Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 26.05.2017 N Ф09-2481/17 ПО ДЕЛУ N А60-38737/2016

Требование: О признании незаконным постановления таможенного органа об изъятии товаров.

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обстоятельства: У предпринимателя изъяты изделия из натурального меха, законность приобретения и ввоза которых на территорию Таможенного союза не подтверждена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2017 г. N Ф09-2481/17

Дело N А60-38737/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Гусева О.Г., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Плотниковой Ларисы Семеновны (далее - предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.11.2016 по делу N А60-38737/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- предпринимателя - Строганов Н.В. (доверенность от 23.05.2017, 66АА4256951);
- Екатеринбургской таможни (далее - таможня, таможенный орган) - Филлипова Ю.В. (доверенность от 22.12.2016 N 5).

Предприниматель обратился с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к таможне о признании незаконным постановления от 13.05.2016 об изъятии товаров.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Техлинк" (далее - общество "Техлинк").
Решением суда от 14.11.2016 (судья Киреев П.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 (судьи Муравьева Е.Ю., Трефилова Е.М., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным постановление таможни от 13.05.2016 об изъятии товаров.
По мнению заявителя жалобы, акты выдачи грузов, копии договоров, платежных документов, счета-фактуры, товарные накладные за период 2014 - 2015 года подтверждают, что предприниматель является приобретателем и собственником изъятых товаров и что изъятые товары приобретались ей на территории Российской Федерации, а именно в городе Москве, следовательно, можно сделать вывод, что товары имеют российское происхождение и произведены не на территории Таможенного союза.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 26.11.2015 по 13.05.2016 таможней на основании ст. 132 Таможенного кодекса Таможенного союза и решения о проведении выездной таможенной проверки в отношении предпринимателя проведена проверка на предмет соблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при осуществлении деятельности по реализации изделий из натурального меха.
В ходе выездной таможенной проверки таможней осуществлены осмотры помещений, в которых предприниматель осуществляет деятельность по реализации изделий из натурального меха и установлено, что в магазине "Felice" расположенном в г. Сухой Лог, реализуются товары (пальто и полупальто их натурального меха) иностранного производства (КНР) и товары с отсутствием маркировки на осматриваемых изделиях (страны происхождения) - всего в количестве 104 шт.
Согласно представленной в ходе проверки предпринимателем декларации соответствия N ТС N RU Д-CN.AJI14.B.67991 изготовителем спорных товаров является "Xihjif Nuartycil Mayyu Lu dong", место нахождения: Китайская Народная Республика, China, office 33, Street LongBayan 12, province Hebeia, city Jiunlung.
По результатам проведенного таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий составлены акты от 26.11.2015 N 10502000/400/261115/А0125 и N 10502000/400/261115/А0126, вручены запросы N 41-12/16787 и N 41-12/16788 о предоставлении документов, подтверждающие законность приобретения товаров иностранного производства, а также документов, подтверждающих их соответствие требованиям ГОСТов.
Документы, подтверждающие законность приобретения и ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были представлены предпринимателем.
В рамках ст. 183 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) в ходе выездной таможенной проверки предпринимателя в целях обеспечения сохранности товаров для пресечения действий, направленных на отчуждение либо распоряжение иным способом товарами, осуществления отбора проб и образцов и назначения таможенной экспертизы, должностными лицами таможни приняты решения о наложении ареста, вынесены постановления о наложении ареста на товары от 26.11.2015.
В целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска товаров, в соответствии со ст. 132, 134 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенным органом предпринимателю выставлены требования о предоставлении документов и сведений, подтверждающих приобретение и таможенное декларирование товаров: от 26.11.2015 N 1, от 21.12.2015 N 2, от 08.04.2016 N 3.
В ходе анализа представленных документов таможенным органом установлено, что по информации, содержащейся в документах, товары приобретены у общества с ограниченной ответственностью "Техлинк"; в счетах-фактурах, в графах "Страна происхождения товаров", "Номер таможенной декларации" отсутствуют соответствующие сведения.
Согласно декларации соответствия N ТС N RU Д-RU.C319.B.01164 изготовителем спорных товаров указано общество с ограниченной ответственностью Меховое объединение "Леон", место нахождения: 357500, Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Кочубея, дом 67.
Заявителем сведений, заявленных в декларации соответствия N ТС N RU Д-RU.C319.B.01164, является общество с ограниченной ответственностью "Техлинк".
Таким образом, таможенному органу предпринимателем представлены две декларации соответствия, содержащие противоположные сведения о стране происхождения товаров.
Из всех установленных в ходе проверки обстоятельств и документов таможенный орган пришел к выводу, что предпринимателем законность приобретения и ввоза на таможенную территорию Таможенного союза товара не подтверждена.
Таможней с целью определения рыночной стоимости товаров иностранного производства (верхняя одежда из натурального меха) вынесено решение о назначении таможенной экспертизы от 13.01.2016 N 105 02000/13 0116/Д В/000127/03, согласно которой рыночная стоимость товара, арестованного в ходе выездной таможенной проверки, составляет 8 348 027,85 руб.
