
Статьей 73 ТК ТС и статьей 121 Закона N 311-ФЗ в качестве одного из способов уплаты таможенных платежей, внесения обеспечения уплаты таможенных платежей определено распоряжение плательщиком авансовыми платежами.
Так, в силу пункта 1 указанных норм права авансовыми платежами признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 121 Закона N 311-ФЗ авансовые платежи уплачиваются на счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации.
Из положений пункта 3 статьи 73 ТК ТС и пункта 3 статьи 121 Закона N 311-ФЗ следует, что денежные средства, уплаченные в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей либо денежного залога до тех пор, пока указанное лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей либо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
На основании распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, об их использовании, за исключением заявления на возврат авансовых платежей, таможенный орган, который осуществляет администрирование указанных денежных средств, производит идентификацию авансовых платежей в качестве таможенных платежей или денежного залога по их видам и суммам (пункт 4 статьи 121 Закона N 311-ФЗ).
Из анализа указанных норм права следует, что поскольку авансовые платежи носят обезличенный характер, распоряжение лица авансовыми платежами обусловлено суммами конкретных таможенных платежей, идентифицированных декларантом в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, которые следует уплатить по конкретной таможенной декларации.
Таким образом, таможенный орган вправе списать в счет уплаты таможенных платежей только те авансовые платежи, которыми распорядился декларант либо путем подачи ДТ с указанием конкретных реквизитов платежных документов, либо иными способами, указанными в пункте 3 статьи 73 ТК ТС.
При этом коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что таможенный орган вправе списывать авансовые платежи только с тех платежных документов, которые представил декларант, и в тех суммах, на списание которых декларант дал согласие путем подачи ДТ с указанием платежных документов.
Как уже отмечалось ранее, подавая декларацию на товары N 10702030/140815/0051885, общество распорядилось авансовыми платежами, перечисленными по платежным поручениям от 12.08.2015 N 732 и от 12.08.2015 N 733, в сумме 270.000 рублей.
Кроме того, в целях выпуска спорного товара в информационном письме от 18.08.2015 исх. N б/н декларант распорядился о списании денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей на общую сумму 219.316 рублей 83 копейки.
Так, в соответствии с данным письмом, декларант распорядился списать с платежного поручения N 735 от 17.08.2015 авансовые платежи в размере 200.000 рублей, с платежного поручения N 707 от 24.07.2015-19.316 рублей 83 копейки.
Таким образом, общество, представляя 18.08.2015 указанное информационное письмо, распорядилось авансовыми платежами с указанием конкретных сумм и платежных документов, с которых подлежат списанию денежные средства, всего в сумме 219.316 рублей 83 копейки.
При этом действительно, на дату принятия оспариваемого решения внесенных заявителем денежных средств было достаточно для оплаты таможенных пошлин и суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.
Так, из отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, следует, что остаток денежных средств, внесенных обществом по платежным поручениям от 12.08.2015 N 732, от 12.08.2015 N 733, от 17.08.2015 N 735, от 24.07.2015 N 707, на дату принятия оспариваемого решения (19.08.2015) составлял 500.084 рубля 45 копеек, из которых:
- - 218.500 рублей по платежному поручению от 12.08.2015 N 732;
- - 50.000 рублей по платежному поручению от 12.08.2015 N 733;
- - 31.584 рубля 45 копеек по платежному поручению от 24.07.2015 N 707;
- - 200.000 рублей по платежному поручению от 17.08.2015 N 735.
Общая сумма, подлежащая уплате для выпуска товаров по спорной ДТ по состоянию на 19.08.2015 составляла 497.324 рубля 06 копеек (исчисленные таможенные платежи, налоги по ДТ (279.507 рублей 23 копейки + размер обеспечения уплаты таможенных платежей (219.316 рублей 83 копейки) - таможенный сбор (1.500 рублей)).
То есть, денежных средств для оплаты таможенных пошлин, налогов и суммы обеспечения уплаты таможенных платежей было достаточно (500.084 рубля 45 копеек - 497.324 рубля 06 копеек = 2.760 рублей 39 копеек (остаток)).
Вместе тем, несмотря на наличие по состоянию на 18.08.2015 остатка денежных средств, внесенных заявителем по платежному поручению от 24.07.2015 N 707, в размере 31.584 рубля 45 копеек, общество письмом от 18.08.2015 распорядилось о списании с указанного платежного документа только 19.316 рублей 83 копейки под обеспечение уплаты таможенных платежей.
Распоряжений относительно списания с данного платежного поручения суммы в счет уплаты недоплаченной суммы таможенных пошлин, налогов в размере 9.507 рублей 23 копейки, декларант не производил.
