Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2016 N 05АП-8007/2015 ПО ДЕЛУ N А51-2146/2015

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2016 г. N 05АП-8007/2015

Дело N А51-2146/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 13 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.В. Гудковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЭД-Сервис",
апелляционное производство N 05АП-8007/2015
на решение от 22.07.2015
судьи Ю.С. Турсуновой
по делу N А51-2146/2015 Арбитражного суда
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЭД-Сервис" (ИНН 2540078534, ОГРН 1022502283540, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.12.2002)
о признании недействительными требований Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002) об уплате таможенных платежей от 09.12.2014 N N 4038, 4040, 4042, 4044
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ВЭД-Сервис": Казакова О.П. по доверенности от 01.01.2015 сроком действия до 31.12.2017, паспорт, Харина Т.В. по доверенности от 01.01.2015 сроком действия до 31.12.2017, паспорт;
- от Находкинской таможни: Кирченко Д.А. по доверенности от 13.02.2015 сроком действия на 1 год, удостоверение,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ВЭД-Сервис" (далее -общество, декларант, ООО "ВЭД-Сервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными требований Находкинской таможни (далее - таможенный орган, таможня) об уплате таможенных платежей от 09.12.2014 N N 4038, 4040, 4042, 4044.
Решением от 22.07.2015 суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свой отказ тем, что у таможни имелись правовые основания для доначисления таможенных платежей и ею соблюдены требования таможенного законодательства, касающиеся порядка выставления требований об уплате таможенных платежей.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке апелляционного производства как принятое при неполном выяснении обстоятельств дела, с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование своей позиции заявитель жалобы со ссылкой на пункт 5 статьи 178 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) указал, что, по его убеждению, по результатам таможенной проверки таможня обязана составить акт, которым фиксируется факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, и принять решение об их взыскании в соответствии с положениями указанного Закона.
Представленные таможенным органом в материалы дела акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации, по мнению общества, не свидетельствуют о соблюдении таможней порядка выставлений требований.
Так, решения о взыскании недоплаченных таможенных платежей по установленному факту неуплаты таможенных платежей не принимались, в нарушение требовании Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289), корректировочные формы таможенной стоимости не составлялись и не были направлены в адрес декларанта (таможенного представителя).
Кроме того, заявитель жалобы сослался на нарушения порядка оформления акта проверки, поскольку акт камеральной таможенной проверки подписан не всеми должностными лицами, проводившими такую проверку.
Представители ООО "ВЭД-Сервис" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель таможенного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы опроверг, озвучил позицию, по содержанию соответствующую представленным в материалы дела возражениям на апелляционную жалобу, считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Определениями от 15.10.2015, от 11.11.2015 производилась замена судей в коллегиальном составе суда, в связи с чем дело рассматривалось с самого начала.
Определением от 13.01.2016 в составе судебной коллегии произведена замена судьи Т.А. Солохиной на судью Л.А. Бессчасную, в связи с чем дело рассмотрено с самого начала.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Во исполнение внешнеторговых контрактов от 08.06.2011 N HK44/0806/11 и от 28.06.2012 N HK45/2806/12, заключенных между ООО "Корос" и компанией "China Creation Trading Limited" а адрес общества "Корос" поступили товары, задекларированные таможенным представителем ООО "ВЭД-Сервис", действовавшим на основании договора на оказание услуг таможенного представителя от 11.02.2011 N 0100/00-11-22, по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10714040/050312/0006550 (полиэтилен линейный металлоценовой низкой плотности для производства товаров бытового назначения с удельным весом менее 0,94, не содержит спирт), N 10714040/050412/0010371 (полиэтилен линейный низкой плотности для производства товаров бытового назначения с удельным весом менее 0,94, не содержит спирт), N N 10714040/040512/0014157, 10714040/180612/0020510 (линейный полиэтилен низкой плотности (LLDPE) гранулированный для производства товаров бытового назначения с удельным весом менее 0,94, не содержит спирт). При декларировании товаров заявлен классификационный код 3901 10 100 0.
