Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от таможни: представитель Некрасова Е.Л. по доверенности от 14.10.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ай Си Эл Групп"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18.05.2016 по делу N А53-26048/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ай Си Эл Групп"
к Ростовской таможне
о признании требований об уплате таможенных платежей недействительными,
принятое судьей Воловой Н.И.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ай Си Эл Групп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня) о признании требований об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N 257/1, N 258/1 и N 259/1 недействительными.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.016 в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано тем, что требования таможни об уплате таможенных платежей являются законными и обоснованными, выставлены в адрес заявителя как солидарно обязанного лица в связи с принятием таможенным органом решений о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что судом необоснованно принята позиция таможни, направленная на определение таможенной стоимости по резервному методу, основанная на использовании информации о товарах, поставлявшихся на несопоставимых условиях, иного вида, производителя и назначения, что свидетельствует о нарушении положений ст. 10 Соглашения Таможенного союза от 25.01.2008.
Таможня представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель общества в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство об отложении судебного заседания для обеспечения возможности явки представителя.
Апелляционный суд, с учетом мнения представителя таможни, протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства общества, поскольку суд явку представителя обязательной не признавал, в материалах дела собраны все необходимые документы, достаточные для рассмотрения жалобы по существу.
В связи с этим, жалоба рассматривается в отсутствие представитель общества на основании части 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель таможни в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Спортрум" по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932 задекларирован товар "краска порошковая эпоксидно-полиэфирная в виде мелкодисперсного порошка, смеси, не содержит этилового спирта, изготовлена на основе полиэфирных карбоксилатных и эпоксидных смол, предназначена для окрашивания металлических поверхностей, изготовитель - ELEMENT 1С VE DIC TICARET VE BOYA SAN. LTD. STI, товарный знак: отсутствует", марка: Organic, классифицируемый в товарной подсубпозиции 3907999000 ТН ВЭД ТС, страна происхождения - Турция (ИТС -1,75 $/кг).
Товар ввезен из Турции на условиях поставки FOB-Стамбул во исполнение внешнеторгового контракта от 17.02.2012 N 01-02/2012, заключенного с фирмой "YE HONG HOLDINGS LIMITED", K.H.P.
При таможенном декларировании таможенная стоимость товара определена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе камеральной таможенной проверки таможенным органом (ЮТУ) в адрес ООО "Спортрум" направлено требование о представлении документов, в том числе, подлинники прайс-листов завода-изготовителя, экспортные декларации и инвойсы страны вывоза.
В рамках камеральной таможенной проверки и осуществления контроля таможенной стоимости после выпуска товаров, задекларированных по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932 таможенным органом (ЮТУ) была установлена недостаточность предоставленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости документов, а также выявлены признаки, свидетельствующие о заявлении недостоверных сведений по таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 7 статьи 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" по результатам камеральной проверки ЮТУ материалы были направлены в Ростовскую таможню для принятия решений о корректировке таможенной стоимости товаров, в том числе, задекларированных по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932.
По результатам камеральной таможенной проверки СТКПВТ ЮТУ Ростовской таможней были приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10313010/070813/0003932, N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757 и доначислены таможенные пошлины, налоги; в адрес декларанта ООО "Спортрум" Ростовской таможней направлены требования об уплате таможенных платежей.
В связи с тем, что таможенное декларирование товара по указанным ДТ осуществлялось таможенным представителем общества по поручению декларанта ООО "Спортрум", таможней в адрес заявителя, как солидарно обязанного лица, направлены требования об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N 257/1, N 258/1 и N 259/1 одновременно с требованиями декларанту ООО "СПОРТРУМ".
Считая требования об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N 257/1, N 258/1 и N 259/1 недействительными, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности отказа в удовлетворении судом первой инстанции заявления общества.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов Таможенного союза.
Законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке (часть 2 статьи 150 Закона N 311-ФЗ).
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Закона N 311-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 Закона N 311-ФЗ, а также, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (часть 3 статьи 150 Закона N 311-ФЗ).
