Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2016 ПО ДЕЛУ N А42-1976/2016

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. по делу N А42-1976/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Алексеева Ю.В. по доверенности от 21.12.2015
от заинтересованного лица: Дзалбы Т.Э. по доверенности от 29.01.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Карельская Судоходная Компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.07.2016 по делу N А42-1976/2016 (судья Карачева А.Е.), принятое
по заявлению ООО "Карельская Судоходная Компания"
к Мурманской таможне
о признании недействительным решения
установил:

ООО "Карельская Судоходная Компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Мурманской таможни (183010, г. Мурманск, ул. М.Горького, д. 15, ОГРН 1025100864095; далее - таможенный орган) от 25.12.2015 N 10207000/400/251215/Т0023.
Решением суда первой инстанции, ООО "Карельская Судоходная Компания" в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Карельская Судоходная Компания" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что спорное транспортное средство международной перевозки, зарегистрированное в РМРС, принадлежащее обществу, освобождено от обязанности по уплате таможенных пошлин.
Представитель таможенного органа в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы общества, возражения изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит оснований для ее удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Карельская Судоходная Компания" является собственником рефрижераторного судна "Сириус" (ИМО 7700099), которое с 24.01.2007 зарегистрировано в Российском международном реестре судов (РМРС).
Таможенным органом в отношении общества проведена камеральная проверка на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза по вопросу соблюдения таможенного законодательства, полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин и налогов при обратном ввозе 17.08.2013 на таможенную территорию Таможенного союза морского судна "Сириус" (проверяемый период по судовому делу N 10207050/170813/01707).
В ходе проверки установлено, что 01.01.2013 между обществом и иностранной организацией Rainbow Reefers Ltd (далее - фрахтователь) заключен договор тайм-чартера SRS 1301 сроком на 11 месяцев + 1 месяц в опции фрахтователя. 30.04.2013 указанное судно вышло в рейс из порта Мурманск с грузом мороженой рыбопродукции на борту по маршруту Мурманск - Велсен (Нидерланды).
17.08.2013 судно "Сириус" с грузом мороженой рыбопродукции пришло в порт Мурманск из порта Лиепая (Латвия), капитаном судна, как представителем судовладельца, подана генеральная декларация, в которой заявлено, что в период нахождения за границей ремонт судна не производился.
Представленные на приход судна документы свидетельствовали, что оно ввозится на таможенную территорию Таможенного союза после временного вывоза транспортного средства с полным освобождением от таможенных платежей.
Вместе с тем, таможенным органом установлено, что согласно акту освидетельствования судна N 13.00240.123 в порту Лиепая (Латвия) 24.07.2013 Российским морским регистром судоходства на борту судна "Сириус" была освидетельствовано оборудование СКДВП.
Данное оборудование было приобретено обществом у иностранной организации "Marine Electronic Limited" за пределами таможенной территории Таможенного союза, на таможенную территорию Таможенного союза не ввозилось. Установка оборудования была осуществлена вышеуказанной иностранной организацией на судне "Сириус" в период его докования в порту Лиепая.
Обществу иностранной организацией "Marine Electronic Limited" был выставлен счет от 06.06.2013 N 2013-1099/06 за СКДВП и оказанные по его установке услуги, на общую сумму 4 820 долларов США, который был оплачен заявителем в полном объеме.
Установив данные обстоятельства, таможенный орган составил акт камеральной таможенной проверки N 10207000/400/251215/А0023 от 25.12.2015, указав, что установка дополнительного оборудования, отсутствующего на борту судна на день его вывоза с территории Российской Федерации привела к улучшению его технико-эксплуатационных характеристик. Проведенные с судном операции должны быть отнесены к пункту 2 статьи 347 ТК ТС, поэтому по прибытии спорного судна, не помещенного под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, на таможенную территорию Таможенного союза общество обязано было произвести декларирование СКДВП.
По результатам проверки таможня приняла решение от 25.12.2015 N 10207000/400/251215/Т0023 о взыскании с общества в силу статьи 262 ТК ТС неуплаченных таможенной пошлины в размере 7 939,05 рублей и налога на добавленную стоимость в размере 28 580,57 рублей, а также пени за просрочку уплаты.
13.01.2016 ООО "Карельская Судоходная Компания" выставлено требование N 2 об уплате таможенных платежей и пени в общей сумме 45 347,33 рублей, срок исполнения которого установлен не позднее 20 дней с даты получения.
ООО "Карельская Судоходная Компания" не согласилось с решением таможенного органа по тем основаниям, что спорное транспортное средство международной перевозки, принадлежащее обществу, зарегистрировано в РМРС, поэтому освобождено от обязанности по уплате таможенных пошлин. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценил обстоятельства дела и отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 утвержден Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее - Порядок N 728).
В соответствии с пунктом 9 Порядка N 728 плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин при условии представления в таможенный орган свидетельства о регистрации судна в международном реестре судов, а также иных документов (платежных документов), установленных законодательством государства - члена Таможенного союза.
При исключении судна из международного реестра таможенная пошлина подлежит уплате не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из международного реестра, за исключением случаев фактического вывоза судна с таможенной территории Таможенного союза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 448 утвержден "Порядок предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов" (далее - Порядок N 448), в соответствии с которым судна, регистрируемые в Российском международном реестре судов, освобождаются от обложения ввозной таможенной пошлиной при условии предоставления декларантом в таможенный орган таможенной декларации с приложением свидетельства о регистрации судна в Российском международном реестре и копии документа об уплате государственной пошлины за регистрацию судна в реестре (пункт 1).