В адрес предпринимателя направлено таможней письмо от 18.03.2016 N 41-12/03169 о праве лица, у которого обнаружены в рамках таможенного контроля таможенными органами товары, уплатить таможенные пошлины, налоги в соответствии со ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст. 119 Федерального закона N 311-ФЗ, представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить декларирование товаров в соответствии со ст. 100 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст. 217 Федерального закона N 311-ФЗ и приказом ФТС от 14.03.2011 N 537 "Об утверждении упрощенного порядка таможенного декларирования товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза и обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших эти товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением предпринимательской деятельности".
Предприниматель уведомила таможенный орган об отсутствии намерения продекларировать товар, арестованный в ходе выездной таможенной проверки.
Результаты проверки отражены в акте выездной таможенной проверки от 13.05.2016 N 10502000/400/130516/А000127 и вынесено постановление об изъятии товаров от 13.05.2016, в соответствии с которым изъятию подлежат изделия из натурального меха в количестве 207 шт.
Полагая, что указанное постановление об изъятии товаров является незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что постановление таможни от 13.05.2016 об изъятии товаров вынесено в порядке п. 11 ч. 1 ст. 134 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 168 Федерального закона N 311-ФЗ, является мотивированным и соответствует требованиям действующего таможенного законодательства; предпринимателем не представлено доказательств нарушения оспариваемым постановлением его прав и законных интересов.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 95 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с названным кодексом.
Формами таможенного контроля являются: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности; таможенная проверка (ст. 110 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В силу п. 1, 2, 3, 4 ст. 98 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах. Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам. В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 119 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный осмотр помещений и территорий может проводиться таможенными органами у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и (или) находящихся на ней с нарушением порядка, предусмотренного названным Кодексом, для проверки такой информации.
Согласно п. 1 ст. 132 Таможенного кодекса Таможенного союза выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности.
В соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 132 Таможенного кодекса Таможенного союза одним из оснований для назначения внеплановой выездной таможенной проверки является получение таможенным органом данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.
При проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа наделены полномочиями требовать у проверяемого лица коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам (подп. 1 п. 1 ст. 134 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В свою очередь проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе (подп. 2 п. 2 ст. 135 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Согласно ч. 1 ст. 168 Федерального закона N 311-ФЗ при обнаружении в рамках таможенного контроля таможенными органами товаров, незаконно ввезенных в Российскую Федерацию, либо товаров, в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур или ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Таможенного союза в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие товары подлежат изъятию таможенными органами, если они не были изъяты и на них не был наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.
Изъятие товаров в соответствии с ч. 1 данной статьи производится на основании мотивированного постановления начальника таможенного органа либо уполномоченного им должностного лица в присутствии лица, у которого обнаружены такие товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых (ч. 2 ст. 168 Федерального закона N 311-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 168 Федерального закона N 311-ФЗ лица, указанные в ч. 1 указанной статьи, вправе уплатить таможенные пошлины, налоги в соответствии со ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст. 119 названного Федерального закона, представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить декларирование товаров в соответствии со ст. 217 данного Федерального закона. Пени на указанные суммы таможенных платежей не начисляются. В случае, если такие лица уплачивают таможенные платежи не позднее пяти дней со дня обнаружения у них товаров, указанных в ч. 1 названной статьи, такие товары не изымаются при условии, что требования по соблюдению ограничений в отношении таких товаров выполнены.
Судами установлено, что документы не подтверждают то обстоятельство, что изъятый товар надлежащим образом прошел таможенное оформление, равно, как и не подтверждают изготовление товара на территории Российской Федерации. Какого-либо документального подтверждения изготовления товара на территории Российской Федерации не представлено. Каких-либо пояснений относительно надлежащего таможенного оформления спорного товара третьим лицом также ни в ходе проведения таможенной проверки, ни в ходе рассмотрения настоящего дела, не представлено.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы предпринимателя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.11.2016 по делу N А60-38737/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Плотниковой Ларисы Семеновны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.В.ВДОВИН

Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Е.А.КРАВЦОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)