Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2015 N 05АП-10172/2015 ПО ДЕЛУ N А51-15794/2015

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2015 г. N 05АП-10172/2015

Дело N А51-15794/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 22 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей Е.Л. Сидорович, В.В. Рубановой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-10172/2015
на решение от 29.09.2015
судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-15794/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СКП-ТРАНС" (ИНН 2540113193, ОГРН 1052504427744, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.07.2014)
о признании незаконным решения Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002) об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10714040/250412/0012873,
при участии: стороны не явились,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "СКП-ТРАНС" (далее - общество, декларант, ООО "СКП-ТРАНС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары (далее - ДТ) N 10714040/250412/0012873, изложенного в письме от 28.04.2015 N 13-05/17663.
Решением от 29.09.2015 суд первой инстанции удовлетворил требование общества, признал незаконным оспариваемое решение Находкинской таможни об отказе в возврате денежных средств по ДТ N 10714040/250412/0012873, в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Таможенного союза.
Не согласившись с указанным судебным актом, таможня обжаловала его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции по существу заявленного требования таможня указала, что при подаче заявления на возврат излишне уплаченных таможенных платежей обществом не была соблюдена обязательная административная процедура, сопутствующая подаче заявления на возврат, поскольку при подаче такого заявления обществом не были представлены документы, подтверждающие факт начисления и излишней уплаты таможенных платежей, в связи с чем оспариваемое решение таможенного органа является законным и обоснованным.
При этом, по утверждению заявителя жалобы, таможня не принимала решения об отказе обществу в возврате сумм излишне уплаченных таможенных платежей, заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей было оставлено таможенным органом без рассмотрения ввиду непредставления необходимых документов для принятия решения о возврате.
Общество с доводами таможенного органа не согласилось, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебное заседание апелляционной стороны своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрела апелляционную жалобу таможни в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В апреле 2012 года на таможенную территорию Таможенного союза в РФ на условиях CFR Восточный ввезен товар, задекларированный обществом по ДТ N 10714040/250412/0012873. Таможенная стоимость товара определена по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимым товаром.
В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларантом представлены документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, необходимые для таможенного оформления ввезенного товара.
Не согласившись с заявленной декларантом таможенной стоимостью, посчитав, что представленные документы, являются недостаточными в количественном и качественном отношении, таможенный орган, посчитав невозможным использование выбранного декларантом первого метода определения таможенной стоимости, в связи с чем принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной декларации от 26.04.2012, в результате принятия которого увеличилась сумма начисленных таможенных платежей.
Между тем, 25.04.2012 декларант самостоятельно скорректировал таможенную стоимость товаров с применением резервного метода таможенной оценки на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами, заполнил формы ДТС-2 и КТС.
Впоследствии указанная таможенная стоимость была принята таможней, в связи с чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате, увеличилась на 45.458,48 руб.
Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, общество 24.04.2015 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной декларации в сумме 45.458,48 руб.
Письмом от 28.04.2015 N 13-05/17663 таможня возвратила данное заявление без рассмотрения в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов, в том числе по ДТ N 10714040/250412/0012873, а также документов, подтверждающих начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
Расценив данное письмо как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленное ООО "СКП-ТРАНС" требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что декларант при подаче заявления представил все необходимые документы, перечисленные в статье 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 311-ФЗ), в связи с чем у таможни отсутствовали основания для отказа обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, судебная коллегия считает, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в связи со следующим.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено, что при рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции при решении вопроса о незаконности оспариваемого решения таможни дал оценку правомерности произведенной таможней корректировке таможенной стоимости товаров. При этом суд первой инстанции, исходя из представленных декларантом документов в обоснование заявленной таможенной стоимости, а именно: контракта, дополнений к контракту, инвойса, коносамента и других документов, руководствуясь положениями статей 64, 65, 68 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС), статьями 2, 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", Порядком декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, а также исходя из разъяснений, данных Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" от 25.12.2013 N 96, установил отсутствие у таможенного органа правовых оснований для такой корректировки.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Корректировка таможенной стоимости повлекла за собой увеличение размера подлежащих уплате таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товаров, чем нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу изложенного, общество имеет право на возврат излишне уплаченных таможенных платежей в соответствии со статьями 89, 90 ТК ТС и статьей 147 Закона N 311-ФЗ.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно абзацу 1 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
По правилам части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Согласно части 2 этой же статьи к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Из материалов дела следует, что общество обратилось в таможню с заявлением (вх. N 15231) от 24.04.2015 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10714040/250412/0012873 в сумме 45.458,48 руб., к указанному заявлению ООО "СКП-ТРАНС" приложены платежные поручения и копия ДТ. Одновременно с этим в заявлении декларантом указано, что регистрационные документы и документы, подтверждающие полномочия руководителя общества, ранее представлялись в таможню.
