Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2016 N 17АП-18911/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-49501/2015

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2016 г. N 17АП-18911/2015-АК

Дело N А60-49501/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Варакса Н.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
- от заявителя - закрытого акционерного общества "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" (ИНН 7728029110, ОГРН 1027700034493): Мустафина А.А., паспорт, доверенность от 11.01.2016;
- от заинтересованного лица - Екатеринбургской таможни (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411): Плотников В.В., удостоверение, доверенность от 11.01.2016;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - закрытого акционерного общества "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2015 года
по делу N А60-49501/2015,
принятое судьей Водолазской С.Н.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК"
к Екатеринбургской таможне
о признании незаконным и отмене постановления,

установил:

закрытое акционерное общество "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Екатеринбургской таможни N 10502000-302/2015 от 25.09.2015 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.12.2015 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что заявителем представлена вся документация, которая необходима для реализации товара в розницу в магазине в соответствии с действующим законодательством РФ; требование представить договоры поставки, документы по оплате, документы по оприходованию товара является немотивированным. Полагает возможным признать правонарушение малозначительным. Ссылается на то, что заявитель не извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления, заявителю не разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, не направлена копия протокола. Указывает, что проверка проведена без согласования с органами прокуратуры, заявитель не ознакомлен с распоряжением о проверке, проверка проведена в отсутствие руководителя, акт проверки не составлен и не вручен обществу.
Представитель общества в судебном заседании поддержал требования и доводы жалобы.
Заинтересованное лицо письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 30.07.2015 Екатеринбургской таможней в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 132 Таможенного кодекса Таможенного союза назначена выездная таможенная проверка ЗАО "Торговый дом "Перекресток" по вопросам соблюдения требований таможенного законодательства и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении товаров (продуктов питания) иностранного производства, реализуемых в зоне деятельности Екатеринбургской таможни, требований Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.07.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации".
30.07.2015 Екатеринбургской таможней на основании ст. 98, 132, 134 ТК ТС в адрес ЗАО "Торговый дом "Перекресток" выставлено требование о представлении в Екатеринбургскую таможню документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе, документов:
- 1.1 договоры по приобретению товаров: сыр "GARCIA BAGUERO" - страна происхождения Испания, сыр "ARLA НАТУРА" - страна происхождения Дания, сыр "MON CASA GOURMET" - страна происхождения Испания, установленные при проведении таможенного осмотра помещений и территорий (акт N 10502000/400/230715/А0089/00);
- 1.2 счета-фактуры, товарные накладные в отношении вышеуказанных товаров;
- 1.3 сертификаты/декларации соответствия, ветеринарные сертификаты;
- 1.4 документы, подтверждающие оплату товаров поставщику:
- платежные поручения, выписки по счету, отражающие оплату, карточки (выписки) счетов бухгалтерского учета: 51, 60.
- - расшифровку платежей, либо пояснение по факту оплаты товаров, содержащее следующую информацию: сумма платежа, его назначение, указание аванса, остатка, назначение оставшегося платежа и т.п. (в случае авансовых платежей);
- 1.5 документы по оприходованию товара;
- 1.6 документы, подтверждающие таможенное декларирование вышеуказанных товаров;
- 1.7 пояснения по факту отсутствия запрашиваемых документов или невозможности их представления в установленный срок.
Данным требованием Екатеринбургской таможней ЗАО "Торговый дом "Перекресток" срок представления документов был установлен до 29.07.2015.
30.07.2015 требование о представлении в Екатеринбургскую таможню документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля после выпуска товаров, было вручено директору обособленного подразделения Супермаркет "Радищев" И.Ю.Пурышевой, действующей на основании доверенности от 19.01.2015 N 5428/2015, приказа о приеме на работу от 09.12.2014 N 1051-153Л/С, в соответствии с трудовым договором от 09.12.2014.
10.08.2015 ЗАО "Торговый дом "Перекресток" обратилось в Екатеринбургскую таможню с письмом N 4 от 10.08.2015 о продлении срока предоставления ЗАО "Торговый дом "Перекресток" истребуемых документов и сведений до 17.08.2015, которое Екатеринбургской таможней было удовлетворено.
- 14.08.2015 ЗАО "Торговый дом "Перекресток" в соответствии с требованием N 1 от 30.07.2015 в Екатеринбургскую таможню представило письмо от 14.08.2015 с пакетом документов: - счета-фактуры; - товарные накладные; - декларации соответствия; - акты приема-передачи товара на склад;
- - товарно-транспортные накладные; - информационные письма от поставщиков товара.
Таким образом, Екатеринбургской таможней установлено, что 14.08.2015 ЗАО "Торговый дом "Перекресток" в Екатеринбургскую таможню была представлена часть истребуемых в соответствии с требованием от 30.07.2015 документов, за исключением следующих документов:
- договора по приобретению товаров: сыр "GARCIA BAGUERO" - страна происхождения Испания, сыр "ARLA НАТУРА" - страна происхождения Дания, сыр "MON CASA GOURMET" - страна происхождения Испания, установленные при проведении таможенного осмотра помещений и территорий (акт N 10502000/400/230715/А0089/00); - документы, подтверждающие оплату товаров поставщику; - документы по оприходованию товара.
Пояснения по факту отсутствия запрашиваемых документов или невозможности их представления в установленный срок, предусмотренные пунктом 1.7 требования Екатеринбургской таможни N 1 от 30.07.2015, обращения о продлении срока предоставления документов от ЗАО "Торговый дом "Перекресток" в Екатеринбургскую таможню в установленный срок, т.е. до 17.08.2015 включительно, не поступали.
В отношении закрытого акционерного общества "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" составлен протокол об административном правонарушении от 14.09.2015 N 10502000-302/2015.
25.09.2015 вынесено постановление N 10502000-302/2015 о привлечении закрытого акционерного общества "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, соблюдении процессуального порядка привлечения к ответственности.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 1 ст. 98 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрено, что декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органом документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронных формах.
