Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2016 N 12АП-346/2016 ПО ДЕЛУ N А57-13981/2015

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2016 г. по делу N А57-13981/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абросимовым О.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "1В.РУ" - Безобразова Е.А., действующая по доверенности от 14.02.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни (г. Новороссийск)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 16 декабря 2015 года по делу N А57-13981/2015 (судья Лескина Т.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "1В.РУ"
заинтересованные лица:
Новороссийская таможня (г. Новороссийск),
общество с ограниченной ответственностью "Балтика-Транс" (г. Санкт-Петербург)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
установил:

в арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "1В.РУ" (далее заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни Федеральной таможенной службы (далее таможенный орган, таможня) N 10317000-348/2015 от 22 мая 2015 года.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 16 декабря 2015 года признано незаконным и отменено постановление Новороссийской таможни N 10317000-348/2015 от 22.05.2015 года о привлечении ООО "IB.РУ" к административной ответственности.
Производство по административному делу прекращено.
Новороссийская таможня, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 04 февраля 2016 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Новороссийской таможни, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя общества с ограниченной ответственностью "1В.РУ", проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.08.2013 г. ООО "1В.РУ" и компания "1b.USA LLC" США заключили внешнеэкономический контракт N 1/10/08/13 купли-продажи товаров (средств гигиены, товары для дома, товары для здоровья, пищевые добавки, средства по уходу за лицом и телом, товары бытовой химии, парфюмерии и др.) номенклатура, ассортимент и цена которых указаны в коммерческих инвойсах на каждую поставку, являющихся неотъемлемой частью контракта.
16.12.2013 г. ООО "1В.РУ" и таможенный представитель ОО "Балтика-Транс" заключили договор на оказание услуг таможенного представителя N 715/А.
19.12.2014 г. в соответствии со ст. ст. 179, 180, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза специалистом по таможенному оформлению ООО "Балтика-Транс" в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни посредством электронной формы декларирования была подана ДТ N 10317110/191214/0032247 на товары 5-ти наименований, прибывших в адрес ООО "1В.РУ" на т/х "VIOLET" в контейнере N CRXU 3138861.
В связи с отсутствием разрешительных документов (деклараций о соответствии), подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в отношении товаров, заявленных по ДТ N 10317110/191214/0032247, в таможенный орган было представлено письменное заявление ООО "1В.РУ" (N 96 от 19.12.2014), в соответствии с которым общество просит разрешить условный выпуск вышеуказанных товаров под обязательство произвести обязательную сертификацию продукции и представить декларации о соответствии, а также материалы, подтверждающие факт нанесения соответствующей маркировки на товары.
25.12.2014 г. на основании данного обращения лица таможенным органом был осуществлен условный выпуск товаров, заявленных по ДТ N 10317110/19214/0332247. При этом срок предоставления разрешительных документов (деклараций о соответствии) истекал 08.02.2015 г.
ООО "1В.РУ" представило в таможенный орган гарантийное письмо от 29.01.2015 г., в котором обязалось представить необходимые документы не позднее 08.02.2015 г.
10.02.2015 г. в Новороссийский юго-восточный таможенный пост Новороссийской таможни зарегистрировало поступившее письменное обращение таможенного представителя ООО "Балтика-Транс", осуществляющего таможенное декларирование вышеуказанных товаров, с просьбой внести изменения в графу 44 ДТ N 10317110/191214/003227 на основании прилагаемых деклараций о соответствии от 26.12.2014 г. ТС N Д-C N.F N 19/B/01570, ТС N RU
Д-C N.АГ96.04073, ТС N RU Д-С N.АГ96.В.04074 ТС N RU Д-С N.АГ96.В.04075, ТС N RU Д-С N.АГ96.В.04076 (исх. от 08.02.2015 г., входящий N 998 от 10.02.2015 г.)
Таможенный орган посчитал, что в установленный срок, а именно в течение 45 дней после условного выпуска товаров, который истекал 08.02.2015 г., таможенному органу не были представлены разрешительные документы (декларации о соответствии), подтверждающие соблюдение установленных ограничений.
По факту выявленных нарушений уполномоченным лицом Новороссийской таможни 10.04.2015 г. вынесено постановление о возбуждении дела об административного правонарушении по части 3 ст. 16.12 КоАП РФ и проведении административного расследования.
07.05.2015 г. в отношении ООО "1В.РУ" составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Новороссийской таможней вынесено постановление N 10317000-348/2015 о привлечении ООО "1и.РУ" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 ст. 16.12 КоАП РФ в виде штрафа в размере 110000 руб.