Вместе с тем, спорная ДТ, представленная обществом вместе с заявлением о возврате в таможенный орган, а также имеющаяся в материалах дела, содержит сведения об общей сумме таможенных платежей, исчисленных уже с учетом произведенной корректировки таможенной стоимости.
Так, согласно графе "В" ("подробности подсчета") ДТ N 10714040/250412/0012873 по коду 1010 декларантом исчислен таможенный сбор в сумме 500 руб., по коду 2010 - ввозные пошлины в сумме 25.517,86 руб., по коду 5010 - налог на добавленную стоимость в размере 65.588,72 руб., которые были уплачены платежными поручениями от 11.04.2012 N 82 и N 83, от 23.04.2012 N 93, всего на общую сумму 91.606,58 руб.
При этом, как правильно указала таможня в оспариваемом решении, в нарушение пункта 2 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ декларантом при подаче заявления о возврате таможенных платежей от 24.04.2015 не были представлены документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов в размере 45.458,48 руб., подлежащих, по мнению общества, возврату.
Поддерживая позицию таможенного органа, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 3 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), корректировка таможенной стоимости товаров включает в себя:
- - расчет величины скорректированной таможенной стоимости товаров, который производится в декларации таможенной стоимости (далее - ДТС), оформляемой в установленном порядке;
- - отражение скорректированной величины таможенной стоимости товаров и пересчет таможенных пошлин, налогов в форме корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (далее - КТС), приведенной в приложении N 1 к Порядку.
При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров заполнение ДТС является обязательным (пункт 4 Порядка).
Согласно пункту 8 Порядка при осуществлении декларантом (таможенным представителем) корректировки таможенной стоимости до выпуска товаров представление им таможенному органу надлежащим образом заполненных ДТС, КТС, документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), а также уплата дополнительно начисленных с учетом скорректированной таможенной стоимости таможенных пошлин, налогов производится декларантом (таможенным представителем) в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьей 196 Кодекса.
По правилам пункта 9 этого же Порядка если корректировка заявленной декларантом таможенной стоимости после выпуска товаров осуществляется таможенным органом, то таможенный орган производит расчет скорректированной таможенной стоимости товаров в ДТС, а также заполняет форму КТС. Второй экземпляр ДТС и КТС направляется декларанту в порядке и в сроки, установленные в Порядке контроля таможенной стоимости товаров для корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров.
Таким образом, расчет скорректированной таможенной стоимости и подлежащих доплате таможенных платежей в связи с принятым решением о корректировке таможенной стоимости производится декларантом (таможенным представителем) или таможенным органом в ДТС и КТС, что следует из Порядка корректировки таможенной стоимости.
В соответствии с правилами заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (раздел IV) Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, действовавшими до 01.07.2014, форма КТС состоит из основного листа (КТС-1) и добавочных листов (КТС-2) (пункт 16).
При корректировке таможенной стоимости или при выпуске с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов товаров одного наименования используется КТС-1.
В дополнение к основному листу при корректировке таможенной стоимости или выпуске с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов двух и более наименований товаров, декларируемых в одной декларации на товары, используются КТС-2, в каждом из которых могут указываться сведения по двум наименованиям товара.
Согласно пункту 17 Порядка КТС заполняется в двух экземплярах, которые распределяются следующим образом: первый экземпляр остается в таможенном органе и используется для таможенных целей, второй возвращается (направляется) декларанту (таможенному представителю).
Пунктом 18 Порядка установлено, что правила заполнения граф КТС соответствуют правилам заполнения соответствующих граф декларации на товары с учетом особенностей, предусмотренных настоящим разделом Порядка.
Особенности заполнения граф КТС в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров предусмотрены пунктом 20 Порядка.
Так, в графе 47 "Исчисление платежей" первые пять колонок ("Вид", "Основа начисления", "Ставка", "Сумма", "СП") заполняются в соответствии с правилами заполнения графы 47 декларации на товары.
В колонке "Предыдущая сумма" указывается сумма каждого вида платежа, ранее заявленные в декларации на товары, если корректировка таможенной стоимости товара, декларируемого в декларации на товары, осуществляется впервые либо указанные в КТС-1 (КТС-2), если корректировка таможенной стоимости товара уже производилась.
