Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.08.2016 N 09АП-28429/2016 ПО ДЕЛУ N А40-66883/16

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2016 г. N 09АП-28429/2016

Дело N А40-66883/16

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: Румянцева П.В., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Авиаброкер"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2016 по делу N А40-66883/16
принятое судьей Кастальской М.Н.
по заявлению ООО "Авиаброкер" (119027, ГОРОД МОСКВА, ТЕРРИТОРИЯ ВНУКОВО АЭРОПОРТ, 1, СТР. 19, ОГРН 1087746424820, ИНН 7732521205, дата регистрации - 27.03.2008)
к Внуковской таможне (119027, ГОРОД МОСКВА, ПОСЕЛОК ВНУКОВО, УЛИЦА ЦЕНТРАЛЬНАЯ, ДОМ 2, КОРПУС 1, ОГРН 1027739083481, ИНН 7732041431, дата регистрации - 19.08.2002 г.)
об оспаривании постановления N 10001000-00082/16 от 10.03.2016 года,
при участии:
- от заявителя: Фадейкин М.С. по дов. от 20.03.2016;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;

- установил:

ООО "Авиаброкер" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Внуковской таможни N 10001000-00082/16 от 10.03.2016 года о назначении административного наказания по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 105 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы суда от 28.04.2016 г., принятым по данному делу, постановление изменено в части наложения штрафа, размер штрафа снижен до 100 000 (Сто тысяч) рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, заявленные требования без удовлетворения.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что вина общества в совершении административного правонарушения административным органом доказана, срок привлечения к ответственности не истек.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено без его участия.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании ст. 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) в отношении ООО "Авиаброкер" проведена камеральная таможенная проверка (акт камеральной таможенной проверки N 10001000/400/020216/А0059/000 от 02.02.2016).
По результатам ее проведения установлено, что 07.07.2015 таможенным представителем ООО "Авиаброкер" (далее также - таможенный представитель, общество; свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) N 0107/01 от 07.12.2010) на основании договора от 25.02.2014 N 01-161, заключенного с декларантом ООО "Дент Имплантс.Ру" (далее также - Декларант), представило во Внуковскую таможню декларацию на товары (далее - ДТ) N 10001020/070715/0009891 для совершения таможенных операций и помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" (ИМ 40) товаров: N 1 (стоматологические соединит, детали, из титана, не радиоэлектрон, ср-ва, не высокочастотные устройства, не техника радиационная, не ср-ва обнаружения, не ср-ва инд.защиты, не приборы функцион.диагн., не хоз.обихода, в инд.упак., гражд.назнач., код окп 93 9818, КОД ТН ВЭД 9021 29 000 0, производитель Alpha Dent Implants LTD тов. знак Alpha Dent Implants LTD торг. знак, марка отс), N 2 (устройства стоматологические, не радиоэлектрон, ср-ва, не высокочастотные устройства, не имеет высокочастот. генераторов, не имеет ф-ций шифров, и крипт, модулей, не техника радиационная, не ср-ва обнаружения, не ср-ва инд.защиты, не приборы функцион.диагн., в инд.упак., гражд.назнач., код ОКП 94 3750, код ТН ВЭД 901849900, производитель Alpha Dent Implants LTD, Израиль Тов.знак Alpha Dent Implants Торг. знак, марка отсутствует Модель отсутствует), прибывших из Израиля.
