Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.08.2017 N 19АП-4643/2017 ПО ДЕЛУ N А35-685/2017

Разделы:
Вывоз (экспорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2017 г. по делу N А35-685/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Юпитер 9": Рожкова И.И., доверенность N 4 от 30.12.2016,
от Курской таможни: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Курской таможни на решение Арбитражного суда Курской области от 16.05.2017 по делу N А35-685/2017 (судья Суходольская Н.Е.), принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Юпитер 9" (ОГРН 1034637004181, ИНН 4630028309) к Курской таможне о признании незаконным бездействия, об обязании возвратить излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 951 355,13 руб.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Юпитер 9" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным бездействия Курской таможни (далее - Таможня, таможенный орган), выразившегося в невозврате Обществу излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 951 355,13 руб. по декларации на товары N 10108072/220316/0000216 на основании заявления ООО "Юпитер 9" от 25.11.2016, об обязании Курской таможни восстановить нарушенные права и законные интересы ООО "Юпитер 9" путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 951 355,13 руб. на расчетный счет ООО "Юпитер 9".
Решением Арбитражного суда Курской области от 16.05.2017 по делу N А35-685/2017 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган ссылается, что экономическим смыслом таможенной процедуры реимпорта является полная компенсация бюджету ранее предоставленных при вывозе товара льгот, возмещений или освобождений от уплаты пошлин, налогов, внутренних налогов и субсидий. Поскольку при экспорте (при вывозе товара) Обществом применена "нулевая" ставка НДС, то есть Обществу была предоставлена льгота при вывозе товара по ДТ N 10108072/010316/0000145, то у Общества отсутствовали основания для внесения изменений в ДТ N 10108072/220316/0000216 и, как следствие, возврата ООО "Юпитер 9" НДС в размере 951 355,13 руб.
В представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение Арбитражного суда Курской области без изменения, считает судебный акт законным и обоснованным, выводы суда - основанными на имеющихся в деле доказательствах.
В материалы дела представлено заявление таможенного органа с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В силу ч. 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителей Таможни.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение условий договора N 137Т-РФ-УА от 25.12.2015, заключенного ООО "Юпитер 9" и ООО "Юпитер 9 Агросервис" (Украина), Общество осуществил отгрузку (экспорт) товара: 6 тяжелых пружинных борон STRAWMASTER 7000-70FT. За пределы Таможенного союза товар, помещенный под процедуру экспорта, вывезен по ДТ N 10108072/010316/0000145, N 10108072/010316/0000147 и N 10108072/010316/0000148.
ООО "Юпитер 9" и ООО "Юпитер 9 Агросервис" 11.03.2016 заключили дополнительное соглашение N 1 к договору N 137Т-РФ-УА от 25.12.2015, в соответствии с которым ООО "Юпитер 9 Агросервис" (Украина) возвращает ООО "Юпитер 9" 2 тяжелых пружинных бороны STRAWMASTER 7000-70FT из 6 ранее поставленных.
На Крупецком таможенном посту 23.03.2016 разрешен выпуск 2 тяжелых пружинных борон STRAWMASTER 7000-70FT на территорию Таможенного союза, что подтверждается соответствующими штампами таможни на ДТ N 10108072/220316/0000216.
При ввозе продукции в режиме реимпорта ООО "Юпитер 9", по требованию Таможни, уплатило налог на добавленную стоимость в размере 951 355,13 рублей, что подтверждается платежными поручениями.
ООО "Юпитер 9" 25.11.2016 обратилось в Курскую таможню с заявлением о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, поскольку данная таможенная процедура не предполагает уплату таможенных платежей, однако, Курская таможня письмом от 08.12.2016 N 18-32/18304 возвратила без исполнения заявление ООО "Юпитер 9".
Считая незаконным бездействие Таможни, выразившееся в невозврате Обществу излишне уплаченного НДС в сумме 951 355,13 руб., Общество обратилось в Арбитражный суд Курской области соответствующим заявлением.
Согласно статье 292 Таможенного кодекса Таможенного союза реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 293 Таможенного кодекса Таможенного союза под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары, в том числе, помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если: эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 (трех) лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории таможенного союза или в иной срок, установленный в соответствии с пунктом 2 данной статьи; эти товары находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации); таможенному органу представлены документы в соответствии со статьей 294 данного Кодекса.
Согласно пункта 3 статьи 293 Таможенного кодекса Таможенного союза при реимпорте возмещение налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.
При реимпорте возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 288 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, - на счет, определенный этим международным договором: суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если суммы таких пошлин, налогов и (или) проценты с них не взимались либо были возвращены в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза; суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Согласно пункта 2 статьи 288 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность по уплате сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, внутренних налогов, субсидий и иных сумм в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
- Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации, установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с указанным Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (подпункт 2 пункт 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации);
- В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 указанного Кодекса.
Из этого следует, что при ввозе на территорию Российской Федерации собственного товара в порядке реимпорта объекта налогообложения не возникает.
Как установил суд первой инстанции, при ввозе продукции в режиме реимпорта ООО "Юпитер 9" по требованию таможенного органа уплатило налог на добавленную стоимость в размере 951 355,13 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 16.03.2016 N 1139, от 18.03.2016 N 1166, от 22.03.2016, N 1229, от 22.03.2016 N 1264. При этом ранее при вывозе этой продукции в таможенной процедуре экспорта Обществу не предоставлялось ни освобождения от уплаты в смысле, придаваемом этому понятию статьей 145, 145.1 Налогового кодекса Российской Федерации, ни исключения данной операции из налогообложения в соответствии со статьей 149 НК РФ, ни возврата налога на добавленную стоимость в связи с экспортом товара, что подтверждено материалами дела. Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, Таможня в материалы дела не представила.
Также судом первой инстанции установлено, что при вывозе спорной продукции в таможенной процедуре экспорта и в последующих периодах Обществу не предоставлялся возврат налога на добавленную стоимость по спорным ДТ, что подтверждается письмами ИФНС России по городу Курску от 13.04.2016 N 15-19/014591, от 23.11.2016 N 1519/052865, от 07.12.2016 N 1519/056084, что не оспаривается Таможней.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку Общество не освобождалось от уплаты НДС при осуществлении экспортной операции и спорная сумма налога по спорным декларациям на товары не возмещалась из бюджета, то у Общества не возникла обязанность уплатить НДС при ввозе собственного товара в порядке реимпорта.
Поскольку фактически реализации товара не произошло ввиду неоплаты и официального отказа иностранного покупателя от товара, у Общества не возникла обязанность уплатить НДС при ввозе собственного товара в порядке реимпорта, так как не возник объект налогообложения.
В соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
С учетом соблюдения Обществом вышеназванных условий для возврата излишне уплаченного налога, денежные средства в сумме 951 355,13 рублей, внесенные Обществом на счет таможенного органа, подлежат возврату.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанций правомерно, в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил требования Общества, поскольку оспариваемые действия таможенного органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не решается, так как таможенные органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 16.05.2017 по делу N А35-685/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ

Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
М.Б.ОСИПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)