Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2017 N 10АП-3140/2017 ПО ДЕЛУ N А41-77321/16

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 г. по делу N А41-77321/16


Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Голд Фрут" - Дружининой Т.А. (представителя по доверенности от 09.09.2016),
от Шереметьевской таможни - Разина А.А. (представителя по доверенности от 14.04.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Голд Фрут" на решение Арбитражного суда Московской области от 31.01.2017 по делу N А41-77321/16, принятое судьей Денисовым А.Э.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Голд Фрут" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня), в котором просило:
- - признать незаконным и отменить решение таможни от 17.09.2016 о проведении дополнительной проверки в отношении заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ N 10005023/160916/0065675;
- - признать незаконным и отменить решение таможни от 17.09.2016 о выпуске товаров при условии обеспечения уплаты таможенных платежей по ДТ N 10005023/160916/0065675;
- - обязать таможню возвратить излишне уплаченную сумму таможенных платежей в размере 65 116 рублей 58 копеек по ДТ N 10005023/160916/0065675;
- - обязать таможню производить таможенное оформление товаров, идентичных товару N 1, заявленному по ДТ N 10005023/110516/0030108, и товару N 1, заявленному по ДТ N 10005023/110516/0030108, в течение 144 дней.
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.02.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы
Представитель таможни в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между обществом (покупатель, Россия) и компанией "WORLD FRUIT Co., Ltd" (продавец, Таиланд) заключен контракт от 18.02.2016 N 1, согласно которому продавец продает, а покупатель покупает товар (цветы и растения, а также продукты питания) в соответствии со спецификациями, которые являются неотъемлемой частью данного контракта.
Во исполнение условий внешнеторгового контракта на территорию Российской Федерации ввезены товары.
В целях таможенного оформления обществом подана декларация на товары N 10005023/160916/0065675.
Решением от 17.09.2016 с целью дополнительной проверки у общества в срок до 14.11.2016 запрошены дополнительные документы.
В этот же день таможней принято решение о выпуске товара в свободное обращение при условии внесения обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 65 116 рублей 58 копеек.
Не согласившись с названными решениями таможни, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и восстановлении нарушенных прав.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза (пункт 31 статьи 4 Таможенного кодекса).
На основании пункта 1 статьи 69 Таможенного кодекса в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с Таможенным кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.
Согласно пункту 3 статьи 69 Таможенного кодекса для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 Таможенного кодекса.
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Таможенного кодекса Там декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
На основании пункта 2 этой же статьи Кодекса таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 утвержден Порядок контроля таможенной стоимости товаров (далее также - Порядок контроля), который определяет действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
В силу пункту 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, в случае, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
Названный пункт Порядка контроля в качестве возможных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров называет:
1) выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;
2) установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);
3) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;
4) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;
5) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;
6) наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа (пункт 6 Порядка), о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;
7) наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).
В силу пунктов 4, 6, 11 Порядка контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (контрольные показатели уровня таможенной стоимости по отдельным товарам, заявление стоимости ниже которых свидетельствует о возможном нарушении таможенного законодательства).
При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности:
- - по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций);
- - о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;
- - полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств - членов Таможенного союза за рубежом;
- - полученная от государственных органов государств - членов Таможенного союза;
- - полученная от предприятий и организаций, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей оцениваемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.
Из содержания оспариваемого решения о проведении дополнительной проверки в отношении заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ N 10005023/160916/0065675 следует, что основанием для проведения дополнительной проверки послужило выявление с использованием СУР рисков недостоверного декларирования - более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары.
Для представления дополнительных документов обществу назначен достаточный срок, ходатайств о продлении установленного срока декларантом не заявлялось, испрашиваемые документы включены в Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, следовательно, могли быть запрошены таможенным органом.
Таким образом, у таможни имелись достаточные правовые основания для проведения дополнительной проверки и принятия оспариваемого решения.
Вопреки доводам общества положения пункта 11.1 Порядка контроля не могли быть применены, поскольку по спорной декларации ввезены товары, не идентичные ранее ввезенным.