Таким образом, независимо от избранной таможенным органом процедуры взыскания таможенных платежей (административной либо судебной), ей предшествует выставление требования об уплате таможенных платежей.
В рамках административной процедуры бесспорное взыскание производится на основании решения о взыскании, принимаемого таможенным органом не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (статья 153 Закона N 311-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Кодекса, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Вместе с тем, пунктом 8 статьи 152 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары.
Суд установил, что требования об уплате таможенных платежей были направлены в адрес заявителя, как солидарно обязанного лица, и поступили 22.06.2015.
Следовательно, требования законодательства в части соблюдения сроков выставления требования об уплате таможенных платежей таможенным органом не нарушены.
Исходя из пункта 5 статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
В пункте 6 статьи 152 Закона N 311-ФЗ указано, что обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункта 7 статьи 152 Закона N 311-ФЗ при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела.
Исходя из пункта 8 статьи 152 Закона N 311-ФЗ в случае принятия решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки декларации на товары.
Порядок оформления результатов таможенной проверки установлен статьей 178 Закона N 311-ФЗ, пунктом 5 которой предусмотрено, что случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Службой таможенного контроля после выпуска товаров ЮТУ на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза проведена камеральная таможенная проверка ООО "Спортрум" по вопросу проверки достоверности сведений, заявленных о таможенной стоимости товаров: полимерное порошковое покрытие, для окраски металлических поверхностей", задекларированных в регионе деятельности Ростовской таможни в период с 24.07.2012 по 27.11.2013, о чем свидетельствует акт N 10300000/403/120315/А0082.
В ходе проведения таможенной проверки установлено, что ООО "Спортрум" не выполнены требования п. 4 ст. 65 ТК ТС, а также ст. 2 Соглашения, которыми предусмотрено, что заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Также установлены факты, указывающие на занижение таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров, задекларированных по указанным ДТ, подлежит корректировке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" по результатам камеральной проверки ЮТУ материалы были направлены в Ростовскую таможню для принятия решений о корректировке таможенной стоимости товаров, в том числе, задекларированных по ДТ N N 10313010/140813/0004233, 10313010/270813/0004757, 10313010/070813/0003932.
Решения о корректировке таможенной стоимости товаров по указанным ДТ от 10.04.2015 были приняты таможни в соответствии с актом камеральной таможенной проверки N 10300000/403/120315/А0082 и приложением к нему; таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932 определена в соответствии с положениями статьи 10 Соглашения на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа информация для применения резервного метода на основании стоимости сделки с однородным товаром, помещенным под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, задекларированных по ДТ N 10317110/140713/0014820.
На основании указанных решений о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932 заявителю были требования об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N N 257/1, 258/1, 259/1.
Таким образом, соответствующие решения в сфере таможенного дела, решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, а также акты обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей составлены в пределах сроков, предусмотренных частью 2 статьи 164 Закона для осуществления таможенного контроля. Требования об уплате таможенных платежей N N 524/1, 525/1, 537/1 были направлены в установленные статьей 152 Закона N 311 сроки, таким образом, нарушения сроков выставления и направления заявителю спорных требований отсутствуют.
В силу статьи 111 Кодекса таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
Как следует из материалов дела, ООО "Спортрум" по ДТ N N 10313010/140813/0004233, 10313010/270813/0004757, 10313010/070813/0003932 был задекларирован товар "краска порошковая эпоксидно-полиэфирная в виде мелкодисперсного порошка, смеси, не содержит этилового спирта, изготовлена на основе полиэфирных карбоксилатных и эпоксидных смол, предназначена для окрашивания металлических поверхностей, изготовитель - ELEMENT 1С VE DIC TICARET VE BOYA SAN. LTD. STI, товарный знак: отсутствует", марка: Organic, классифицируемый в товарной подсубпозиции 3907999000 ТН ВЭД ТС, страна происхождения - Турция (ИТС -1,75 $/кг).
Товар ввезен из Турции на условиях поставки FOB-Стамбул во исполнение внешнеторгового контракта от 17.02.2012 N 01-02/2012, заключенного с фирмой "YE HONG HOLDINGS LIMITED", K.H.P.
