Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2017 ПО ДЕЛУ N А55-16845/2016

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. по делу N А55-16845/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 мая 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Морозова В.А., Туркина К.К., при ведении протокола секретарем судебного заседания Зародовым М.Ю., с участием: от истца - представитель Бегизардова Н.А., доверенность от 28.12.2016, от ответчика - представитель Рахметова А.О., доверенность от 26.01.2016, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2017 (судья Богданова Р.М.) по делу N А55-16845/2016 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "АвтоВАЗ" о взыскании долга,
установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в суд с иском к открытому акционерному обществу "АвтоВАЗ" (далее - ответчик) о взыскании 40 999 руб. 10 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2017 в иске отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, иск удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции, жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к отзыву ответчика на апелляционную жалобу, в связи с отсутствием предусмотренных ч. 2, 3 ст. 268 АПК РФ оснований для принятия судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в адрес ОАО "АВТОВАЗ" на станцию Тольятти в июле и августе 2015 года по железнодорожным накладным N 416594. 421859, 422212, 421917, 421909, 422097. 422063, 422022. 421842, 422030. 421826. 421867. 421818, 421982,421974, 422006.421990, 421792, 421784, 422188, 422154, 422170, 421933,422162,421941, 421966. 422014, 421800, 422121. 421958, 422196, 422147, 421925, 422139, 422105, 421891, 422089, 422055, 4218.34, 422071, 421883, 422113, 421875, 422048, ЭБ696197, ЭБ695933, ЭБ695459, 0645212, 0645022, 422204, 460071, 460329, 460311, 4601 13, 460097, 460295, 460360, 460337, 460196, 460345, 460428. 460287, 460188, 460352, 460204, 460394, 460410, 460022, 460386, 460048, 460089, 460154, 460170, 460162, 460253, 460105, 460303, 460212, 460261, 460279, 460030, 460014, 460246, 460147, 460238, 460220. 460121. 460139. 460402, 460055, 460063. 460378, ЭВ112372, ЭВ111529, ЭВ114258, ЭВ114002, ЭВ109719, 1В110512, ЭВ109289, ЭВ107016, 107197, ЭВ 1 10594, приходили вагоны контейнеры с грузом.
В соответствии со статьей 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В случае перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, применяются специальные условия перевозки с применением процедуры таможенного транзита в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 215 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс ТС) таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Статьей 223 Таможенного кодекса ТС установлено, что при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан в том числе доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.
На основании статьи 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить соответствующий таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
В соответствии с частями 1 - 3, 5 статьи 225 Таможенного кодекса ТС таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.
В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в течение времени, установленного технологическим процессом железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, отметки о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
Порядок оформления таможенными органами завершения таможенной процедуры таможенного транзита установлен Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 973, пунктом 28.2 которой определено, что завершение процедуры внутреннего таможенного транзита подтверждается штампом должностного лица таможенного органа о поступлении товаров.
Таким образом, обязанность перевозчика по доставке груза, находящегося под процедурой таможенного транзита, считается завершенной после уведомления таможни и грузополучателя о прибытии груза и проставления таможенным органом в дорожной ведомости штампа о поступлении товара.
Факт уведомления грузополучателя о прибытии спорных вагонов по вышеуказанным железнодорожным накладным на станцию назначения подтверждается машинопечатной формой книги уведомления о прибытии груза. Спорные вагоны были поданы на пути общего пользования ст. Тольятти для совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товара.
В соответствии со ст. 179 Таможенного кодекса Таможенного союза "таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта".
То есть, ОАО "АВТОВАЗ", являясь грузополучателем по вышеуказанным накладным является, также декларантом, обязанным произвести ряд действий, предусмотренных таможенным законодательством. При этом обязательства ОАО "РЖД" по завершению внутреннего таможенного транзита были исполнены с момента передачи перевозочных документов таможенному органу и проставления отметки в железнодорожной накладной "Товар поступил". С этого момента начинает течь время, за которое Ответчику начисляется плата за нахождение вагонов в зоне таможенного контроля.
По факту нахождения спорных вагонов в зоне таможенного контроля Перевозчиком были составлены акты общей формы N 2/1277, 2/1276, 2/1278, 2/1293, 2/1292, 2/1294, 2/1305.2/1304, 2/1307, 2/1303, 2/1302, 2/1306, 2/1379, 2/1378, 2/1380, 2/1366. 2/1365, 2/1367, 2/1436, 2/1435. 2/1437, 2/1325, 2/1324, 2/1326, 2/1333, 29332. 2/1334. 2/1339, 2/1338, 2/1340, 2/1336, 2/1335, 2/1337, 2/1343, 2/1342, 2/1344, 2/1387,2/1386, 2/1399, 2/1398, 2/1427, 2/1426.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ в редакции от 31.12.2014 года N 503-ФЗ "за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: нахождения вагонов под таможенными операциями. Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных нулях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствие с указанными нормами Ответчику была начислена сумма платы в размере 40 999,10 (сорок тысяч девятьсот девяносто девять рублей 10 коп.) в т.ч. НДС 18%.
