Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2017 N 10АП-5616/2017 ПО ДЕЛУ N А41-662/16

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 г. по делу N А41-662/16


Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
при участии в заседании:
от заявителя по делу - федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" - Колесникова В.Н. (представителя по доверенности от 09.03.2017),
от Домодедовской таможни - Гаспаряна К.К. (представителя по доверенности от 12.05.2017), Корчагиной М.В. (представителя по доверенности от 15.11.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Домодедовской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 02.03.2017 по делу N А41-662/16, принятое судьей Гейц И.В.,

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Домодедовской таможне (далее - таможня) со следующими требованиями:
- - признать недействительным решение таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 30.11.2015 N РКТ-10002000-15/000048, заявленного в ДТ N 10002020/290414/0001777;
- - признать недействительным решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, вынесенного таможней 02.12.2015 в отношении декларанта - предприятия.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.03.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представители таможни в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель предприятия в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
После выпуска товаров отделом таможенного контроля Ульяновской таможни проведена камеральная таможенная проверка предприятия по вопросам: контроля достоверности заявления таможенной стоимости и кода ТН ВЭД ЕАЭС, в частности, товара N 1 "самолет гражданский HAWKER, двухдвигательный, модель В-300 (KING AIR 3501), бортовой (регистрационный) номер RA-02800, серийный номер FL-772, г.в. 2011, с массой пустого снаряженного аппарата 4643,43 кг, с количеством посадочных мест на 7 человек, не военного назначения, не имеет радиоактивных источников, датчиков задымления; двигатели модель РТ6А-60А: серийный номер РСЕ-РК 1472, партийный номер РТ6А-60А, год выпуска 2011, серийный номер - РСЕ-РК 1471, партийный номер РТ6А-60А, год выпуска 2011, ВС модель В-300 (KING AIR 3501), регистрационный номер RA-02800, серийный номер FL-772, 1. изготовитель: HAWKER BEECHCRAFT CORPORATION, товарный знак: HAWKER BEECHCRAFT" (ставка ввозной таможенной пошлины 0%), заявленная таможенная процедура ЭК 21 (переработка вне таможенной территории)", ввезенного по ДТ N 10002020/290414/0001777, при проведении которой было установлено, что классификация данного товара должна быть осуществлена в товарной субпозиции 8802 30 000 7 ТН ВЭД ЕАЭС.
Также при проведении камеральной таможенной проверки (акт камеральной таможенной проверки от 09.10.2015 N 10414000/091015/А0054), установлено, что компанией "Aerodata AG" было проведено согласно п. 1 контракта от 26.01.2011 N FV198810 и от 25.02.2011 N FV022101 переоборудование самолетов типа KING AIR 3501 в самолеты-лаборатории и установка на них автоматических комплексов летных проверок типа AD-AFIS. Тем самым, данный товар представляет собой: специализированный самолет-лаборатория King Air 350i В300 с установленным автоматическим комплексом летных проверок типа AD-AFIS, двухдвигательный, бортовой (регистрационный) номер RA-02800, серийный номер FL-772, г.в. 2011, с массой пустого снаряженного аппарата 4643,43 кг, с количеством посадочных мест на 7 человек, не военного назначения, не имеет радиоактивных источников, датчиков задымления,: двигатели модель РТ6А-60А: серийный номер РСЕ-РК1472, партийный номер РТ6А-60А, год выпуска 2011, серийный номер - РСЕ-РК1471, партийный номер РТ6А-60А, год выпуска 2011, регистрационный номер га-02800, серийный номер FL-772.
На требования Ульяновской таможни о представлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке от 02.07.2015 N 01-04-15/06051 и от 24.07.2015 N 01-04-15/06814 предприятие представило руководство по летной эксплуатации и руководство по технической эксплуатации в/с HAWKER BEECHCRAFT, серийные номера FL772 и FL787 в части внесенных изменений в данные документы после переоборудования компанией "Aerodata AG" данных самолетов типа Super King Air 350 (В350) в самолет-лабораторию и установки на них автоматических комплексов летных проверок типа AD-AFIS.
В соответствии с представленными документами после установки на них автоматических комплексов летных проверок типа AD-AFIS данные воздушные суда стали называться самолет AD-AFIS-0112-(01) Мод. N В300-16.01. Тип ВС: В300 Super King Air 350L.
