Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2016 N 09АП-7684/2016 ПО ДЕЛУ N А40-206218/15

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2016 г. N 09АП-7684/2016

Дело N А40-206218/15

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: Мухина С.М., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Альбатрос"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2016 г. по делу N А40-206218/15
принятое судьей Кастальской М.Н.,
по заявлению ООО "Альбатрос"
к ответчику: Московской областной таможне
об оспаривании постановления от 14.10.2015 г. N 10130000-965/2015,
при участии:
- от заявителя: Смеловцев К.И. по дов. от 15.12.2015;
- от ответчика: не явился, извещен;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Альбатрос" (далее - Заявитель, ООО "Альбатрос", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - Административный орган, Таможня, МОТ) с требованием о признании незаконным и отмене постановления Московской областной таможни от 14.10.2015 г. N 10130000-965/2015 о привлечении ООО "Альбатрос" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.01.2015 г. в удовлетворении требований ООО "Альбатрос" отказано.
ООО "Альбатрос" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель ООО "Альбатрос" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По правилам части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции было установлено, что 25 марта 2015 года представителем ООО "Альбатрос" на Ступинский таможенный пост Московской областной таможни подана таможенная декларация ДТ N 10130160/250315/0001371, в которой задекларирован товар N 3 "изделия трикотажные машинного вязания, из хлопчатобумажной пряжи, предназначенные для новорожденных и детей ясельной группы, ростом до 86 см, изготовитель "YISHANG INDUSTRY LIMITED" товарный знак "ELODIE DETAILS", Китай." состав: верх 95% хлопок, 5% эластан, низ 100% полиэстер, фартуки-нагрудники арт. 103442 (20 шт.), арт. 103443 (80 шт.), арт. 10344 (60 шт.), код ЕТН ВЭД ТС - 6111209000.
Задекларированный по ДТ N 10130160/250315/0001371 товар подлежал обязательному подтверждению соответствия при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза, в связи с чем декларант представил сертификат соответствия в бинарном виде (л.д. 26) от 04.04.2014 г. N ТС RU C-SE.AS45.A.00791, сроком действия с 04.04.2014 г. по 03.04.2015 г.
25 марта 2015 г. осуществлен выпуск товаров, задекларированных по ДТ N 10130160/250315/0001371.
29 июля 2015 и.о. Восточного транспортного прокурора, рассмотрев материалы проверки исполнения таможенного законодательства, вынес постановление о возбуждении в отношении ООО "Альбатрос" дела об административном правонарушении по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ в связи с непредставлением свидетельства о государственной регистрации и декларации соответствия при ввозе товара N 3 по ДТ N 10130160/250315/0001371.
Данное постановление было направлено в Московскую областную таможню для проведения административного расследования в порядке статье 28.7 КоАП РФ.
В ходе проведенного административного расследования таможенный орган установил в действиях ООО "Альбатрос" нарушение требований статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного Союза, решения ЕЭК от 05.03.2013 г. N 28 "Об утверждении перечня продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011), решения Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. N 797 "О принятии технического регламента таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", что повлекло за собой выпуск в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" товара N 3 по ДТ N 10130160/250315/0001371 без соблюдения установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности ограничений, связанных с обязательным подтверждением их соответствия.
14 октября 2015 г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченное должностное лицо Московской областной таможни вынесло постановление N 10130000-965/2015 о привлечении ООО "Альбатрос" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО "Альбатрос" суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения является порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу.
Объективная сторона правонарушения выражается в несоблюдении установленных в соответствии с международными договорами, составляющими договорно-правовую базу таможенного союза, законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз и вывоз товаров на таможенную территорию.
В соответствии со статьей 219 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) в случаях, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не установлен иной срок, необходимый для их получения. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.
В соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающих меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В свою очередь, меры нетарифного регулирования - это комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (часть 17 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) одним из полномочий федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности является установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними.
Статьей 32 Федерального закона N 164-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе, применения таможенного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза, перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС (часть 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно части 1 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В силу части 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не предусмотрено ТК ТС. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Решением ЕЭК от 05.03.2013 г. N 28 утвержден перечень продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011).
В соответствии с пунктом 3.2 решения Комиссии таможенного союза от 23.09.2011 г. N 797 "О принятии технического регламента таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция), до дня вступления в силу Технического регламента действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15.02.2014 г. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего решения, действительны до окончания срока их действия.
Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.
В данном случае при оформлении товара N 3, заявленного в ДТ N 10130160/250315/0001371, ООО "Альбатрос" представило сертификат соответствия от 04.04.2014 г. N ТС RU C-SE.AS45.A.00791 на товар - "Одежда второго слоя для детей до года (кроме новорожденных) из смешанных тканей (из хлопковых волокон с вложением синтетических (полиэфирных) волокон) с покрытием из полиуретана с маркировкой "ELODIE DETAILS" - фартуки", код ТН ВЭД ТС 6209200000.
При этом задекларированный товар - "ФАРТУК-НАГРУДНИК, предназначенный для НОВОРОЖДЕННЫХ и детей ясельной группы" по своему описанию, назначению и коду ЕНТ ВЭД ТС (6111209000) соответствуют товарам, поименованным в пункте 24 Перечня продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011), утвержденного решением ЕЭК от 05.03.2013 г. N 28, следовательно, подлежит обязательному подтверждению соответствия при ввозе на территорию Таможенного союза путем представления соответствующих разрешительных документов.
Как правильно указал суд первой инстанции, каких-либо доводов и доказательств, подтверждающих, что фартуки, поименованные в сертификате соответствия от 04.04.2014 г. N ТС RU C-SE.AS45.A.00791 с кодом ТН ВЭД ТС 6209200000 как "Одежда второго слоя" - ФАРТУКИ для детей до года (КРОМЕ НОВОРОЖДЕННЫХ), и ввезенный товар N 3 "ФАРТУК-НАГРУДНИК, предназначенный для НОВОРОЖДЕННЫХ и детей ясельной группы" с кодом 6111209000 являются одним и тем же товаром, Заявителем не указано и не представлено.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что такие действия (бездействие) ООО "Альбатрос" образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Альбатрос" административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств, представленных в материалы дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения Обществом законодательно установленной обязанности. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Суд первой инстанции обоснованно счел, что в данном случае ООО "Альбатрос" имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения норм действующего законодательства, что свидетельствует о виновности юридического лица.
С учетом оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения и роли правонарушителя суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что совершенное ООО "Альбатрос" правонарушение создало существенную угрозу охраняемым правом общественным отношениям, а поэтому не может быть признано малозначительным. Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, по настоящему делу судом не установлено.
Суд установил, что нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 не имеется. Постановление вынесено в срок, установленный статьей 4.5 КоАП РФ.
Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, в порядке предусмотренных правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, установленном частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ. При этом судом учтено, что указанный вид административного наказания соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ухудшает положения общества.
Согласно статье 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление Московской областной таможни от 14.10.2015 г. N 10130000-965/2015 является законным и обоснованным.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
руководствуясь ч. 5.1 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2016 по делу N А40-206218/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

Председательствующий судья
М.В.КОЧЕШКОВА

Судьи
С.М.МУХИН
Л.Г.ЯКОВЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)