Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2016 N 09АП-1439/2016 ПО ДЕЛУ N А40-188437/15

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2016 г. N 09АП-1439/2016

Дело N А40-188437/15

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Якутова Э.В.,
судей: Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Внуковской таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2015 по делу N А40-188437/15 судьи Девицкой Н.Е. (122-22)
по заявлению ЗАО "Дженерал Фрейт" (ОГРН 1047796592117)
к Внуковской таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: Капланов Д.Д. по дов. от 03.03.2016, