Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 21.04.2016 ПО ДЕЛУ N А26-1044/2016

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2016 г. по делу N А26-1044/2016


Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Лазарева А.Ю., при ведении протокола секретарем Мельниковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 14 апреля 2016 года материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинская Торговая Компания" о признании незаконным решения Карельской таможни от 21.12.2015 N 19-36/20971 и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,
при участии представителей:
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Медицинская Торговая Компания", - Силантьева Олега Владиславовича (доверенность от 01.04.2016),
ответчика, Карельской таможни, - Вансовской Натальи Владимировны (доверенность от 30.12.2015), Моржухиной Ольги Юрьевны (доверенность от 09.03.2016),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Медицинская Торговая Компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Карельской таможни (далее - ответчик, таможня) от 21.12.2015 N 19-36/20971 о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость по товару N 1, ввезенному по Декларации на товары N 10227070/170915/0005222, и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 444429,55 руб.
Заявленные требования обоснованы статьей 89 Таможенного кодекса таможенного союза, статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Ответчик представил отзыв в котором отклонил требования как необоснованные (л.д. 54-58).
В судебном заседании представитель Общества на удовлетворении требований настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители ответчика требования не признали, поддержав доводы отзыва и пояснив, что таможенным органом заявление Общества возвращено без рассмотрения, что нельзя расценивать как отказ в возврате таможенных платежей.
Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Дистрибьюторским соглашением, заключенным с Фирмой "TDM, Ltd" (Республика Корея) (л.д. 32-38), заявитель 14 мая 2014 года ввез на территорию Российской Федерации приспособления медицинского назначения для лечения переломов - имплантаты для остеосинтеза (для соединения костей, для удержания в соединенном виде частей сломанной кости): винт, шайба, соединитель, стержень, шайба, вкладыш, пластина (различных размеров и артикулов). Код товара ОКП 94 3800, код товара ТН ВЭД 9021 10 9000.
Указанный товар задекларирован под N 1 в ДТ N 10227070/170915/0005222 (далее - ДТ) (л.д. 17).
Сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) была рассчитана по ставке 10% в соответствии с Постановлением Правительства от 15.09.2008 года N 688 "Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" и составила 444429,55 руб.
НДС в указанной сумме оплачен заявителем по платежным поручениям N 976 от 10.09.2015, N 1001 от 16.09.2015 (л.д. 15,16).
Товар выпущен в свободное обращение 18.09.2015 года.
Посчитав НДС, начисленный по товару N 1, излишне уплаченным, Общество 08.12.2015 обратилось в Таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в сумме 444 429,55 руб. (л.д. 12-13).
Решением Таможни от 21.12.2015 N 19-36/20971 заявление Общества оставлено без рассмотрения в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты НДС (л.д. 10-11).
Общество, посчитав нарушенными свои права и законные интересы в части отказа в возврате излишне уплаченного налога, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Действовавший в спорный период Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 (далее - Перечень).
В силу пункта 8 Перечня не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость "Изделия травматологические", отнесенные к коду ОКП 94 3800.
Согласно примечанию N 1 к Перечню освобождение от НДС в отношении указанной в Перечне медицинской техники применяется при условии наличия у медицинской техники регистрационного удостоверения, выданного в установленном Министерством Здравоохранения Российской Федерации порядке.
На ввезенный заявителем товар у общества имеется Регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 21.04.2014 N ФСЗ 2011/11394 (л.д. 29-31).
Разъяснение относительно налогообложения спорного товара даны заявителю в письме Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 03.12.2015 N 24-10-03/57531@ (л.д. 39-40).
Материалам дела подтверждается, что ввезенный Обществом товар включен в названный Перечень товаров, не подлежащих обложению НДС, и имеет Регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 21.04.2014 N ФСЗ 2011/11394 (л.д. 29-31).
При указанных обстоятельствах Общество имеет право на применение льготы в отношении товара, задекларированного под N 1 в ДТ N 10227070/170915/0005222 (л.д. 17).
Доводы Таможни относительно не соблюдения Обществом процедуры возврата излишне уплаченного НДС суд отклоняет ка необоснованные.
В оспариваемом решении Таможня указала, что Обществом не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов. Из отзыва ответчика и пояснений представителей таможни следует, что в данном случае заявитель должен был внести изменения в ДТ с использованием корректировки декларации на товары (КТД), оформленной в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289 (далее - Порядок N 289).
Отнесение ввозимых товаров к медицинским изделиям, подпадающим под действие Перечня, производится на основе регистрационного удостоверения Росздравнадзора. Иных условий предоставления освобождения от уплаты ввозного НДС нормами налогового законодательства не установлено.
