Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.10.2017 N 33А-21604/2017 ПО ДЕЛУ N 2А-1890/2017

Требование: О взыскании таможенных платежей и пеней.

Разделы:
Ввоз автомобилей; Таможенное дело
Обстоятельства: Административный ответчик в установленный срок не осуществил вывоз временно ввезенного транспортного средства и в добровольном порядке не исполнил таможенное требование об уплате таможенных платежей и пеней.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2017 г. N 33а-21604/2017


Судья: Воробьева И.А.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Головкиной Л.А.
судей Ивановой Ю.В., Ильичевой Е.В.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 октября 2017 года административное дело N 2а-1890/2017 по апелляционной жалобе Х. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13 июля 2017 года по административному исковому заявлению Выборгской таможни к Х. о взыскании таможенных платежей и пени.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., Судебная коллегия
установила:

Выборгская таможня обратилась в суд с административным иском к Х., в котором просила взыскать с административного ответчика таможенные платежи и пени в размере 895973,20 рублей.
В обоснование требований административный истец указывает, что 24 мая 2016 года в ходе проверки документов и сведений после выпуска транспортного средства "Land Rover", 2010 года выпуска, г.р.з.<...>, представленных при таможенном оформлении, по регистрационному номеру N... установлен факт не вывоза транспортного средства в установленный таможенным органом срок. В ходе рассмотрения предоставленных документов установлено, что согласно пассажирской таможенной декларации от 10 сентября 2014 года, декларантом является Х., автомобиль "Land Rover", 2010 года выпуска, ввезен на таможенную территорию Таможенного союза временно, срок временного ввоза автомобиля установлен до 10 декабря 2014 года. Однако, Х. свою обязанность по вывозу транспортного средства не исполнил. В адрес административного ответчика направлено требование N... от <дата> об уплате таможенных платежей на сумму 822742,28 рублей, пени в размере 73230,92 рублей, которое оставлено Х. без удовлетворения.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13 июля 2017 года требования административного истца удовлетворены. С Х. в пользу Выборгской таможни взысканы таможенные платежи и пени в размере 895973,20 рублей (л.д. 36-37).
В апелляционной жалобе Х. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель административного истца Выборгской таможни в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Х. в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что 24 мая 2016 года в ходе проверки документов и сведений выпуска транспортного средства - автомобиля "Land Rover", 2010 года выпуска, г.р.з. <...>, объем двигателя 4790 см?, представленных при таможенном оформлении, по регистрационному номеру N... установлен факт не вывоза транспортного средства в установленный таможенным органом срок, в связи с чем, Выборгской таможней в адрес Х. направлено требование от 06 июня 2016 года N 357 об уплате таможенных платежей и сумм пени в размере 895973,20 рублей (л.д. 15-24).
Указанное требование оставлено Х. без удовлетворения, оплата таможенных платежей, сумм пени административным истцом не произведена, указанные обстоятельства не оспаривались сторонами по делу.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку ответчик вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществил по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, с ответчика подлежат уплате начисленные таможенные платежи, которые ответчиком не оплачены.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств (автомобилей) для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее Соглашение), Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки, в силу требований статьи 342 Таможенного кодекса Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий: если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом; если транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом.
Временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается их вывозом с таможенной территории таможенного союза в установленные сроки или помещением под таможенные процедуры.
Согласно частям 2, 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 13 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных в соответствии с настоящим Соглашением в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, возникает у декларанта при регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
Транспортные средства для личного пользования, согласно статье 11 Соглашения, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществляющими их ввоз.
До истечения срока временного ввоза транспортные средства, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза.
Товары для личного пользования, в силу пункта 1 статьи 5 Соглашения, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, согласно пункту 5 статьи 14 Соглашения, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, перемещаются (помимо иных оснований) у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Как следует из материалов дела, 10 сентября 2014 года Х., временно, на срок до 10 декабря 2014 года, осуществил ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортное средство - автомобиль "Land Rover" 2010 года выпуска, регистрационный номер <...> идентификационный номер N..., объем двигателя 4790 см? (л.д. 22).
24 мая 2016 года по результатам проведения таможенного контроля административным истцом было установлено, что 01 декабря 2014 года таможенным постом Василеостровской Санкт-Петербургской таможни была осуществлена таможенная операция продления срока временного ввоза транспортного средства - автомобиля "Land Rover", 2010 года выпуска, на срок до 09 сентября 2015 года (л.д. 20-21).
В срок до 09 сентября 2015 года Х. не были совершены действия, связанные с декларированием транспортного средства с целью выпуска в свободное обращение, его обратного вывоза или помещения под иные таможенные процедуры. Доказательств обратного суду не представлено.
13 сентября 2015 года сотрудниками СБ ДПС ГИБДД России по Санкт-Петербургу транспортное средство "Land Rover", 2010 года выпуска остановлено на территории Санкт-Петербурга. Данные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении Х. дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 16.18 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 14 Соглашения, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов, в отношении временно ввезенных транспортных средств, при их невывозе до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, считается день истечения срока их временного ввоза.