Согласно Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс-2010" термин "Free on Board" ("Свободно на борту") означает, что продавец поставляет товар на борт судна, номинированного покупателем в поименованном порту отгрузки, или обеспечивает предоставление поставленного таким образом товара. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна, и с этого момента покупатель несет все расходы.
Покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара от поименованного порта отгрузки (пункт Б 3) и оплатить все относящиеся к товару расходы с момента его поставки (пункт Б 6). Продавец обязан нести все расходы, связанные с проверкой товара (проверка качества, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для поставки товара, а также расходы по инспектированию товара перед отгрузкой, которое предписывается властями страны вывоза. Продавец обязан за свой счет обеспечить упаковку товара, за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли обычно принято отгружать указанный в договоре товар без упаковки. Маркировка упакованного товара должна быть осуществлена надлежащим образом (пункт А 9).
Согласно "Инкотермс-2010" при условиях поставки FOB расходы по перевозке товара от порта отгрузки до территории Российской Федерации оплачиваются покупателем.
ООО "Спортрум" в графе 17 ДТС-1 по ДТ N 10313010/070813/0003932 заявлены расходы по перевозке товаров до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза (г. Азов) в сумме 42 820,07 руб., по ДТ N 10313010/140813/0004233 заявлены расходы по перевозке товаров до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза (г. Азов) в сумме 85 910,76 руб., по ДТ N 10313010/270813/0004757 заявлены расходы по перевозке товаров до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза (г. Азов) в сумме 42 843,32 руб.
В подтверждение заявленных расходов по ДТ N 10313010/070813/0003932 представлены: контракт морской перевозки от 19.07.2012 N 1907/Ф, счета-фактуры на оплату морского фрахта по маршруту Стамбул - Азов.
По условиям контракта морской перевозки клиент обязан оплатить погрузку контейнеров на судно порту отправления и оформление соответствующих документов (пункт 2.2.5). Размер фрахта оговаривается в приложениях к договору, которые являются его неотъемлемой частью, однако, документы, подтверждающие включение в таможенную стоимость товара стоимости доставки шара до порта погрузки, стоимость погрузки контейнеров на судно в порту отправления и оформление соответствующих документов, размер фрахта на оказываемые услуги, а также приложения к контракту морской перевозки, которые являются его неотъемлемой частью, декларантом не представлены. Также не представлены документы, подтверждающие наличие (отсутствие) страхования груза.
Поскольку заявленные ООО "Спортрум" сведения о стоимости транспортировки товара до места ввоза на таможенную территорию Таможенного союза надлежащим образом не подтверждены, декларантом не соблюдена структура таможенной стоимости (транспортные расходы, расходы на страхование учтены не в полном объеме), Ростовской таможней были приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных в указанных ДТ, а впоследствии и спорные требования об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N N 257/1, 258/1, 259/1.
Таким образом, доначисление таможенных платежей по результатам таможенного контроля осуществлено исходя из произведенной таможенным органом корректировки, расчеты являются верными, произведены в соответствии с требованиями таможенного законодательства.
На основании пункта 4 статьи 195 Кодекса выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии Таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих в информационные системы таможенного органа.
Одним из таких оснований является уплата таможенных платежей, которую в силу статей 15 и 79 Кодекса, пункта 5 статьи 60 и статьи 114 Закона N 311-ФЗ может осуществлять не только декларант, но и таможенный представитель.
Согласно статье 79 Кодекса плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с подпунктом 34 пункта 1 статьи 4 и пунктом 1 статьи 12 Кодекса таможенный представитель - это юридическое лицо, которое признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей, и совершающее в рамках таможенного законодательства таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц на договорной основе.
Таможенные операции представляют собой действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза. К таким действиям в том числе относятся декларирование товара и уплата таможенных платежей (статья 4 Кодекса).
