Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2016 года
Полный текст решения изготовлен 20 января 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Логистик" (ИНН 7452121959, ОГРН 1157452001410, далее - общество) к Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина (далее - таможня) о признании недействительным решения.
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Казаков С.В., Шибаев А.С. (доверенность от 16.11.2015); таможни - Башун Н.В. (доверенность от 29.12.2015 N 06-55/100), Бородин Н.В. (доверенность от 31.12.2015 N 06-55/108).
Общество 17.11.2015 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения таможни от 06.11.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной обществом в декларации на товары N 10508010/120815/0011643.
Таможня требование не признала, указав, что оспариваемое решение было принято на основании того, что представленные обществом документы не устранили признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товара, решение соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав общества.
В судебном заседании общество ходатайствовало о приобщении к материалам дела письма компании-поставщика от 17.12.2015 N 48, акта сверки взаимных расчетов за период с 27.05.2015 по 01.12.2015.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Суд
12.08.2015 общество с целью таможенного декларирования представило в таможенный пост Аэропорт Кольцово декларацию на товары N 10508010/120815/0011643 (далее - декларация N 11643). Таможенная стоимость товаров определена обществом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило внешнеторговый контракт N 2015/1 от 27.05.2015 (далее контракт), заключенный с компанией "Elis Group Limited" (Китай), инвойс N 2015/1 от 10.08.2015 на сумму 140100 долларов США, коммерческий счет от 10.08.2015 N 2015/4 на сумму 140100 долларов США, документ на оплату товара - поручение на перевод валюты N 2015/1 от 30.07.2015, декларацию таможенной стоимости ДТС-1.
13.08.2015 таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости ввезенных товаров по декларации N 11643, в связи с чем обществу предложено в срок до 11.01.2015 представить дополнительные документы для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товара.
Таможня предложила обществу представить: 1) банковские платежные документы по оплате счетов-фактур (инвойсов) по предыдущим поставкам и по данной партии товара; 2) платежные поручения с отметками банка по предыдущим поставкам и по данной товарной партии товаров; 3) выписка с лицевого счета с указанием номеров контракта, паспорта сделки, счета покупателя и продавца, а также ведомость банковского контроля, справку о проведении валютных операций; 4) оригинал или надлежащим образом заверенная копия экспортной таможенной декларации страны отправления товаров с переводом на русский язык; 5) заверенные копии действующих приложений, дополнений, изменений, спецификаций к представленному контракту (договору); 6) бухгалтерские документы о постановке товаров на учет: учетная политика организации, выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета (карточки счетов 41, 44, 45, 52, 60, 61 с расшифровкой), кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов; 7) имеющуюся в распоряжении декларанта документально подтвержденную информацию о таможенной стоимости идентичных или однородных ввезенных ранее товаров, об их цене на внутреннем рынке РФ, а также пояснения о влияющих на цену сделки физических характеристиках; 8) иные документы, позволяющие установить причины отклонения стоимости ввозимых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа; 9) документы о предстоящей реализации ввезенных товаров (договоры, счет-фактуры, банковские платежные документы); 10) страховые документы (договор, сертификат страхования), подтверждающие расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров; калькуляция транспортных расходов от перевозчика по территории иностранного государства; договор на оказание услуг; 11) документы по предыдущим поставкам.
Товар выпущен таможенным органом под обеспечение уплаты таможенных платежей, рассчитанных таможенным органом в размере 516952 руб. 82 коп.
09.10.2015 в таможенный орган во исполнение решения о проведении дополнительной проверки были представлены: заявления на перевод денежных средств; справки о валютных операциях; декларации на товары; учетная политика организации; карточка счета 002; карточка счета 44; карточка счета 60; платежные поручения за период с июня 2015 года по август 2015 года.
06.11.2015 таможенным постом Аэропорт Кольцово принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации N 11643, по резервному методу.
Общество, считая, что принятое таможенным органом решение о корректировке таможенной стоимости товаров является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требование общества следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Пунктом 2 статьи 65 ТК ТС предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение), ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Статьей 4 Соглашения предусмотрено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения, при любом из предусмотренных данной нормой условий, в том числе если покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Статьей 66 ТК ТС определено, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (ст. 67 ТК ТС).
В соответствии с положениями статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Таким образом, основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров является обнаружение таможенным органом того, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) неправильно определена таможенная стоимость товаров.
В соответствии с разъяснениями, которые даны постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" (далее - постановление ВАС РФ N 29) под несоблюдением установленного таможенным законодательством условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений (п. 1).