В соответствии с частью 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. В силу положений статьи 79 Таможенного кодекса Таможенного союза, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с данным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 4 статьи 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.
В ходе проведения таможенного контроля 24 мая 2016 года таможенным органом был установлен факт невывоза ответчиком временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства в установленный таможенным органом срок, что повлекло обязанность ответчика по уплате таможенных платежей.
Согласно части 1 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.
Согласно части 3 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 данного Федерального закона.
Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров (часть 5 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (часть 11 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (часть 6 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Согласно части 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет соблюден ли срок обращения в суд.
Административным истцом 06 июня 2016 года сформировано требование N 357 об уплате таможенных платежей и направлено в два адреса, по адресу регистрации Х.: <адрес>, а также по месту временной регистрации: <адрес>.
Требование получено административным ответчиком по месту временной регистрации в Санкт-Петербурге 21 ноября 2016 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 12-оборот), однако оставлено без удовлетворения, в связи с чем, Выборгская таможня 30 марта 2017 года обратилась в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга, то есть в пределах шестимесячного срока. Таким образом, таможенным органом соблюдены порядок и сроки взыскания таможенных платежей.
Таможенный платеж для транспортного средства личного пользования, зарегистрированного на территории иностранных государств, и временно ввезенного физическим лицом, срок нахождения которых на территории таможенного союза превысил 1 год со дня их ввоза исчисляется по единым ставкам, установленным в пунктах 10 и 12 раздела 4 приложения 5 к Соглашению.
Пунктом 12 раздела 4 приложения 5 к Соглашению в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя которого составляет более 3000 см? установлена ставка в размере 3,6 евро за 1 см? рабочего объема двигателя.
Следовательно, размер подлежащих уплате таможенных платежей составляет 822742,28 рублей ((4790 * 3,6 по курсу валюты), где объем двигателя 4790 см?; ставка 3,6 евро за 1 см? (единая ставка на легковые автомобили, с момента выпуска которых прошло более пяти лет), курс евро по состоянию на 10 сентября 2014 года).
В силу частей 2, 10 статьи 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.
Проверив представленный административным истцом расчет таможенного платежа, начисленного в размере 822742,28 рублей (л.д. 18), пени, начисленных за период с 10 сентября 2015 года по 06 июня 2016 года в размере 73230,92 рублей (л.д. 17-оборот), Судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом применены правильные таможенные ставки, осуществлен арифметически верный расчет взыскиваемых платежей и пени, который в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования административного истца.
Доводы апелляционной жалобы, согласно которым 11 декабря 2015 года автомобиль "Land Rover", 2010 года выпуска вывезен из Российской Федерации, в связи с чем, обязанность по уплате таможенных платежей прекратилась, основаны на неверном понимании норм права, поскольку обязанность прекращается у декларанта с момента вывоза транспортного средства, временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимого до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза (пункт 1 части 5 статьи 14 Соглашения). Из смысла данной нормы следует, что прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов происходит при вывозе транспортного средства физическим лицом, осуществленным в пределах срока временного ввоза.
По указанным основаниям подлежат также отклонению доводы апелляционной жалобы о продлении срока ввоза в последующем, поскольку как указано выше, Х. нарушил срок вывоза транспортного средства, установленный до 09 сентября 2015 года.
Доводы апелляционной жалобы, согласно которым права Х. нарушены рассмотрением дела в его отсутствие, что лишило его возможности представлять доказательства, также не могут служить основанием для отмены решения суда. Из материалов дела следует, что в адрес административного ответчика направлено административное исковое заявление, получено им лично 04 мая 2017 года. Х. присутствовал в судебном заседании, назначенном на 23 мая 2017 года, однако доказательств в обоснование своей позиции не представлял, ходатайств об истребовании доказательств не заявлял. О судебном заседании, назначенном на 13 июля 2017 года, Х. извещен надлежащим образом, однако доказательств уважительности своей неявки суду первой инстанции не представил.
Также Судебная коллегия учитывает то, что административный истец имел возможность заключить соглашение с представителем для представления своих интересов в суде, однако данным правом не воспользовался.
Довод апелляционной жалобы, согласно которому суд первой инстанции не приостановил производство по делу, в связи с нахождением Х. в лечебном учреждении, также не может быть принят Судебной коллегией во внимание, поскольку из прямого указания положений статьи 191 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что приостановление производство по делу является правом, а не обязанностью суда.
Кроме этого, Х. в суд первой инстанции не представлены доказательства нахождения его в лечебном заведении, ходатайство о приостановлении производства по делу также не заявлялось.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Таким образом, при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам и принял решение при соблюдении требований процессуального законодательства и правильном толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
определила:

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 13 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Х. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)