Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 09.06.2017 N Ф06-21426/2017 ПО ДЕЛУ N А57-26096/2016

Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ за несоблюдение ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию.

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2017 г. N Ф06-21426/2017

Дело N А57-26096/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В. Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Гусева П.Г., доверенность от 31.03.2017,
ответчика - Великородного А.П., доверенность от 30.12.2016,
Бойко Я.Г., доверенность от 30.12.2016,
Хохлова К.В., доверенность 27.02.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.01.2017 (судья Бобунова Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А57-26096/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, к Саратовской таможни об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, общество "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Саратовской таможни от 07.10.2016 N 10413000-155/2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.01.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2016 N 1 "О мерах по обеспечению экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации при осуществлении международных транзитных перевозок грузов с территории Украины на территорию Республики Казахстан через территорию Российской Федерации" (далее - Указ от 01.01.2016 N 1), таможенным органом на железнодорожной станции "Анисовка" Приволжской железной дороги были выявлены железнодорожные вагоны N 60987054, 61709374 следующие из Румынии (отправитель - С.Ч. Силкотуб С.А.) в Республику Казахстан (получатель - Казахстан Пайп Трейдере) через территорию Украины с товаром - трубы по транзитным декларациям N 11214314/080716/0507528 (ТТН от 28.06.2016 N 008946), ТД N 11214314/080716/0507526 (ТТН от 28.06.2016 N 008920).
Вышеназванные вагоны помещены под таможенную процедуру таможенного транзита таможенным постом Калинковичи (11214314) Гомельской таможни Республика Беларусь 08.07.2016.
15.07.2016 таможенным органом в отношении указанных вагонов на железнодорожную станцию "Анисовка" направлено требование об их перемещении в ПЗТК ж/д ст. "Анисовка" для осуществления таможенного контроля.
18.07.2016 таможенным органом в зоне таможенного контроля железнодорожной станции "Анисовка", город Энгельс Саратовской области проведены таможенные осмотры товаров, перемещаемых в железнодорожных вагонах N 60987054 и N 61709374 (акты таможенных осмотров N 10413010/180716/000816, 10413010/180716/000813), в результате которых установлено, что в названных вагонах находится товар - трубы, который в соответствии с ЕТНВЭД ЕАЭС по коду 73042910 имеет ввозную пошлину от 5 процентов до 7,5 процентов, то есть ставку пошлины, отличную от нуля, что расценено таможней как нарушением подпункта 1.1 Указа от 01.01.2016 N 1.
В связи с этим таможенным органом 26.07.2016 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам рассмотрения материалов дела таможенным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 26.08.2016 N 10413000-155/2016, на основании которого 07.10.2016 вынесено оспариваемое постановление N 10413000155/2016 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.3 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности и не установили оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. Таким лицом является перевозчик (при несоблюдении запретов) либо лицо, перемещающее товары через таможенную границу Российской Федерации (при несоблюдении ограничений).
В соответствии с пунктом 21 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Согласно статье 186 Таможенного кодекса Таможенного союза декларантами для заявления таможенной процедуры таможенного транзита могут быть лица, указанные в подпунктах 1 и 2 настоящей статьи, а также: перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза.
Статьей 14 Раздела II Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (действует с 01.11.1951 с изменениями и дополнениями на 01.07.2016) предусмотрено, что в соответствии с договором перевозки перевозчик обязуется за плату перевезти вверенный ему отправителем груз до станции назначения по маршруту, согласованному отправителем договорным перевозчиком, и выдать его получателю.
В соответствии с пунктом 2 решения от 17.08.2010 N 438 "О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита" транзитная декларация представляется на перевозку товаров, перемещаемых от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу, за исключением случаев, когда в качестве транзитной декларации используются документы, предусмотренные международными договорами, входящими вправо Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 3 указанного решения, подача транзитной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу отправления, в том числе: транспортных (перевозочных) документов; коммерческих документов; двух экземпляров описи документов, составляющих транзитную декларацию (в случае использования в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза (подпункт 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Подпунктом 1.1 Указа от 01.01.2016 N 1 (редакции от 01.07.2016) введен временный запрет на автомобильные и железнодорожные перевозки товаров, в отношении которых в Российской Федерации применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, отличные от нуля, и товаров, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации".
Согласно пункту 1.2 Указа от 01.01.2016 N 1 Правительство Российской Федерации в случае обращения к нему Правительства Республики Казахстан или Правительства Киргизской Республики вправе разрешить автомобильные и железнодорожные перевозки отдельных товаров, названных в пункте 1.1 настоящего Указа, при условии соблюдения порядка осуществления таких перевозок, установленного пунктом 1 настоящего Указа.