С 31.10.2012 таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка ООО "Корос" по вопросу достоверности сведений, заявленных, в том числе в ДТ N N 10714040/050312/0006550, 10714040/050412/0010371, 10714040/040512/0014157, 10714040/180612/0020510 и в иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров, за период с 01.01.2012 по 31.10.2012.
В ходе проверки таможней установлена неправильная классификация таможенным представителем товаров, заявленных в указанных ДТ на уровне подсубпозиции. По результатам проверки составлен акт N 10714000/400/011214/А0133 от 01.12.2014.
Одновременно с актом таможней приняты решения по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 01.12.2014 N N РКТ-10714000-14/000310, РКТ-10714000-14/000311, РКТ-10714000-14/000312, РКТ-10714000-14/000313 и решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, от 01.12.2014 по ДТ N N 10714040/050312/0006550, 10714040/050412/0010371, 10714040/040512/0014157, 10714040/180612/0020510.
Сопроводительным письмом от 03.12.2014 (исх. N 06-10/4706) акт проверки и вышеуказанные решения направлены в адрес ООО "Корос".
05.12.2014 таможней составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей N 10714000/051214/0002346 по вышеуказанным декларациям.
Впоследствии в адрес ООО "ВЭД-Сервис" таможней выставлены требования об уплате таможенных платежей от 09.12.2014 N N 4038, 4040, 4042, 4044.
Не согласившись с указанными требованиями, полагая, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, ООО "ВЭД-Сервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункт 3 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Пунктом 1 статьи 181 ТК ТС установлено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары, в том числе указываются основные сведения о товарах, включающие наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и другие сведения (подпункт 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза (пункт 2 статьи 180 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно пункту 2 статьи 52 ТК ТС таможенные органы осуществляют проверку правильности классификации товаров. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Классификация товаров для таможенных целей осуществляется в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
В целях обеспечения единообразия толкования единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров.
Применение ОПИ ТН ВЭД ТС определено разделом III Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ТС в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС.
В частности, Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ТС установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
В силу Правила 6 ОПИ ТН ВЭД ТС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Таким образом, для отнесения товара к соответствующей субпозиции (подсубпозиции) товарной позиции ТН ВЭД следует руководствоваться непосредственно текстами товарных субпозиций (подсубпозиции) и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Из материалов дела следует, что при декларировании товаров - полиэтилена линейного марок XP-5300, LHXP-9200 по ДТ N N 10714040/050312/0006550, 10714040/050412/0010371, 10714040/040512/0014157, 10714040/180612/0020510 таможенный представитель заявил классификационный код товаров - 3901 10 100 0 ТН ВЭД ТС "Полимеры этилена в первичных формах: полиэтилен с удельным весом менее 0,94: полиэтилен линейный" (ставка ввозной таможенной пошлины на дату подачи ДТ - 0%).
Однако таможенный орган при проведении камеральной проверки исходя из представленных ООО "Корос" документов, а также описания товаров в графах 31 ДТ пришел к вывод о том, что данные товары представляют собой сополимеры этилена с содержанием этилена менее 95%.
При таких обстоятельствах таможня посчитала заявленный ООО "ВЭД-Сервис" классификационный код на уровне подсубпозиции неверным и в акте таможенной проверки указала на необходимость классификации спорных товаров в подсубпозиции 3901 90 900 0 9000 ТН ВЭД ТС "Полимеры этилена в первичных формах: прочие: прочие: прочие" (ставка ввозной таможенной пошлины - 10%).
В связи с этим решения таможенного поста Морской порт Восточный о подтверждении классификационного кода товаров по ДТ N N 10714040/050312/0006550, 10714040/050412/0010371, 10714040/040512/0014157, 10714040/180612/0020510 в подсубпозиции 3901 10 100 ТН ВЭД ТС признаны несоответствующими требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и отменены.
Решениями по классификации товара по ТН ВЭД ТС от 01.12.2014 N N РКТ-10714000-14/000310, РКТ-10714000-14/000311, РКТ-10714000-14/000312, РКТ-10714000-14/000313 спорные товары классифицированы в подсубпозиции 3901 90 900 0 9000 ТН ВЭД ТС.