При оформлении КТС после принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров, выпущенных под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам контроля таможенной стоимости, указывается сумма каждого вида платежа, ранее заявленная в декларации на товары.
В колонке "Изменения" указывают разницу величин, указанных в колонках "Сумма" и "Предыдущая сумма" (со знаком "-" - возврат платежей).
В строке "Общая сумма, подлежащая взысканию, в нац. валюте" указывается сумма величин, указанных в колонке "Изменения" (за исключением сумм, начисленных условно и не подлежащих дополнительной оплате или обеспечению).
В колонке "N и дата платежного поручения" указываются сведения по правилам заполнения соответствующей графы декларации на товары.
Кроме того, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее по тексту - Решение N 289) утверждена форма корректировки декларации на товары (КДТ), применяемая с 01.07.2014.
Как установлено подпунктами 8, 9 пункта 10 Инструкции по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением N 289, величина определенной в результате решения о корректировке таможенной стоимости товаров отражается в ДТС, а сумма доначисленных в связи с произведенной корректировкой таможенной стоимости товаров таможенных платежей и сборов отражается в КДТ в графе 47 "Исчисление платежей" и в графе "В", в том числе с отражением общего размера начисленных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости товара, предыдущей суммы таможенных платежей, исчисленных по первоначальному заявленному методу определения таможенной стоимости, и разницы начислений, представляющей собой сумму скорректированных таможенных платежей.
Таким образом, информацию о размере дополнительно начисленных таможенных платежей содержит форма КТС (заполняемая до 01.07.2014) и соответственно КДТ (заполняемая после 01.07.2014).
Вместе с тем, указанная форма не была представлена обществом среди прочих документов при подаче в порядке статьи 147 Закона N 311-ФЗ заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Довод общества об отсутствии у него обязанности по представлению КТС (КДТ), оформленной по результатам контроля таможенной стоимости товаров и содержащей сумму доначисленных таможенных платежей, нормативно необоснован, в связи с чем коллегией во внимание не принимается.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что устанавливая обязанность по представлению документов, подтверждающих факт начисления таможенных пошлин, налогов, часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ не содержит конкретного перечня документов, отвечающих понятию таких доказательств, соответственно, декларант должен представить вместе с заявлением на возврат любые документы, которые, по его мнению, подтверждают начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
Между тем, общество в нарушение пункта 2 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ не представило с вышеуказанным заявлением документы, подтверждающие факт начисления таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
Ссылка общества на то, что факт начисления таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, подтверждается декларацией на товары, в которой в графе "В" "Подробности подсчета" помимо таможенного сбора (код вида платежа 1010), указаны платежные поручения и суммы по ним, уплаченные до корректировки (коды - 2010 и 5010), а ниже по соответствующим кодам приведены суммы уплаченных скорректированных таможенных платежей по соответствующим платежным поручениям, судебной коллегией отклоняется, поскольку декларант нормативно не обосновал свою позицию. При этом, из представленной ДТ буквально не следует на какую конкретно сумму увеличился размер таможенных платежей ввиду произведенной корректировки. Следовательно, декларация на товары в сама по себе не является документом, подтверждающим в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, факт доначисления сумм, подлежащих возврату.
В силу части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Принимая во внимание, что при обращении в таможенный орган с заявлением о возврате таможенных платежей в сумме 45.458,48 руб. декларант нарушил положения пункта 2 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ и не представил документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, судебная коллегия приходит к выводу о том, что таможенный орган правомерно оставил заявление общества без рассмотрения.
То обстоятельство, что форма КТС-1 была представлена заявителем в материалы дела при рассмотрении настоящего спора, не имеет правового значения, поскольку порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей носит заявительный характер, при котором в обязательном порядке должна быть соблюдена административная процедура, а ее несоблюдение свидетельствует о том, что у таможенного органа не возникло обязанности по рассмотрению заявления общества о возврате спорных денежных средств по существу.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о неправомерности оспариваемого решения таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, признается судебной коллегией ошибочным, поскольку обращаясь в таможню с заявлением о возврате таможенных платежей, декларант нарушил положения части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ и не представил документы, подтверждающие начисление таможенных платежей, подлежащих возврату.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что требования общества являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции, положенные в обоснование принятого судебного акта, не соответствуют обстоятельствам дела, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Соответственно, апелляционная жалоба таможни подлежит удовлетворению.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения требований общества судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом при подаче заявления, на основании статьи 110 АПК РФ относятся судебной коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.09.2015 по делу N А51-15794/2015 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "СКП-ТРАНС" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ПЯТКОВА
Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
В.В.РУБАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)