Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.05.2017 N 13АП-7460/2017 ПО ДЕЛУ N А56-64211/2016

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. N 13АП-7460/2017

Дело N А56-64211/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Сомовой Е.А., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бурак К.Д.,
при участии:
от заявителя: Щетинина И.В., по доверенности от 08.08.2016
от заинтересованного лица: Мартишин И.С., по доверенности от 29.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7460/2017) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2017 по делу N А56-64211/2016 (судья Тетерин А.М.), принятое
по заявлению ООО "Арсенал"
к Балтийской таможне
об оспаривании решения
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Арсенал" (далее - ООО "Арсенал", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) о классификации товара N РКТ-10216000-16/000893 от 29.07.2016, обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем внесения изменений в декларацию на товары (далее - ДТ) N 10216120/080416/0014557, обязании Таможни возвратить Обществу излишне уплаченные 119 510 руб. 78 коп. таможенной пошлины и 21 511 руб. 94 коп. налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 20.01.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению Таможни, судом не учтено, спорный товар является мотоблоком, имеет хвостовик для возможности прицепа иного предмета (в том числе тележки), имеет возможность присоединения взаимозаменяемого навесного орудия, имеет привод от вала отбора мощности общего назначения. Конструкция данных мотоблоков позволяет использовать различное навесное оборудование, выполняющее различные функции, при этом отсутствие в комплектности мотоблока того или иного вида навесного оборудования не исключает возможности его использования.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ООО "Арсенал" против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках контракта N RU16-AR177 от 23.12.2015, заключенного ООО "Арсенал" с компанией Climatic Industrial Group Co.,Ltd., из Китая на таможенную территорию Таможенного союза на условиях поставки CIF г. Санкт-Петербург в адрес получателя ООО "Арсенал" было ввезено 48 штук импортного товара: мотокультиватор с бензиновым двигателем WMA-11ТВ.
На таможенный пост подана ДТ N 10216120/080416/0014557, в соответствии с которой под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления был помещен товар, заявленный в графе 31 как "машины сельскохозяйственные - мотокультиватор с бензиновым двигателем, с ножами-фрезами для обработки почвы, подготовки ее под посадку садовых и огородных растений; не предназначен и не имеет конструктивных приспособлений для транспортировки, буксировки или толкания грузов и/или прицепных устройств, удерживание культиватора во время работы и управление им осуществляется идущим за ним оператором за две ручки", изготовитель: WEIMA AGRICULTURAL MACHINERY CO. LTD, марка: Megarsenab, вес брутто 6 710,4 кг, вес нетто 5 774,4 кг, таможенная стоимость 1 057 617 руб. 60 коп.
В графе 33 названной ДТ указан код товара в соответствии с Единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) - 8432 29 100 0 "машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы; катки для газонов или спортплощадок: - бороны, рыхлители, культиваторы, полольники, мотыги: -- прочие: --- рыхлители и культиваторы", ставка ввозной таможенной пошлины - 0%.
Для таможенного оформления также был представлен сертификат соответствия N ТС RU C-CN.AB29.A.08134, в котором указано, что мотокультиваторы с бензиновым двигателем WMA-11TB относятся к товарной группе 8432.
В ходе таможенного контроля таможенный орган пришел к выводу о наличии признаков, указывающих на то, что классификация товара является неверной, в связи с чем Таможней 13.04.2016 принято решение о проведении дополнительной проверки, в целях которой принято решение о назначении таможенной экспертизы N 10216120/130416/ДВ/251.
Согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления города Санкт-Петербург от 15.06.2016 N 016838 представленные к исследованию товары - мотоблоки "WEIMA" модели WMA-11 ТВ относятся к тракторам, имеющим тягово-сцепное устройство для буксировки прицепов и полуприцепов, предназначенным для работы с взаимозаменяемыми навесными орудиями с приводом от вала отбора мощности и управляемым рядом идущим водителем.
Таможенный орган на основании названного заключения от 15.06.2016 принял решение 29.07.2016 о классификации товара в товарной подсубпозиции 8701 10 0000 - Тракторы, управляемые рядом идущим водителем. Ставка ввозной таможенной пошлины 11,3%.
Не согласившись с решением о корректировке таможенной стоимости, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, ошибочно не учел следующего.
По правилам пункта 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункты 2 и 3 статьи 52 ТК ТС).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым установлены Основные правила интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ТС вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
В то же время пунктом 6 названного Положения предусмотрено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции). При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а. При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
В целях обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД подготовлены Пояснения, которые содержат толкования позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Необходимость применять Пояснения к ЕТН ВЭД следует из действующей в спорном периоде Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (далее - Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4).
Общество в ДТ заявило код товара 8432 29 100 0 "машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы; катки для газонов или спортплощадок: - бороны, рыхлители, культиваторы, полольники, мотыги: -- прочие: --- рыхлители и культиваторы".
Таможенный орган, руководствуясь правилами 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД, а также результатами проведенной документальной таможенной экспертизы, классифицировал спорный товар в товарной подсубпозиции 8701 10 000 0 ТН ВЭД "тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709): - тракторы, управляемые рядом идущим водителем".