Поддерживая выводы таможенного органа о неверной классификации обществом товаров по ТН ВЭД ТС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности произведенной таможней классификации и законности соответствующих решений по классификации товара по ТН ВЭД ТС по спорным ДТ. Данные решения обществом не оспаривались.
Ввиду произведенной классификации товаров изменился размер подлежащих уплате таможенных платежей, в связи с чем таможней в адрес общества "ВЭД-Сервис" выставлены требования об их уплате: от 09.12.2014 N 4038 в сумме 97 474,44 руб., N 4040 в сумме 97 280,89 руб., N 4042 в сумме 193 560,51 руб., N 4044 в сумме 210 566,60 руб.
Согласно пункту 3 статьи 150 Закона N 311-ФЗ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона.
Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (пункт 1 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 150 Закона N 311-ФЗ при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях.
В силу пункта 5 статьи 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.
В соответствии с пунктом 6 статьи 152 Закона N 311-ФЗ обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (пункт 7).
В случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары (пункт 8).
Судебной коллегией установлено, что в рассматриваемом случае размер подлежащих уплате таможенных платежей изменился в результате произведенной таможней классификации товаров по результатам камеральной таможенной проверки.
Порядок оформления результатов таможенной проверки установлен статьей 178 Закона N 311-ФЗ, пунктом 5 которой предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что, проведя камеральную таможенную проверку и определив неверную классификацию задекларированных товаров, должностные лица Находинской таможни составили соответствующий акт от 01.12.2014, начальник Находкинской таможни принял решения о классификации товаров от 01.12.2014, главный государственный таможенный инспектор ОТК после выпуска товаров Савинкова О.А. по каждой из деклараций оформила решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, которые письмом от 03.12.2014 направлены в адрес декларанта (ООО "Корос").
Также 05.12.2014 в порядке пункта 7 статьи 152 Закона N 311-ФЗ таможней составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей N 10714000/051214/0002346.
Вместе с тем, как уже указывалось выше, по результатам проверки таможня не ограничилась оформлением акта и принятием решений по классификации товаров, также таможней приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, от 01.12.2014, о чем указано в разделе "Выводы и предложения" акта проверки.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
Согласно пункту 24 указанного Порядка декларант, исходя из сведений, указанных таможенным органом в решении, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, представляет в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ, сведения в которой изменяются и (или) дополняются, КДТ и ее электронную копию, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронную копию, а в случае уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Срок представления декларантом в таможенный орган указанных документов и сведений может превышать 10 рабочих дней со дня получения декларантом решения, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в случае, если внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, влечет за собой уплату таможенных, иных платежей.
Должностное лицо проверяет правильность заполнения КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС. В случае если КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС заполнены надлежащим образом, должностное лицо в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня, следующего за днем представления в таможенный орган КДТ, регистрирует КДТ путем присвоения ей регистрационного номера и производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также в ДТС.
В случае если в таможенный орган не была представлена КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС либо представленные КДТ и (или) ДТС заполнены ненадлежащим образом, они заполняются должностным лицом.
Должностное лицо направляет декларанту соответствующие экземпляры КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров также ДТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении адресату решения либо истечения сроков, установленных абзацем первым или абзацем вторым пункта 24 настоящего Порядка.
Срок направления декларанту соответствующих экземпляров КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС может превышать срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, если это предусмотрено законодательством государств-членов, в случае, если внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, влечет за собой уплату таможенных, иных платежей (пункт 25 Порядка).
Из приведенных выше законоположений следует, что при оформлении таможней по результатам проверки решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, предполагается оформление декларантом или должностным лицом таможенного органа корректировочных форм, в частности КДТ.
Изучив материалы дела, апелляционная коллегия установила, что из содержания оспариваемых требований следует, что их выставлению предшествовало принятие таможенным органом решений по классификации товаров, названных в указанных требованиях в качестве оснований взимания таможенных платежей. Сведения о том, что выставлению указанных требований предшествовало заполнение форм КДТ, в данных требованиях отсутствуют.