Таким образом, лицо, совершающее таможенные операции и заявляющее в ходе их совершения сведения о товаре, подлежащем таможенному оформлению, в том числе его таможенную стоимость, самостоятельно определяет полноту и достоверность таких сведений и тем самым непосредственно влияет на обоснованность и достоверность исчисления размера таможенных платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.11.2001 N 202-О, уплата таможенных платежей - необходимое условие таможенного оформления товаров представляет собой, по существу, не гражданско-правовое обязательство, а публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары, и таможенном брокере (посреднике), декларирующих, представляющих и предъявляющих товары от собственного имени.
В основу установленной таможенным законодательством имущественной обязанности таможенного представителя, связанной с внесением таможенных платежей, положен сложный юридический состав, который образуют договор, заключенный таможенным представителем с декларантом (заинтересованным лицом), и императивное предписание Кодекса. При этом федеральный законодатель не возлагает на таможенного представителя обязанность по уплате таможенных платежей единолично и в полном объеме, а использует конструкцию солидарной обязанности, которая не только гарантирует удовлетворение фискального интереса государства, но и учитывает специфику договорных отношений между таможенным представителем и его контрагентом.
Правовое регулирование, при котором на таможенного представителя возложена обязанность за результат проведения таможенных операций, в том числе за уплату таможенных платежей, обусловлено специальным статусом данного лица как осуществляющего таможенные операции на профессиональной основе. Кроме того, деятельность, осуществляемая таможенным представителем, является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли и по своей природе носит рисковый характер.
В Законе N 311-ФЗ содержатся ссылки на применение при таможенных операциях гражданского законодательства Российской Федерации, а также предусмотрено прямое регулирование таможенных отношений имущественного характера с использованием механизмов гражданского права. Так, пунктом 6 статьи 60 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Данная публично-правовая обязанность по уплате таможенных платежей, возникнув в связи с наличием обстоятельств, указанных в пункте 6 статьи 60 Закона N 311-ФЗ, может прекратиться только по основаниям, предусмотренным законом, в частности, статьей 80 Кодекса. Данная норма такого основания как выпуск товара в свободное обращение не содержит.
Согласно статье 322 ГК РФ, солидарная обязанность возникает, если солидарность обязанности предусмотрена договором или установлена законом. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 323 ГК РФ, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
В силу прямого указания части 4 статьи 150 Закона N 311-ФЗ при применении мер по принудительному взысканию таможенных платежей таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, начисление таможенных платежей в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара в свободное обращение не освобождает таможенного представителя от обязанности уплатить таможенные платежи. Законодатель не ограничил пределы солидарной обязанности таможенного представителя периодом декларирования товара и (или) его выпуском.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 191-О-О "По запросу Арбитражного суда Нижегородской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 144, пункта 2 статьи 149, пункта 1 статьи 320, пункта 4.1 статьи 348 и пункта 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации".
Как видно из материалов дела, общество является профессиональным участником на рынке реализации услуг по таможенному оформлению товара; оказывало услуги ООО "Спортрум" по таможенному декларированию спорного товара и, соответственно, как таможенный представитель несет солидарную с ООО "Спортрум" обязанность по уплате таможенных платежей, связанных с ввозом товара по спорным ДТ, вне зависимости от того, выпущен товар в свободное обращение или нет. По этим причинам направление таможней в адрес общества требований об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N 257/1, N 258/1 и N 259/1 закону не противоречит.
Таким образом, требования таможни об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N 257/1, N 258/1 и N 259/1 являются законными и обоснованными, выставлены в адрес заявителя как солидарно обязанного лица в связи с принятием таможенным органом решений о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2015 N 305-КГ14-7863, от 12.05.2015 N 308-КГ15-3514, Постановлении Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2015 по делу N А32-6376/2013.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.2016 по делу N А53-26048/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2016 N 15АП-10843/2016 ПО ДЕЛУ N А53-26048/2015
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2016 г. N 15АП-10843/2016
Дело N А53-26048/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от таможни: представитель Некрасова Е.Л. по доверенности от 14.10.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ай Си Эл Групп"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18.05.2016 по делу N А53-26048/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ай Си Эл Групп"
к Ростовской таможне
о признании требований об уплате таможенных платежей недействительными,
принятое судьей Воловой Н.И.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ай Си Эл Групп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня) о признании требований об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N 257/1, N 258/1 и N 259/1 недействительными.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.016 в удовлетворении требований отказано. Решение мотивировано тем, что требования таможни об уплате таможенных платежей являются законными и обоснованными, выставлены в адрес заявителя как солидарно обязанного лица в связи с принятием таможенным органом решений о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что судом необоснованно принята позиция таможни, направленная на определение таможенной стоимости по резервному методу, основанная на использовании информации о товарах, поставлявшихся на несопоставимых условиях, иного вида, производителя и назначения, что свидетельствует о нарушении положений ст. 10 Соглашения Таможенного союза от 25.01.2008.
