Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.08.2017 N 15АП-9674/2017 ПО ДЕЛУ N А32-8150/2017

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2017 г. N 15АП-9674/2017

Дело N А32-8150/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
- от заявителя: Семенова И.Р. - представитель по доверенности от 01.07.2016, паспорт;
- от заинтересованного лица: Ананьев Ю.Е. - представитель по доверенности от 23.01.2017 N 08.1-25/01491, удостоверение; Зудов О.Б. - представитель по доверенности от 17.05.2017 N 08.1/25/11448, удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2017 по делу N А32-8150/2017, принятое судьей Суминой О.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вега-Д"

к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконными действий
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Вега-Д" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Краснодарской таможни (далее - таможня) по отказу в выпуске товара, заявленного ООО "Вега-Д" в ДТ N 1030930/220217/0000210 от 22.02.2017 года, а также обязать таможенный орган совершить действия по выпуску товара, указанного в таможенной декларации ДТ N 1030930/220217/0000210 от 22.02.2017.
Заявленные требования мотивированы тем, что на момент выдачи сертификата орган по сертификации и испытательная лаборатория имели аккредитацию.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2017 требования общества удовлетворены.
Суд отказал таможне в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Территориального управления Федеральной службы по аккредитации по Южному и Северо-Кавказскому округу.
Признаны незаконными действия Краснодарской таможни по отказу в выпуске товара по таможенной декларации N 10309030/220217/0000210. В порядке устранения допущенного нарушения суд обязал Краснодарскую таможню совершить действия по выпуску товара, указанного в таможенной декларации N 10309030/220217/0000210.
Решение мотивировано тем, что должностными лицами таможенного органа в нарушение положений ч. 3 ст. 150 ТК ТС несмотря на предоставление сертификата соответствия были незаконно затребованы результаты инспекционного контроля и маркировка на сопроводительной документации.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда первой инстанции отменить. В обоснование апелляционной жалобы указывает следующее.
Сертификат выдан на соответствие ГОСТ 10178-85, ГОСТ 31108-2003, тогда как в целях применения постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 разработан ГОСТ Р 56836-2016 от 02.01.2016. Турецкая фирма не может быть заявителем на выдачу сертификата.
Суду направлено дополнение к апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить без изменения решение.
В судебном заседании участвующие в деле лица ссылались на доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании контракта NADOCIM 3500CE16-01 от 31.03.2016, заключенного ООО "Вега-Д" с "ADOCIM CIMENTO BETON SANAYI VE TICARET A.S." (Turkey), в адрес ООО "Вега-Д" осуществлена поставка товара - портландцемента марки CEM I 42,5R. в количестве 3 000 тонн, который прибыл в порт Ейск.
С целью совершения таможенных операций, связанных с помещением под таможенную процедуру - выпуск для внутреннего потребления поступившего товара - портландцемента серого, предназначенного для общестроительных работ (не предназначен для дорожного строительства) марки CEM I 42,5R, (1000 слинг-бэгов по 30 бумажных 4-слойных мешков весом по 50 кг в каждом, всего 30 000 мешков по 50 кг в каждом, цена - 41,00 доллар США за тонну и 1000 биг-бегов по 1500 +/- 3% кг. в каждом, цена - 41,00 доллар США, страна происхождения Турция) представителем общества была оформлена ГТД N 10309030/220217/0000210.
Для подтверждения соблюдения установленных запретов и ограничений декларантом предоставлен сертификат соответствия РОСС TR/АГ99.В01017 от 24.01.2017, зарегистрированный на товар портландцемент, не предназначенный для дорожного строительства, торговой марки "ADOCIM". Сертификат выдан органом по сертификации ООО "СПБ - Стандарт".
По результатам проведения таможенного контроля таможенным органом 02.03.2017 года было принято решение об отказе в выпуске товара на основании пункта 1 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и рекомендовано предоставить результаты инспекционного контроля, маркировку на сопроводительной документации.
Как следует из письма Краснодарской таможни N 41-10.2/00071 от 02.03.2017 "Об отказе в выпуске", Ейским таможенным постом отказано в выпуске по ДТ N 10309030/220217/0000210 на основании статьи 201 ТК ТС, по причине несоблюдения обществом ст. 195 п. 1 пп. 1 ТК ТС (отсутствует маркировка на сопроводительной документации, отсутствуют результаты инспекционного контроля, предусмотренные требованиями п. 8.2 ГОСТ 56836), а именно что в соответствии с выпиской из реестра органов по сертификации ООО "СПБ-Стандарт", выдавшее сертификат соответствия РОСС TR.АГ99.В01017 от 24.01.2017, не аккредитовано на проведение работ по сертификации цементной продукции в соответствии с ГОСТ Р 56836-2016, испытательная лаборатория ООО "Ремсервис" не аккредитована на выполнение работ по проведению исследований цементной продукции. В связи с предоставлением ООО "Вега-Д" сертификата соответствия РОСС TR.АГ99.В01017 от 24.01.2017 по товару - портландцемент, заявленному в ДТ N 10309030/220217/0000210 запреты и ограничения не соблюдены.
При подаче новой ДТ таможенным органом рекомендовано обществу предоставление документа, подтверждающего соблюдение установленных запретов и ограничений, выданного органом по сертификации, аккредитованным на проведение работ по сертификации цементной продукции в соответствии с ГОСТ Р 56836-2016.
Таким образом, по мнению заявителя действия таможенного органа нарушают положения ч. 3 ст. 150 ТК ТС, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов общества.
Принимая решение, суд указал, что несмотря на предоставление сертификата соответствия, таможней были незаконно затребованы результаты инспекционного контроля и маркировка на сопроводительной документации.