В графе 44 ДТ N 10001020/070715/0009891 в отношении товара N 1 (стоматологические соединит, детали, из титана, не радиоэлектрон, ср-ва, не высокочастотные устройства, не техника радиационная, не ср-ва обнаружения, не ср-ва инд.защиты, не приборы функцион.диагн., не хоз.обихода, в инд.упак., гражд.назнач., код окп 93 9818, КОД ТН ВЭД 9021 29 000 0, производитель Alpha Dent Implants LTD тов. знак Alpha Dent Implants LTD торг. знак, марка отс.) указана декларация о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522, сроком действия до 09.02.2017, заявителем по которой выступает ООО "Дент Имплантс.Ру" в лице генерального директора Емельяновой И.Л., изготовитель Alpha Dent Implants LTD Ave Weissman 62, Kiryat Motzkin, Israel, Израиль, выданная органом по сертификации ООО "ЮгРесурс" (аттестат аккредитации N РОСС RU.001 Л1АГ98); в отношении товара N 2 (устройства стоматологические, не радиоэлектрон, ср-ва, не высокочастотные устройства, не имеет высокочастот. генераторов, не имеет ф-ций шифров, и крипт, модулей, не техника радиационная, не ср-ва обнаружения, не ср-ва инд.защиты, не приборы функцион.диагн, в инд.упак, гражд.назнач, код ОКП 94 3750, код ТН ВЭД 901849900, производитель Alpha Dent Implants LTD, Израиль Тов.знак Alpha Dent Implants Торг. знак, марка отсутствует Модель отсутствует) указана декларация о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523, сроком действия до 09.02.2017, заявителем по которой выступает ООО "Дент Имплантс.Ру" в лице генерального директора Емельяновой И.Л., изготовитель Alpha Dent Implants LTD Ave Weissman 62, Kiryat Motzkin, Israel, Израиль, выданная органом по сертификации ООО "ЮгРесурс" (аттестат аккредитации N РОСС RU.001.11АГ98).
В комплекте документов представленных ООО "Авиаброкер" к ДТ N 10001020/070715/0009891 в формате электронного декларирования содержатся электронные копии указанных деклараций о соответствии, подтверждающие соблюдение декларантом запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 11.12.2009 N 27 "О международных договорах и иных нормативных правовых актах в сфере технического регулирования в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества" принято Соглашение "Об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза".
Ст. 3 указанного Соглашения установлено, что продукция допускается к обращению на территории государства Стороны в соответствии с законодательством государства этой Стороны и настоящим Соглашением.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - 184-ФЗ) обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
В отношении товара: имплантаты стоматологические "Материалы и средства медицинские прочие. Изделия для внутреннего протезирования" (код ОКП 93 9818) и инструменты стоматологические "Наборы медицинские. Наборы медицинских инструментов. Наборы стоматологические" (код ОКП 94 3750) технические регламенты Евразийского экономического союза отсутствуют.
Вместе с тем, согласно ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Таким образом, декларируемый товар: Имплантаты стоматологические "Материалы и средства медицинские прочие. Изделия для внутреннего протезирования" (код ОКП 93 9818) и инструменты стоматологические "Наборы медицинские. Наборы медицинских инструментов. Наборы стоматологические" (код ОКП 94 3750) подлежит подтверждению соответствия по "Системе сертификации ГОСТ", а именно подтверждено соответствия требованиям ГОСТ Р 52770-2007, ГОСТ Р 51830-2001, ГОСТ 19126-2007, ГОСТ Р ИСО 13402-2008.
Согласно предисловию к ГОСТ Р 52770-2007 цели и принципы его применения совпадают с целями, указанными в ст. 11 Федерального закона 184-ФЗ и включают в себя в том числе: повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, согласно области применения ГОСТ Р 51830-2001 его требования являются обязательными, согласно предисловиям к ГОСТ 19126-200. ГОСТ Р ИСО 13402-2008 цели и принципы их применения совпадают с целями межгосударственной стандартизации, в том числе защита интересов потребителей в вопросах качества продукции, услуг и процессов, обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, содействие повышению безопасности хозяйственных объектов при возникновении природных и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, ввозимый в адрес ООО "Дент Имплантс.Ру" товар подлежит обязательному подтверждению соответствия.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Согласно общероссийскому классификатору продукции, ввозимые ООО "Дент Имплантс.Ру" по ДТ N 10001020/070715/0009891 товары: Имплантаты стоматологические, отнесены к "Материалам и средствам медицинским прочим. Изделия для внутреннего протезирования" (код ОКП 93 9818) и инструменты стоматологические "Наборы медицинские. Наборы медицинских инструментов. Наборы стоматологические" (код ОКП 94 3750).
