Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.01.2016 N 33-773/2016 ПО ДЕЛУ N 2-6804/2015

Требование: О взыскании недоимки по уплате таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты.

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обстоятельства: Декларант не уплатил таможенные платежи, начисленные за вывоз временно ввезенного транспортного средства по истечении установленного таможенным органом срока.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2016 г. N 33-773/2016


Судья: Мозерова Т.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Шиловской Н.Ю.
судей Кудасовой Т.А., Подгорной Е.П.
при секретаре С.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 января 2016 года административное дело N 2-6804/2015 по апелляционным жалобам Г., Брянской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 02 июля 2015 года по административному исковому заявлению Брянской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы к Г. о взыскании недоимки по таможенным платежам и пени.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения, административного ответчика Г. и ее представителя - адвоката С., действующую на основании ордера, судебная коллегия
установила:

Брянская таможня Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о взыскании недоимки по уплате таможенных платежей и пени в размере <...>.
В обоснование своих требований указала, что 19.07.2013 Г. через таможенный пост МАПП Новые Юрковичи Брянской таможни при пересечении границы Таможенного союза ввез зарегистрированное на территории Молдовы транспортное средство марки <...> с регистрационным номером N <...> с указанием в декларации направления перемещения - временный ввоз. Ответчику был установлен срок временного ввоза до 19 октября 2013 года. Василеостровским постом Санкт-Петербургской таможни срок временного ввоза был продлен до 18 июля 2014 года. 22 июля 2014 года ответчик вывез указанное транспортное средство через таможенный пост МАПП Ивангород Кингисеппской таможни. По факту вывоза транспортного средства с нарушением срока Г. был привлечен к административной ответственности. Поскольку ответчиком в нарушение требований 358 Таможенного кодекса Таможенного союза не была оплачена таможенная пошлина, истец направил Г. требование N 1239 от 01.09.2014 года, однако последний требование не исполнил, таможенные платежи не оплатил, что и послужило основанием для взыскания таможенной пошлины и пени в судебном порядке.
Определением Тосненского городского суда Ленинградской области гражданское дело по иску Брянской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы к Г. о взыскании недоимки по таможенным платежам и пени направлено по территориальной подсудности в Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
25 марта 2015 года гражданское дело по иску Брянской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы к Г. о взыскании недоимки по таможенным платежам и пени принято к производству Приморского районного суда Санкт-Петербурга.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 02 июля 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
Данным решением с Г. в пользу Брянской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы взыскана недоимка по уплате таможенных платежей в размере <...>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм действующего законодательства.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в части отказа во взыскании пени, полагая его незаконным в указанной части, принятым с нарушением норм права.
- В силу положений п. 3 ч. 3 ст. 1 "Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.06.2015) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);
- В апелляционной инстанции дело рассмотрено по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которой не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Представитель Брянской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил.
Согласно статьям 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит следующему.
Порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств (автомобилей) для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее Соглашение), Федеральным законом от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Временный ввоз на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки, в силу требований статьи 342 Таможенного кодекса Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий: если транспортное средство международной перевозки зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом; если транспортное средство международной перевозки ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом.
Временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается их вывозом с таможенной территории таможенного союза в установленные сроки или помещением под таможенные процедуры.
Согласно ч. ч. 2, 5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Согласно п. 1 ст. 13 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных в соответствии с настоящим Соглашением в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, перемещаемых через таможенную границу в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, а также в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, возникает у декларанта при регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.
Транспортные средства для личного пользования, согласно ст. 11 Соглашения, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществляющими их ввоз.
До истечения срока временного ввоза транспортные средства, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза.
Товары для личного пользования, в силу п. 1 ст. 5 Соглашения, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, согласно п. 5 ст. 14 Соглашения, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, перемещаются (помимо иных оснований) у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов, согласно пп. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения, в отношении временно ввезенных транспортных средств, при их невывозе до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, считается день истечения срока их временного ввоза.
Материалами дела установлено, 19.07.2013 Г. через таможенный пост МАПП Новые Юрковичи Брянской таможни при пересечении границы Таможенного союза ввез зарегистрированное на территории Молдовы транспортное средство марки <...> с регистрационным номером N <...> с указанием в декларации направления перемещения - временный ввоз.
Из пассажирской таможенной декларации N 10102040/190713/В0120001, заполненной Г. 19.07.2013, следует, что должностным лицом таможенного поста МАПП Новые Юрковичи Брянской таможни был разрешен выпуск транспортного средства, установлен срок временного ввоза до 19 октября 2013 года.
Из декларации N 10102040/190713/В0120001 следует, что Василеостровским постом Санкт-Петербургской таможни срок временного ввоза транспортного средства продлен до 18 июля 2014 года.
