Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.11.2017 N 15АП-16965/2017 ПО ДЕЛУ N А32-4280/2017

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2017 г. N 15АП-16965/2017

Дело N А32-4280/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "В.Ф. Танкер": Крапивина Т.В., паспорт, по доверенности от 13.02.2015
от Краснодарской таможни: Зудов О.Б., удостоверение, по доверенности от 17.05.2017 N 08.1-25/11448,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2017 по делу N А32-4280/2017, принятое судьей Бондаренко И.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "В.Ф. Танкер"
к Краснодарской таможне
о признании недействительным решения, об обязании устранить нарушения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "В.Ф. Танкер" (далее по тексту - юридическое лицо, общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании недействительным решения, формализованного в письме с исх. N 21.4-28/23717 от 28.10.2016, об обязании Краснодарской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "В.Ф. Танкер" путем возврата излишне уплаченных по таможенному приходному ордеру N 10309140/06041/ТС-0334775 ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в сумме 188 264,27 рублей.
Решением от 05.09.2017 суд признал незаконным решение Краснодарской таможни, формализованное в письме от 28.10.2016 N 21.4-28/23717 о возврате денежных средств, и обязал Краснодарскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "В.Ф. Танкер" путем возврата излишне уплаченных по таможенному приходному ордеру N 10309140/060415/ТС-0334775 ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в сумме 188264,27 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие нарушения прав и законных интересов общества в связи с отменой оспариваемого решения таможни Южным таможенным управлением.
Представитель Краснодарской таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований общества.
Представитель ООО "В.Ф. Танкер" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "В.Ф. Танкер" является владельцем судна "ВФ Танкер-5" (далее по тексту - судно), что подтверждается договором аренды судов на условиях проформы бербоутного чартера "BARECON 89" б/н от 10.05.2012 и актом приема-передачи судна в аренду от 12.07.2012.
В период с 29.11.2014 по 05.04.2015 судно "ВФ Танкер-5" было вывезено с Таможенной территории Евразийского экономического союза в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза, что подтверждается общей декларацией от 29.11.2014 и таможенной декларацией на транспортное средство от 05.04.2015. В период нахождения и эксплуатации судна вне таможенной территории Таможенного союза с судном "ВФ Танкер-5" были совершены операции по ремонту в г. Варна (Болгария), что подтверждается договором N 259 от 16.03.2015, счетом N 410 от 27.03.2014, исполнительной ремонтной ведомостью N 831 от 27.03.2015, которые были предоставлены Краснодарской таможне при обратном ввозе судна одновременно с таможенной декларацией транспортного средства N 10309140/050415/100000449.
В ходе осуществления таможенного контроля при обратном ввозе судна таможенный орган, оформивший завершение временного вывоза данного транспортного средства международной перевозки, по таможенному приходному ордеру N 10309140/060415/ТС-0334775 взыскал начисленные в соответствии со статьей 262 Таможенного кодекса Таможенного союза: сбор за таможенное оформление (код 1010 в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378) в размере 10 000 рублей; ввозную таможенную пошлину (код 2010) в размере 191 214 рублей 47 копеек; налог на добавленную стоимость (код 5010) в размере 688 372 рубля 08 копеек. Указанные суммы были внесены заявителем платежными поручениями N 1946 от 03.04.2015, N 1945 от 03.04.2015, всего 889 586 рублей 55 копеек.
Согласно таможенному приходному ордеру N 10309140/060415/ТС-0334775 и листу расчета таможенных платежей к ТДТС N 1030914/050415/100000449, основой начисления ввозной таможенной пошлины и НДС стала стоимость операции по ремонту судна "ВФ Танкер-5", произведенного в г. Варна - 3 824 289 рублей 35 копеек, состоящая из: стоимости непосредственно ремонтных работ, согласно исполнительной ремонтной ведомости N 831 от 27.03.2015 (приложение к договору N 259 от 16.03.2015) и счету N 410 от 27.03.2015-42 217 евро или 2606321 рубль 38 копеек (по курсу ЦБ РФ на дату оплаты 06.04.2015-61,7363 рубль за один евро); стоимости поставки лако-красочных изделий согласно счету N 508188 от 23.03.2015-6 469,90 евро или 399 427 рублей 69 копеек (по курсу ЦБ РФ на дату оплаты 06.04.2015-61,7363 рубль за один евро); транспортные расходы, понесенные заявителем при переходе судна "ВФ Танкер-5" из порта Варна (Болгария) до порта Кавказ (Россия), согласно справки от 06.06.2015-818540 рублей 28 копеек.
24.10.2016 в Краснодарскую таможню поступило заявление ООО "В.Ф. Танкер" от 10.10.2016 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (входящий N 22359) по ТПО N 10309140/060415/Тс-0334775, в связи с неправомерным включением в стоимость работ по ремонту т/х "ВФ Танкер-5" расходов по транспортировке из порта Варна (Болгария, место осуществления ремонтных работ) до порта Кавказ (Российская Федерация, место обратного ввоза на территорию ЕАЭС).
Письмом Краснодарской таможни от 28.10.2016 N 21.4-28/23717 заявление оставлено без рассмотрения, в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, с указанием на то, что структура затрат, включаемых в стоимость переработки, должна включать в себя все затраты, которые понес переработчик товаров, а также дополнительные затраты, понесенные покупателем и не включенные в затраты переработчика.
Считая незаконным отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и НДС, общество обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 1 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе и льготы по уплате таможенных пошлин. Пунктом 2 статьи 74 ТК ТС установлено, что виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 347 ТК ТС предусмотрено, что с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение:
1) операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке;
2) операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту;
3) операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 347 ТК ТС операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 данной статьи ТК ТС в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 ТК ТС, переработкой вне таможенной территории является таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.