Указанные товары входят в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Постановление N 982), и, следовательно, при таможенном декларировании данного товара, предоставление декларации о соответствии является обязательным.
В ходе осуществления таможенного контроля после выпуска товара установлено следующее.
Сведения о декларациях о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522, от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 отсутствуют в едином реестре зарегистрированных деклараций о соответствии, размещенном в федеральной информационной системе Федеральной службы по аккредитации (далее - Росаккредитация), на официальном интернет-сайте www.fsa.gov.ru в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.02.2012 N 76 "Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений". Данное обстоятельство подтверждается письмом Федеральной службы по аккредитации от 25.09.2015 N 35140/02-ВГ, полученным в ответ на запрос Внуковской таможни от 21.09.2015 N 01-18/12719.
В качестве заявителя в декларациях о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522 и от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 указано ООО "Дент Имплантс.Ру".
В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона 184-ФЗ заявителем при проведении процедуры декларирования соответствия, товаров иностранного производства могут выступать зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
Также согласно п. 2 "Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации" (утв. постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 766) декларацию о соответствии вправе принимать российские изготовители (продавцы, исполнители) или зарегистрированные в качестве юридических лиц в Российской Федерации организации, представляющие интересы соответствующих иностранных изготовителей (продавцы, исполнители). Из правового анализа указанной нормы следует, что выступать в качестве заявителя при декларировании продукции на соответствие могут: либо российские изготовители и относящиеся к ним продавцы и исполнители, либо (для импортируемой продукции) зарегистрированные в качестве юридических лиц в Российской Федерации организации, представляющие интересы соответствующих иностранных изготовителей и относящиеся к ним продавцы и исполнители.
В адрес ООО "Дент Имплантс.Ру" было направлено требование (от 21.09.2015 N 01-18/12871) в котором среди прочих документов был запрошен договор с производителем товаров, ввозимых Декларантом по проверяемым ДТ.
В своем ответе от 25.11.2015 N 192 генеральный директор ООО "Дент Имплантс.Ру" И.Л. Емельянова сообщила, что договора, в соответствии с которым общество выполняет функции представителя иностранного изготовителя у Декларанта нет.
Таким образом, ООО "Дент Имплантс.Ру" не могло выступать в качестве заявителя при получении деклараций о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522 и от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523.
Данный вывод также подтверждается Информационным письмом Госстандарта РФ от 09.06.2000 N ЮГ-110-19/1843 "Вопросы применения декларации о соответствии". Из указанного документа следует, что под продавцами понимаются лица импортирующие продукцию на таможенную территорию России (декларанты). При этом, орган по сертификации при регистрации декларации о соответствии проверяет правомочность декларанта принимать декларацию о соответствии, в частности представляет ли декларант интересы иностранного изготовителя (для импортируемой продукции) и имеет ли доверенность от изготовителя, а также принимает ли продавец декларацию о соответствии только на конкретную партию продукции, а не на серийно выпускаемую продукцию (имеется ли у продавца договор, контракт, накладная и др. товаросопроводительные документы на данный товар).
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон 184-ФЗ), декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
- - на основании собственных доказательств;
- - на основании собственных доказательств и, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона).
При первой схеме декларирования соответствия (на основании собственных доказательств) доказательная база формируется самим заявителем.
В нее включаются: техническая документация (технические условия, паспорта или свидетельства качества и др.); результаты собственных исследований (испытаний) и измерений (протоколы) и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
В случае выбора второй схемы декларирования (с участием третьей стороны) доказательная база формируется из доказательственных материалов, используемых при первой схеме, в дополнение к которым заявитель по своему выбору включает:
- протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);
- - сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.
В декларациях о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522 и от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 отсутствуют сведения как о проведенных в аккредитованной в установленном порядке лаборатории (центре) исследованиях и испытаниях, ввозимой продукции, так и о сертификатах системы качества.
Сказанное означает, что при принятии деклараций о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522 и от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 не использовались доказательства, полученные с участием третьей стороны, то есть указанные декларации о соответствии принимались на основании собственных доказательств.