По поручению Ульяновской таможни, направленному письмом от 15.10.2015 N 01-04-15/09481, по результатам таможенной проверки (акт камеральной таможенной проверки от 09.10.2015 N 10414000/091015/А0054), Домодедовской таможней принято решение по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 30.11.2015 N РКТ-10002000-15/000048, согласно которому товару N 1 "самолет гражданский HAWKER, двух двигательный, модель В-300 (KING AIR 3501), бортовой (регистрационный) номер RA-02800, серийный номер FL-772, г.в. 2011, с массой пустого снаряженного аппарата 4643,43 кг, с количеством посадочных мест на 7 человек, не военного назначения, не имеет радиоактивных источников, датчиков задымления; двигатели модель РТ6А-60А: серийный номер РСЕ-РК 1472, партийный номер РТ6А-60А, год выпуска 2011, серийный номер - РСЕ-РК 1471, партийный номер РТ6А-60А, год выпуска 2011, ВС модель В-300 (KING AIR 3501), регистрационный номер RA-02800, серийный номер FL-772, 1. изготовитель: HAWKER BEECHCRAFT CORPORATION, товарный знак: HAWKER BEECHCRAFT" (ставка ввозной таможенной пошлины 0%), заявленная таможенная процедура ЭК 21 (переработка вне таможенной территории)", ввезенному по ДТ N 10002020/290414/0001777, вместо заявленного кода ТН ВЭД ТС ЕАЭС 8802 30 000 2 "самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест не более чем на 50 человек", присвоен код ТН ВЭД ТС ЕАЭС 8802 30 000 7 "самолеты прочие".
Домодедовской таможней 02.12.2015 также принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
Не согласившись с указанными решениями таможни, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление предприятия, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения ОПИ также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правило 1 и 6 ОПИ).
Согласно 1 ОПИ названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями Правил ОПИ 2 - 5.
Согласно правилу 6 ОПИ для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В целях обеспечения единообразия толкования единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) при классификации товаров Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 принято Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение).
Данным Положением закреплен порядок и последовательность применения ОПИ, их значимость, даются определения и термины, регламентирующие единообразие толкования.
Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Пунктом 6 установлено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
- ОПИ 1 применяется в первую очередь;
- ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
- ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
- ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
- ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
- ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а.
При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
Из материалов дела следует, что предприятием по ДТ N 10002020/290414/0001777 ввезен товар N 1 "самолет гражданский HAWKER, двухдвигательный, модель В-300 (KING AIR 3501), бортовой (регистрационный) номер RA-02800, серийный номер FL-772, г.в. 2011, с массой пустого снаряженного аппарата 4643,43 кг, с количеством посадочных мест на 7 человек, не военного назначения, не имеет радиоактивных источников, датчиков задымления; двигатели модель РТ6А-60А: серийный номер РСЕ-РК 1472, партийный номер РТ6А-60А, год выпуска 2011, серийный номер - РСЕ-РК 1471, партийный номер РТ6А-60А,год выпуска 2011, ВС модель В-300 (KING AIR 3501), регистрационный номер RA-02800, серийный номер FL-772, 1. изготовитель: HAWKER BEECHCRAFT CORPORATION, товарный знак: HAWKER BEECHCRAFT" (ставка ввозной таможенной пошлины 0%), заявленная таможенная процедура ЭК 21 (переработка вне таможенной территории), и заявлен в подсубпозиции 8802 30 000 2 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (далее ТН ВЭД ЕАЭС), как:
"летательные аппараты прочие (например, вертолеты, самолеты); космические аппараты (включая спутники) и суборбитальные и космические ракеты-носители:
- самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг, но не более 15 000 кг:
-- самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест не более чем на 50 человек" (ставка ввозной таможенной пошлины 0%).