Таможня представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель общества в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство об отложении судебного заседания для обеспечения возможности явки представителя.
Апелляционный суд, с учетом мнения представителя таможни, протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайства общества, поскольку суд явку представителя обязательной не признавал, в материалах дела собраны все необходимые документы, достаточные для рассмотрения жалобы по существу.
В связи с этим, жалоба рассматривается в отсутствие представитель общества на основании части 3 статьи 156 АПК РФ.
Представитель таможни в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Спортрум" по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932 задекларирован товар "краска порошковая эпоксидно-полиэфирная в виде мелкодисперсного порошка, смеси, не содержит этилового спирта, изготовлена на основе полиэфирных карбоксилатных и эпоксидных смол, предназначена для окрашивания металлических поверхностей, изготовитель - ELEMENT 1С VE DIC TICARET VE BOYA SAN. LTD. STI, товарный знак: отсутствует", марка: Organic, классифицируемый в товарной подсубпозиции 3907999000 ТН ВЭД ТС, страна происхождения - Турция (ИТС -1,75 $/кг).
Товар ввезен из Турции на условиях поставки FOB-Стамбул во исполнение внешнеторгового контракта от 17.02.2012 N 01-02/2012, заключенного с фирмой "YE HONG HOLDINGS LIMITED", K.H.P.
При таможенном декларировании таможенная стоимость товара определена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе камеральной таможенной проверки таможенным органом (ЮТУ) в адрес ООО "Спортрум" направлено требование о представлении документов, в том числе, подлинники прайс-листов завода-изготовителя, экспортные декларации и инвойсы страны вывоза.
В рамках камеральной таможенной проверки и осуществления контроля таможенной стоимости после выпуска товаров, задекларированных по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932 таможенным органом (ЮТУ) была установлена недостаточность предоставленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости документов, а также выявлены признаки, свидетельствующие о заявлении недостоверных сведений по таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 7 статьи 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" по результатам камеральной проверки ЮТУ материалы были направлены в Ростовскую таможню для принятия решений о корректировке таможенной стоимости товаров, в том числе, задекларированных по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932.
По результатам камеральной таможенной проверки СТКПВТ ЮТУ Ростовской таможней были приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10313010/070813/0003932, N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757 и доначислены таможенные пошлины, налоги; в адрес декларанта ООО "Спортрум" Ростовской таможней направлены требования об уплате таможенных платежей.
В связи с тем, что таможенное декларирование товара по указанным ДТ осуществлялось таможенным представителем общества по поручению декларанта ООО "Спортрум", таможней в адрес заявителя, как солидарно обязанного лица, направлены требования об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N 257/1, N 258/1 и N 259/1 одновременно с требованиями декларанту ООО "СПОРТРУМ".
Считая требования об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N 257/1, N 258/1 и N 259/1 недействительными, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности отказа в удовлетворении судом первой инстанции заявления общества.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов Таможенного союза.
Законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке (часть 2 статьи 150 Закона N 311-ФЗ).
До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Закона N 311-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 Закона N 311-ФЗ, а также, если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (часть 3 статьи 150 Закона N 311-ФЗ).
Таким образом, независимо от избранной таможенным органом процедуры взыскания таможенных платежей (административной либо судебной), ей предшествует выставление требования об уплате таможенных платежей.