Положениями пункта 4 ст. 46 Закона 184-ФЗ устанавливается, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия на основе собственных доказательств допускается для применения только изготовителями или только лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Это означает, что ООО "Дент Имплантс.ру" (продавец) не могло выступать в качестве заявителя при проведении декларирования соответствия ввозимой продукции (товара).
В декларации о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522 указано, что она принята на основании Регистрационного удостоверения N ФСЗ 2012/12183 от 08 июня 2012 года, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а в декларации о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 указано, что она принята на основании Регистрационного удостоверения N ФСЗ 2012/11872 от 29 марта 2012 года, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
В материалах дела содержится ссылка на официальный сайт Росздравнадзора, согласно которому, Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12183 от 08 июня 2012 года, срок действия не ограничен, выдано "Альфа Дент Имплантс Лтд", Израиль Alpha Dent Implants Ltd, Ave Weissman 62, Kiryat Motzkin, Israel и подтверждает, что изделие медицинского назначения Имплантаты стоматологические ALPHA DENT IMPLANTS с принадлежностями (Приложение на 2 листах) производства "Альфа Дент Имплантс Лтд", Израиль, Alpha Dent Implants Ltd, Ave Weissman 62, Kiryat Motzkin, Israel, класс потенциального риска 26, соответствующее комплекту регистрационной документации КРД N 41952 от 20.10.2011 приказом Росздравнадзора от 08 июня 2012 года N 2824-Пр/12 разрешено к импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации, Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/11872 от 29 марта 2012 года, срок действия не ограничен, выдан "Альфа Дент Имплантс Лтд", Израиль Alpha Dent Implants Ltd, Ave Weissman 62, Kiryat Motzkin, Israel 26393 и подтверждает, что изделие медицинского назначения (изделие медицинской техники) Инструменты стоматологические в наборах (Приложение на 4 листах) производства "Альфа Дент Имплантс Лтд", Израиль, Alpha Dent Implants LTD, Ave Weissman 62, Kiryat Motzkin, Israel, класс потенциального риска 2a соответствующее комплекту регистрационной документации КРД N 51578 от 27.12.2011 приказом Росздравнадзора от 29 марта 2012 года N 1488-Пр/12 разрешено к импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации.
На территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"). Правила государственной регистрации медицинских изделий утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, которым установлено (пункт 6), что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Кроме того, медицинское изделие должно иметь сертификат соответствия/декларацию о соответствии. Согласно статье 2 Федерального закона N 184-ФЗ декларация о соответствии - это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
В соответствии с Постановлением N 982 "Изделия для внутреннего протезирования (код ОКП 93 9818)" и "Наборы медицинские. Наборы медицинских инструментов. Наборы стоматологические" (код ОКП 94 3750) подлежат подтверждению в форме принятия декларации о соответствии, согласно национальному законодательству Российской Федерации.
Т.е. регистрационное удостоверение на медицинское изделие является первичным документом по отношению к декларации соответствия, поскольку оно выдается до начала осуществления оборота медицинского изделия на территории РФ, а декларация о соответствии выдается при производстве или ввозе изделий на территорию РФ на конкретную партию (серию) продукции.
При этом согласно примечаний (отмечены - **) к Постановлению N 982 указанная декларация о соответствии принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или при наличии у изготовителя сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке.
В декларациях о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522 и от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 отсутствуют сведения о проведенных в аккредитованной в установленном порядке лаборатории (центре) исследованиях и испытаниях, ввозимой продукции.
Согласно п. 7 ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон 184-ФЗ) декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия такой декларации. К доказательственным документам отнесены протоколы испытаний (исследований) декларируемой продукции (п. 2 ст. 24 Закона 184-ФЗ).
ООО "Дент Имплантс.Ру" не предоставило протоколы исследований (испытаний), запрошенные Внуковской таможней письмом от 21.09.2015 N 01-18/12871, без объяснения причин.
О необходимости представления декларации о соответствии при таможенном оформлении "Изделий для внутреннего протезирования" (код ОКП 93 9818) и "Наборы медицинские. Наборы медицинских инструментов. Наборы стоматологические" (код ОКП 94 3750) свидетельствует также Информация Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 апреля 2013 года.
