Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.06.2017 N 13АП-10341/2017 ПО ДЕЛУ N А21-9778/2016

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2017 г. N 13АП-10341/2017

Дело N А21-9778/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.
при участии:
- от истца (заявителя): не явился, извещен;
- от ответчика (должника): Волков Д.А. - доверенность от 26.12.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10341/2017) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2017 по делу N А21-9778/2016 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "Вичюнай-Русь"
к Калининградской областной таможне
об оспаривании решения
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Вичюнай-Русь", место нахождения: 238750, Калининградская область, г. Советск, ул. Маяковского, 3/Б; ОГРН 1023902001947, ИНН 3911008930 (далее - ООО "Арбат Трейд", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Калининградской областной таможне, место нахождения: 236004, г. Калининград, Гвардейский проспект, 30 ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня, таможенный орган) с заявлением о признании незаконным решение о стране происхождения товаров и предоставлении тарифных преференции Калининградской областной таможни от 17.11.2016 N 10012050/53-02-88/000018.
Решением суда от 14.03.2017 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение от 14.03.2017 отменить, как принятое с неправильным применением норм материального права. Как указывает таможня, сертификат происхождения товара был оформлен с нарушением требований к его оформлению, так как графа 7 содержала сведения на испанском языке, в то время как сертификат происхождения товара должен представляться в таможенный орган на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке. При этом, у таможенного органа в ходе осуществления таможенного контроля отсутствовали сомнения относительно подлинности сертификата происхождения формы "А", а также достоверности содержащихся в нем сведений, в том числе о стране происхождения товара.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество, извещенное надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалобы рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей ООО "Вичюнай-Русь". От Общества поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу (вх. N 7897/2017 от 14.06.2017), в котором выражено несогласие с доводами жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Вичюнай-Русь" к таможенному декларированию на Советский таможенный пост представлен товар N 1 "Креветки вида PENAEUS VANNAMEI рода PENAEUS, пригодные для употребления в пищу, свежемороженые, в качестве сырья для промпереработки, маркировка 477, целые (в панцире), с головой, размерный ряд 70-80 шт. /кг" по ДТ N 10012050/280916/0011728 (страна происхождения - Республика Эквадор).
Товар помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (4078000) с уплатой таможенной пошлины, составляющей 75% от ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
В качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, Обществом представлен сертификат о происхождении товара формы "А" от 09.05.2016 N 16910680201600001566Р, выданный уполномоченным органом Республики Эквадор.
Таможней в установленном законом порядке была проведена дополнительная проверка соблюдения Обществом условий предоставления тарифных преференций и установлено, что страна происхождения товара N 1 по ДТ N 10012050/280916/0011728 декларантом подтверждена, однако, условия предоставления тарифных преференций не соблюдены.
Таможня установила, что сертификат о происхождении товара формы "А" от 09.05.2016 N 16910680201600001566Р заполнен с нарушением Правил определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых, принятых по соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 (далее - Правила).
15 ноября 2016 года должностным лицом Советского таможенного поста принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары ДТ NN 10012050/280916/0011728, а именно в графы 36, 44 и 47. Декларанту предложено в срок не позднее 10 дней представить корректировку декларации на товары и документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов (л.д. 31-32).
17 ноября 2016 года таможня приняла решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций N 10012050/53-02/88/000018 (далее - Решение), в котором отражено, что тарифная преференция ДТ NN 10012050/280916/0011728 не предоставлена в связи с тем, что сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к оформлению и (или) заполнению установленными Правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, Соглашения о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008. Графа 7 сертификата частично заполнена на языке, отличном от русского или английского.
Общество, не согласившись с Решением Калининградской областной таможни от 17.11.2016 N 10012050/53-02-88/000018 об отказе в предоставлении тарифной преференции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у таможни правовых оснований для отказа в предоставлении Обществу тарифных преференций по ДТ N 10012050/280916/0011728.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении и толковании норм материального права, в связи с чем не находит оснований для отмены решения и удовлетворении апелляционной жалобы Таможни.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются, в том числе тарифные преференции.
Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 2 статьи 74 ТК ТС).
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.
В силу части 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров, по результатам которого таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (части 1 и 2 статьи 110 Закона N 311-ФЗ).
В силу положений, закрепленных в статье 59 ТК ТС, в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Как указано в статье 61 ТК ТС, сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1).
Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций (пункт 4 статьи 61 Кодекса).
В силу пункта 5 статьи 61 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 12.12.2008 приняты Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила). В разделе VII Правил ("Документальное свидетельство") указано, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А", принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А".
В разделе VIII Правил ("Административное сотрудничество") установлено, что в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения. Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения. Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
К заполнению графы 7 сертификата Правилами установлены следующие требования: в графе 7 "указываются коммерческое наименование товара, его модель, марка, модификация, артикул, другие данные, позволяющие провести однозначную идентификацию товара с заявленным для целей таможенного оформления, а также расфасовка, вид упаковки и количество мест товара.
Если для описания товаров в поле графы не хватает места, используются дополнительные листы, выполненные на таких же бланках, что и основной лист сертификата, которые должны быть заверены подписью и печатью компетентного органа, выдавшего сертификат, и иметь тот же регистрационный номер, что и основной лист сертификата.
В случае наличия в этой графе ссылки на спецификацию к контракту копия последней также должна быть заверена печатью национального компетентного органа, выдавшего сертификат.
Сертификат представляется таможенным органам в напечатанном виде, без исправлений, на русском или английском языках. В сертификате не допускается использование факсимиле подписи лиц, наличие каких-либо подчисток и помарок. Срок действия сертификата - 12 месяцев со дня выдачи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, представленный Обществом сертификат был составлен уполномоченным органом Республики Эквадор на печатном англоязычном бланке соответствующем по форме Приложению 1 к Правилам.
Правилами установлены также основания признания сертификата формы "А" недействительным:
- - неполучение таможенным органом, направившим запрос в компетентный орган страны выдачи сертификата о достоверности содержащихся в нем сведений, в течение 6 месяцев;
- - получение таможенным органом сведений от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений;
- - когда по результатам исследований или на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных Правилами.
Проанализировав вышеприведенные нормативные положения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принятие таможенным органом решения об отказе в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций возможно только при наличии таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара. При наличии оснований для проведения дополнительных проверочных мероприятий таможенный орган имеет право обратиться в компетентный орган страны, выдавшей сертификат. Такое обращение призвано устранить оправданные сомнения в достоверности соответствующего документа с тем, чтобы объективно решить вопрос о тарифной преференции в каждом конкретном случае.
Вместе с тем, таможенным органом не представлено доказательств обращения к уполномоченному органу Республики Эквадор с просьбой о представлении уточняющих сведений в порядке части 5 статьи 61 ТК ТС по вопросу использования испанского языка (государственный язык Республики Эквадор) наряду с английским при заполнении сертификата происхождения товара компетентными органами Республики Эквадор.
Более того, Таможня не опровергает факта происхождения товара из Республики Эквадор, которой предоставлен преференциальный режим в соответствии с Перечнем развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза, утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130.
Таможня также не выразила сомнений в подлинности представленного сертификата формы "А".
Единственным основанием для непредставления преференциального режима является ненадлежащее оформление сертификата, выразившееся в заполнении графы 7 на испанском языке, а не на русском или английском, как того требуют положения Приложения 2 Правил. Иных нарушений, кроме заполнения графы 7 Сертификата на языке, отличном от русского или английского, таможенным органом не выявлено.
Вместе с тем, выявленные таможней формальные недостатки документа (сертификата по форме "А") наряду с допустимым содержанием отдельных его граф не свидетельствуют о правовых и фактических условиях для непредставления обществу тарифной преференции, учитывая, что все остальные графу спорного документа заполнены в соответствии с требованиями Правил и позволяют идентифицировать как перемещаемый товар, так и страну его происхождения.
В нарушение требований статей 65 и 200 АПК РФ таможня не доказала, что сертификаты о происхождении товара относятся к другому товару, отличному от представленного Обществом для таможенного оформления, и не подтверждают достоверность сведений о стране происхождения товара. Выявленные недостатки в оформлении сертификата являлись легкоустранимыми и не могли препятствовать в предоставлении преференциальных льгот.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, пришел к обоснованному о незаконности вынесенного таможенным органом решения о непредставлении преференциального режима по ДТ N 10012050/280916/0011728, в связи с чем правомерно заявленные обществом требования.
Апелляционная инстанция, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права, соответствие сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 марта 2017 года по делу N А21-9778/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА
Судьи
Н.И.ПРОТАС
Е.А.СОМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)