Вышеуказанный Порядок применяется при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза плавучих судов в качестве отдельной категории товаров, а не в качестве транспортных средств международной перевозки.
Порядок временного вывоза с таможенной территории Таможенного союза для завершения или начала международной перевозки транспортных средств международной перевозки, зарегистрированных в государствах - членах таможенного союза (включая порожние), за исключением транспортных средств для личного пользования регулируется главой 48 ТК ТС.
Согласно статье 285 ТК ТС временный вывоз - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта. Товары, помещенные под таможенную процедуру временного вывоза и фактически вывезенные с таможенной территории таможенного союза, утрачивают статус товаров таможенного союза.
Таможенная процедура временного вывоза действует до истечения сроков временного вывоза, установленных при помещении товаров под таможенный режим временного вывоза (временного вывоза товаров и транспортных средств), с учетом возможности их продления в соответствии со статьей 288 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 345 ТК ТС временный вывоз транспортного средства международной перевозки допускается при условии, что это транспортное средство международной перевозки является товаром таможенного союза и зарегистрировано на территории государства - члена таможенного союза за лицом государства - члена таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных частью второй названного пункта и пунктом 4 названной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 348 ТК ТС временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 статьи 345 ТК ТС, под таможенную процедуру реэкспорта.
При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 348 ТК ТС).
В силу пункта 1 статьи 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение:
1) операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке;
2) операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту;
3) операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.
Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 статьи 347 ТК ТС в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС (пункт 2 статьи 347 ТК ТС).
Согласно статье 254 ТК ТС операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включают:
1) переработку или обработку товаров, при которой товары теряют свои индивидуальные характеристики;
2) изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку;
3) ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей.
В соответствии с принятыми поправками к правилу 19 Главы V (V/20) Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года СОЛАС - "Требования к судовым навигационным системам и оборудованию" все суда, находящиеся в эксплуатации, должны быть оснащены СКДВП.
Система контроля вахтенного помощника предназначается для контроля за функционированием главного поста управления судном и выявления недееспособности вахтенного помощника капитана, которая может привести к аварии. Это достигается подачей оптических и звуковых сигналов для привлечения внимания вахтенного помощника капитана, а затем - если он не реагирует на них, путем оповещения капитана, резервного помощника или экипаж судна.
Таким образом, согласно указанной Международной конвенции (с учетом поправок) на судно "Сириус" оборудование СКДВП должно быть установлено не позднее первого освидетельствования оборудования и снабжения после 01.07.2013.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что в период с 03.06.2013 по 24.07.2013 в порту Лиепая (Латвия) судно "Сириус" было освидетельствовано Российским морским регистром судоходства в объеме очередного пятилетнего срока класса судна.
В акте освидетельствования судна от 24.07.2013 N 13.00240.123 указано, что проведено освидетельствование системы контроля дееспособности вахтенного помощника капитана типа "NAVGARD" на борту судна "Сириус" после окончания монтажных и пусконаладочных работ, оборудование осмотрено, испытано и найдено в годном состоянии. СКДВП допущен к использованию в составе судового навигационного оборудования.
Каких-либо доказательств, что произведенные операции имели характер, обеспечивающие сохранность, эксплуатацию исправного состояния суда, заявителем не представлено.
Суд первой инстанции, оценив указанные обстоятельства, сделал правильный вывод о том, что установка оборудования СКДВП не обусловлена необходимостью возникновения потребности в сохранности судна и возможности его эксплуатации в ходе международной перевозки, потребность в установке возникла в виду необходимости выполнения классификационного освидетельствования Российским морским регистром судоходства и соответствия установленного на судне оборудования требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС/SOLAS). Установка нового оборудования (не являющегося заменой старого оборудования) изменило состояние судна "Сириус", в котором оно находилось на день его вывоза с территории Российской Федерации - 30.04.2013.
Для освобождения от уплаты таможенных пошлин и применения пункта 1 статьи 347 ТК ТС общество должно было соблюсти следующие требования: проведение операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения сохранности и эксплуатации судна, а также поддержание судна в состоянии, в котором оно находилось на день вывоза. Данные требования заявителем соблюдены не были.
В силу пункта 2 статьи 347 ТК ТС данное судно следовало поместить под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, что обществом сделано не было.
Доводы общества о том, что в рассматриваемом случае не применяются нормы, предусмотренные гл. 48 ТК ТС, судом отклоняются, поскольку Порядок N 728 от 15.07.2011 применяется при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза. Согласно пункту 9 Порядка N 728 от уплаты таможенных пошлин, налогов освобождаются судна, ввезенные на территорию Таможенного союза, в качестве товара, а не транспортного средства международной перевозки.
Порядок перемещения транспортного средства международной перевозки предусмотрен и регулируется гл. 48 ТК ТС.
Доводы общества, указанные в апелляционной жалобе, повторяют его позицию, изложенную в заявлении, которой судом первой инстанции дана оценка.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции о наличии правовых и фактических оснований для принятия таможенным органом оспариваемого решения о начислении обществу таможенных платежей в сумме 7 939,05 рублей, НДС в размере 28 580,57 рублей и пени.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.07.2016 по делу N А42-1976/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Карельская Судоходная Компания" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)