Согласно пункту 5 постановления ВАС РФ N 29, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие), при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" выявление таможенным органом признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе перечисленных в пункте 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", не является само по себе основанием для корректировки таможенной стоимости товара, а служит лишь поводом к проведению дополнительной проверки, поскольку выявление признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товара означает лишь возникновение у таможенного органа предположений о недостоверности таких сведений.
Таможня полагала, что представленные обществом документы по решению о проведении дополнительной проверки не являются достаточными для подтверждения заявленной таможенной стоимости и не могут быть приняты к рассмотрению таможенным органом для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Довод таможни о непредставлении обществом экспортной декларации по декларации на товары N 11643 судом отклоняется.
По смыслу статьи 69 ТК ТС при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснения причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
В связи с этим не предоставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может само по себе служить безусловным доказательством количественной неопределенности или недостоверности заявленных в таможенных целях сведений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума от 19.04.2005 N 13643/04 и от 19.06.2007 N 3323/07, предусмотренная законом обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона или обычая делового оборота.
Так, контрактом N 2015/1 от 27.05.2015 не предусмотрено условие о предоставлении продавцом покупателю копии экспортной декларации.
Вопреки доводу таможни, экспортная декларация не включена нормами действующего таможенного законодательства в число документов, которые необходимы для ввоза и таможенного оформления товара.
Ссылка таможни на предусмотренное таможенным законодательством ее право запрашивать от декларанта экспортную декларацию судом отклоняется, поскольку наличие такого права не означает, что непредставление экспортной декларации может рассматриваться в качестве доказательства недостоверности заявленной таможенной стоимости, если только таможенным органом не будет доказано, в частности, что условиями внешнеторгового контракта предусмотрена обязательство иностранного продавца предоставить ее покупателю по просьбе последнего.
Кроме того, суд считает, что таможня не опровергла довод общества о том, что выбранные таможней товары (ввезенные иными лицами), не являются однородными по отношению к спорным товарам.
Согласно статье 3 Соглашения для целей настоящего Соглашения используемые понятия имеют следующее значение:
- "идентичные товары" - товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для непризнания товаров идентичными, если в остальном эти товары соответствуют требованиям настоящего абзаца. Товары не считаются идентичными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на единой таможенной территории таможенного союза. Понятие "произведенные" ("произведены") применительно к товарам имеет также значения "добытые", "выращенные", "изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)". Идентичные товары, произведенные иным лицом, чем производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, принимаются во внимание лишь в случаях, когда не выявлены идентичные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования;
- "однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на единой таможенной территории таможенного союза. Понятие "произведенные" ("произведены") применительно к товарам имеет также значения "добытые", "выращенные", "изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)". Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования;
- Из объяснений общества следует, что выбранные таможней товары, хотя и классифицируются с ввезенными обществом товарами в одной товарной позиции, но отличаются техническим характеристикам, условиям поставки и другим.
Как уже было отмечено, в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной таможенной стоимости товаров (п. 2 ст. 2 Соглашения).
Суд исходит из того, что данное требование международного договора адресовано, в первую очередь, к таможенному органу, осуществляющему публичные полномочия. В данном деле суд считает, что указанное требование таможней не выполнено: определенная таможней стоимость ввезенных обществом товаров для таможенных целей основана на использовании произвольной таможенной стоимости товаров, что привело к принятию незаконного и нарушающего права общества решения.
Довод таможни о неподтвержденности оплаты ввезенного товара, отклоняется судом.
Из представленных обществом акта сверки расчетов с компанией-поставщиком за период с 27.05.2015 по 01.12.2015 и письма компании-поставщика от 17.12.2015 исх. N 48 следует, что спорный товар на сумму 140100 долларов США согласно инвойсу N 2015/4 от 10.08.2015 был оплачен обществом в следующем порядке: 23.07.2015 - в сумме 9 337 долларов США и 30.07.2015 - 130 763 долларов США (лист 2, пункт 4).
При таких обстоятельствах суд считает, что таможня не доказала наличия у нее законных оснований для изменения (корректировки) заявленной обществом таможенной стоимости товаров.
На основании изложенного суд считает, что оспариваемое решение следует признать недействительным.
В порядке распределения судебных расходов следует взыскать с таможни в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины (платежное поручение N 175 от 13.11.2015) в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь ст. 110, ст. 167 - 170, 179, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
1. Требование общества с ограниченной ответственностью "Логистик" удовлетворить.
Признать недействительным (незаконным) решение Кольцовской таможни от 06.11.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N 10508010/120815/0011643.
2. Взыскать с Кольцовской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Логистик" судебные расходы в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.01.2016 ПО ДЕЛУ N А60-55006/2015
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 января 2016 г. по делу N А60-55006/2015
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2016 года
Полный текст решения изготовлен 20 января 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Логистик" (ИНН 7452121959, ОГРН 1157452001410, далее - общество) к Кольцовской таможне имени В.А. Сорокина (далее - таможня) о признании недействительным решения.
