Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.09.2016 N 15АП-11584/2016 ПО ДЕЛУ N А32-397/2016

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2016 г. N 15АП-11584/2016

Дело N А32-397/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ПРОМХИМТОРГ" - представитель в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
от Краснодарской таможни - Гришко Н.В. по доверенности от 29.12.2015 N 07.1-30/28820.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПРОМХИМТОРГ"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.06.2016 по делу N А32-397/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОМХИМТОРГ"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
принятое в составе судьи Чеснокова А.А.

установил:

ООО "ПРОМХИМТОРГ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее -заинтересованное лицо, таможенный орган, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.12.2015 N 10309000-1523/2015 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением суда от 10.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, полагает, что выводы о виновности общества противоречат имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Краснодарской таможни не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество представителя в судебное заседание не направило, о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 04.02.2015 в зону таможенного контроля Крымского таможенного поста Краснодарской таможни, расположенную по адресу: Краснодарский край, г. Славянск - на - Кубани, ул. Пограничная, д. 3, по процедуре таможенного транзита по транзитной декларации 10317110/020215/0001497, транспортной накладной от 02.02.2015 N 14, поступил товар - "ПОСУДА СТОЛОВАЯ, КУХОННАЯ ИЗ ТОНКОЙ КЕРАМИКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ", отправителем которого являлась компания "NINGB O HOOYA IMP.&EXP.CO.,LTD."(Китай) получателем - ООО "ПРОМХИМТОРГ".
С целью таможенного декларирования вышеуказанного товара ООО "ПРОМХИМТОРГ" в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Крымского таможенного поста Краснодарской таможни, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Славянск - на - Кубани, ул. Пограничная, д. 3, 06.02.2015 по каналам электронной связи подана декларация на товары (далее - ДТ) с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Вышеуказанная ДТ зарегистрирована таможенным органом с присвоением регистрационного номера - 10309090/060215/0000477.
В качестве товара N 14 в 31 графе ДТ N 10309090/060215/0000477 был заявлен товар: посуда столовая, кухонная из тонкой керамики для взрослых: тарелка керамическая 27 см, производитель NINGBO HOOYA IMP.&EXP.CO.,LTD, артикул KC36774, количество 2520 штук; набор кружек для кофе, 6 штук, размер 5,5 * 5,6, из керамики, производитель NINGBO HOOYA IMP.&EXP.CO.,LTD, артикул KC37450, количество 2160 штук, заявленный код товара ТН ВЭД 6912005000 со ставкой таможенной пошлины 16.8% от стоимости.
06.02.2015 должностными лицами Крымского таможенного поста в соответствии со ст. 144 Таможенного кодекса Таможенного союза, с целью подтверждения технических идентификационных характеристик товара был произведен отбор проб и образцов товара N 14 в целях проведения таможенной экспертизы товара.
02.04.2015 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Крымского таможенного поста поступило заключение таможенного эксперта от 05.03.2015 N 12-01-2015/018/004296, в соответствии с которым образец N 2, отобранный от партии товара N 14 (НАБОР КРУЖЕК ДЛЯ КОФЕ 6 ШТ 5,5 * 5,6 ИЗ КЕРАМИКИ Артикул KC37450), является столовой посудой-набором из 6 кофейных чашек, изготовленных из фарфора; идентифицирован как столовая посуда из фарфора.
Для проведения консультации с отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Краснодарской таможни 16.04.2015 была направлена служебная записка, в ответ на которую по результатам проведенной таможенной экспертизы отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Краснодарской таможни принято решение, согласно которому часть товара N 14 (НАБОР КРУЖЕК ДЛЯ КОФЕ 6 ШТ 5,5 * 5,6 ИЗ КЕРАМИКИ Артикул KC37450), следует классифицировать в подсубпозиции 6911100000, в связи с чем было принято решение по классификации товара от 19.05.2015 N РКТ-10309090-15/000027 ПОСУДА СТОЛОВАЯ ИЗ ФАРФОРА: НАБОР КРУЖЕК ДЛЯ КОФЕ 6 ШТ Артикул KC37450, классифицируемые кодом ТН ВЭД товара 69111000000 со ставкой таможенной пошлины 16.8% и специальная пошлины 1035,3 долларов США за 1000 кг.
На основании изложенного, таможенным органом сделан вывод, что установленное наименование и описание товара не соответствует сведениям, заявленным в 31 графе части товара N 14 ДТ N 10309090/060215/0000477.
Таким образом, таможенным органом установлено, что при декларировании части товара N 14 (набор кружек для кофе) по ДТ N 10309090/060215/0000477 декларантом товара - ООО "ПРОМХИМТОРГ", заявлены недостоверные сведения об описании и классификационном коде указанного товара по коду ЕТН ВЭД ЕАЭС - 6912005000.
22.07.2015 Крымским таможенным постом в адрес ООО "ПРОМХИМТОРГ" было направлено решение о внесении изменений после выпуска товара по ДТ 10309090/060215/0000477.
12.08.2015 директором ООО "ПРОМХИМТОРГ" А.А. Хорошавиным в декларацию на товары N 10309090/060215/0000477 по каналам электронной связи был предоставлен лист корректировки декларации на товары.
В результате заявление ООО "ПРОМХИМТОРГ" при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о классификационном коде ЕТН ВЭД ЕАЭС, сопряженного с неправильным указанием наименования товара, послужило основанием для несоблюдения ограничительной меры нетарифного регулирования в виде не уплаты специальной пошлины в размере 99304,52 рублей.
В отношении образовавшейся задолженности отделом таможенных платежей Краснодарской таможни 17.08.2015 года вынесено решение о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов N 10309000/170815/ЗДзО-994/ТС/.
Административным органом в действиях декларанта - ООО "ПРОМХИМТОРГ" были установлены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