На основании п. 2 ст. 98 ТК ТС таможенный орган вправе запрашивать документы сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок и их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Согласно п. 4 ст. 98 ТК ТС в целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие и бухгалтерские документы, иную информацию, в том числе в электронной форме, относящуюся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
В силу п. 5 ст. 98 ТК ТС документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 134 ТК ТС должностные лица таможенного органа при проведении таможенной проверки имеют право требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам.
На основании п.п. 2 п. 2 ст. 135 ТК ТС проверяемое лицо при проведении таможенной проверки обязано представлять по требованию таможенного органа в установленные сроки сведения и документы независимо от того, на каком носителе информации они находятся, с приложением на бумажном носителе.
В соответствии с положениями в ч.ч. 1, 3 ст. 166 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со ст. 98 ТК ТС. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться декларантами и иными заинтересованными лицами, а также таможенными органами не менее трех лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок предоставления таможенному органу запрашиваемых документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, установленный главами 15 и 19 Таможенного кодекса Таможенного союза, главой 19 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно ст. 110 ТК ТС одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка.
В силу ч. 4 ст. 122 ТК ТС таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
В соответствии с п. 31 ст. 4 ТК ТС таможенным контролем является совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.
Материалами дела подтверждается, что факт совершения обществом вменяемого правонарушения, выразившегося в непредставлении в установленный Екатеринбургской таможней срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения таможней исследован, вина общества установлена.
Доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем своевременно предприняты меры по соблюдению требований таможенного законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалах дела отсутствуют.
Заявитель имел возможность предоставить таможенному органу сведения о невозможности предоставления запрашиваемых документов, однако пояснения по факту отсутствия запрашиваемых документов или невозможности их представления ЗАО "Торговый дом "Перекресток" в Екатеринбургскую таможню не представлены. Соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм таможенного законодательства.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дел об административных правонарушениях и принять правильные решения, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Доводам заявителя о не извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении, судом первой инстанции дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Из материалов дела следует, что 08.09.2015 в адрес закрытого акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" по месту государственной регистрации и фактического местонахождения (г. Москва, Суворовская площадь, д. 1, г. Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28, стр. 4; г. Екатеринбург, ул. Радищева, д. 33), Екатеринбургской таможней были направлены телеграммы (уведомления) N 721705/830, N 721705/831, N 721705/832 от 08.09.2015 о необходимости явки 14.09.2015 для составления протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ. Телеграммы вручены обществу 09.09.2015.
На составлении протокола об административном правонарушении 14.09.2015 присутствовал представитель ЗАО "Торговый дом "Перекресток" А.А. Грановский, действующий по доверенности от 21.08.2014. В протоколе имеется подпись представителя о разъяснении прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ.
Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 10502000-302/2015 от 14.08.2015 рассмотрение дела назначено на 25.09.2015.
15.09.2015 заказными письмами в адрес закрытого акционерного общества "Торговый дом "Перекресток" (г. Москва, Суворовская площадь, д. 1), а также в адрес обособленного подразделения Супермаркет "Радищев" (г. Екатеринбург, ул. Радищева, д. 33) направлены копии определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, а также копия протокола об административном правонарушении.
О времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по вышеуказанным адресам были также направлены телеграммы N 721702/875, 721705/874), которые вручены представителям общества 21.09.2015. На рассмотрении дела 25.09.2015 присутствовал представитель общества А.А. Грановский.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Доводы заявителя о проведении проверки без согласования с органами прокуратуры правомерно отклонены судом первой инстанции.
В силу ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Согласно ст. 110 ТК ТС одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка.
29.07.2015 Екатеринбургской таможней в соответствии со ст. 132 ТК ТС принято решение о назначении выездной таможенной проверки в отношении ЗАО "Торговый дом "Перекресток".
В силу п. 30 Приказа ФТС России от 06.07.2012 N 1373 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки" копия решения в течение 3 рабочих дней со дня подписания решения вручается проверяемому лицу руководителем или членом комиссии. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения о проведении выездной таможенной проверки.
Согласно п. 10 ст. 132 ТК ТС, п. 31 Приказа ФТС России от 06.07.2012 N 1373 датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения о проведении выездной таможенной проверки.
30.07.2015 руководителем комиссии выездной таможенной проверки Екатеринбургской таможни - копия решения о проведении выездной таможенной проверки от 29.07.2015 N 10502000/400/290715/Р0094 вручена проверяемому лицу ЗАО "Торговый дом "Перекресток" действующему по доверенности N 5428/2015 от 19.01.2015 И.Ю.Пурышевой.
18 сентября 2015 года второй экземпляр акта выездной таможенной проверки за N 10502000/400/160915/А0094/00 вручен директору супермаркета М.Ю. Пурышевой, действующей по доверенности N 5428/2015 от 19.01.2015.
Нарушение Федерального закона о защите прав юридических лиц административным органом не допущено в связи с тем, что таможенные органы в своей деятельности руководствуются ТК ТС РФ и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок вынесения постановления об административном правонарушении.
Согласно п.п. 6 п. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении государственного контроля (надзора) в виде таможенного контроля.
Оспариваемое постановление вынесено таможенным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.5 КоАП РФ.
Штраф определен в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ для данного правонарушения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенного законодательства таможенного союза суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным и соглашается с соответствующим выводом суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2015 года по делу N А60-49501/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА

Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Е.ВАСЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)