Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2017 ПО ДЕЛУ N А33-29240/2016

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2017 г. по делу N А33-29240/2016


Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Борисов Г.Н.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Красноярской таможни, Хакасской таможни, Иркутской таможни,
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" февраля 2017 года по делу N А33-29240/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства судьей Федориной О.Г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент" ИНН 2465088146, ОГРН 1052465003315 (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне ИНН 2460001790, ОГРН 1022402478009 о взыскании 106 939 рублей 77 копеек процентов, к Хакасской таможне ИНН 1901015893, ОГРН 1021900533423 о взыскании 33 242 рублей 22 копеек процентов, к Иркутской таможне ИНН 3800000703, ОГРН 1023801543908 о взыскании 172 009 рублей 37 копеек процентов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "22" февраля 2017 года исковые требования удовлетворены, с Красноярской таможни в пользу общества взыскано 106 939 рублей 77 копеек процентов, а также 3166 рублей 50 копеек государственной пошлины, с Иркутской таможни в пользу общества взыскано 172 009 рублей 37 копеек процентов, а также 5093 рублей 20 копеек государственной пошлины, с Хакасской таможни в пользу общества взыскано 33 242 рублей 22 копеек процентов, а также 984 рубля 30 копеек государственной пошлины.
Красноярская таможня, Хакасская таможня, Иркутская таможня обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционных жалобах Красноярская таможня, Хакасская таможня, Иркутская таможня приводят аналогичные доводы о следующем:
- - таможенные органы не нарушили установленного законодательством Российской Федерации о таможенном деле срока для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, который является единственным законодательно установленным правовым основанием для начисления процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей;
- - обществом неправомерно произведен расчет процентов на сумму пени, так как часть 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) предусматривает начисление процентов на сумму излишне взысканных сумм таможенных пошлин и налогов, а не пеней; при этом ссылка истца на часть 12 статьи 151 Закона о таможенном регулировании ошибочна.
Истец в отзыве на апелляционные жалобы не согласился с изложенными в них доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Сибирским таможенным управлением 21.06.2013 вынесено решение по результатам таможенной проверки N 10600000/403/210613/Т007, согласно которому обществу отказано в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товара "автопогрузчики с вилочным захватом", продекларированного по ГТД N 10606060/180705/0005389 в Красноярской таможне, по ГТД N 10616060/110705/0010516 в Братской таможне (реорганизована путем присоединения с Иркутской таможней согласно приказу ФТС России от 09.08.2010 N 1479 "О реорганизации Братской и Иркутской таможен"), по ГТД N 10604030/060705/0001347 в Хакасской таможне.
На основании данного решения СТУ ФТС от 21.06.2013 выставлены Красноярской таможней требование об уплате таможенных платежей от 18.07.2013 N 472, Хакасской таможней требование об уплате таможенных платежей от 18.07.2013 N 5, Иркутской таможней требования об уплате таможенных платежей от 30.07.2013 N N 185, 186, 187, 188, 189, 190.
Красноярская таможня 23.01.2014 направила в адрес общества письмо N 12-01-47/01090 от 23.01.2014, в котором указала, что требование N 472 от 18.07.2013 отозвано и направила уточненное требование об уплате таможенных платежей от 23.01.2014 N 32 на сумму 942 078 рублей 92 копеек (из них ввозная таможенная пошлина 818 156 рублей 80 копеек, пени 123 922 рублей 12 копеек).
Хакасская таможня 21.01.2014 направила в адрес общества письмо N 16-11/00424 от 21.01.2014, в котором указала, что требование N 5 от 18.07.2013 отозвано и направила уточненное требование об уплате таможенных платежей от 21.01.2014 N 1 на сумму 298 878 рублей 93 копеек (из них ввозная таможенная пошлина 259 226 рублей, пени 39 652 рубля 93 копейки).
Иркутская таможня 17.01.2014 направила в адрес общества письмо N 12-01-43/00767 от 17.01.2014, в котором указала, что требования N N 185 - 190 от 30.07.2013 отозваны и направила уточненные требования об уплате таможенных платежей от 17.01.2014 N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 на сумму 1 550 001 рубль 63 копейки.