Содержание акта об обнаружении факта неуплаты также не содержит сведений о составлении КДТ по каждой спорной ДТ.
Кроме того, в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества указали на то, что декларантом соответствующие корректировочные формы не составлялись, таможенный орган, в свою очередь, по указанному вопросу пояснений не дал.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает недостаточно обоснованным вывод суда первой инстанции о соблюдении таможней требований таможенного законодательства, кающихся порядка выставления оспариваемых требований об уплате таможенных платежей.
Вместе с тем, указанный вывод суда первой инстанции не повлек за собой принятие неправильного решения в силу следующего.
Согласно пункту 2 Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, утвержденного Приказом ФТС РФ от 20.04.2011 N 823, (далее - Порядок N 823), по результатам таможенной проверки в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает следующее решение (решения) в сфере таможенного дела:
1) решение о корректировке таможенной стоимости товаров, принимаемое в соответствии со статьей 68 ТК ТС и частью 6 статьи 112 Федерального закона, которое оформляется согласно приложению N 1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров";
2) решение о стране происхождения товаров, принимаемое в соответствии с частью 2 статьи 110 Федерального закона;
3) решение по классификации товаров, принимаемое в соответствии с пунктом 3 статьи 52 ТК ТС и частями 3, 4 и 5 статьи 106 Федерального закона, в случае, если таможенный орган, проводивший проверку, является таможенным органом, в регионе деятельности которого производился выпуск товара; в иных случаях решение по классификации товара принимается на основании акта таможенной проверки в соответствии с пунктом 7 статьи 178 Федерального закона.
По результатам таможенной проверки также могут быть приняты иные решения в сфере таможенного дела, влекущие доначисление и взыскание таможенных платежей, в том числе решение о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары, которые отражаются в акте таможенной проверки, являющемся основанием для совершения действий, предшествующих выставлению требования об уплате таможенных платежей, в том числе по внесению изменений и (или) дополнений в декларацию на товары.
Принятие вышеуказанных решений по результатам таможенной проверки, в том числе иных решений в области таможенного дела (помимо прямо поименованных решений), влекущих дополнительное начисление и взыскание таможенных пошлин, налогов, также предусмотрено Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденной Приказом ФТС России от 06.07.2012 N 1373 (далее - Инструкция N 1373).
Таким образом, из содержания приведенных законоположений следует, что по результатам таможенной проверки одновременно с актом таможенной проверки уполномоченным должностным лицом принимаются решения в области таможенного дела, поименованные в Порядке N 823 и Инструкции N 1373), причем законодатель не только не ограничил таможню в принятии только какого-нибудь одного вида решений по результатам проверки, но и не привел в вышеуказанных нормативных актах исчерпывающего перечня таких решений.
Следовательно, указав в акте проверки на то, что по ее результатам необходимо принять как решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, а также решения о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ, таможня тем самым обязалась исполнить, в том числе и требования Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (Порядка N 289), который предполагает составление декларантом или уполномоченным должностным лицом таможенного органа форм корректировки таможенной стоимости.
Указанными корректировочными формами таможенной стоимости в соответствии с пунктом 2.1 Порядка взаимодействия должностных лиц структурных подразделений таможенных органов при обнаружении фактов неуплаты (неполной уплаты) таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов и их взыскании, утвержденного Приказом ФТС России от 14.06.2012 N 1161 (далее - Порядок N 1611), фиксируется факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
Однако материалы дела не содержат сведений о составлении вышеуказанных корректировочных форм.
Следовательно, таможенным органом фактически не завершен процесс внесения изменений в ДТ, в соответствии с установленным порядком, предшествующим выставлению требований об уплате таможенных платежей.
Вместе с тем, Порядком N 1161 установлено, что согласно частям 6, 7, 8 и 10 статьи 152 Федерального закона о таможенном регулировании факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется одним из следующих документов:
- актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (далее - Акт об обнаружении неуплаты);
- формой корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (далее - форма КТС);
- формой корректировки декларации на товары (далее - форма КДТ).
