Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.09.2017 ПО ДЕЛУ N А66-1820/2017

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2017 г. по делу N А66-1820/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 сентября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тверской таможни на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 мая 2017 года по делу N А66-1820/2017 (судья Белова А.Г.),
установил:

акционерное общество "Диэлектрические кабельные системы" (ОГРН 1026900516390, ИНН 6905062011; место нахождения: 170017, город Тверь, улица Бочкина, дом 15; далее - общество, АО "ДКС") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Тверской таможне (ОГРН 1026900519821, ИНН 6905010662; место нахождения: 170043, город Тверь, Октябрьский проспект, дом 56; далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 18.11.2016 N 10115000/15-41/000029 о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций, а также о возложении на ответчика обязанности возвратить заявителю денежные средства в размере 48 804 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 16 мая 2017 года по делу N А66-1820/2017 заявленные требования удовлетворены.
Таможня с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что сведения, указанные в графе 12 сертификата о происхождении товара формы СТ-2 от 04.08.2015 N 11037/С1/17050/04.08.2015, недостоверны, так как не соответствуют сведениям, направленным в таможенные органы письмами Федеральной таможенной службы с пометкой "ДСП", с которыми обязаны сверять при предоставлении преференции, а также по оттиску печати не предоставляется возможным идентифицировать уполномоченный орган, которым заверен сертификат о происхождении товара. Кроме этого, по мнению подателя жалобы, направление сертификата на верификацию является правом, а не обязанностью таможенного органа.
АО "ДКС" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, АО "ДКС" на основании внешнеэкономического контракта 23.01.2015 N 01/15 (листы дела 40-45), заключенного с ДОО KOMAR СОМ, ДРУШТВО СА ОГРАНИЧЕННОМ ОДГОВОРНОШТУ ЗА ТРГОВИНУ (Сербия), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации в том числе товар N 1 "Прокат плоский, из углеродистой тонколистовой стали, в рулонах. Оцинкованный горячим способом. Ширина 40 мм, толщина 4 мм - 11890 кг. Изготовитель "KOMAR СОМ", Сербия.
Товар ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен таможенным постом Тверской таможни по декларации на товары (далее - ДТ) N 10115060/100815/0010794 (листы дела 49 - 51).
В указанной декларации (графа 36) АО "ДКС" заявлено о наличии права на применение режима тарифных преференций, одновременно с ДТ в таможенный орган представлен сертификат формы СТ-2 о происхождении товара N 11037/С1/17050 (лист дела 58).
В процессе таможенного оформления АО "ДКС" уплачены таможенные пошлины и налоги в общей сумме 274 879 руб. 79 коп.
Товар 10.08.2015 выпущен в таможенном режиме - выпуск для внутреннего потребления.
По результатам таможенного контроля таможней принято решение от 18.11.2016 N 10115000/15-41/000029 "О стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций", в соответствии с которым обществу отказано в предоставлении преференций по ДТ N 10115060/100815/0010794 (лист дела 54).
В качестве обоснования отказа в решении указано на нарушение требований к заполнению сертификатов о происхождении товаров формы СТ-2, что выразилось в недостоверности сведений, содержащихся в графе 12 сертификата, поскольку они не соответствуют сведениям, направленным в таможенные органы письмом ФТС России для использования в работе (по оттиску печати не представляется возможным идентифицировать уполномоченный орган, которым заверен сертификат о происхождении товара).
Общество не согласилось с решением таможни и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования АО "ДКС", правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
Для целей настоящей статьи под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 и статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. При помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения).
В силу пункта 2 статьи 58 ТК ТС во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 58 ТК ТС).
В силу части 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено.
Статьей 110 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Пунктом 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 61 ТК ТС).
В пункте 2 статьи 62 ТК ТС указано, что предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 подписано Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией (далее - Соглашение), к которому 22.07.2011 подписаны Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли (далее - Протокол) и Правила определения страны происхождения товаров (далее - Правила).
Указанный Протокол одобрен распоряжением Правительства Российской Федерацией от 30.05.2011 N 953-р.
Федеральной таможенной службой издан приказ от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии" (далее - Приказ), в пункте 1 которого указано, что с 22.07.2011 ввозная таможенная пошлина не применяется в отношении товаров, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, за исключением товаров, указанных в пунктах 2, 3 настоящего Приказа.
Материалами дела подтверждается, что ввезенный заявителем товар не подпадает под изъятия из режима свободной торговли, а также под исключения, указанные в пунктах 2 и 3 Приказа.
В силу пункта 1 статьи 8 Правил товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если:
1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;
2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2, являющийся неотъемлемой частью Правил, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в статье 12 Правил. Бланк сертификата представлен в приложениях 1 и 2;
3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;
4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Правил для подтверждения страны происхождения товара в государстве Стороны в целях предоставления режима свободной торговли необходимо представление в таможенные органы страны ввоза оригинала сертификата. Срок действия сертификата в целях предоставления режима свободной торговли составляет 12 месяцев с даты его удостоверения органом, уполномоченным в соответствии с законодательством государства Стороны выдавать и (или) удостоверять сертификаты о происхождении товаров.
Сертификат оформляется и выдается на одну партию товаров.
В силу пункта 3 статьи 11 Правил уполномоченные органы государств Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
При этом в силу пункта 4 статьи 11 Правил в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат.
К запросу о последующей верификации прикладывается копия проверяемого сертификата (декларации о происхождении товара).
