Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2017 N 13АП-13241/2017 ПО ДЕЛУ N А56-89492/2016

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. N 13АП-13241/2017

Дело N А56-89492/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от истца (заявителя): Котельникова Д.В. по доверенности от 28.12.2016
от ответчика (должника): Брандербург Т.В. по доверенности от 29.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13241/2017) ООО "Океан" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2017 по делу N А56-89492/2016 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению ООО "Океан"
к Балтийской таможне
о признании незаконным решения
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ОКЕАН" (ОГРН 1027801545551, ИНН 7804068604, место нахождения: 199178, г. Санкт-Петербург, 16-я линия В.О., д. 91, корп. 1, лит. А, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни (ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014, место нахождения: 198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, далее - таможенный орган, Таможня) о проведении дополнительной проверки в части установления обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 2 488 949,27 руб. необходимого для выпуска товаров по ДТ N 10216110/200916/0054502.
Решением от 06.04.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что решение таможни о назначении дополнительной проверки в отношении спорного товара является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя; оснований для применения кода 7602009000 ТН ВЭД ЕАЭС в качестве основы для расчета суммы обеспечения таможенных платежей по спорной ДТ, как и оснований для проведения дополнительной проверки у таможенного органа не имелось, кроме того, в связи с неправомерными действиями таможни на стороне Общества возник ущерб, связанный с простоем судна в размере 18 195,06 евро.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель таможенного органа против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество в рамках внешнеторгового контракта от 14.06.2012 N 672645 под таможенную процедуру "экспорт" помещен товар "отходы и лом прочей легированной стали навала", изготовитель - ООО "ОКЕАН", товарный знак - отсутствует, код по ТН ВЭД ЕАЭС - 7204 29 000 0. В целях таможенного декларирования указанного товара обществом на таможенный пост Лесной порт подана ДТ N 10216110/200916/0054502.
В ходе контроля таможенной стоимости товара, задекларированного по вышеназванной ДТ, Таможня выявила признаки, свидетельствующие о том, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, в связи с чем 21.09.2016 приняла решение о проведении дополнительной проверки, предложив Обществу внести обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 2 488 949,27 руб., которое необходимо предоставить для выпуска товара в срок до 30.09.2016.
Таможенным органом с использованием системы управления рисками (далее - СУР) установлена необходимость применения специальных познаний для разъяснения вопросов, возникших при совершении таможенных операций, в связи с чем 23.09.2016 принято решение о проведении таможенной экспертизы.
В связи с отказом Общества от внесения обеспечения уплаты таможенных платежей таможенный орган решением от 27.09.2016 в выпуске товара по указанной ДТ отказал.
Общество не согласилось с решением о проведении дополнительной проверки в части расчета суммы обеспечения и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с названным Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 названного Кодекса - международными договорами государств - членов Таможенного союза и пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - законодательством государств - членов Таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с названным Кодексом.
При этом выпуск товаров согласно пункту 3 статьи 195 ТК ТС осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено названным Кодексом.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 111 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с ТК ТС, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза (пункт 1 статьи 69 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 4 статьи 196 ТК ТС сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Если дополнительная проверка не может быть окончена в сроки, определенные статьей 196 ТК ТС для выпуска товаров, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения дополнительной проверки. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В указанном случае выпуск товаров производится таможенным органом не позднее одного дня, следующего за днем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 220 "Сроки выпуска товаров" Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается в случае проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 ТК ТС если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 ТК ТС.
Согласно пункту 4 статьи 111, пункту 4 статьи 69 ТК ТС запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, выпуск товара осуществляется после предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.
Согласно пункту 1 статьи 88 ТК ТС сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве - члене Таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта и главой 3 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 88 ТК ТС если при установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.
Расчет размера обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и его доведение до сведения декларанта не является требованием внести обеспечение, а представляет собой уведомление о положениях таможенного законодательства.
В установленном порядке срок выпуска товара, задекларированного по ДТ N 10216110/200916/0054502, продлен до окончания проверки.
26.09.2016 в таможенный орган посредством электронного обмена сообщениями поступило письмо ООО "ОКЕАН" (исх. N 505) в ответ на решение таможенного органа от 21.09.2016 о проведении дополнительной проверки, в котором Общество сообщило, что сведения о классификации товара подтверждаются документами, представленными при таможенном декларировании.
Указанным письмом Общество также сообщило, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов Общество предоставить отказывается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 ТК ТС и в пункте 2 статьи 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
В связи с непредоставлением Обществом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов 27.09.2016 таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товара, задекларированного по ДТ N 10216110/200916/0054502.
При этом принятие таможенным органом решения о проведении дополнительной проверки, а также установление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов как таковое не влечет за собой изменение суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу. Путем предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов обеспечивается исполнение обязанности декларанта по уплате таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения проверки.
Выявление таможенным органом признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, не является безусловным основанием для вынесения решения о классификации товаров, а служит лишь поводом к проведению дополнительной проверки, поскольку выявление признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, означает лишь возникновение у таможенного органа предположений о недостоверности соответствующих сведений.
Факт принятия таможенным органом решения о проведении дополнительной проверки при выявлении признаков, свидетельствующих о возможных нарушениях таможенного законодательства, равно как и отказ в выпуске товара, при отказе декларанта предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, непосредственно не нарушает права и законные интересы декларанта, а указание в решении о проведении дополнительной проверки на размер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не возлагает на заявителя обязанности по уплате таможенных платежей, поскольку согласно статье 117 Закона N 311-ФЗ факт внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов не рассматривается законодательством как исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов.
Внесение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов представляет собой защитную меру федерального бюджета от неисполнения плательщиком взятых перед таможенным органом обязательств.
Сам порядок расчета и сумму обеспечения, исходя из имевшихся у таможенного органа полномочий и оснований, заявитель не оспаривает. Его доводы о наличии ущерба в связи с простоем судна не относятся к предмету выяснения и разрешения настоящего спора (предмету заявленных требований).
Последующее подтверждение заявленного Обществом классификационного кода товара никак не может влиять на исполнение таможенным органом возложенных на него задач по обеспечению исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, по выявлению, предупреждению и пресечению административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что решение таможенного органа о проведении дополнительной проверки правомерно признано судом первой инстанции законным, заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2017 по делу N А56-89492/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.СОМОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)