В качестве органа по сертификации продукции в декларациях о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522 и от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522 указано ООО "ЮгРесурс" (аттестат аккредитации РОСС RU.001.11АГ98).
Согласно информации, размещенной на сайте Росаккредитации (www.fsa.gov.ru), вкладка "Аккредитованные лица", вкладка "Реестр аккредитованных лиц", орган по сертификации продукции ООО "ЮгРесурс" (аттестат аккредитации РОСС RU.001.11Ar98) не имел аккредитации на проведение работ по установлению соответствия ГОСТ изделий медицинского назначения и медицинской техники и наборов медицинских, наборов медицинских инструментов, наборов стоматологических, поименованных в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП) под кодами 93 9818 и 94 3750.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 N 845 "О Федеральной службе по аккредитации" Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц.
Согласно пункту 2 "Правил формирования и ведения реестра органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) и реестра экспертов по аккредитации, также предоставления содержащихся в них сведений" (утв. постановлением Правительства РФ от 24.05.2012 N 510 - действовали с 04.06.2012 до 28.06.2014) реестр аккредитованных лиц и реестр экспертов по аккредитации (далее - Реестр) формируется и ведется Федеральной службой по аккредитации. Пунктом 15, указанных правил установлено, что доступ к сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных лиц и реестре экспертов по аккредитации, обеспечивается путем:
а) размещения сведений, содержащихся в реестре аккредитованных лиц и реестре экспертов по аккредитации, на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.fsa.gov.ru);
б) предоставления сведений, содержащихся в реестре аккредитованных лиц и реестре экспертов по аккредитации, по запросам заинтересованных лиц на бумажных носителях;
в) предоставления сведений, содержащихся в реестре аккредитованных лиц и реестре экспертов по аккредитации, по запросам заинтересованных лиц в электронном виде, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Аналогичные требования установлены пунктами 2 и 20 "Правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров (утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2014 N 604 - действуют с 01.07.2014 по настоящее время).
Изложенное означает, что сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми для ознакомления с ними органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. В указанном Реестре можно осуществлять поиск по регистрационному номеру аттестата аккредитации, области аккредитации, наименованию, адресу местонахождения аккредитованного лица. Все указанные сведения являются доступными как в настоящее время, так и были доступны в феврале и марте 2014 г. на сайте Росаккредитации (www.fsa.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Данный вывод подтверждается, в том числе письмом Росаккредитации от 12.04.2016 N 11519/02-АЛ, полученный в ответ на письмо Внуковской таможни от 04.04.2016 N 01-18/02656. Указанное письмо Росаккредитации не опровергает выводов изложенных в оспариваемом постановлении, а лишь подтверждает их.
В предоставленных ООО "Авиаброкер" при проведении таможенного оформления товаров по ДТ N 10001020/070715/0009891 деклараций о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522 и от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 в качестве руководителя органа по сертификации указана Е.В. Прокудина.
Проведенной проверкой установлено, что ООО "ЮгРесурс" состоит на учете в ИФНС России N 28 по городу Москве (КПП 772901001). С 29.03.2013 общество находится в процессе реорганизации в связи с присоединением к другому юридическому лицу. До настоящего момента реорганизация не завершена.
Таким образом, выдача декларации о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522 произведена органом по сертификации ООО "ЮгРесурс" в период реорганизации юридического лица, направленной на прекращение его деятельности в связи с присоединением к другому юридическому лицу.
Помимо этого с 29.11.2013 генеральным директором общества (согласно выписки из ЕГРЮЛ) является Прокудина Елена Вячеславовна (ИНН 773509066243). По информации, представленной письмом Отдела по району Крюково УФМС по г. Москве от 19.03.2015 N 91 01013 975 "О предоставлении информации" гражданка Прокудина Елена Вячеславовна (паспорт <...>) зарегистрирована по адресу г. Москва, г. Зеленоград, корп. 1557, кв. 242. В связи с неоднократной утерей паспорта три раза осуществляла его замену. Подпись в Заявлениях на замену паспорта не соответствует подписи в Декларации о соответствии.