В запросе указываются причины его направления и (или) другая дополнительная информация, указывающая на то, какие сведения в сертификате (декларации о происхождении товара) могут быть недостоверными, за исключением случаев проведения последующей проверки (верификации) на основе выборочности.
Пунктом 5 статьи 61 ТК ТС также предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
На основании статьи 13 Правил таможенный орган государства Стороны отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства Стороны, в случае:
1) нарушения условий предоставления режима свободной торговли, указанных в статье 8 Правил;
2) если таможенные органы страны ввоза в течение 3 лет получат от компетентных органов страны вывоза подтвержденные сведения о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован), аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных или неполных документов и (или) сведений;
3) если в течение 6 месяцев с даты направления запроса, указанного в пункте 4 статьи 11 Правил, не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара или если имеется случай, предусмотренный пунктом 8 статьи 11 Правил.
Из содержания решения об отказе в предоставлении тарифных преференций от 18.11.2016 N 10115000/15-41/000029 в отношении товаров по ДТ N 10115060/100815/0010794 следует, что основанием для принятия решения является нарушение требований статьи 12 Правил, а именно по оттиску печати, проставленной в графе 12 сертификата о происхождении товара от 04.08.2015 N 11037/С1/17050, не представляется возможным идентифицировать уполномоченный орган, которым заверен указанный сертификат.
Оценивая такое основание отказа, следует отметить, что в подпунктах 12, 13 пункта 5 статьи 12 Правил указано, что сертификат заполняется в соответствии со следующими требованиями:
- графа 12 "Удостоверение" ("Certification"). Заполняется уполномоченным органом и содержит его наименование, адрес, печать и дату выдачи сертификата (дубликата), а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат (дубликат). Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом;
- графа 13 "Декларация заявителя" ("Declaration by the applicant"). Указываются страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке (переработке), дата декларирования сведений о стране происхождения товара и проставляются печать заявителя, подпись, фамилия и инициалы заявителя. Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов заявителя от руки или проставление штампом.
В рассматриваемом случае сертификат о происхождении товара от 04.08.2015 N 11037/С1/17050 не принят таможенным органом в качестве надлежащего документа для предоставления АО "ДКС" тарифных преференций по причине наличия недочетов, допущенных при его оформлении уполномоченным органом Республики Сербии, которые возникли по не зависящим от общества причинам.
В апелляционной жалобе таможня сослалась на то, что сведения, указанные в графе 12 сертификата о происхождении товара формы СТ-2 от 04.08.2015 N 11037/С1/17050/04.08.2015, недостоверны, так как не соответствуют сведениям, направленным в таможенные органы письмами Федеральной таможенной службы с пометкой "ДСП", с которыми обязаны сверять при предоставлении преференции, а также по оттиску печати не предоставляется возможным идентифицировать уполномоченный орган, которым заверен сертификат о происхождении товара.
Вместе с этим, вопреки доводам апелляционной жалобы, таможенным органом не представлено суду надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанного сертификата.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что целью таможенного контроля при решении вопроса о наличии оснований для предоставления тарифных преференций, предусмотренных международными договорами, прежде всего является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.
Из материалов дела, а также объяснений представителя таможни, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что таможенным органом не оспаривается и не ставится под сомнение страна происхождения товаров - Республика Сербия в отношении товаров, ввезенных по ДТ N 10115060/100815/0010794.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что таможней не приняты все необходимые для осуществления таможенного контроля меры, в том числе таможенный орган не обращался к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара.
Из системного толкования пунктов 3, 4 статьи 11 Правил следует, что при возникновении у таможенных органов страны ввоза обоснованных сомнений относительно подлинности сертификатов или достоверности содержащихся в них сведений, в целях устранения таких сомнений для принятия правильного решения о наличии либо отсутствии оснований для предоставления преференций таможенный орган принимает меры по обращению с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата и (или) достоверность содержащихся в нем сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения.
Довод подателя жалобы о том, что направление сертификата на верификацию является правом, а не его обязанностью, не принимается апелляционной коллегией, поскольку о необходимости принятия таких мер, направленных на устранение сомнений в безупречности сертификатов о происхождении ввезенного товара и содержащихся в них сведений, указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 30 ноября 2010 года N 9172/10 по делу N А41-4534/08 и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2017 года по делу N 303-КГ16-20044.
Поскольку выявленный таможней недочет в тексте сертификата, допущенный при его оформлении уполномоченным органом Республики Сербии, не препятствует установлению страны происхождения товара и при этом ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о незаконности, недостоверности либо фальсификации сертификата о происхождении товара, то оспариваемое решение таможенного органа правомерно признано судом незаконным.
При этом принятое таможней решение от 18.11.2016 N 10115000/15-41/000029 о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций нарушает права и законные интересы АО "ДКС" в сфере предпринимательской деятельности, поскольку необоснованно возлагает на заявителя обязанность несения дополнительных финансовых затрат в виде уплаты таможенных пошлин в размере 48 804 руб. 26 коп.
На основании изложенного заявление АО "ДКС" о признании незаконными и отмене решения таможни от 18.11.2016 N 10115000/15-41/000029 о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций в отношении товаров по ДТ N 10115060/100815/0010794 правомерно удовлетворено судом первой инстанции в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку по существу выражают несогласие с оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием к отмене либо изменению судебного акта суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 16 мая 2017 года по делу N А66-1820/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тверской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
Н.Н.ОСОКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)