В качестве основания для отказа в возврате денежных средств в размере 188264,27 рублей, изложенном в письме от 28.10.2016 N 21.4-28/23717, Краснодарская таможня указала на то, что пунктом 1 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости ввозимых товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" регламентировано, что в структуру таможенной стоимости товаров должны быть включены расходы, понесенные покупателем до прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза, в том числе и расходы по перевозке (транспортировке) товаров. Таким образом, структура затрат, включаемых в стоимость переработки, должна включать в себя все затраты, которые понес переработчик товаров, а также дополнительные затраты, понесенные покупателем и не включенные в затраты переработчика.
Согласно статье 254 ТК ТС, операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включают: переработку или обработку товаров, при которой товары теряют свои индивидуальные характеристики; изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку; ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей.
В силу статьи 262 ТК ТС, при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются в следующем порядке: сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется исходя из стоимости операций переработки товаров; сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимости товаров, вывезенных для переработки.
По смыслу правил, закрепленных в статьях 254 и 262 ТК ТС, стоимость операций переработки формируется из всех затрат, понесенных обществом вне таможенной территории Российской Федерации и непосредственно связанных с ремонтом судна.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что вместе с ТД ТС N 1030914/050415/100000449 декларантом в таможенный орган были представлены документы, подтверждающие понесенные расходы: договор от 16.03.2015 N 259, предварительная ремонтная ведомость N 809/16.03.20150, акт о приеме на ремонт, исполнительная ремонтная ведомость N 831/27.03.2015, акт о приеме после ремонта от 27.03.2015, счета за ремонтные работы N 410/27.03.2015, счет на лакокрасочные изделия от 23.03.2015 N 508188, справка о транспортных расходах по маршруту Варна - порт Кавказ от 06.04.2015.
Декларантом заполнен лист расчета таможенных платежей к ТД ДС N 1030914/050415/100000449, в котором исчислены таможенные платежи. Основой для их начисления указана сумма стоимости ремонтных работ, согласно исполнительной ремонтной ведомости, стоимости поставки лакокрасочных изделий и транспортных расходов по доставке танкера по маршруту порт Варна (Болгария) - порт Кавказ (Российская Федерация).
При определении стоимости операций по переработке, исходя из контрактной стоимости ремонтных работ в объеме, указанном в ремонтной ведомости, расходы, возникшие в связи с осуществлением морского перехода из порта Варна (Болгария, место осуществления ремонтных работ) до порта Кавказ (Российская Федерация, место обратного ввоза на территорию ЕАЭС), не включены в ремонтную ведомость, и, соответственно, не могут рассматриваться в качестве платежей, непосредственно относящихся к ремонту судна на основании статей 254 и 262 ТК ТС.
Объем и стоимость операций по ремонту транспортного средства подтверждаются исполнительной ремонтной ведомостью N 831/27.03.2015 и счетом за осуществление ремонтных работ N 410/27.03.2015, а также счетом на поставку лакокрасочных изделий от 23.03.2015 N 508188.
Как правильно указано судом первой инстанции, стоимость понесенных транспортных расходов, указанная капитаном судна "ВФ Танкер-5" в справке по транспортным расходам от 06.04.2015, непосредственно к расходам по ремонту транспортного средства не относится, и при определении величины стоимости операций по переработке не учитывается.
Таким образом, стоимость операций по переработке формируется из затрат, непосредственно связанных с ремонтом транспортного средства, и, следовательно, транспортные расходы не должны учитываться при определении стоимости указанных операций.
Указанное свидетельствует о том, что таможенный орган при определении сумм таможенных пошлин, налогов при расчете неправомерно включил в стоимость работ по ремонту судна расходы по транспортировке.
Отказ Краснодарской таможни в возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, изложенный в письме от 28.10.2016 N 21.4-28/23717 противоречит статье 262 ТК ТС.
Судом не установлено оснований для применения положений статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", поскольку произведенные расходы не связаны с оплатой за товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию (аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2016 N 303-КГ16-11415).
В порядке ведомственного контроля Южным таможенным управлением было принято решение от 20.04.2017 N 10300000/200417/11-р, которым действия (бездействие) должностных лиц Краснодарской таможни, выразившиеся в неосуществлении возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств на основании заявления ООО "В.Ф. Танкер" от 10.10.2016, признаны не соответствующими требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
В апелляционной жалобе таможня ссылается на отсутствие нарушения прав и законных интересов общества в связи с отменой оспариваемого решения таможни Южным таможенным управлением.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Отмена оспариваемого решения N 21.4-28/23717 от 28.10.2016 Южным таможенным управлением, не исключает судебной проверки решения Краснодарской таможни и не свидетельствует об отсутствии нарушения прав и законных интересов ООО "В.Ф. Танкер".
В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Краснодарской таможней были нарушены права и законные интересы общества, поскольку декларанту не были возвращены денежные средства по результатам рассмотрения заявления - в октябре 2016 года.
Таким образом, отмена оспариваемого ненормативного правового акта в порядке ведомственного контроля не влечет отказ в удовлетворении заявленных требований общества.
В качестве восстановления нарушенных прав общества суд обязал таможню возвратить излишне уплаченные по таможенному приходному ордеру N 10309140/060415/ТС-0334775 ввозную таможенную пошлину и НДС в сумме 188264,27 рублей.
С учетом отсутствия оснований для доначисления соответствующих платежей, и соответствия заявления общества требованиям ст. 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ, таможенные платежи подлежат возврату заявителю.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 05.09.2017 об удовлетворении заявления является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 сентября 2017 года по делу А32-4280/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА

Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)