В рамках административной процедуры бесспорное взыскание производится на основании решения о взыскании, принимаемого таможенным органом не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (статья 153 Закона N 311-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Кодекса, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Вместе с тем, пунктом 8 статьи 152 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары.
Суд установил, что требования об уплате таможенных платежей были направлены в адрес заявителя, как солидарно обязанного лица, и поступили 22.06.2015.
Следовательно, требования законодательства в части соблюдения сроков выставления требования об уплате таможенных платежей таможенным органом не нарушены.
Исходя из пункта 5 статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
В пункте 6 статьи 152 Закона N 311-ФЗ указано, что обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункта 7 статьи 152 Закона N 311-ФЗ при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела.
Исходя из пункта 8 статьи 152 Закона N 311-ФЗ в случае принятия решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки декларации на товары.
Порядок оформления результатов таможенной проверки установлен статьей 178 Закона N 311-ФЗ, пунктом 5 которой предусмотрено, что случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Службой таможенного контроля после выпуска товаров ЮТУ на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза проведена камеральная таможенная проверка ООО "Спортрум" по вопросу проверки достоверности сведений, заявленных о таможенной стоимости товаров: полимерное порошковое покрытие, для окраски металлических поверхностей", задекларированных в регионе деятельности Ростовской таможни в период с 24.07.2012 по 27.11.2013, о чем свидетельствует акт N 10300000/403/120315/А0082.
В ходе проведения таможенной проверки установлено, что ООО "Спортрум" не выполнены требования п. 4 ст. 65 ТК ТС, а также ст. 2 Соглашения, которыми предусмотрено, что заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Также установлены факты, указывающие на занижение таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров, задекларированных по указанным ДТ, подлежит корректировке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" по результатам камеральной проверки ЮТУ материалы были направлены в Ростовскую таможню для принятия решений о корректировке таможенной стоимости товаров, в том числе, задекларированных по ДТ N N 10313010/140813/0004233, 10313010/270813/0004757, 10313010/070813/0003932.
Решения о корректировке таможенной стоимости товаров по указанным ДТ от 10.04.2015 были приняты таможни в соответствии с актом камеральной таможенной проверки N 10300000/403/120315/А0082 и приложением к нему; таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932 определена в соответствии с положениями статьи 10 Соглашения на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа информация для применения резервного метода на основании стоимости сделки с однородным товаром, помещенным под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, задекларированных по ДТ N 10317110/140713/0014820.
На основании указанных решений о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932 заявителю были требования об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N N 257/1, 258/1, 259/1.
Таким образом, соответствующие решения в сфере таможенного дела, решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, а также акты обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей составлены в пределах сроков, предусмотренных частью 2 статьи 164 Закона для осуществления таможенного контроля. Требования об уплате таможенных платежей N N 524/1, 525/1, 537/1 были направлены в установленные статьей 152 Закона N 311 сроки, таким образом, нарушения сроков выставления и направления заявителю спорных требований отсутствуют.
В силу статьи 111 Кодекса таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
Как следует из материалов дела, ООО "Спортрум" по ДТ N N 10313010/140813/0004233, 10313010/270813/0004757, 10313010/070813/0003932 был задекларирован товар "краска порошковая эпоксидно-полиэфирная в виде мелкодисперсного порошка, смеси, не содержит этилового спирта, изготовлена на основе полиэфирных карбоксилатных и эпоксидных смол, предназначена для окрашивания металлических поверхностей, изготовитель - ELEMENT 1С VE DIC TICARET VE BOYA SAN. LTD. STI, товарный знак: отсутствует", марка: Organic, классифицируемый в товарной подсубпозиции 3907999000 ТН ВЭД ТС, страна происхождения - Турция (ИТС -1,75 $/кг).
Товар ввезен из Турции на условиях поставки FOB-Стамбул во исполнение внешнеторгового контракта от 17.02.2012 N 01-02/2012, заключенного с фирмой "YE HONG HOLDINGS LIMITED", K.H.P.
Согласно Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс-2010" термин "Free on Board" ("Свободно на борту") означает, что продавец поставляет товар на борт судна, номинированного покупателем в поименованном порту отгрузки, или обеспечивает предоставление поставленного таким образом товара. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна, и с этого момента покупатель несет все расходы.
