Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.10.2017 N 15АП-15472/2017 ПО ДЕЛУ N А53-9659/2017

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2017 г. N 15АП-15472/2017

Дело N А53-9659/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
- от заявителя: Белотелов К.А. - представитель по доверенности от 20.03.2017;
- от заинтересованного лица: представители Криворот Е.В. по доверенности
от 28.08.2017, Новожилова В.Ю. по доверенности от 18.05.2017, Григорян О.В. по доверенности от 09.10.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ростовской таможни
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10.08.2017 по делу N А53-9659/2017,
принятое судьей Маковкиной И.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Даллари Ренальда Ониковича
к заинтересованному лицу Ростовской таможне
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:

индивидуальный предприниматель Даллари Ренальд Оникович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения Ростовской таможни (далее - таможенный орган) от 25.01.2017 N 10313000/250117/4-р.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2017 решение Ростовской таможни от 25.01.2017 N 10313000/250117/4-р признано недействительным, как не соответствующее таможенному законодательству.
Решение мотивированно тем, что ввезенный товар относится к разновидности макаронных изделий, следовательно, в силу ч. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 декларантом верно определен НДС 10%..
Ростовская таможня обжаловала решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что в отношении ввезенного товара не может быть применена ставка НДС в размере 10 процентов, поскольку в нарушение условий применения такой ставки, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, код ТН ВЭД и наименование товара не совпадают. При таких обстоятельствах к ввезенному товару подлежит применению ставка НДС в размере 18 процентов в соответствии с п. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы отзыва, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители таможенного органа поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании контракта от 24.06.2013 N 07/07, заключенного с ООО "Нестле Украина", предприниматель ввез на территорию Российской Федерации товар - вермишель быстрого приготовления "Мивина", которая состоит из набора, включающего брикет сушеной вермишели, пакетик с маслом растительным, приправой, предназначена для розничной продажи, не содержит ГМО.
Товар задекларирован по ДТ N 10313130/270114/0000425 (товар N 4), N 10313130/030314/0001650 (товар N 2), N 10313130/170314/0002095 (товар N 2), N 10313130/280414/0003118 (товар N 1), N 10313130/230614/0004395 (товар N 1), N 10313130/300614/0004614 (товар N 1), N 10313130/080714/0004831 (товар N 1), N 10313130/210714/0005148 (товар N 2), N 10313130/301014/0007951 (товар N 1), N 10313130/311014/0007988 (товар N 1), N 10313130/151214/0008996 (товар N 1), N 10313130/011116/0019474 (товар N 1), N 10313130/091116/0020072 (товар N 1). Товар классифицирован по коду 1902301000 ТН ВЭД, декларантом применена налоговая ставка НДС 10%.
В ходе проведения ведомственного контроля таможней сделан вывод о неправомерности применения в отношении ввезенного товара заявленной налоговой ставки НДС 10%, поскольку указанный товар не поименован в Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, облагаемых НДС по ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 (акт от 19.01.2017 N 10313000/020/190117/А0002).
Таможенным органом принято решение от 25.01.2017 N 10313000/250117/4-р, которым решения Несветайского таможенного поста о применении ставки НДС 10% в отношении ввезенных товаров признаны незаконными и отменены.
В соответствии с указанным решением предпринимателем внесены изменения в ДТ в части применения ставки НДС 18%. В адрес предпринимателя выставлены требования об уплате таможенных платежей N 86 от 27.01.2017, N 87 от 27.01.2017, N 175 от 02.03.2017, N 197 от 15.03.2017, N 208 от 21.03.2017, N 209 от 21.03.2017.
Не согласившись с решением таможни, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары; в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе в кодированном виде, наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает, что таможенным платежом является и налог на добавленную стоимость, если он взимается при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (подпункт 3 пункта 1 статьи 70); для целей исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру (пункт 2 статьи 77).
Налоговые ставки налога на добавленную стоимость утверждены ст. 164 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в п. п. 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации, в том числе макаронных изделий.
Согласно пункту 3 статьи 164 НК РФ налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Из материалов дела видно, что предпринимателем ввезен товар - вермишель быстрого приготовления "Мивина", которая состоит из набора, включающего брикет сушеной вермишели, пакетик с маслом растительным, приправой, классифицированный по коду 1902301000 ТН ВЭД "Макаронные изделия, подвергнутые или не подвергнутые тепловой обработке, с начинкой (из мяса или прочих продуктов) или без начинки, или приготовленные другим способом или неприготовленные, такие как спагетти, макароны, лапша, лазанья, клецки, равиоли, каннеллони; кускус, приготовленный или неприготовленный: - макаронные изделия прочие: сушеные" с применением ставки НДС 10%, что соответствует пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ.
Однако, таможенный орган в оспариваемом решении не согласился с применением такой ставки, поскольку спорный товар является набором вермишели с маслом и приправой и не относится к макаронным изделиям. По утверждению таможенного органа, правильным является применение ставки НДС 18%, что соответствует п. 3 ст. 164 НК РФ.
Таким образом, для применения льготной ставки 10% необходимо определить, относится ли спорный товар к разновидностям макаронных изделий.
Товары, подпадающие под определение "макаронных изделий", в отношении которых при ввозе на территорию РФ применяется ставка 10%, поименованы в Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, облагаемых НДС по ставке 10%, при ввозе на территорию Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908.
