Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2017 N 09АП-53786/2017 ПО ДЕЛУ N А40-77901/17

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2017 г. N 09АП-53786/2017

Дело N А40-77901/17

Резолютивная часть постановления оглашена 21.11.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т.,
судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2017
по делу N А40-77901/17, принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению ООО "Газпром экспорт" (ОГРН 1027739898284)
к Центральной энергетической таможне (ОГРН 1027700272830)
- о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей;
- при участии:
- от заявителя - Фролов А.М. по доверенности от 09.08.2017;
- от заинтересованного лица - Джафаров А.Д. по доверенности от 29.12.2016;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2017 признано недействительным требование Центральной энергетической таможни от 24.01.2017 N 55 об уплате таможенных платежей.
Таможня, не согласившись с принятым решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители таможенного органа и общества поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 16.04.2015 на Московский энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни декларантом ООО "Газпром экспорт" подана временная таможенная декларация на товары N 10006032/160415/0000587 на вывоз природного газа ГОСТ 5542-87.
Товар в количестве 124.191.398 м{\super 3 поставлен в период с 01.03.2015 по 31.03.2015 в Германию, по внешнеторговому контракту от 29.08.2006 N б/н по ранее оформленной временной декларации на товары N 10006032/190215/0000301.
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины для определения таможенной стоимости по ПВД, заявителем использована стоимость сделки, установленная контрагентами в соответствии с условиями контракта (1 метод).
ПВД заполнена ООО "Газпром экспорт" в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций", на основании документов сопровождавших подачу декларации на товары и в соответствии с договорными условиями внешнеторгового контракта.
29.11.2016 в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" ООО "Газпром экспорт" направлено обращение в Центральную Энергетическую таможню о внесении изменений в ПВД N 10006032/160415/0000587 (корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров) в связи с подписанием соглашения от 24.03.2016 о пересмотре стоимости сделки по поставке природного газа, к контракту от 29.08.2006 N б/н.
Данные изменения привели к увеличению таможенной стоимости, корректировке граф 12, 22, 42, 44, 45, 46, 47 "В" ПВД и доначислению таможенной пошлины в размере 35 842 959,10 руб.
По результатам рассмотрения данного обращения в ПВД внесены соответствующие изменения.
В результате проверочных мероприятий, проведенных таможенным органом в соответствии со ст. ст. 98, 99, 111 Таможенного кодекса Таможенного союза, и приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" таможенным органом установлено, что ООО "Газпром экспорт" нарушены сроки уплаты вывозной таможенной пошлины, установленные ч. 13 ст. 312 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В связи, с чем в порядке ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ обществу выставлено требование об уплате таможенных платежей от 24.01.2017 N 55 на сумму 6 771 033,67 руб., которая является пенями вследствие произведенной корректировки таможенной стоимости.
Из мотивировочной части требования таможенного органа следует, таможенный орган пришел к выводу, что за обществом числится задолженность по уплате пени в размере 6 771 033,67 руб. за период с 21.04.2015 по 30.11.2016, в связи с внесением изменений в декларацию на товары N 10006032/160415/0000587 по обращению ООО "Газпром экспорт" от 30.11.2016, повлекшим изменение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и не соблюдением сроков уплаты таможенных пошлин, установленных ст. 312 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Не согласившись с указанным требованием, 13.02.2017 ООО "Газпром экспорт" направлено в таможенный орган письмо N ГЭ/04/02-902, в котором просит использовать для этих целей денежные средства, внесенные ранее на счет Центральной энергетической таможни платежным поручением от 09.02.2017 N 683.
Заявитель, не согласившись с требованием Центральной энергетической таможни от 24.01.2017 N 55, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и наличия правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии со ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство таможенного союза состоит из настоящего Кодекса; международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.
ООО "Газпром экспорт" осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном ст. ст. 214, 312 Федерального закона N 311-ФЗ, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.
Пункт 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191 предусматривает, что основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном п. 11 Правил.
Согласно п. 11 Правил, таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения.
В соответствии с п. 2 ст. 115 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ устанавливает, что таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых указаны в подп. 2 и 4 ст. 194 Таможенного кодекса Таможенного союза, уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
В соответствии с ч. 3 ст. 121 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
При этом согласно части 1 данной статьи авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров. Аналогичные по содержанию нормы содержатся также в ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа начата обществом 19.02.2015 путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/190215/0000301 на планируемую поставку природного газа в марте 2015 года, в том числе, по контракту с покупателем.