По поручению Ульяновской таможни, направленному письмом от 15.10.2015 N 01-04-15/09481, по результатам таможенной проверки (акт камеральной таможенной проверки от 09.10.2015 N 10414000/091015/А0054), Домодедовской таможней принято решение по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 30.11.2015 N РКТ-10002000-15/000048, согласно которому товару N 1 "самолет гражданский HAWKER, двух двигательный, модель В-300 (KING AIR 3501), бортовой (регистрационный) номер RA-02800, серийный номер FL-772, г.в. 2011, с массой пустого снаряженного аппарата 4643,43 кг, с количеством посадочных мест на 7 человек, не военного назначения, не имеет радиоактивных источников, датчиков задымления; двигатели модель РТ6А-60А: серийный номер РСЕ-РК 1472, партийный номер РТ6А-60А, год выпуска 2011, серийный номер - РСЕ-РК 1471, партийный номер РТ6А-60А,год выпуска 2011, ВС модель В-300 (KING AIR 3501), регистрационный номер RA-02800, серийный номер FL-772, 1. изготовитель: HAWKER BEECHCRAFT CORPORATION, товарный знак: HAWKER BEECHCRAFT" (ставка ввозной таможенной пошлины 0%), заявленная таможенная процедура ЭК 21 (переработка вне таможенной территории)", ввезенному по ДТ N 10002020/290414/0001777, вместо заявленного кода ТН ВЭД ТС ЕАЭС 8802 30 000 2 "самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест не более чем на 50 человек", присвоен код ТН ВЭД ТС ЕАЭС 8802 30 000 7 "самолеты прочие".
Также судом первой инстанции установлено, что на декларируемый самолет (товар N 1) выдан сертификат летной годности N 2082122822, из которого следует, что данному воздушному судну присвоен национальный и регистрационный знаки RA-02800 (далее - бортовой и регистрационный номер), установлен тип воздушного судна (типовой конструкции самолетов) - В300 (модель самолета), серийный (заводской) номер - FL -772, и указано назначение для данного типа воздушного судна - пассажирское.
В соответствии с пунктом 9 Сертификата летной годности воздушного судна вес конструкции составляет 4523,4 кг (по результатам взвешивания - 4 643,43 кг).
Кроме того, авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (МАК) выдан сертификат типа от 25.09.1995 N 80-300 на типовую конструкцию самолетов В300 и В300С, производитель фирма BEECHCRAFT.
Таким образом, по массе пустого снаряженного самолета данный самолет (В300, регистрационный номер RA-02800, серийный номер FL-772) относится к подгруппе 8802 30 000 (более 2 000 кг и менее 15 000 кг).
Также материалами дела подтверждается, что в соответствии с Сертификатом типа и пунктом 8 Карты данных, являющейся неотъемлемой частью Сертификата типа, максимальное количество человек на борту самолета модели В300 и модели В300С составляет для базовой версии 15 человек (2 - пилота и 13 - пассажиров) и для King Air 11 человек (2 пилота и 9 пассажиров).
Таким образом, по количеству установленных пассажирских мест на самолете рассматриваемое воздушное судно относится к категории пассажирских и подлежит классификации по субпозиции ТН ВЭД 8802 30 000 2 (до 50 пассажирских мест), что исключает классификацию данного товара по предложенному таможенным органом кодом 8802 30 000 7 (прочие самолеты).
Как указывалось ранее, в силу пункта 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам В случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, в силу правила 3 (а) Основных правил интерпретации ТН ВЭД ТС классификация таких товаров осуществляется таким образом, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у таможни оснований для классификации указанных выше товаров, в связи с чем таможней неправомерно принято оспариваемое решение о классификации рассматриваемого товара.
Также судом первой инстанции правильно учтено, что предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом его уточнения) о признании незаконным (недействительным) решения Ульяновской таможни от 09.10.2015 N 1014000/400/091015/Т0054/001 о дополнительном начислении 22 825 342 рублей 67 копеек, о признании незаконным (недействительным) решения Ульяновской таможни от 09.10.2015 N 1014000/400/091015/Т0054/002 о дополнительном начислении 22 888 679 рублей 52 копеек, о признании незаконным (недействительным) требования Ульяновской таможни от 20.10.2015 N 46 об уплате 55 928 188 рублей 07 копеек.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.11.2016 по делу N А72-822/16 требования предприятия удовлетворены в полном объеме и установлены следующие обстоятельства:
Предприятием по ДТ N 10414020/020712/000359, N 10414020/040712/000364 ввезен товар, который был классифицирован по коду 8802 30 000 2 ТН ВЭД "самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест не более чем на 50 человек" (по нулевой ставке ввозной таможенной пошлины), а таможенный орган по результатам проведенной проверки классифицировал этот товар по коду 8802 30 000 7 "самолеты прочие" (с уплатой ввозной таможенной пошлины 22 825 342 рублей 67 копеек и 22 888 679 рублей 52 копеек соответственно), сославшись в обоснование изменения кода товаров на контракты от 26.01.2011 N FV198810 и от 25.02.2011 N FV022101 по установке на самолеты с серийными номерами FL-772 и FL-787 автоматических комплексов летных проверок типа AD-AFIS компанией "Aerodata AG".