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Казаков С.В., Шибаев А.С. (доверенность от 16.11.2015); таможни - Башун Н.В. (доверенность от 29.12.2015 N 06-55/100), Бородин Н.В. (доверенность от 31.12.2015 N 06-55/108).
Общество 17.11.2015 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения таможни от 06.11.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной обществом в декларации на товары N 10508010/120815/0011643.
Таможня требование не признала, указав, что оспариваемое решение было принято на основании того, что представленные обществом документы не устранили признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товара, решение соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав общества.
В судебном заседании общество ходатайствовало о приобщении к материалам дела письма компании-поставщика от 17.12.2015 N 48, акта сверки взаимных расчетов за период с 27.05.2015 по 01.12.2015.
Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Суд
установил:
12.08.2015 общество с целью таможенного декларирования представило в таможенный пост Аэропорт Кольцово декларацию на товары N 10508010/120815/0011643 (далее - декларация N 11643). Таможенная стоимость товаров определена обществом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество представило внешнеторговый контракт N 2015/1 от 27.05.2015 (далее контракт), заключенный с компанией "Elis Group Limited" (Китай), инвойс N 2015/1 от 10.08.2015 на сумму 140100 долларов США, коммерческий счет от 10.08.2015 N 2015/4 на сумму 140100 долларов США, документ на оплату товара - поручение на перевод валюты N 2015/1 от 30.07.2015, декларацию таможенной стоимости ДТС-1.
13.08.2015 таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости ввезенных товаров по декларации N 11643, в связи с чем обществу предложено в срок до 11.01.2015 представить дополнительные документы для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товара.
Таможня предложила обществу представить: 1) банковские платежные документы по оплате счетов-фактур (инвойсов) по предыдущим поставкам и по данной партии товара; 2) платежные поручения с отметками банка по предыдущим поставкам и по данной товарной партии товаров; 3) выписка с лицевого счета с указанием номеров контракта, паспорта сделки, счета покупателя и продавца, а также ведомость банковского контроля, справку о проведении валютных операций; 4) оригинал или надлежащим образом заверенная копия экспортной таможенной декларации страны отправления товаров с переводом на русский язык; 5) заверенные копии действующих приложений, дополнений, изменений, спецификаций к представленному контракту (договору); 6) бухгалтерские документы о постановке товаров на учет: учетная политика организации, выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета (карточки счетов 41, 44, 45, 52, 60, 61 с расшифровкой), кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов; 7) имеющуюся в распоряжении декларанта документально подтвержденную информацию о таможенной стоимости идентичных или однородных ввезенных ранее товаров, об их цене на внутреннем рынке РФ, а также пояснения о влияющих на цену сделки физических характеристиках; 8) иные документы, позволяющие установить причины отклонения стоимости ввозимых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа; 9) документы о предстоящей реализации ввезенных товаров (договоры, счет-фактуры, банковские платежные документы); 10) страховые документы (договор, сертификат страхования), подтверждающие расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров; калькуляция транспортных расходов от перевозчика по территории иностранного государства; договор на оказание услуг; 11) документы по предыдущим поставкам.
Товар выпущен таможенным органом под обеспечение уплаты таможенных платежей, рассчитанных таможенным органом в размере 516952 руб. 82 коп.
09.10.2015 в таможенный орган во исполнение решения о проведении дополнительной проверки были представлены: заявления на перевод денежных средств; справки о валютных операциях; декларации на товары; учетная политика организации; карточка счета 002; карточка счета 44; карточка счета 60; платежные поручения за период с июня 2015 года по август 2015 года.
06.11.2015 таможенным постом Аэропорт Кольцово принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации N 11643, по резервному методу.
Общество, считая, что принятое таможенным органом решение о корректировке таможенной стоимости товаров является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требование общества следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Пунктом 2 статьи 65 ТК ТС предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" (далее - Соглашение), ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Статьей 4 Соглашения предусмотрено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения, при любом из предусмотренных данной нормой условий, в том числе если покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Статьей 66 ТК ТС определено, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 настоящего Кодекса, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (ст. 67 ТК ТС).
В соответствии с положениями статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Таким образом, основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров является обнаружение таможенным органом того, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) неправильно определена таможенная стоимость товаров.
В соответствии с разъяснениями, которые даны постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" (далее - постановление ВАС РФ N 29) под несоблюдением установленного таможенным законодательством условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений (п. 1).