Согласно пункту 11.1 Порядка контроля в случае если декларируемые товары ввозятся в рамках внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым ранее ввозились идентичные им товары, обстоятельства, указанные в пункте 11 Порядка, не рассматриваются в качестве признаков, указывающих на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) декларируемые товары и ранее ввезенные товары идентичны, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий поставки);
2) при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска декларируемых товаров выявлены те же обстоятельства, указанные в пункте 11 Порядка, что и при проведении таможенного контроля таможенной стоимости идентичных им товаров;
3) в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам:
- Таможенная стоимость заявлена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);
- проводилась дополнительная проверка, по результатам которой заявленная таможенная стоимость была принята таможенным органом;
4) декларация на товары в отношении декларируемых товаров подана в тот же таможенный орган, что и декларация на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам;
5) в декларации на товары в отношении декларируемых товаров в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, заявлен регистрационный номер соответствующей декларации на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам;
6) срок с даты принятия по результатам дополнительной проверки решения о принятии таможенной стоимости ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам, до даты регистрации декларации на товары в отношении декларируемых товаров не превышает срока, определяемого с применением системы управления рисками, но не более 180 дней.
В предшествующей ДТ N 10005023/110516/0030108 был задекларирован один товар "свежие орхидеи на стебле от 6 до 20 соцветий", классифицируемый в товарной подсубпозиции 0603130000 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В отношении таможенной стоимости данного товара должностным лицом таможенного поста Аэропорт Шереметьево (грузовой) 11.08.2016 было принято решение "ТС принята", о чем свидетельствуют отметки в ДТС-1 и ДТ.
В графе 44 рассматриваемых ДТ под кодом вида документа 09030 "Декларация на товары в отношении ранее ввезенных товаров, идентичных декларируемым товарам, заявленная таможенная стоимость которых принята таможенным органом по результатам дополнительной проверки" указана предшествующая ДТ N 10005023/110516/0030108. В графе 31 данной ДТ заявлены свежие орхидеи на стебле от 6 до 20 соцветий наименованием: DENDROBIUM, MOKARA, VANDA (товарный знак "R.T.T.").
По результатам дополнительной проверки заявленная в ДТ N 10005023/110516/0030108 таможенная стоимость товаров была принята таможенным постом путем проставления в ДТС-1 отметки "ТС принята" и товары были выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В графе 31 ДТ N 10005023/160916/0065675 (товар N 1), задекларированы свежие орхидеи, товарный знак "R.T.T.", наименованием:
- DENDROBIUM (Дендробиум);
- MOKARA (Мокара);
- VANDA (Ванда);
- BQ.5DEN (букет из 5 Дендробиум);
- В Q.7DEN + 1 MAC ARTHUR'S PALM LEAF (букет из 7 Дендробиум + 1 лист Птихостермы макартура).
Таким образом, товары, заявленные в ДТ N 10005023/160916/0065675, не являются идентичными товарам, заявленным в ДТ N 10005023/110516/0030108.
В соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости ввозимых товаров от 25.01.2008 идентичные товары - это товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для непризнания товаров идентичными, если в остальном эти товары соответствуют требованиям настоящего абзаца. В оспариваемых ДТ заявлено несколько наименований товаров, классифицируемых следующими кодами ТН ВЭД ЕАЭС 0603130000, 0603198000, 0604209000. Указанные товары имеют разное наименование товаров (в том числе ботаническое название) и характеристики, не являются идентичными в понимании Соглашения. По ДТ N 10005023/110516/0030108 ввозились свежие орхидеи с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 0603130000, по остальным товарам проверки таможенным органом не проводились.
На основании изложенного указание в 44 графе ДТ номера проверочной декларации по товарам, классифицируемым кодами ТН ВЭД ЕАЭС 0603198000, 0604209000, является незаконным.
В данном случае решение о проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса принималось в отношении всей партии товара. В силу пункта 1 данной статьи Кодекса этап контроля таможенной стоимости не может считаться завершенным до принятия решения о корректировке или принятия таможенной стоимости товаров. Документы, подтверждающие правомерность заявленных сведений такие как, контракт, инвойс, экспортная ДТ, оплата за ввозимый товар соотносятся ко всей партии и товаров и не могут рассматривать с позиции выделяемого товара.
Согласно отметкам должностного лица таможенного поста аэропорт Шереметьево (грузовой) в графе "Для отметок таможенного органа" ДТС-1 по ДТ N 10005023/160916/0065675 решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости товаров принято в отношении всех 3 товаров. Принятие данного решения подтверждается и отчетом о служебных отметках в ДТ, который направляется декларанту автоматически посредством электронного документооборота.