Покупатель обязан за свой счет заключить договор перевозки товара от поименованного порта отгрузки (пункт Б 3) и оплатить все относящиеся к товару расходы с момента его поставки (пункт Б 6). Продавец обязан нести все расходы, связанные с проверкой товара (проверка качества, измерение, взвешивание, подсчет), необходимой для поставки товара, а также расходы по инспектированию товара перед отгрузкой, которое предписывается властями страны вывоза. Продавец обязан за свой счет обеспечить упаковку товара, за исключением случаев, когда в данной отрасли торговли обычно принято отгружать указанный в договоре товар без упаковки. Маркировка упакованного товара должна быть осуществлена надлежащим образом (пункт А 9).
Согласно "Инкотермс-2010" при условиях поставки FOB расходы по перевозке товара от порта отгрузки до территории Российской Федерации оплачиваются покупателем.
ООО "Спортрум" в графе 17 ДТС-1 по ДТ N 10313010/070813/0003932 заявлены расходы по перевозке товаров до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза (г. Азов) в сумме 42 820,07 руб., по ДТ N 10313010/140813/0004233 заявлены расходы по перевозке товаров до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза (г. Азов) в сумме 85 910,76 руб., по ДТ N 10313010/270813/0004757 заявлены расходы по перевозке товаров до места прибытия на таможенную территорию Таможенного союза (г. Азов) в сумме 42 843,32 руб.
В подтверждение заявленных расходов по ДТ N 10313010/070813/0003932 представлены: контракт морской перевозки от 19.07.2012 N 1907/Ф, счета-фактуры на оплату морского фрахта по маршруту Стамбул - Азов.
По условиям контракта морской перевозки клиент обязан оплатить погрузку контейнеров на судно порту отправления и оформление соответствующих документов (пункт 2.2.5). Размер фрахта оговаривается в приложениях к договору, которые являются его неотъемлемой частью, однако, документы, подтверждающие включение в таможенную стоимость товара стоимости доставки шара до порта погрузки, стоимость погрузки контейнеров на судно в порту отправления и оформление соответствующих документов, размер фрахта на оказываемые услуги, а также приложения к контракту морской перевозки, которые являются его неотъемлемой частью, декларантом не представлены. Также не представлены документы, подтверждающие наличие (отсутствие) страхования груза.
Поскольку заявленные ООО "Спортрум" сведения о стоимости транспортировки товара до места ввоза на таможенную территорию Таможенного союза надлежащим образом не подтверждены, декларантом не соблюдена структура таможенной стоимости (транспортные расходы, расходы на страхование учтены не в полном объеме), Ростовской таможней были приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных в указанных ДТ, а впоследствии и спорные требования об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N N 257/1, 258/1, 259/1.
Таким образом, доначисление таможенных платежей по результатам таможенного контроля осуществлено исходя из произведенной таможенным органом корректировки, расчеты являются верными, произведены в соответствии с требованиями таможенного законодательства.
На основании пункта 4 статьи 195 Кодекса выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза, если иной порядок не установлен решением Комиссии Таможенного союза, путем внесения (проставления) соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы, а также соответствующих в информационные системы таможенного органа.
Одним из таких оснований является уплата таможенных платежей, которую в силу статей 15 и 79 Кодекса, пункта 5 статьи 60 и статьи 114 Закона N 311-ФЗ может осуществлять не только декларант, но и таможенный представитель.
Согласно статье 79 Кодекса плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с подпунктом 34 пункта 1 статьи 4 и пунктом 1 статьи 12 Кодекса таможенный представитель - это юридическое лицо, которое признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей, и совершающее в рамках таможенного законодательства таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц на договорной основе.
Таможенные операции представляют собой действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза. К таким действиям в том числе относятся декларирование товара и уплата таможенных платежей (статья 4 Кодекса).
