Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2017 N 12АП-10077/2017 ПО ДЕЛУ N А57-6328/2017

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2017 г. по делу N А57-6328/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Саратовской таможни
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 августа 2017 года по делу N А57-6328/2017 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маяк-Техноцелл" (ОГРН 1065834025542, ИНН 5834035232, 440007, г. Пенза, ул. Бумажников, 1)
заинтересованное лицо: Саратовская таможня (ОГРН 1036405207046, ИНН 6452016790, 410010, г. Саратов, ул. Артиллерийская, 7)
об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
при участии в судебном заседании представителей:
Саратовской таможни - Рыбачок Е.П., действующей на основании доверенности от 10.01.2016 N 01-08-33/00080, Спиридоновой Н.В., действующей на основании доверенности от 15.05.2017 N 01-08-34/06874,
общества с ограниченной ответственностью "Маяк-Техноцелл" - Тезиной Е.В., действующей на основании доверенности от 26.06.2017 N 14,
установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Маяк-Техноцелл" (далее - заявитель, ООО "Маяк-Техноцелл") с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, об обязании Саратовской таможни (далее - таможенный орган) возвратить ООО "Маяк-Техноцелл" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 1 906 010,72 руб., в том числе 398 747 руб., 02 коп. таможенной пошлины и 1 507 263,70 руб. налога на добавленную стоимость (НДС).
Решением от 01 августа 2017 года Арбитражный суд Саратовской области обязал Саратовскую таможню возвратить ООО "Маяк-Техноцелл" излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 1 906 010,72 руб., в т.ч. 398 747,02 руб. таможенной пошлины, 1 507 263,70 руб. налога на добавленную стоимость.
Суд также взыскал с Саратовской таможни в пользу ООО "Маяк-Техноцелл" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Кроме того, суд возвратил ООО "Маяк-Техноцелл" уплаченную в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 30 060,11 руб., выдав справку на возврат.
Саратовская таможня не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "Маяк-Техноцелл" считает решение суд первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Маяк-Техноцелл" на основании договора от 31.08.2011 N 04-386, заключенного с KRONOS TITAN, Германия осуществляло декларирование товара по декларациям на товар (далее - ДТ) 10413090/170214/0000500, 10413090/170214/0000499, 10413090/200214/0000567, 10413090/200214/0000580. Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - пигмент на основе диоксида титана.
По данным декларациям заявитель в пользу таможни платежными поручениями от 13.02.2014 N 364, от 13.02.2014 N 365 были уплачены таможенные платежи и налоги в сумме 1 906 010,72 руб., из которых: таможенные платежи - 398 747,02 руб., НДС - 1 507 263,70 руб.
После выпуска товаров по указанным декларациям при входном контроле на предприятии выяснилось, что товар не отвечает условиям договора, в связи с чем, обществом была направлена претензия поставщику, а товар был возвращен по процедуре реэкспорта по ДТ: 10413090/160414/0001345, 10413090/160414/0001337, 10413090/170414/0001354, 10413090/160414/0001339.
Товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, были вывезены 20.04.2014, что отражено в международных товарно-транспортных накладных, декларациях от 16.04.2014, от 17.04.2014 и подтверждено таможней.
В связи с вывозом товара по таможенной процедуре реэкспорта Общество обратилось в Саратовскую таможню с заявлениями от 30.12.2015 о возврате излишне уплаченных сумм пошлин и налога.
Письмом от 29.01.2016 N 03-01-27/01209 таможня отказала в возврате сумм таможенных пошлин, налогов в связи с пропуском обществом установленного частью 2 статьей 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) годичного срока подачи заявления.
Отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей послужил основанием для обращения с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, учитывая то, что общий трехгодичный срок исковой давности в рассматриваемом случае истцом не пропущен; требование о возврате таможенных платежей возникло в связи с таможенной процедурой реэкспорта, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 297 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), согласно которым под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке.
Статьей 301 ТК ТС предусмотрено, что в отношении товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 297 названного Кодекса, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 13 названного Кодекса (возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)).
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
Согласно статье 291 Закона о таможенном регулировании в отношении товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии с условиями, установленными подпунктом 2 статьи 297 ТК ТС, и фактически вывезенных за пределы таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном главой 17 названного Закона (возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств).
Указанной главой Закона о таможенном регулировании предусмотрены правила возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (статья 147), а также иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов (пункты 1 - 6 части 1 статьи 148).
Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 названной статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с названной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 названного Закона не применяются (часть 2 статьи 148).
Из системного анализа вышеуказанных норм права следует, что для реализации предусмотренного частью 1 статьи 148 Закона о таможенном регулировании права на возврат сумм таможенных платежей необходимо письменное заявление плательщика указанных сумм, которое должно быть подано не позднее одного года со дня наступления одного из обстоятельств, перечисленных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 148 Закона о таможенном регулировании.
В силу пункта 4 части 1 статьи 148 Закона о таможенном регулировании возврат таможенных пошлин, налогов производится в случае, если ТК ТС и (или) названным Законом предусматривается возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта или при помещении товаров под таможенные процедуры уничтожения либо отказа в пользу государства или реимпорта товаров.
Следовательно, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемой ситуации днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных платежей, признается дата помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии с условиями, установленными подпунктом 2 статьи 297 ТК ТС.
Для реализации права на возврат ранее уплаченных таможенных платежей таможенным органом общество должно было в течение одного года с даты помещения товара под таможенную процедуру реэкспорта (20.04.2014) фактически вывезти товар с таможенной территории Таможенного союза и подать заявление по установленной форме.
Поскольку соответствующее заявление было представлено Обществом в таможню 30.12.2015, у таможенного органа не имелось оснований для возврата уплаченных таможенных платежей.
Законом о таможенном регулировании установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Вместе с тем закрепление в данном Законе сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае их пропуска обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
При этом в отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 21.06.2001 N 173-О, от 03.07.2008 N 630-О-П).
Таким образом, прямым указанием Конституционного Суда Российской Федерации обусловлено применение к возникшим спорным правоотношениям гражданского законодательства, в связи с чем, иск может быть заявлен в пределах общего срока исковой давности, который начинается с даты, когда плательщик узнал о нарушении своего имущественного права и до обращения с требованием в арбитражный суд.
Кроме того, в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что пропуск установленного частью 2 статьи 148 Закона о таможенном регулировании сокращенного срока обращения в таможенный орган за возвратом таможенных платежей в случаях, не связанных с их излишним внесением в бюджет, не препятствует заинтересованному лицу в защите своего права путем обращения в суд с отдельным имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату соответствующих сумм из бюджета, если при этом не истек общий срок исковой давности, составляющий три года.
Учитывая, что право на возврат уплаченных таможенных платежей по спорной таможенной декларации возникло у общества на следующий день после даты помещения товара под таможенную процедуру реэкспорта, то есть 21.04.2014, а в арбитражный суд с имущественным требованием оно обратилось 31.03.2017, заявление подано в пределах общего трехгодичного срока исковой давности.
Судами проверен и установлен факт уплаты Обществом ввозных таможенных пошлин, подлежащих возврату при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта, в заявленном размере.
Поскольку Обществом срок обращения в суд с требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату соответствующих сумм из бюджета, не пропущен, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении искового требования по данному основанию.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Саратовской таможни удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 августа 2017 года по делу N А57-6328/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)