Согласно пункту 5 постановления ВАС РФ N 29, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие), при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" выявление таможенным органом признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе перечисленных в пункте 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", не является само по себе основанием для корректировки таможенной стоимости товара, а служит лишь поводом к проведению дополнительной проверки, поскольку выявление признаков недостоверности заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости товара означает лишь возникновение у таможенного органа предположений о недостоверности таких сведений.
Таможня полагала, что представленные обществом документы по решению о проведении дополнительной проверки не являются достаточными для подтверждения заявленной таможенной стоимости и не могут быть приняты к рассмотрению таможенным органом для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Довод таможни о непредставлении обществом экспортной декларации по декларации на товары N 11643 судом отклоняется.
По смыслу статьи 69 ТК ТС при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснения причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости.
В связи с этим не предоставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может само по себе служить безусловным доказательством количественной неопределенности или недостоверности заявленных в таможенных целях сведений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума от 19.04.2005 N 13643/04 и от 19.06.2007 N 3323/07, предусмотренная законом обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона или обычая делового оборота.
Так, контрактом N 2015/1 от 27.05.2015 не предусмотрено условие о предоставлении продавцом покупателю копии экспортной декларации.
Вопреки доводу таможни, экспортная декларация не включена нормами действующего таможенного законодательства в число документов, которые необходимы для ввоза и таможенного оформления товара.
Ссылка таможни на предусмотренное таможенным законодательством ее право запрашивать от декларанта экспортную декларацию судом отклоняется, поскольку наличие такого права не означает, что непредставление экспортной декларации может рассматриваться в качестве доказательства недостоверности заявленной таможенной стоимости, если только таможенным органом не будет доказано, в частности, что условиями внешнеторгового контракта предусмотрена обязательство иностранного продавца предоставить ее покупателю по просьбе последнего.
Кроме того, суд считает, что таможня не опровергла довод общества о том, что выбранные таможней товары (ввезенные иными лицами), не являются однородными по отношению к спорным товарам.
Согласно статье 3 Соглашения для целей настоящего Соглашения используемые понятия имеют следующее значение:
- "идентичные товары" - товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для непризнания товаров идентичными, если в остальном эти товары соответствуют требованиям настоящего абзаца. Товары не считаются идентичными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на единой таможенной территории таможенного союза. Понятие "произведенные" ("произведены") применительно к товарам имеет также значения "добытые", "выращенные", "изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)". Идентичные товары, произведенные иным лицом, чем производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, принимаются во внимание лишь в случаях, когда не выявлены идентичные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования;
- "однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на единой таможенной территории таможенного союза. Понятие "произведенные" ("произведены") применительно к товарам имеет также значения "добытые", "выращенные", "изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)". Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования;
- Из объяснений общества следует, что выбранные таможней товары, хотя и классифицируются с ввезенными обществом товарами в одной товарной позиции, но отличаются техническим характеристикам, условиям поставки и другим.
Как уже было отмечено, в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной таможенной стоимости товаров (п. 2 ст. 2 Соглашения).
Суд исходит из того, что данное требование международного договора адресовано, в первую очередь, к таможенному органу, осуществляющему публичные полномочия. В данном деле суд считает, что указанное требование таможней не выполнено: определенная таможней стоимость ввезенных обществом товаров для таможенных целей основана на использовании произвольной таможенной стоимости товаров, что привело к принятию незаконного и нарушающего права общества решения.
Довод таможни о неподтвержденности оплаты ввезенного товара, отклоняется судом.
Из представленных обществом акта сверки расчетов с компанией-поставщиком за период с 27.05.2015 по 01.12.2015 и письма компании-поставщика от 17.12.2015 исх. N 48 следует, что спорный товар на сумму 140100 долларов США согласно инвойсу N 2015/4 от 10.08.2015 был оплачен обществом в следующем порядке: 23.07.2015 - в сумме 9 337 долларов США и 30.07.2015 - 130 763 долларов США (лист 2, пункт 4).
При таких обстоятельствах суд считает, что таможня не доказала наличия у нее законных оснований для изменения (корректировки) заявленной обществом таможенной стоимости товаров.
На основании изложенного суд считает, что оспариваемое решение следует признать недействительным.
В порядке распределения судебных расходов следует взыскать с таможни в пользу общества судебные расходы по уплате государственной пошлины (платежное поручение N 175 от 13.11.2015) в сумме 3 000 рублей.
Руководствуясь ст. 110, ст. 167 - 170, 179, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Требование общества с ограниченной ответственностью "Логистик" удовлетворить.
Признать недействительным (незаконным) решение Кольцовской таможни от 06.11.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N 10508010/120815/0011643.
2. Взыскать с Кольцовской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Логистик" судебные расходы в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ
Ю.К.КИСЕЛЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)