22 июля 2014 года Г. через таможенный пост МАПП Ивангород Кингисеппской таможни вывез транспортное средство с таможенной территории таможенного союза.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции с учетом вышеизложенных правовых норм, пришел к выводу, что поскольку ответчик вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществил по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, с ответчика подлежат уплате начисленные таможенные платежи, которые ответчиком не оплачены, в связи с чем имеются основания для взыскания с ответчика в пользу Брянской таможни таможенных платежей в размере <...>.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
В ходе проведения таможенного контроля таможенным органом был установлен факт невывоза ответчиком временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства в установленный таможенным органом срок, что повлекло обязанность ответчика по уплате таможенных платежей.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 10218000-529/2014 от 22 июля 2014 года, составленным начальником таможенного поста МАПП Ивангород Кингисеппской таможни, Г. привлечен к административной ответственности за невывоз транспортного средства в срок, установленный для временного ввоза.
Данное постановление от 22 июля 2014 года Г. не оспорено, вступило в законную силу.
03 сентября 2014 года Брянской таможней ответчику направлено требование об уплате таможенных платежей N 1239, которое ответчиком не исполнено, таможенные платежи не уплачены.
Г. обжаловал действия Брянской таможни по направлению ему указанного требования.
Решением Центрального таможенного управления N 83-13/110 от 07 ноября 2014 года жалоба Г. была отклонена.
В силу п. 2 ст. 13 Соглашения лицо, у которого возникла обязанность по уплате таможенных платежей в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, освобождается от их уплаты при условии, что товары будут вывезены с территории РФ не позднее дня истечения срока их временного ввоза, установленного таможенным органом, либо когда обратный вывоз временно ввезенных товаров, включая транспортные средства, не может быть осуществлен в связи с тем, что они уничтожены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Таким образом, из материалов дела следует, что в установленный срок ответчиком транспортное средство не вывезено, то есть ответчиком нарушен установленный таможенным органом срок временного ввоза; при этом с целью продления срока временного ввоза, а также декларирования или совершения таможенных операций ответчик в Брянскую таможню не обращался.
Поскольку материалами дела подтверждается, что обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществлен ответчиком по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, ответчик должен уплатить таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном пунктом 7 статьи 14 Соглашения.
Порядок взыскания таможенных платежей истцом соблюден.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части отказа во взыскании пени.
В соответствии с п. 3 ст. 150 ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" N 311-ФЗ от 27.11.2010 года до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
Согласно п. 2 ст. 151 вышеуказанного Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу ст. 152 Закона N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенной проверке таможенными органами проверяются достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров.
В соответствии с пунктом 3 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
В силу пункта 4 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный Таможенным кодексом Таможенного союза срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней. До применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет лицу, ответственному за их уплату, требование об уплате таможенных платежей, в соответствии со статьей 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Брянской таможней в адрес ответчика направлено требование об уплате таможенных платежей от 01.09.2014 N 1239 в размере <...>, пени в размере <...> рублей.
Поскольку ответчиком оплата таможенных платежей не произведена, истцом правомерно начислены пени за период с 19.07.2014 по 01.09.2014.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований в части взыскания пени.
Расчет пени по неуплате ответчиком таможенных платежей произведен истцом в соответствии с законодательством о таможенном регулировании, ответчиком не опровергнут.
Таможенные платежи и пени, рассчитаны в соответствии с Приложением N 5 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", статьей 151 Федерального закона от 27.11.2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Ставки таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в отношении транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, установлены п. 12 Приложения 5 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что вывоз транспортного средства был осуществлен в установленный срок, не может быть принят во внимание, так как противоречит материалам дела.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что в связи с тем, что транспортное средство вывезено с таможенной территории таможенного союза и обязанность по уплате таможенных пошлин прекращается в связи с фактическим пересечением товара через таможенную границу, не может быть принят во внимание, поскольку анализ пункта 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьи 14 Соглашения свидетельствует о том, что перечень оснований для освобождения физического лица от уплаты таможенных платежей является исчерпывающим.
Прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов происходит при вывозе транспортного средства физическим лицом, осуществленном в пределах срока временного ввоза. В случае, если обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства осуществляется по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном пунктом 7 статьи 14 Соглашения. Таким образом, вывоз транспортного средства физическим лицом по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза не влечет за собой прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
На основании изложенного, оснований для прекращения обязанности Г. по уплате таможенных платежей не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что на момент составления требования об уплате таможенных платежей от 01.09.2014 N 1239 и вынесения решения автомобиль вывезен с таможенной территории Таможенного союза не имеет значения для рассмотрения дела.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы ответчика правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Таким образом, решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 02 июля 2015 года подлежит отмене в части отказа во взыскании пени, с вынесением нового решения о взыскании с ответчика в пользу истца пени в размере <...>.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:

Решение Приморского районного суда <адрес> от <дата> отменить в части отказа во взыскании с Г. пени в размере 13 505,36 рублей.
Принять в указанной части Н. решение.
Исковые требования Брянской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы Г. о взыскании пени удовлетворить.
Взыскать с Г. в пользу Брянской таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы пени в размере 13 505,36 рублей.
В остальной части решение Приморского районного суда <адрес> от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)