В целях реализации положений статей 122, 131 - 136 Таможенного кодекса Таможенного союза приказом ФТС от 06.07.2012 N 1373 утверждена "Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки" (далее - Инструкция).
Согласно пункту 12 Инструкции все материалы, послужившие основанием для проведения таможенной проверки, полученные в ходе аналитической, подготовительной работы, подлежат приобщению к материалам таможенной проверки. В соответствии с пунктом 42.1 Инструкции в случае возникновения при проведении таможенного контроля необходимости исследования специалистами Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления объектов и (или) документов должностными лицами уполномоченного подразделения осуществляются действия в соответствии с Инструкцией о порядке проведения исследований объектов и (или) документов при осуществлении таможенного контроля, утвержденной приказом ФТС России от 01.09.2014 N 1679.
Однако Ульяновская таможня в нарушение требований пункта 42.1 Инструкции такое исследование не организовала и не провела, а приобщила к акту проверки заключение N 3-10-1120-14 ЭКС филиала ЦЭКТУ г. Иркутск от 02.12.2014 в отношении самолета, не принадлежащего предприятию.
Из заключения по результатам исследования начальника отдела экспертизы технических товаров и транспортных средств ЦЭКТУ ФТС в г. Иркутске Григорьева Н.И. следует, что заключение от 02.12.2014 N 3-10-1120-14 подготовлено на основании запроса начальника Татарстанской таможни от 08.10.2014 N 02-12/11474, исследование осуществлялось в отношении воздушного судна с серийным номером FL-744 с количеством пассажирских мест - 7, а не спорных воздушных судов с номерами FL-772, FL-787 гражданской авиации с количеством пассажирских мест 8.
При допросе Григорьева Н.И. и сотрудника ОАО "ВНИИРА" Коршунова А.Ю. в ходе судебного разбирательства установлено и зафиксировано посредством аудиозаписи следующее.
На вопрос "В отношении переоборудования каких воздушных судов и каким оборудованием подготовлен ответ ОАО "ВНИИРА" от 05.11.2014" Коршунов А.Ю. ответил: "Никакие документы на воздушное судно HAWKER BEECHCRAFT модели В-300 и оборудование AD AFIS не предоставлялись, я работал на режимном предприятии, и мы не работаем с иностранной техникой и иностранным оборудованием, нам это запрещено, поэтому все ответы на вопросы Ульяновской таможни и другие вопросы мы давали на примере переоборудования пассажирских самолетов АН-24 и АН-26 и отечественного оборудования АСЛК-75, оно отличается от импортного. Воздушное судно для исследования, а также его фотографии и иные документы Ульяновской таможней не предоставлялись. Если в сертификате летной годности в пункте 1 указано назначение воздушного судна: если указано самолет пассажирский, то значит он только пассажирский".
На вопрос "Каким нормативным документом определено, что "самолеты становятся специальными" после переоборудования комплексом AD AFIS самолетов HAWKER BEECHCRAFT модели В-300, с заводскими серийными номерами FL-772, FL-787 и регистрационными номерами RA 02800 и RA 02814" Коршунов А.Ю. ответил: "Для этого нужно Росавиации издать приказ и предварительно получить согласование у разработчика на изменение конструкции самолета".
Григорьев Н.И. не ответил на вопросы: какие конструктивные изменения внесены в процессе установки на воздушное судно HAWKER BEECHCRAFT В300 комплекса системы летных проверок AD AFIS, и какие конструктивные операции проведены. В выполненном им заключении на вопрос таможни, какова основная функция воздушного судна HAWKER BEECHCRAFT В300, Григорьев Н.И. ответил в отношении другого самолета HAWKER BEECHCRAFT В300, серийный номер FL-774, который не принадлежит ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Как следует из ответов Григорьева Н.И. и Коршунова А.Ю., допрошенных в судебном заседании, самолеты HAWKER BEECHCRAFT ВЗОО, серийные номера FL-772 и FL-778, регистрационные номера RA-02800 и RA-02814, они не видели, изменялась ли конструкция самолета, пояснить не могут, поскольку это должно являться предметом экспертных исследований, которые в данном случае не производились.