По сведениям из информационной системы "Спарк" установлено, что гражданка Прокудина Елена Вячеславовна (ИНН 773509066243) является (являлась) генеральным директором и совладельцем порядка 112 коммерческих структур различных форм собственности и в различных регионах РФ.
Собранная отделом таможенного контроля после выпуска товара (ОТКПВТ) в отношении гр. Прокудиной Е.В. информация была направлена в оперативно-розыскной отдел (ОРО) Внуковской таможни для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
ОРО Внуковской таможни на основании указанной информации (с/з от 19.05.2015 N 22-16/229) проведены оперативно-розыскные мероприятия и получены объяснения от гражданки Прокудиной Елены Вячеславовны <...> года рождения (паспорт <...>). Из ее объяснений следует, что она является безработной, предпринимала действия, связанные с государственной регистрацией ООО "ЮгРесурс", однако после этого предпринимательской деятельностью не занималась. Никаких действий в качестве генерального директора ООО "ЮгРесурс" не осуществляла. Никаких документов от имени указанного общества не подписывала.
Дополнительно Внуковской таможней было направлено обращение (письмо от 21.09.2015 N 01-18/12723) в УВД по Зеленоградскому административному округу с целью получить образцы подписи и объяснения от гражданки Е.В. Прокудиной.
От правоохранительного органа было получено письмо от 02.11.15 N 010/9-3548 с копией объяснений Е.В. Прокудиной, образцами подписи и копией паспорта Прокудиной Елены Вячеславовны (<...> года рождения, паспорт <...>, г. Москва, г. Зеленоград, корп. 1557, кв. 242, ИНН 773509066243). Из полученных объяснений от Е.В. Прокудиной ясно, что ей не знакома организация "ЮгРесурс". Финансово-хозяйственную деятельность от ООО "ЮгРесурс" она не осуществляет и не осуществляла. По какому адресу зарегистрирована организация ООО "ЮгРесурс" она не знает. В каких банках открыты расчетные счета ООО "ЮгРесурс" она не знает, так как их не открывала. Доверенность на ведение деятельности ООО "ЮгРесурс" она никому не выписывала и никому не выдавала. О виде деятельности ООО "ЮгРесурс" ничего неизвестно. Организация, зарегистрированная на ее данные, является фиктивной, так как никакой деятельности от указанной фирмы ей не ведутся.
В соответствии с решением Внуковской таможни от 02.12.2015 N 10001000/021215/ПВ/000006 Центральным экспертно-криминалистическим управлением ФТС России проведена почерковедческая экспертиза подписи Е.В. Прокудиной, выполненной в декларациях о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522, N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523. Проведенной экспертизой (заключение таможенного эксперта от 29.12.2015 N 20/039493/2015) установлено, что подписи от имени Е.В. Прокудиной, расположенные в декларациях о соответствии N РОСС 1Т.АГ98.Д23522, N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 выполнены не Е.В. Прокудиной, а иным лицом.
На основании изложенного таможенный орган пришел к выводу о том, что декларации о соответствии N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522, N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 являются поддельными документами и, следовательно, недействительны.
Согласно примечанию 2 к ст. 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведений, документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Таким образом, установлено, что ООО "Авиаброкер" при таможенном декларировании товаров по ДТ N 10001020/070715/0009891 были представлены недействительные документы, на основании которых осуществлен выпуск товаров для внутреннего потребления на таможенной территории ТС.
Письмом от 02.12.2015 N 01-18/16208 Внуковская таможня уведомила Декларанта о назначении первичной таможенной экспертизы и направила в адрес ООО "ДентИмплантс.ру" решение Внуковской таможни от 02.12.2015 N 10001000/021215/ПВ/000006. После получения уведомления из Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) о готовности заключения эксперта (вх. N 00040 от 12.01.2016) в адрес Декларанта было направлено письмо (от 15.01.2016 N 01-18/00301) о готовности результатов экспертизы и возможности Декларанта ознакомления с ним, а также получения копии указанного заключения.