Временная таможенная декларация зарегистрирована таможенным органом 19.08.2015, таможенные платежи своевременно и в полном объеме уплачены обществом. Товар в рамках вышеуказанной таможенной декларации выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп "выпуск разрешен" от 20.08.2015.
По результатам завершения поставки природного газа в рамках контракта в марте 2015 года, в целях завершения процедуры таможенного оформления вышеуказанной поставки товара, обществом представлена полная таможенная декларация N 10006032/160415/0000587 (ПДВ).
ПВД принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина своевременно и в полном объеме уплачена обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "выпуск разрешен", проставленный таможенным органом в графе "С" 51 ПВД 16.04.2015.
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины по первому методу определения таможенной стоимости в рамках рассматриваемой ПВД, обществом использована стоимость сделки, установленная сторонами в соответствии с подлежащими применению в тот момент условиями контракта.
В связи с тем, что стоимость рассматриваемой сделки по поставке природного газа в марте 2015 пересмотрена сторонами в соответствии со ст. 3 Соглашения между ООО "Газпром экспорт", Юнипер Глобал Коммодитиз СЕ, и МЕТА-Метанхандель ГмБХ от 24.03.2016. Одновременно с подачей корректировки декларации на товары ООО "Газпром экспорт" доплачена таможенная пошлина в соответствии с пересмотренной стоимостью сделки. Составленная обществом корректировка декларации на товары принята таможенным органом, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД, что подтверждается отметками таможни от 09.12.2016 года в графе "D" корректировки декларации на товары к ПВД.
Установленная сторонами контракта стоимость рассматриваемой сделки на каждом из этапов таможенного оформления такой сделки, не оспаривалась и признана обоснованной непосредственно таможенным органом, поскольку товар в установленные сроки выпущен таможенным органом, дополнительных проверок обоснованности стоимости сделки таможенным органом не проводилось, каких-либо требований, свидетельствующих о необходимости корректировки таможенной стоимости и/или стоимости сделки в рамках рассматриваемой поставки, таможенным органом не выставлялось.
В соответствии с п. 1 ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ пенями признаются установленные указанной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Таким образом, основанием для начисления пени является факт неуплаты или неполной уплаты плательщиком в установленные сроки таможенных пошлин, налогов.
Согласно подп. 25 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу, под налогом - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Распоряжения ООО "Газпром экспорт" ранее внесенными авансовыми платежами путем подачи ВТД, ПВД и корректировки декларации на товары в целях уплаты таможенной пошлины, рассчитанной на основе стоимостей сделки, действующих на этапах подачи вышеуказанных деклараций, свидетельствуют о своевременном и надлежащем исполнении обществом обязанности по уплате таможенных пошлин.
При выставлении оспариваемого требования, таможенным органом не учтено, что в течение периода, за который обществу начислены пени, в бюджете Российской Федерации находилась излишне уплаченная обществом таможенная пошлина.
Факт излишней уплаты обществом таможенной пошлины таможенным органом не оспаривается.
Таким образом, допущенные, по мнению таможенного органа, нарушения обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 35 842 959,10 руб., при наличии факта излишней уплаты обществом таможенной пошлины не могли послужить основанием для начисления пени.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание положения ч. 8 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ подлежит отклонению, ввиду следующего.
Статья 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ регламентирует порядок и основания для выставления требования об уплате таможенных платежей, в результате выявленной таможенным органом на основании акта проверки неуплаты (неполной уплаты) таможенной пошлины.
При этом ч. 8 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ закреплен момент, с которого должен быть зафиксирован таможенным органом момент обнаружения факта неуплаты.
Вместе с тем, в рассматриваемом случаем отсутствует факт неуплаты таможенных пошлин и обществом не нарушен срок уплаты таможенных пошлин, в связи с чем, у таможенного органа в рамках ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ о таможенном регулировании отсутствовали основания для начисления пени.
Общество оспаривает требование о начислении пени, которое основано на ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ в связи с необоснованным вменением таможенным органом факта неуплаты, при этом спор относительно даты обнаруженного факта неуплаты и сопутствующих этому обстоятельств между сторонами отсутствует, в результате чего, ссылка таможенного органа на ч. 8 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ не имеет отношения к существу рассматриваемого спора.
Учитывая своевременное и надлежащее исполнение обществом обязанности по уплате таможенных пошлин в ходе таможенного оформления спорной партии природного газа, а также наличие в бюджете Российской Федерации, на протяжении всего периода за который обществу начислены пени, излишне уплаченной обществом таможенной пошлины, значительной превышающей сумму таможенной пошлины, в отношении которой таможенный орган вменяет обществу нарушение сроков уплаты, в данном конкретном случае, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое требование таможенного органа является незаконным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2017 по делу N А40-77901/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
М.В.КОЧЕШКОВА
Д.Е.ЛЕПИХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)