Истец оспорил решения СТУ ФТС от 21.06.2013 и уточненные требования об уплате таможенных платежей в Арбитражный суд Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.03.2014 по делу N А33-13635/2013 обществу отказано в удовлетворении заявления признании недействительными решения по результатам таможенной проверки от 21.06.2013 N 10600000/403/210613/Т0007 Сибирского таможенного управления, уточненного требования об уплате таможенных платежей N 32 от 23.01.14 Красноярской таможни, уточненного требования об уплате таможенных платежей N 1 от 21.01.2014 Хакасской таможни, уточненных требований об уплате таможенных платежей N N 1 - 10 от 17.01.2014 Иркутской таможни.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 решение Арбитражного суда Красноярского края от 31.03.2014 по делу N А33-13635/2013 отменено в части отказа в признании недействительными решения от 21.06.2013 N 10600000/403/210613/Т0007 Сибирского таможенного управления в части отказа в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товара "автопогрузчики с вилочным захватом" модели ТОЙОТА 62-7/РОЗО рама N 607РО30-16169 и модели ТОЙОТА 02-7ЛЮ18 рама N 7РЭ18-23176, продекларированного по ГТД N 10616060/110705/0010516 в Братской таможне, и уточненного требования об уплате таможенных платежей от 17.01.2014 N 1 в части предложения уплатить 52 339 рублей 90 копеек таможенных платежей и 8078 рублей 22 копеек пеней, выставленного Иркутской таможней. В отмененной части принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением от 09.12.2014 Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 по делу N А33-13635/2013 оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда РФ от 30.09.2015 по делу N 302-КГ15-2428 решение Арбитражного суда Красноярского края от 31.03.2014 по делу N А33-13635/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.12.2014 по тому же делу отменены, и удовлетворены требования ООО "РУСАЛ Сервис Рент" о признании недействительными решения Сибирского таможенного управления по результатам таможенной проверки N 10600000/403/210613/Т0007 от 21.06.2013, требования Красноярской таможни об уплате таможенных платежей от 23.01.2014 N 32, требования Хакасской таможни об уплате таможенных платежей от 21.01.2014 N 1, требования Иркутской таможни об уплате таможенных платежей от 17.01.2014 N N 1 - 10.
Согласно заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 06.11.2015 истец просил Красноярскую таможню вернуть таможенные платежи, уплаченные по инкассовому поручению N 18 от 06.08.2014 в сумме 818 156 рублей 80 копеек; по платежному ордеру N 19 от 11.08.2014 в сумме 7072 рубля 95 копеек; по платежному ордеру N 19 от 15.08.2014 в сумме 203 246 рублей 68 копеек, в общей сумме 1 028 476 рублей 43 копеек.
Красноярской таможней таможенные пошлины и пени, излишне взысканные с общества в сумме 1 028 476 рублей 43 копеек, возвращены, что подтверждается платежным поручением N 471077 от 18.11.2015 на сумму 818 156 рублей 80 копеек, платежным поручением N 470998 от 18.11.2015 на сумму 210 319 рублей 63 копеек.
Согласно заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 05.11.2015 истец просил Иркутскую таможню вернуть таможенные платежи, уплаченные по платежному ордеру N 16 от 11.08.2014 в сумме 83 440 рублей 44 копейки; по платежному ордеру N 16 от 14.08.2014 в сумме 933 378 рублей 90 копеек; по платежному ордеру N 16 от 14.08.2014 в сумме 285 766 рублей 16 копеек; по платежному ордеру N 18 от 19.08.2014 в сумме 78 596 рублей 52 копейки; по платежному ордеру N 18 от 20.08.2014 в сумме 244 879 рублей 88 копеек, на общую сумму 1 626 061 рубля 90 копеек.
Иркутской таможней таможенные пошлины и пени, излишне взысканные с общества в сумме 1 626 061 рубля 90 копеек возвращены, что подтверждается платежным поручением N 488397 от 26.11.2015 на сумму 323 476 рублей 40 копеек, платежным поручением N 488276 от 26.11.2015 на сумму 1 302 585 рублей 50 копеек.
Согласно заявлению о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств 05.11.2015 истец просил Хакасскую таможню вернуть таможенные платежи, уплаченные по платежному поручению N 299 от 11.09.2014 в сумме 259 226 рублей; по платежному поручению N 300 от 11.09.2014 в сумме 39 652 рубля 93 копейки.