При этом, общество, располагая сведениями о том, что денежные средства по платежным поручениям от 03.03.2015 N 560 и от 20.02.2015 N 548 были уплачены им на счет иного таможенного органа, не было лишено возможности распорядиться авансовыми платежами, уплаченными, в том числе платежным поручением от 24.07.2015 N 707, в счет уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме 9.507 рублей 23 копейки.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявителем не совершены действия по распоряжению авансовыми платежами, внесенными на счет таможенного органа в качестве авансовых платежей, для уплаты таможенных пошлин, налогов по спорной ДТ в полном размере.
Довод заявителя о том, что таможня даже при отсутствии указаний декларанта на платежный документ вправе самостоятельно произвести зачет таможенных пошлин, налогов в случае достаточности авансовых платежей, коллегией во внимание не принимается, поскольку из анализа статей 117, 121 Закона N 311-ФЗ, статей 82, 211 ТК ТС следует, что уплата таможенных пошлин, налогов любым из способов, установленным законом, относится к обязанностям декларанта, при этом таможенный орган не вправе самостоятельно, без заявления декларанта, производить зачет исчисленных по декларации сумм, поскольку принятие таких мер является свидетельством применения мер принудительного взыскания, которые на этапе декларирования и уплаты таможенных платежей декларантом в установленные сроки до выпуска товара не допустимы.
Таким образом, таможня не имела правовых оснований без прямого волеизъявления декларанта списать 9.507 рублей 23 копейки с авансовых платежей, ранее уплаченных в таможню, в том числе внесенных обществом по платежному поручению от 24.07.2015 N 707, даже несмотря на имеющийся на нем остаток неизрасходованных денежных средств.
С учетом изложенного, таможня правомерно пришла к выводу о неисполнении обществом подпункта 3 пункта 1 статьи 195 ТК ТС, в связи с чем на основании статьи 201 ТК ТС отказала в выпуске товара, проставив соответствующую отметку в графе "С" ДТ N 10702030/140815/0051885.
Основанный на неверном толковании норм права довод общества о нарушении таможенным органом установленного срока для принятия решения об отказе в выпуске товаров, апелляционная коллегия отклоняет ввиду следующего:
Пункт 1 статьи 196 ТК ТС предусматривает, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом таможенного союза.
Как установлено пунктом 4 указанной нормы права сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Если иное не предусмотрено частью 13 статьи 86, частью 9 статьи 232, частью 8 статьи 279 и частью 6 статьи 283 настоящего Федерального закона, выпуск товаров осуществляется в максимально короткие сроки, но не позднее установленных пунктом 1 статьи 196 ТК ТС. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них (пункт 1 статьи 220 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 2 этой же статьи Закона N 311-ФЗ продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается исключительно в случаях, в том числе если в соответствии с положениями ТК ТС и настоящего Федерального закона выпуск может быть осуществлен при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов - до предоставления указанного обеспечения, а также проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Из материалов дела следует, что вместе с решением о проведении дополнительной проверки от 15.08.2015 до декларанта был доведен размер обеспечения уплаты таможенных платежей, а также установлен срок, в который должно было быть внесено обеспечение в целях выпуска товаров - 24.08.2015.
Таким образом, таможенным органом фактически продлен срок выпуска товаров до 24.08.2015.
По мнению ООО "АССА" у таможенного органа отсутствовали основания для вынесения 19.08.2015 решения об отказе в выпуске товаров до истечения установленного декларанту срока для внесения обеспечения уплаты таможенных платежей - до 24.08.2015.
Между тем, совокупного анализа вышеуказанных положений статьи 196 ТК ТС и статьи 220 Закона N 311-ФЗ следует, что таможенным законодательством установлен предельный (максимальный) срок (до десяти дней), на который может быть продлен срок выпуска товаров, при этом данный срок ограничен моментом внесения декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Иными словами, независимо от того, до какого срока декларанту предложено внести обеспечение (как правило, в решении о проведении дополнительной проверки указывается максимальный срок), срок продления автоматически заканчивается в день предоставления обеспечения уплаты таможенный пошлин, налогов (в рассматриваемом случае предоставлением такого обеспечения является письмо от 18.08.2015, в котором декларант распорядился о списании денежных средств в сумме 219.316 рублей 83 копейки).
При таких обстоятельствах решение таможенного органа от 19.08.2015 об отказе в выпуске товаров по ДТ N 10702030/140815/0051885 соответствует требованиям пункта 4 статьи 196 ТК ТС, пункта 2 статьи 220 Закона N 311-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
При этом, ошибочный вывод суда первой инстанции в части недоплаты обществом таможенных пошлин, налогов в сумме 11.007 рублей 23 копейки, не повлек принятия неправильного судебного акта, соответственно основания для отмены решения суда первой инстанции с учетом пункта 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены, как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судебной коллегией не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.02.2016 по делу N А51-24955/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК

Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)