В указанном перечне кодов ТН ВЭД Правительством РФ предусмотрена следующая позиция: "Макаронные изделия, подвергнутые или не подвергнутые тепловой обработке, с начинкой (из мяса или прочих продуктов) или без начинки, или приготовленные другим способом, такие как спагетти, макароны, лапша, рожки, клецки, равиоли, каннеллони; кускус, готовый или не готовый к употреблению в пищу 1902".
Таким образом, товары, подпадающие под определение "макаронных изделий", в отношении которых при ввозе на территорию РФ применяется ставка НДС 10%, определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 на уровне товарной позиции ТН ВЭД 1902, без дальнейшей детализации их кодирования и описания на уровне субпозиции и подсубпозиции.
Определение макаронных изделий приведено в пункте 3.1.1 ГОСТ 31743-2012. "Межгосударственный стандарт. Изделия макаронные. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1687-ст) - это пищевой продукт, изготовляемый из зерновых и незерновых культур и продуктов их переработки с использованием и без дополнительного сырья с добавлением воды смешиванием, различными способами формования и высушивания.
В отношении макаронных изделий быстрого приготовления действует стандарт ГОСТ 31749-2012. "Межгосударственный стандарт. Изделия макаронные быстрого приготовления. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1585-ст).
В разделе 4 ГОСТа 31749-2012 указано, что макаронные изделия быстрого приготовления изготовляют в виде длинных гофрированных нитей лапши или вермишели, сформированных в мотки, бантики, гнезда, брикеты.
Согласно пункту 5.3.3 ГОСТа 31749-2012 при изготовлении макаронных изделий быстрого приготовления используют следующее дополнительное сырье: соль поваренную пищевую по ГОСТ 13830; сахар-песок по ГОСТ 21; перец черный и белый по ГОСТ 29050; перец красный молотый; чеснок сушеный по ГОСТ 16729; лук репчатый сушеный по ГОСТ 7587; морковь столовую сушеную по ГОСТ 7588; свеклу столовую сушеную по ГОСТ 7589; горошек зеленый сушеный по ГОСТ 16730; зелень петрушки, сельдерея и укропа сушеные по ГОСТ 16732; кукурузу сушеную; масло подсолнечное по ГОСТ 1129; масло соевое по ГОСТ 31760; масло пальмовое по ГОСТ 31647; пищевые добавки (красители, антиокислители, эмульгаторы, стабилизаторы, загустители, регуляторы кислотности, усилители вкуса и аромата), вкусоароматические добавки (натуральные или идентичные натуральным), соответствующие требованиям нормативных правовых документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
Пункт 5.3.4 ГОСТа 31749-2012 допускает использование основного и дополнительного сырья по другой нормативной документации, в том числе ввозимое по импорту и отвечающее требованиям настоящего стандарта, обеспечивающим безопасность продукции.
Согласно пункту 5.5.2 ГОСТа 31749-2012 макаронные изделия быстрого приготовления упаковывают в контейнеры или стаканы, закрываемые сверху крышкой, или пакеты из полимерных материалов.
Пунктом 5.5.3 ГОСТа 31749-2012 также установлено, что макаронные изделия быстрого приготовления упаковывают в потребительскую тару массой нетто до 100 г. При изготовлении макаронных изделий быстрого приготовления в каждую упаковку дополнительно может быть вложен пакетик со специями и/или приправочным маслом, и/или натуральными (идентичными натуральным) продуктами растительного и животного происхождения. Доля макаронных изделий при этом должна составлять не менее 80% содержимого упаковки.
Из писем ООО "Техноком" (производителя ввозимого товара) от 09.02.2017 N 43, от 04.04.2017 N 234 следует, что по своему составу и форме выпуска продукция, ввезенная ИП Даллари Р.О., полностью отвечает требованиям ГОСТ 31749-2012 и является макаронным изделием.
Судебной коллегией принято во внимание, что основным товаром является вермишель, которая является макаронным изделием быстрого приготовления, а приправы и масла являются принадлежностями к основному товару.
Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации от 30.05.2014 N 33 при рассмотрении споров, касающихся обоснованности применения установленной пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой ставки 10 процентов судам необходимо учитывать, что в силу пункта 1 статьи 4 Кодекса при осуществлении полномочий по определению кодов Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные основания ограничений на ее применение, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации; для применения пониженной налоговой ставки - если классификация товара в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности отличается от классификации того же товара в Общероссийском классификаторе продукции - достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации, со ссылкой хотя бы на один из двух названных классификационных источников (пункт 20).
Взаимосвязанные положения подпункта 1 п. 2 ст. 164 НК РФ и Перечня кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 908, не могут служить основанием для отказа налогоплательщику в исчислении НДС по ставке 10% при ввозе на территорию Российской Федерации макаронных изделий быстрого приготовления в наборах с дополнительным сырьем, согласующихся с обычным использованием этого товара и включающих как непосредственно макаронное изделие, так и приправы к нему.
Доводы таможенного органа о том, что выводы, изложенные в Постановлении Конституционного суда РФ от 10.07.2017 N 19-П, не относятся к существу настоящего спора, отклоняются, поскольку в рамках указанного постановления рассматривался аналогичный настоящему спору вопрос. Конституционный суд РФ разъяснил, что принадлежности, входящие в комплект с главной вещью, не подлежат реализации отдельно от главной вещи; в таком случае требование об изменении ставки налога на добавленную стоимость с 10% на 18% на весь комплект неправомерно.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный товар по коду ТН ВЭД и наименованию относится к продукции "макаронные изделия", в отношении которой пунктом 2 статьи 164 НК РФ при ввозе на территорию Российской Федерации предусмотрено применение ставки 10% НДС.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.08.2017 по делу N А53-9659/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)