Хакасской таможней таможенные пошлины и пени, излишне взысканные с общества в сумме 328 819 рублей 53 копеек, возвращены, что подтверждается платежным поручением N 503775 от 03.12.2015 на сумму 69 593 рубля 53 копейки, платежным поручением N 503655 от 03.12.2015 на сумму 259 226 рублей.
В адрес Красноярской таможни была направлена претензия N 8710-065-16 от 03.11.2016 о выплате процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и платежей в размере 106 939 рублей 77 копеек. Претензия получена Красноярской таможней 11.11.2016, что подтверждается уведомлением о вручении.
В адрес Иркутской таможни была также направлена претензия N 8710-065-16 от 03.11.2016 о выплате процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и платежей в размере 172 009 рублей 37 копеек. Претензия получена Иркутской таможней 15.11.2016, что подтверждается уведомлением о вручении.
В адрес Хакасской таможни была направлена претензия N 8710-065-16 от 03.11.2016 о выплате процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и платежей в размере 33 242 рублей 22 копеек. Претензия получена Хакасской таможней 14.11.2016, что подтверждается уведомлением о вручении.
Обществом 20.12.2016 получены ответы на претензии от Красноярской таможни N 07-37/21582 от 13.12.2016, от Хакасской таможни N 18-10/08043 от 13.12.2016, от Иркутской таможни N 12-01-47/23389 от 12.12.2016, согласно которым в удовлетворении претензий истцу было отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с имущественным требованием о взыскании процентов на сумму незаконно взысканных таможенных платежей.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Возврат таможенных платежей производится в силу статей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании в заявительном порядке - то есть, по заявлению плательщика.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 6 раздела IV "Практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом ВС РФ от 25 ноября 2015 года, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей на сумму таких платежей начисляются проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата независимо от того, соблюден ли таможенным органом месячный срок возврата указанных денежных средств.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
На основании изложенных норм права, а также разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, доводы таможенного органа о том, что проценты на основании части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании взыскиваются только в случае нарушения таможенным органом месячного срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, являются несостоятельными.
Также апелляционный суд считает необходимым указать, что в силу положений статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с частью 1 статьи 150 Закона о таможенном регулировании принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Частями 2 и 3 указанной статьи предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 153), за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (статья 154), за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика (статья 157), а также в судебном порядке. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 данного Закона.
В случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенные органы в силу части 17 статьи 152 Закона о таможенном регулировании вправе принимать вышеуказанные меры по принудительному взысканию таможенных пошлин и налогов, а также вправе приостанавливать операции по счетам плательщика в банке (статья 155 данного Закона).
Таким образом, взыскание таможенных платежей представляет собой единый длящийся процесс: на первом этапе плательщику направляется требование об уплате таможенных платежей с предложением погасить в установленный срок обнаруженную таможенным органом недоимку, а на втором - таможенным органом применяются меры принудительного взыскания таможенных платежей.
Следовательно, перечисление денежных средств во исполнение требований об уплате таможенных платежей носит характер принудительного взыскания и не может рассматриваться как добровольное исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.
Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановления от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснил, что при решении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. Следовательно, добровольное перечисление таможенных платежей во исполнение решения таможенного органа со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.
Ссылка таможенных органов на неправомерность начисления суммы процентов на сумму пеней основана на неверном толковании норм действующего законодательства и подлежит отклонению.
Частью 12 статьи 151 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, правило, установленное статьей 147 Закона о таможенном регулировании, о начислении процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и налогов, в силу части 12 статьи 151 данного закона, применяется при несвоевременном возврате суммы излишне взысканных пеней.
Расчет процентов произведен истцом, исходя из требований части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, по ставке банка, действующей в период нарушения срока возврата, повторно проверен апелляционным судом, признан верным. Расчет ответчиками не опровергнут.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно взыскал в пользу общества с Красноярской таможни 106 939 рублей 77 копеек процентов, с Иркутской таможни 172 009 рублей 37 копеек процентов, с Хакасской таможни взыскано 33 242 рублей 22 копеек процентов.
При взыскании с таможенных органов в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины судом первой инстанции правильно применены положения статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Красноярская таможня, Хакасская таможня, Иркутская таможня освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:




























© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)