Из Пояснений к ЕТН ВЭД ЕАЭС следует, что в группу 84 ТН ВЭД включаются "реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части", в товарную позицию 8432 включаются: "машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы; катки для газонов или спортплощадок".
Согласно тексту товарной подсубпозиции 8432 29 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС к ней относятся машины сельскохозяйственные, садовые или лесохозяйственные для подготовки и обработки почвы; катки для газонов или стройплощадок: прочие: рыхлители и культиваторы.
Согласно ТН ВЭД классификационный код 8701 10 000 0 присваивается следующим товарам: "тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709): тракторы, управляемые рядом идущим водителем".
В группу 87 ТН ВЭД включаются "средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состав, и их части и принадлежности", в саму же товарную позицию 8701 включаются: "тракторы (кроме тракторов товарной позиции 8709)".
Согласно тексту Пояснений к товарной позиции 8701 ТН ВЭД тракторы представляют собой небольшие сельскохозяйственные тракторы, имеющие одну ведущую ось с установленными на нее одним или двумя колесами; как и обычные тракторы, они предназначены для работы со взаимозаменяемыми навесными орудиями, которые имеют привод от вала отбора мощности общего назначения. Как правило, на них нет сиденья, а управление осуществляется с помощью двух рукояток. Однако в некоторых типах имеется одно- или двухколесная задняя тележка с сиденьем для водителя.
В данном случае для целей классификации необходимо установить основные признаки (свойства) товара, которые определяют возможность выполнения товаром тех или иных функций, а описание товара в графе 31 ДТ, приведено из товаросопроводительных документов, оформленных продавцом, и указывает на основную функцию товара: обработка почвы, технические характеристики: глубина и ширина культивации.
Согласно заключению таможенного эксперта N 165127 от 15.06.2016 мотоблоки "WEIMA" модели WMA-11ТВ относится к тракторам, имеющим тягово-сцепное устройство для буксировки прицепов и полуприцепов, предназначенным для работы с взаимозаменяемыми навесными орудиями с приводом от вала отбора мощности и управляемым рядом идущим водителем. Предназначен для культивации и обработки почвы (вспашка, рыхление, окучивание), может осуществлять буксировку прицепа (полуприцепа), может использоваться с дополнительным оборудованием, приводимым от вала отбора мощности. Крутящий момент от двигателя передается через редуктор на ведущую ось привода колес и фрез, а также через вал отбора мощности на навесные агрегаты. Данный трактор относится к самоходным транспортным средствам.
Согласно текста пояснений к товарной позиции 8701 ТН ВЭД тракторы представляют собой небольшие сельскохозяйственные тракторы, имеющие одну ведущую ось с установленными на нее одним или двумя колесами; как и обычные тракторы, они предназначены для работы со взаимозаменяемыми навесными орудиями, которые имеют привод от вала отбора мощности общего назначения. Как правило, на них нет сиденья, а управление осуществляется с помощью двух рукояток; в некоторых типах имеется одно- или двухколесная задняя тележка с сиденьем для водителя.
Заявитель не отрицает, что спорный товар управляется рядом идущим водителем, имеет в сборке колеса и тягово-сцепное устройство, хвостовик для возможности буксировки прицепных устройств (прицепов и полуприцепов), имеет возможность присоединения взаимозаменяемого навесного орудия. Конструкция данных мотоблоков позволяет использовать различное навесное оборудование, выполняющее различные функции (ножи-фрезы, плуг, сошник).
При этом, как верно замечено Таможней, отсутствие в комплектности мотоблока того или иного вида навесного оборудования не исключает возможности его использования. Согласно заключению таможенного эксперта товар имеет коробку передач, бензиновый двигатель, привод от вала отбора мощности общего назначения.
Ссылка заявителя на отсутствие привода от вала отбора мощности общего назначения отклоняется заключением таможенного эксперта, проводившего осмотр товара. Согласно заключению эксперта, не опровергнутому иными относимыми письменными доказательствами, крутящий момент от двигателя передается через редуктор на ведущую ось привода колес и фрез, а также через вал отбора мощности на навесные агрегаты.
Ссылки заявителя и суда первой инстанции на отдельные положения ГОСТ 3480-76 "Вал отбора мощности сельскохозяйственных тракторов и вал приема мощности сельскохозяйственных машин" некорректны ввиду неучета типов и деления категорий машин (легкие, средние и т.д.).
Сельскохозяйственное назначение и единственно отстаиваемое заявителем использование спорного товара в качестве культиватора в любом случае не отменяет наличие указанных существенных, отличительных характеристик, присущих коду ТН ВЭД, принятому таможенным органом.
Таким образом, позиция, занятая Таможней, основана на более полном и точном описании характеристик товара.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта - об отказе в удовлетворении заявления.
Судебные расходы по государственной пошлине по заявлению относятся на Общество, по апелляционной жалобе с него не взыскиваются, поскольку жалоба подана лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2017 по делу N А56-64211/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
Н.И.ПРОТАС
Е.А.СОМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)