ООО "1В.РУ" считая указанное постановление незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из отсутствия события административного правонарушения, вменяемого заявителю.
Новороссийская таможня, оспаривая решение суда первой инстанции, указывает на то, что событие вменяемого обществу в вину административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ, установлено, вина общества в его совершении подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Апелляционный суд считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 данного Закона.
Согласно п. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (подп. 8 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Пункт 1 ст. 183 Таможенного кодекса Таможенного союза предусматривает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Требования по представлению при таможенном декларировании документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (документы о соответствии) также установлены подп. "а", "б" п. 9 ст. 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", п. 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 25.12.2012 N 294, исходя из которых подача таможенной декларации на продукцию (товары) должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (документы о соответствии), к которым относятся: сертификат соответствия, декларация о соответствии, сертификат соответствия Таможенного союза.
Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках таможенного союза (утверждено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294), установлено, что к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится в том числе, продукция (товары), которая включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза установлены обязательные требования.
Предоставление документа, подтверждающего соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза является одним из условий выпуска товара.
В соответствии со ст. 6 Технического регламента Таможенного Союза 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. N 799, выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза парфюмерно-косметическая продукция подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования.
В ч. 1 ст. 219 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном декларировании" указано, что в случаях, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы, в письменной или электронной форме, разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения. Выпуск товаров осуществляется при предоставлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о предоставлении документов в установленный срок.
В силу п. 1 ст. 98 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Согласно п. 1 ст. 5 Таможенного кодекса Таможенного союза, срок, установленный таможенным законодательством таможенного союза, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено.
В соответствии с частью 6 статьи 5 ТК ТС, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора, срок, установленный для предоставления в таможенный орган разрешительных документов, истекал 08.02.2015 г.
Однако, поскольку 08.02.2015 г. выпадало на воскресенье, последним днем срока для представления соответствующих разрешительных документов, являлось 09.02.2015 г.
Судом первой инстанции правомерно не принята ссылка таможенного органа на то, что 08.02.2015 г. на соответствующем таможенном посту Новороссийской таможни был установлен рабочий день, поскольку нормами ТК ТС предусмотрена обязанность совершать таможенные операции в нерабочие дни, если в местах перемещения товаров через таможенную границу и иных местах нахождения таможенных органов установлено рабочее время работы таможенных органов в нерабочие дни, установлена исключительно в отношении таможенных операций, совершаемых таможенными органами (например, обязанность по выпуску товаров), и данная обязанность не распространяется на таможенные операции, осуществляемые иными лицами (декларантами, брокерами, перевозчиками, владельцами склада СВХ и др.).
Как следует из материалов дела, 09.02.2015 г. таможенный представитель ООО "Балтика-Транс" Кандулина М.С. посредством электронной формы декларирования представила в таможенный орган изменения в ДТ, что подтверждается формой корректировки декларации на товары КДТ1 и журналом регистрации сообщений.
Данное обстоятельство Новороссийской таможней не опровергается.
В соответствии с п. 7 ст. 5 Таможенного кодекса Таможенного союза, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 (двадцати четырех) часов последнего дня срока. Однако, если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции. Письменные заявления и извещения, сданные в учреждение (организацию) почтовой связи до 24 (двадцати четырех) часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.
Следовательно, днем исполнения обязанности декларантом (таможенным представителем) обязанности по представлению документов считается дата их регистрации в таможенном органе в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, если документы были представлены декларантом (таможенным представителем) непосредственно в таможенный орган, либо дата отправки на почтовом штемпеле при предоставлении документов по почте.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции в оспариваемом решении пришел к обоснованному выводу, что направление вышеуказанных документов по электронной почте 09.02.2015 г. лишь в 19 час. 30 мин, после окончания рабочего времени в таможенном органе, не означает, что обществом нарушен срок представления документов.
Факт отправления документов 09.02.2015 г. и получения их таможенным органом подтверждается материалами дела.
При этом регистрация таможенным органом поступивших от общества документов 10.02.2015 г. в рассматриваемом случае не имеет правового значения.
Следовательно, обязанность общества по представлению документов исполнена 09.02.2015 г., что соответствует последнему дню срока, установленного таможенным органом для представления документов.
Таким образом, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии события административного правонарушения, вменяемого заявителю.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, постановление Новороссийской таможни Федеральной таможенной службы N 10317000-348/2015 от 22 мая 2015 года правомерно признано незаконным и отменено, дело об административном правонарушении - прекращено.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение арбитражного суда Саратовской области от 16 декабря 2015 года по делу N А57-13981/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Новороссийской таможни без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА
Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)