Обществом было представлено действующее регистрационное удостоверение Росздравнадзора, необходимые сведения внесены в графы 31, 44 ДТ. Вся необходимая информация имелась в Таможне на момент обращения заявителя с заявлением о возврате налога.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза НДС относится к таможенным платежам.
В силу статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Перечень сведений и документов, необходимых для обращения с заявлением о возврате таможенных платежей, перечислены в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
В силу части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Таможенным органом не оспаривается, что Общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в пределах трехлетнего срока, установленного частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ. При этом Таможня не заявила о наличии у Общества оснований, препятствующих возврату таможенных платежей.
При указанных обстоятельствах, все необходимые условия для возврата излишне уплаченного НДС в составе таможенных платежей заявителем соблюдены, оснований для отказа в возврате сумм излишне уплаченного НДС, предусмотренных частью 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, у Таможни не имелось.
В силу пункта 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению в том числе должны быть приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин.
По смыслу указанной нормы к таким документам следует отнести платежные документы, подтверждающие перечисление спорных сумм в бюджет, а также любые документы, которые позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть, произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом.
В силу универсальности нормы таковым может быть как конкретный документ, так и их совокупность, свидетельствующая об излишней уплате и идентифицированная таможенным органом в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин (излишне уплаченных) в отношении конкретных товаров.
Общество обратилось 08.12.2015 в Таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС и приложило документы, подтверждающие право на льготу по НДС за ввезенный товар, а также платежные документы.
В графе 48 ДТ указаны номера платежных поручений, в связи с чем довод таможни о невозможности идентифицировать платежи подлежит отклонению. В условиях полного освобождения от уплаты НДС по спорному товару, уплаченные в качестве НДС любые денежные средства являются излишне уплаченными.
Подлежит отклонению довод Таможни относительно того, что для возврата излишне уплаченных таможенных платежей Общество должно было произвести корректировку таможенной декларации (КТД), оформленной в соответствии с Порядком N 289, и представить его в таможенный орган.
Документы, подтверждающие корректировку ДТ в установленном порядке, не указаны в пункте 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
При документальном подтверждении декларантом права на применение льготы по уплате НДС, такое основание для отказа возвратить излишне уплаченные платежи как невнесение декларантом соответствующих изменений в ДТ после их выпуска противоречит вышеприведенным нормам действующего таможенного законодательства.
Более того, Разделом V Порядка N 289 предусмотрено внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа.
Таким образом, неправомерна ссылка Таможни на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты НДС, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали основания для оставления данного заявления без рассмотрения.
Суд отклоняет довод Таможни о том, что заявление не рассматривалось, в возврате пошлин и НДС не отказано, в связи с чем Общество не лишено возможности для возврата излишне уплаченных сумм путем повторного обращения с заявлением в Таможню после внесения им необходимых изменений в декларации. Поскольку факт излишней уплаты налога материалами дела подтвержден, фактически оспариваемым решением Таможни Обществу отказано в возврате излишне уплаченных сумм.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд считает установленным факт излишней уплаты НДС на момент обращения Общества с заявлением об их возврате в таможенный орган, в связи с чем считает решение Таможни, оформленное письмом от 21.12.2015 N 19-36/20971 незаконным, нарушающим право Общества на распоряжение принадлежащими ему денежными средствами.
При таких обстоятельствах, заявление Общества является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Восстановить нарушенное право Общества возможно только посредством возложения на Карельскую таможню обязанности возвратить Обществу излишне уплаченные денежные средства.
При распределении судебных расходов, понесенных заявителем в связи с уплатой государственной пошлины, суд руководствуется правилами части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзаца 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", и относит их на ответчика.
Поскольку, в силу абзаца 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 3000 руб. излишне уплаченная пошлина подлежит возврату заявителю согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопрос о сроке исполнения решения разрешается судом с учетом разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в информационном письме от 24.07.2003 N 73.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Медицинская Торговая Компания" требования удовлетворить.
Признать незаконным полностью как не соответствующее Федеральному закону "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Таможенному кодексу Таможенного союза решение Карельской таможни от 21.12.2015 N 19-36/20971 о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.
Обязать Карельскую таможню устранить допущенное нарушение прав и охраняемых законом интересов общества с ограниченной ответственностью "Медицинская Торговая Компания" путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 444 429,55 руб.
2. Судебные расходы отнести на ответчика.
Взыскать с Карельской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская Торговая Компания" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 3000 руб.
3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Медицинская Торговая Компания" из федерального бюджета уплаченную платежным поручением N 1253 от 10.02.2016 года государственную пошлину в сумме 3000 руб.
4. Решение подлежит исполнению после вступления в законную силу.
5. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
А.Ю.ЛАЗАРЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)