С указанным выводом судебная коллегия не согласна.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении перечисленных в названной статье условий, в том числе, если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом. Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом, при этом, указанные сроки включают время проведения таможенного контроля (пункт 1 статьи 196 ТК ТС).
Согласно подп. 5 ч. 1 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС.
К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В силу п. 2 ст. 198 ТК ТС выпуск товаров не производится только в случае обнаружения таможенным органом признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение.
Как установлено в статьей 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
В статье 106 Закона N 311-ФЗ также определено, что при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что классификация товаров является неверной либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В целях проведения дополнительной проверки таможенный орган назначает таможенную экспертизу или запрашивает дополнительные документы и сведения, которые представляются в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Для получения дополнительных документов и сведений таможенный орган незамедлительно в виде документа на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, уведомляет декларанта о необходимости предоставления сведений о характеристиках товаров, влияющих на классификацию этих товаров, и о том, какими именно документами данные сведения должны быть подтверждены. Декларант вправе предоставить имеющиеся у него другие документы, содержащие сведения о товарах.
На период проведения дополнительной проверки выпуск товаров не осуществляется, если изменение кода товара и (или) его характеристик, указанных в таможенной декларации, влияет на применение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда декларантом представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, либо когда в соответствии со статьей 219 настоящего Федерального закона такие документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Таким образом, выявив признаки возможного недостоверного декларирования, а также реализуя свое право на проведение таможенного контроля, таможенный орган правомерно принял решение об истребовании у общества дополнительных документов.
Апелляционная коллегия также не согласна с выводом суда о том, что таможенному органу был представлен не отмененный сертификат, и при таких обстоятельствах дополнительному исследованию указанный сертификат не подлежал.
В силу абзаца первого пункта 3 статьи 46 Закона о техническом регулировании Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 1 декабря 2009 г. издало постановление N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", которым определен перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации). Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2015 г. N 930 дополнен разделом 2523 "Цемент".
Статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) предусмотрено, что технические регламенты Евразийского экономического союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Евразийской экономической комиссией единый перечень.
В Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526 (в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. N 102), содержится позиция "22. Строительные материалы и изделия".
С целью однозначной идентификации продукции, для которой требуется проведение обязательного подтверждения соответствия, пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного пунктом 1 этого постановления, поручено обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования (далее - Информация).
Во исполнение названного поручения Правительства Российской Федерации Росстандарт разместил в электронно-цифровой форме на своем официальном сайте www.gost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Информацию, включающую в графе 2 раздела "(5730, 5740) 2523 Цемент" ссылки на коды 23.51.12 ("портландцемент") ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст). В графе 3 данного раздела Информации содержится указание на национальные стандарты, требованиям которых должны отвечать портландцементы. К их числу отнесен, в том числе, и ГОСТ Р 56836-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации цементов" (стандарт в целом).
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 56836-2016, объектами обязательной сертификации являются цементы, включенные в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства РФ N 982, и выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации.
Таким образом, коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы о том, что оценка соответствия ввозимых на территорию Таможенного союза цементов должна осуществляется именно в соответствии с ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов".
В соответствии с пунктом 8.1 "ГОСТ Р 56836-2016 инспекционный контроль сертифицированной продукции является неотъемлемой частью процедуры сертификации цементов.
Инспекционный контроль осуществляется с целью установления того, продолжает ли выпускаемая продукция соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована, и осуществлена ли должным образом маркировка продукции.
В соответствии с пунктом 8.2 ГОСТ Р 56836-2016 инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия, органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию. Инспекционный контроль проводится в форме инспекционных проверок (плановых или внеплановых).
Сроки проведения планового инспекционного контроля устанавливаются в договоре на проведение работ по сертификации, но не реже чем 1 раз в 6 месяцев.
Доказательств проведения инспекционного контроля суду не представлено.
Кроме того, из общедоступных источников следует, что орган по сертификации ООО "СПБ - Стандарт", согласно данным ЕГРЮЛ ФНС России, с 19.08.2016 находилось в стадии ликвидации, ликвидировано 01.02.2017, а, следовательно, не могло выдать спорный сертификат.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Краснодарской таможни соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поэтому оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения заявления общества не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2017 по делу N А32-8150/2017 отменить. В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)