23.10.2015 в отношении ООО "ПРОМХИМТОРГ" возбуждено дело об административном правонарушении N 10309000-1523/2015 по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением Краснодарской таможни от 09.12.2015 по делу об административном правонарушении N 10309000-1523/2015 ООО "ПРОМХИМТОРГ" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Общество, не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 3 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств -членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в заявлении декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Согласно требованиям статьи 210 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:
1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
2) соблюдения запретов и ограничений;
3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
В соответствии с подпунктами 8, 9 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе о соблюдении ограничений и сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру.
Согласно пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, к таким документам в частности относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденного Решением совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54, размер ставки таможенной пошлины напрямую связан с кодом товара, определяемым в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельностью Таможенного союза (ЕТНВЭД ТС). Классификационный код товара определяет размер таможенной пошлины и применяемые к товарам меры нетарифного регулирования. В связи с этим сведения о коде товара по ЕТНВЭД ТС имеют самостоятельное правовое значение и определены законодателем как подлежащие обязательному указанию в таможенной декларации.
Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 257, установлено, что в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.08.2013 N 181 "О применении специальной защитной меры посредством введения специальной пошлины в отношении посуды столовой и кухонной из фарфора, ввозимой на единую таможенную территорию Таможенного союза в период с 29 сентября 2014 г. по 28 сентября 2015 г. включительно" установлен размер ставок специальной пошлины 1035,3 доллара США за 1 тонну.
При перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза применяются меры таможенно-тарифного регулирования, а также запреты и ограничения, включающие меры нетарифного регулирования (статья 1, пункт 3 статьи 3, подпункт 8, подпункт 17 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Согласно пункта 24 статьи 2, статьи 19 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.
Исходя из положений пункта 17 статьи 2, статей 20, 27 указанного Федерального закона нетарифное регулирование внешней торговли товарами осуществляется путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера, в том числе путем введения специальных защитных мер при импорте товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Решениями Комиссии Таможенного союза.
В соответствии со статьей 2 Соглашения "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам" от 25.01.2008 специальная защитная мера - мера по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию государств Сторон, которая применяется по решению компетентного органа посредством введения импортной квоты или специальной пошлины. Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Сторон независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Таким образом, специальная пошлина, являясь специальной защитной мерой, относится к мерам нетарифного регулирования, то есть к ограничениям экономического характера при ввозе товаров.
Исходя из вышеизложенного у ООО "ПРОМХИМТОРГ" имелась реальная возможность для заявления при таможенном декларировании товаров достоверных сведений о товарах, влияющих на соблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями комиссий Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Статьей 190 ТК ТС определено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 16.2 КоАП России считается оконченным с момента заявления декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, если такие сведения могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В целях соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза при таможенном декларировании товаров и совершении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенные процедуру, декларант обязан заявлять в декларации достоверные сведения о товарах подтверждающие соблюдение запретов и ограничений. Указанные обязанности ООО "ПРОМХИМТОРГ" не были выполнены.
На основании вышеизложенного, с учетом материалов дела сведений и документов, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о виновности ООО "ПРОМХИМТОРГ" в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
При этом, исходя из положений ст. 2.1 КоАП РФ для установления вины общества необходимо определить, имелась ли у него возможность для выполнения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 187 Таможенного кодекса Российской Федерации декларант имеет право осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации, с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации.
Между тем, предоставленными декларанту положениями названной статьи Таможенного кодекса РФ правами общество не воспользовалось, заявив сведения о товаре в ДТ на основании данных представленных поставщиком товаросопроводительных документов.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что общество не проявило должную степень заботливости и осмотрительности и не предприняло все зависящие от него меры к установлению свойств ввезенного им товара и соблюдению требований таможенного законодательства по его надлежащей классификации.
При таких обстоятельствах апелляционной коллегией отклоняется довод общества об отсутствии его вины в совершении правонарушения.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в действиях общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни от 09.12.2015 N 10309000-1523/2015 о привлечении к административной ответственности судом первой инстанции правомерно и обоснованно отказано.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционных жалоб инспекции и общества и отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.06.2016 по делу А32-397/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)