Судебной коллегией установлено, что в рассматриваемом случае одновременно с актом камеральной таможенной проверки таможенным органом приняты решения о классификации товаров, а 05.12.2014 составлен акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей N 10714000/051214/0002346, которым в порядке пункта 7 статьи 152 Закона N 311-ФЗ таможней зафиксирован факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. При этом факт наличия задолженности по таможенным платежам и ее размер обществом не оспаривается.
Одновременно с этим апелляционная коллегия отмечает, что ни Таможенный кодекс Таможенного союза, ни нормы Порядка обязанности таможенного органа о направлении в адрес таможенного представителя акта об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей и формы КДТ не устанавливают.
Учитывая, что законодатель определил в качестве документов, которыми фиксируется факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей как корректировочные формы таможенной стоимости, так и акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (в зависимости от результатов таможенного контроля), а таможенный орган, в свою очередь, приняв решение о классификации по результатам проверки, оформил обнаружение факта неполной уплаты таможенных платежей соответствующим актом, апелляционный суд считает, что выставленные в адрес таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей от 09.12.2014 N N 4038, 4040, 4042, 4044 с применением порядка, предшествующего выставлению соответствующих требований, установленного пунктом 7 статьи 152 Закона N 311-ФЗ, не нарушает права и законные интересы ООО "ВЭД-Сервис" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод заявителя жалобы о том, что в рассматриваемом случае перед направлением в адрес таможенного представителя оспариваемых требований таможне надлежало зафиксировать факт неуплаты таможенных платежей и вынести решение об их взыскании в соответствии с Законом N 311-ФЗ, судебной коллегией отклоняется как основанный на неверном толковании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что в рассматриваемом случае материалами дела не подтверждается необходимая установленная законом совокупность условий для признания оспариваемых требований незаконными.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка общества на то, что на момент осуществления камеральной таможенной проверки и процедуры, предшествующей выставлению требований уже было ликвидировано, судебной коллегией отклоняется, поскольку не влияет на правомерность оспариваемых требований.
Так, согласно пункту 6 статьи 60 Закона N 311-ФЗ при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
В случае необходимости применения мер принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, как полностью, так и в части долга.
Таким образом, при солидарной обязанности уплаты таможенных платежей уплату таможенных платежей по требованиям таможенного органа может осуществить как декларант, так и таможенный представитель. При необходимости принудительного взыскания таможенных пошлин и налогов по требованиям таможенный орган вправе требовать исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов как с декларанта, так и с таможенного представителя.
Учитывая положения статьи 70, пункта 2 статьи 80 ТК ТС, а также пункты 1 и 2 статьи 160 Закона N 311-ФЗ судебная коллегия отмечает, что ликвидация декларанта не является препятствием для направления требований об уплате таможенных платежей в адрес таможенного представителя.
Указание общества на не подписание акта камеральной таможенной проверки всеми лицами, проводившими проверку, не может быть принят во внимание апелляционной коллегией, поскольку акт N 1071400/400/011214/А0133 в соответствии со статьей 178 Закона N 311-ФЗ, пунктами 48, 49 Инструкции N 1373 утвержден начальником таможни, подписан главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товаров Савинковой О.А., главным государственным таможенным инспектором отдела контроля таможенной стоимости Бурмакиной Е.Ю., участвующая при проведении проверки государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров Глушак Е.И. с 06.05.2013 переведена на должность старшего государственного таможенного инспектора ОТО ТК таможенного поста Морской порт Восточный на основании приказа от 19.04.2013 N 114-К), в связи с чем на дату завершения проверки (составления акта таможенной проверки) Глушак Е.И. не являлась должностным лицом уполномоченного подразделения, проводившим камеральную таможенную проверку.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их и не могут явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.07.2015 по делу N А51-2146/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.В.РУБАНОВА

Судьи
Л.А.БЕССЧАСНАЯ
А.В.ПЯТКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)