02.02.2016 заключение таможенного эксперта было получено представителем Декларанта.
Общество о назначении таможенной экспертизы не уведомлялась, так ООО "АВИАБРОКЕР" не является лицом, обладающим полномочиями в отношении документов, необходимых для совершения таможенных операций и в отношении которых проводилась таможенная экспертиза.
Для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ генеральному директору по юридическому адресу ООО "Авиаброкер" была направлена телеграмма о необходимости 27.01.2016 явится во Внуковскую таможню (телеграмма от 21.01.2016 г. N 01-18/00589, получена 22.01.2016 уполномоченным на получение телеграмм Лукиневым) к 11:00 для дачи объяснений и составления протокола по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ по ДТ N 10001020/070715/0009891.
26.01.2016 во Внуковскую таможню поступило письмо ООО "Авиаброкер" от 25.01.2016 N 02/01-15 с ходатайством о переносе на 29.01.2016 даты составления протокола в связи с невозможностью явится во Внуковскую таможню 27.01.2016.
Для соблюдения прав и законных интересов лица привлекаемого к административной ответственности, дата дачи объяснений и составления протокола по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ перенесена на 29.01.2016.
29 января 2016 в 10:00 в ОТКПВТ Внуковской таможни для дачи объяснений и составления протокола по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ прибыл заместитель генерального директора ООО "Авиаброкер" Акишин М.В. (доверенность от 11.01.2016 N 03-142), который пояснил, что так как, декларации о соответствии N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522 и N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 выданы в феврале 2014 года, то есть практически 2 года назад, он не может сообщить о конкретных действиях сотрудников ООО "Авиаброкер" в отношении данных ДС. Дополнительно пояснив, что ранее, до появления в 2015 году возможности использования базы данных на сайте Росаккредитации, сотрудники ООО "Авиаброкер" с целью уточнения факта выдачи деклараций о соответствии, предоставляемых декларантом, выборочно, в рабочем порядке по телефонам указанным в декларациях о соответствии, обращались в органы их выдавшие. Помимо этого, Акишин М.В. сославшись на договор с ООО "Дент Имплантс.ру" пояснил, что сотрудники ООО "Авиаброкер" не должны проверять действительность документов, представляемых Декларантом. Также Акишин М.В. сообщил следующее:
- сотрудники ООО "Авиаброкер знакомы с Постановлением N 982 протокол(ы) испытания продукции на основании которого(ых) выданы декларации о соответствии 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522 и N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 сотрудники ООО "Авиаброкер" у ООО "Дент Имплантс.ру" не запрашивались никаких документов, подтверждающих действительность деклараций о соответствии 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522 и N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 кроме сканированных копий данных ДС, полученных от ООО "Дент Имплантс.ру" по электронной почте, таможенный представитель не получал
- информацией в отношении ООО "ЮгРесурс", в частности о реорганизации с 29.03.2013 данного юридического лица ООО "Авиаброкер" не имеет.
При этом в обоснование отсутствия вины ООО "Авиаброкер" во вменяемом ему административном правонарушении (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ) сослался на договор с ООО "Дент Имплант" и положения п. 1 ст. 16, п. 2 ст. 174, ст. ст. 181, 183, 188, 205 и 207 ТК ТС.