В адрес Ответчика были направлены претензии исх. N 3285/КБШНЮ от 21.06.2016 г., К" 3557/КБШНЮ от 01.07.2016 г. В добровольном порядке указанная сумма платы Ответчиком оплачена не была.
В соответствии с частью 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
В соответствии со статьей 126 УЖТ РФ иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
Истцом по факту простоя вагонов в зоне таможенного контроля, до завершения процедуры таможенного транзита были составлены акты общей формы N N 2/1277 от 05.07.2015, 2/1293 от 09.07.2015, согласно накопительной ведомости N 518902120 на сумму 22.842,44 руб. (требования заявлены в претензии N 3285/КбшНЮ от 21.06.2016 на сумму 40.089,32 руб.).
Истец о нарушении своего права узнал 05.07.2015, 09.07.2015, а исковые требования N 3285/КбшНЮ от 04.07.2016 на сумму 40 999,10 руб. предъявлены в суд 06.07.2016, о чем свидетельствует штамп почты на конверте.
В соответствии с частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в части взыскания 410 руб. 64 коп. платы.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности исковых требований о взыскании 40 588 руб. 46 коп. платы за нахождения вагонов на путях общего пользования и отказал в их удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Следовательно, обязанности перевозчика по отношению к грузоотправителю и грузополучателю считаются выполненными в момент выдачи груза получателю, а не в момент доставки груза в пункт назначения.
Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрены специальные условия перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе таможенная процедура таможенного транзита.
В соответствии со статьей 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары в место доставки товара и обеспечить сохранность товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 220 ТК ТС место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах.
Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено ТК ТС.
Местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения (подъездных путях).
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4 ст. 225 ТК ТС таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товара в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля. Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы. Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
Из приведенных норм следует, что в силу закона у перевозчика (в рамках публичного правоотношения с государством в лице таможенных органов) возникают определенные обязанности в отношении грузов, находящихся под таможенным контролем (по доставке товаров в место доставки товаров (ЗТК), обеспечению сохранности вагонов в ЗТК). У грузополучателя в рамках указанного публичного правоотношения каких-либо обязательств не возникает. В связи с этим, исполнение перевозчиком своих публичных обязанностей перед государством не может создавать для грузополучателя обязательств по оплате перевозчику расходов, понесенных им при выполнении этих обязанностей.
Согласно актам общей формы N N 2/1386, 2/1387, 2/1398, 2/1399, 2/1426, 2/1427, 2/1276, 2/1277, 2/1293, 2/1292, 2/1304, 2/1305, 2/1302, 2/1303, 2/1378, 2/1379, 2/1365, 2/1365 2/1366, 2/1435, 2/1436 2/1324, 2/1325, 2/1332, 2/1333, 2/1338, 2/1339, 2/1335, 2/1336, 2/1342, 2/1343 прибывшие на станцию Тольятти вагоны находились в зоне таможенного контроля, до завершения процедуры таможенного транзита, обязанность по завершению которой, возложена на перевозчика, в связи с чем, основания для взыскания платы отсутствуют.
- В соответствии с частью 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Таким образом, на уровне закона закреплено правило о возможности взыскания платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе за пределами нахождения вагонов под таможенными операциями, свыше сроков доставки грузов.
Согласно пункту 5.10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила) срок доставки грузов увеличивается на одни сутки в случае осуществления на пограничных пунктах пропуска Российской Федерации пограничного, таможенного, санитарно-эпидемиологического контроля. Таким образом, если груз подлежит таможенному контролю, срок доставки увеличивается на одни сутки и перевозчик не считается просрочившим срок доставки. Если задержка при проведении таможенного контроля не привела к нарушению расчетного срока доставки груза, плата за предоставление железнодорожных путей не начисляется.
ОАО "РЖД" не представило доказательств, получения ОАО "АВТОВАЗ" товара за пределами срока доставки груза, установленного Правилами, следовательно оснований для взыскания платы в сумме 40 588 руб. 46 коп. не имеется.
С учетом изложенного суда первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в иске.
Ответчиком было заявлено ходатайство об оставлении иска без рассмотрения в связи с несоблюдением претензионного порядка урегулирования спора, поскольку исковое заявление подано в суд по истечении срока ответа на претензию.
Суд первой инстанции верно не усмотрел оснований для оставления искового заявления без рассмотрения.
В материалы дела истцом представлены претензии N 3285/КБШНЮ от 21.06.2016 г., N 3557/КБШНЮ от 01.07.2016 г. Согласно отзыва ответчика, ответчик получил указанные претензии и направил ответы на них 22.07.2016 года.
Исковое заявление поступило в суд 11.07.2016.
Определением суда первой инстанции от 18.07.2016 исковое заявление оставлено без движения.
17.08.2016 исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства. Определением суда первой инстанции от 07.10.2016 дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Принимая во внимание, что обращение истца в суд ранее предусмотренного срока для ответа на претензию не может свидетельствовать о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, на дату судебного заседания ответ на претензию ответчиком был направлен, спор сторонами не урегулирован, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для оставления иска без рассмотрения.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не принимает и не рассматривает доводы, которые не приводились и не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч. 7 ст. 268 АПК РФ).
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2017 по делу N А55-16845/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья
С.А.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.А.МОРОЗОВ
К.К.ТУРКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)