В связи с тем, что в предшествующей ДТ N 10005023/110516/0030108 не декларировались товары: "свежие части растений без цветов и бутонов: лист панды", классифицируемые в товарной под субпозиции 0604209000 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС; "свежие цветы для составления букетов: цветок лотоса", классифицируемые в товарной под субпозиции 0603198000 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, не исполняется обязательное требование об одновременном соблюдении условий, предусмотренных подпунктами 1), 3), 5) пункта 11.1 Порядка контроля ТС.
Как указывает таможня, в данном случае возникла необходимость запроса дополнительных документов в связи с тем, что имеющиеся в распоряжении таможни документы не являлись достаточными для принятия решения по таможенной стоимости всех товаров, задекларированных по ДТ N 10005023/160916/0065675. Для разрешения сомнений таможни в правильности определения таможенной стоимости всех товаров и правильности выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости требовалась дополнительная проверка в рамках таможенного контроля. Для ее проведения у таможенного поста на основании статьи 69 Таможенного кодекса имелись полномочия для запроса дополнительных документов в подтверждение таможенной стоимости товаров и проведения соответствующей проверки.
В соответствии со статьей 94 Таможенного кодекса при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Таможенного кодекса таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
Порядок действия должностных лиц таможенных органов определен Инструкцией, утвержденной приказом ФТС России от 20.05.2016 N 1000
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 5 к Инструкции, основными функциями таможенных постов при применении СУР являются, в том числе:
- 1. выявление рисков, в том числе индикаторы которых содержатся в ПР;
- 2. применение мер по минимизации рисков, содержащихся в ПР;
- 3. применение мер по минимизации рисков, которые могут применяться уполномоченными должностными лицами таможенных постов самостоятельно без указания в ПР;
- Согласно пункту 130 Инструкции если при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении товаров выявлено одновременно несколько рисков, индикаторы которых содержатся в ПР, перечень мер по минимизации которых частично или полностью повторяется, то меры по минимизации рисков применяются с учетом следующего:
- 1. подлежат применению все уникальные (неодинаковые) меры по минимизации рисков;
- 2. повторяющиеся меры по минимизации рисков применяются таким образом, чтобы не допускать повторное применение в отношении одних и тех же товаров одинаковых мер по минимизации рисков и обеспечить выполнение указаний, содержащихся во всех профилях рисков, по которым выявлены риски (содержатся в примечаниях к мерам по минимизации рисков и характеристиках типа таможенного досмотра).
Приложением N 4 к указанной Инструкции установлен классификатор мер по минимизации рисков.
Согласно отчету о применении/неприменении профилей риска по ДТ N 10005023/160916/0065675 (Приложение N 2) меры по минимизации риска (код "101") "проверка документов и сведений" и "639" - Направление запроса декларанту о представлении оригиналов документов и (или) копий документов, заверенных в установленном порядке, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, выявлены по профилю риска N 55/1000/03122013/05939 в отношении товаров N 1, 2, 3.
Форма решения о проведении дополнительной проверки утверждена Решением комиссии Евразийского экономического союза от 20.09.2010 N 376.
Исходя из утвержденной формы решения - номер "1" в графе "N" является порядковым номером сведений по таможенной стоимости, требующих подтверждения/уточнения, а не номером товара, в отношении которого запрашиваются документы.
Таким образом, довод общества о том, что проверке подвергался исключительно товар N 1, не соответствует фактическим обстоятельствам проведения таможенного контроля.
В силу статьи 200 АПК РФ в ходе рассмотрения дела судом подлежат проверке законность и обоснованность вынесенного ненормативного правового акта, а также нарушение им прав заявителя по делу на день его издания (принятия).
В силу пункта 2 статьи 69 Таможенного кодекса если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные статьей 196 Таможенного кодекса для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 Таможенного кодекса.
Как следует из материалов дела, обществу было предложено внести обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, что сделано им добровольно на основании собственного волеизъявления.
Порядок внесения обеспечения предусмотрен нормами действующего Таможенного кодекса, для его реализации имелись достаточные основания и согласие декларанта завершить таможенную процедуру выпуска товара в свободное обращение до завершения дополнительной проверки путем внесения обеспечения.
При изложенных обстоятельствах ввиду соответствия оспариваемых решений таможни требованиям таможенного законодательства Российской Федерации, у суда первой инстанции отсутствуют основания для удовлетворения заявления общества.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 31.01.2017 по делу N А41-77321/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)