29 января 2016 должностным лицом ответчика в отношении ООО "Авиаброкер" составлен протокол об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения к материалам дела об АП N 10001000-00082/2016 приобщено объяснение генерального директора ООО "Дент Имплантс.Ру" И.Л. Емельяновой. На основании договора от 25.02.2014 N 01-161 ООО "Авиаброкер" выступило в качестве таможенного представителя ООО "Дент Имплантс.Ру" при оформлении товаров по ДТ N 10001020/070715/0009891. Согласно данному объяснению, И.Л. Емельянова сообщила, что она заключала договор с ООО "Авиаброкер" об оказании услуг таможенного представителя от 25.02.2014 N 01-161. Также Емельянова И.Л. сообщила, что она не помнит: запрашивали ли сотрудники ООО "Авиаброкер" протоколы испытаний продукции, на основании которых выданы декларации о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522, N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 проверяла ли она или ее сотрудники действительность деклараций о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522, N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 также она не помнит, в связи с каким нормативно-правовым актом ею принималось решение о получении в органе по сертификации ООО "ЮгРесурс" деклараций о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522, N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 где, когда и от кого были получены декларации о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522, N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 также не помнит. Знакома ли ей организация ООО "ЮгРесурс" и ее руководитель Прокудина Е.В., И.Л. Емельянова также не помнит и не может сказать заключало ли ООО "Дент Имплантс.Ру" договор с органом по сертификации продукции и испытательной лабораторией ООО "ЮгРесурс" по оказанию услуг, связанных с получением деклараций о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522, N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523. Согласно объяснению, И.Л. Емельянова не помнит какие действия предпринимались ей или сотрудниками ООО "Дент Имплантс.Ру" по проверке действительности деклараций о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522, N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 в период с 10.02.2014 по 07.07.2015. Информацией в отношении ООО "ЮгРесурс", в частности о реорганизации с 29.03.2013 данного юридического лица ООО "Дент Имплантс.Ру" И.Л. Емельянова не располагает. Помимо этого И.Л. Емельянова сообщила, что возможность проверить на сайте Росаккредитации информацию о регистрации деклараций о соответствии от 10.02.2014 N РОСС 1Ь.АГ98.Д23522, N РОСС 1Ь.АГ98.Д23523 появилась только после получения ООО "Дент Имплантс.Ру" указанных деклараций.
В ходе рассмотрения дела во Внуковскую таможню поступило ходатайство ООО "Авиаброкер" (вх. N 01623 от 15.02.2013) об отложении рассмотрения дела об АП до 10.03.2016, в связи с необходимостью получения ответа от ФТС России с разъяснениями по обращению ООО "Авиаброкер", а также в связи с отсутствием в делах документа уполномоченного органа РФ в области сертификации, доказывающего мнение таможенного органа о недействительности деклараций о соответствии и отсутствием в делах соответствующих разъяснений уполномоченного органа РФ по вопросу обязательного наличия информации об упомянутых ДС, выданных в феврале 2014 года.
Об удовлетворении указанного ходатайства свидетельствует Определение об удовлетворении указанного ходатайство от 15.02.2016. Копия указанного Определения была получена 15.02.2016 заместителем генерального директора Общества Акишиным М.В., о чем свидетельствует его подпись. Помимо этого указанное определение было направлено в адрес Общества письмом от 16.02.2016 N 01-18/01870.
Помимо этого с целью уведомления законного представителя ООО "Авиаброкер" о месте и времени рассмотрения дела об АП, 16.02.2016 в юридический адрес ООО "Авиаброкер" (согласно выписке из ЕГРЮЛ) направлена телеграмма о явке во Внуковскую таможню 10.03.2016 для ознакомления с материалами дела об АП и для участия в рассмотрении дела об АП. Согласно почтовому уведомлению телеграмма вручена уполномоченному на получение телеграмм Лукинову 17/02.
В ходе рассмотрения дела законный представитель ООО "Авиаброкер" С.Р. Галямов факт и вину в совершении административного правонарушения не признал.
10 марта 2016 г. вынесено оспариваемое постановление, которым ООО "Авиаброкер" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП России, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 105 000 рублей.
По факту выявленного нарушения 10.03.2016 должностным лицом Внуковской таможни в отношении предприятия был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Суд апелляционной инстанции, с учетом установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, считает, что судом первой инстанции выполнены предписания ст. 205 АПК РФ.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции верно применены нормы процессуального права исходя из субъективного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства.
Таможенным органом не нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности.
На основании изложенного апелляционный суд соглашается с мнением суда первой инстанции о наличии в действиях общества составов вмененных административных правонарушений.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях ответчика события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта не установлено.
руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2016 по делу N А40-66883/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
М.В.КОЧЕШКОВА

Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
Л.Г.ЯКОВЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)