В соответствии с пунктом 1.22 Авиационных правил АП-21 "ТИПОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ" - это конструкция образца авиационной техники (включая его летные характеристики и эксплуатационные ограничения), соответствие которой требованиям сертификационного образца устанавливается по результатам сертификации образца. "ТИПОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ", согласно пункту 4.2 АП-21, состоит из документации, уточненной по результатам сертификационных работ: рабочей конструкторской документации (РКД), состоящей из чертежей и спецификаций, технических условий на приемку и эксплуатационной документации.
В соответствии с пунктом 2.1.4 Приказа от 28.06.2000 N 104, которым утвержден ФАП "Производство полетов экспериментальной авиации", к летающей лаборатории (самолет-лаборатория) относятся воздушные суда, созданные на базе опытных или ранее принятых в эксплуатацию воздушных судов и используемые для проведения на них исследований в полете бортовых систем и/или специального оборудования.
Согласно письму Минэкономразвития России от 30.12.2015 N 38728-ОФ/Д26и, все предполагаемые к размещению на борту воздушного судна приборы и оборудование должны быть одобрены организацией-разработчиком конкретного типа воздушного судна, национальными властями летной годности страны регистрации воздушного судна, с внесением соответствующих изменений в конструкторскую, технологическую и сертификационную документацию.
Согласно пункту 1 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза в число основных задач таможенного органа входят обеспечение соблюдения таможенного законодательства, проведение таможенного контроля, в том числе контроля правильности начисления таможенных платежей. Если декларантом соблюдены все требования по предоставлению документов и осуществлению действий, предусмотренных статьей 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, то таможенный орган обязан выпустить товар в течение 1 рабочего дня, должностное лицо таможенного органа выпускает товар в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, проставляя отметки в таможенные документы. Такие отметки при ввозе спорных самолетов были Ульяновской таможней выполнены, нарушений положений статьи 198 Таможенного кодекса Таможенного союза для применения статьи 199 Таможенного кодекса Таможенного союза не установлено.
Относя самолеты модели В-300 (KING AIR 3501) с серийными номерами FL-772 и FL-778 к "прочим" по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8802 30 000 7, таможенный орган исходил из того, что с установкой системы летных проверок типа AD-AFIS компанией "Aerodata AG" изменилась категория самолетов.
Однако достоверных доказательств наличия указанных оснований таможенным органом вопреки положениям статьи 200 АПК РФ не представлено.
Как обоснованно указывает предприятие, на спорные самолеты выданы сертификаты летной годности N 2082122822, N 2082143992, присвоены национальный и регистрационный знаки RA-02800, RA-02814, установлены тип - В300 (модель самолета) и назначение - пассажирское, что отражено в графе 1 сертификатов летной годности, по количеству пассажирских мест самолеты относятся к категории пассажирских и подлежат классификации по субпозиции ТН ВЭД 8802 30 000 2 (до 50 пассажирских мест), что исключает классификацию данного товара по предложенному таможенным органом коду 8802 30 000 7 (прочие самолеты).
С учетом установленных обстоятельств и объяснений третьих лиц - межгосударственного авиационного комитета некоммерческой организации и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) суд не находит обоснованными доводы таможенного органа о том, что после дооборудования воздушных судов изменился тип воздушного судна "самолет пассажирский", соответственно, и выводы о неверной классификации товаров, являются ошибочными.
Согласно разъяснению авиационного регистра МАК от 02.12.2014 исх.06.36-2717 самолеты заявителя модели В300 при установке системы AD-AFIS-112 не поменяли своей категории, при этом максимальное количество пассажиров на борту - 6 человек. В материалах дела имеется информация Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) в отношении сертификации Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета этих самолетов как гражданские для перевозки пассажиров (СТ 80-300), согласно предоставленной информации после установки на самолеты дополнительного оборудования (системы AD-AFIS-112), одобренного Авиарегистром МАК, самолеты своей категории не меняют.
В данном случае после переоборудования воздушных судов не изменился тип воздушного судна "самолет пассажирский".
Таким образом, таможня в данном случае не представила доказательств правильности осуществленной ею классификации товаров.
Из доводов таможни, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 02.03.2017 по делу N А41-662/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Н.В.МАРЧЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)