Таким образом, лицо, совершающее таможенные операции и заявляющее в ходе их совершения сведения о товаре, подлежащем таможенному оформлению, в том числе его таможенную стоимость, самостоятельно определяет полноту и достоверность таких сведений и тем самым непосредственно влияет на обоснованность и достоверность исчисления размера таможенных платежей, подлежащих перечислению в бюджет.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.11.2001 N 202-О, уплата таможенных платежей - необходимое условие таможенного оформления товаров представляет собой, по существу, не гражданско-правовое обязательство, а публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары, и таможенном брокере (посреднике), декларирующих, представляющих и предъявляющих товары от собственного имени.
В основу установленной таможенным законодательством имущественной обязанности таможенного представителя, связанной с внесением таможенных платежей, положен сложный юридический состав, который образуют договор, заключенный таможенным представителем с декларантом (заинтересованным лицом), и императивное предписание Кодекса. При этом федеральный законодатель не возлагает на таможенного представителя обязанность по уплате таможенных платежей единолично и в полном объеме, а использует конструкцию солидарной обязанности, которая не только гарантирует удовлетворение фискального интереса государства, но и учитывает специфику договорных отношений между таможенным представителем и его контрагентом.
Правовое регулирование, при котором на таможенного представителя возложена обязанность за результат проведения таможенных операций, в том числе за уплату таможенных платежей, обусловлено специальным статусом данного лица как осуществляющего таможенные операции на профессиональной основе. Кроме того, деятельность, осуществляемая таможенным представителем, является предпринимательской, направлена на систематическое получение прибыли и по своей природе носит рисковый характер.
В Законе N 311-ФЗ содержатся ссылки на применение при таможенных операциях гражданского законодательства Российской Федерации, а также предусмотрено прямое регулирование таможенных отношений имущественного характера с использованием механизмов гражданского права. Так, пунктом 6 статьи 60 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Данная публично-правовая обязанность по уплате таможенных платежей, возникнув в связи с наличием обстоятельств, указанных в пункте 6 статьи 60 Закона N 311-ФЗ, может прекратиться только по основаниям, предусмотренным законом, в частности, статьей 80 Кодекса. Данная норма такого основания как выпуск товара в свободное обращение не содержит.
Согласно статье 322 ГК РФ, солидарная обязанность возникает, если солидарность обязанности предусмотрена договором или установлена законом. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 323 ГК РФ, при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
В силу прямого указания части 4 статьи 150 Закона N 311-ФЗ при применении мер по принудительному взысканию таможенных платежей таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, начисление таможенных платежей в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товара в свободное обращение не освобождает таможенного представителя от обязанности уплатить таможенные платежи. Законодатель не ограничил пределы солидарной обязанности таможенного представителя периодом декларирования товара и (или) его выпуском.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 191-О-О "По запросу Арбитражного суда Нижегородской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 144, пункта 2 статьи 149, пункта 1 статьи 320, пункта 4.1 статьи 348 и пункта 2 статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации".
Как видно из материалов дела, общество является профессиональным участником на рынке реализации услуг по таможенному оформлению товара; оказывало услуги ООО "Спортрум" по таможенному декларированию спорного товара и, соответственно, как таможенный представитель несет солидарную с ООО "Спортрум" обязанность по уплате таможенных платежей, связанных с ввозом товара по спорным ДТ, вне зависимости от того, выпущен товар в свободное обращение или нет. По этим причинам направление таможней в адрес общества требований об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N 257/1, N 258/1 и N 259/1 закону не противоречит.
Таким образом, требования таможни об уплате таможенных платежей от 03.06.2015 N 257/1, N 258/1 и N 259/1 являются законными и обоснованными, выставлены в адрес заявителя как солидарно обязанного лица в связи с принятием таможенным органом решений о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10313010/140813/0004233, N 10313010/270813/0004757, N 10313010/070813/0003932.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2015 N 305-КГ14-7863, от 12.05.2015 N 308-КГ15-3514, Постановлении Арбитражного Суда Северо-Кавказского округа от 04.02.2015 по делу N А32-6376/2013.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.05.2016 по делу N А53-26048/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Г.А.СУРМАЛЯН
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)