Пункты 1.1, 1.2 Указа введены Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2016 N 319 и вступили в силу с 01.07.2016 Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 и размещены на официальном сайте Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/ с 23.07.2012.
Судами установлено, что 18.07.2016 таможенным органом в зоне таможенного контроля железнодорожной станции "Анисовка", город Энгельс Саратовской области проведены таможенные осмотры товаров, перемещаемых в железнодорожных вагонах N 60987054, 61709374, в результате которых установлено, что в указанных вагонах находится товар - трубы, который в соответствии с ЕТНВЭД ЕАЭС по коду 73042910 имеет ввозную пошлину от 5 процентов до 7,5 процентов, то есть ставку пошлины отличную от нуля.
Согласно письму железнодорожной станции Смоленск - Сортировочный Московской дирекции управления движением общества от 16.07.2016 N 136, вагоны N 60987054, 61709374, прибыли на станцию Смоленск - Сортировочный 09.07.2016 в 22.40 часа в составе поезда N 2148 инд. 1665-905-1700 и были приняты от Белорусской железной дороги согласно передаточной поездной ведомости N 01740.
Таким образом, перевозчик (заявитель), приняв к перевозке груз на передаточной станции Смоленск - Сортировочный от Белорусской железной дороги, продолжил международную железнодорожную транзитную перевозку груза, в отношении которого применена ставка ввозной таможенной пошлины, отличная от нуля, и на который в соответствии с Указом N 319 введен временный запрет.
При этом, как указали суды, общество информировалось Заднепровским таможенным постом о необходимости вывоза с территории России товаров, попадающих под действие Указа Президента (письма: от 04.07.2016 N 35-11/1065, от 18.07.2016 N 35-11/1132, от 19.07.2016 N 35-11/1151, от 22.07.2016 N 35-11/1206).
Кроме того, Заднепровским таможенным постом направлялось письмо от 27.01.2016 N 35-11/0082 начальнику железнодорожной станции Смоленск общества "РЖД" о том, что согласно Указу от 01.01.2016 N 1 подлежат контролю товарные партии, ввозимые с территории Украины (в том числе из третьих стран) через Белорусский участок Евразийского экономического союза и перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в адрес получателей Республики Казахстан.
С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод, что заявитель принял от Белорусской железной дороги по железнодорожным станциям Красное, Смоленск - Сортировочный Московской железной дороги железнодорожные вагоны N 60987054, 61709374 с грузом - "трубы бесшовные", следующие из Румынии (отправитель - С.Ч. Силкотуб С.А.) в Республику Казахстан (получатель - Казахстан Пайп Трейдере) через территорию Украины по ТД N 11214314/080716/0507528 (ТТН от 28.06.2016 N 008946), ТД N 11214314/080716/0507526 (ТТН от 28.06.2016 N 008920), оформленным 08.07.2016 таможенным постом Калинковичи Гомельской таможни Республики Беларусь, и в нарушении статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза, пункта 1.1 Указа от 01.01.2016 N 1, осуществил транзитные железнодорожные перевозки данных грузов по территории России от железнодорожной станции Смоленск-Сортировочный Московской железной дороги филиала общества до железнодорожной станции Анисовка Приволжской железной дороги филиала общества "РЖД" (Саратовская область, город Энгельс), чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующие о том, что обществом приняты все зависящие от него меры, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
При этом судами правомерно признан несостоятельным довод общества том, что Указ от 01.01.2016 N 1 направлен на принятие мер экономического характера в отношении Украины, соответственно, все запреты и ограничения действуют в отношении украинских товаров, следующих в адрес грузополучателей на территории Республики Казахстан и Киргизской Республики.
Суды обоснованно сослались на преамбулу Указа от 01.01.2016 N 1 (редакции от 01.07.2016), в которой указаны основания его подписания - в связи с приостановлением с 01.01.2016 действия Договора о зоне свободной торговли, подписанного в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011, в отношении Украины и в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах". Таким образом, в Указе от 01.01.2016 N 1 четко определено, что в отношении Украины введены специальные экономические меры, которые касаются как товаров, производителем которых является Украина, так и транзитных товаров или транзитных перевозок через Украину, за транзит которых Украина с государств - производителей товаров также берет оплату.
Доводы таможенного органа о необходимости составления двух протоколов в отношении каждого правонарушения - по двум самостоятельным фактам несоблюдения запрета на ввоз товаров в Российскую Федерацию в вагонах N 60987054, 61709374, рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены.
Согласно абзацу 5 пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" составление по результатам одной проведенной проверки одного протокола о нескольких незаконных действиях (фактах бездействия), каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении.
Таким образом, составление административным органом одного протокола о нескольких незаконных действиях, каждое из которых образует состав одного административного правонарушения, не является нарушением при производстве по делу об административном правонарушении.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлены.
Судебная коллегия считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.01.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 по делу N А57-26096/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
Р.Р.МУХАМЕТШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)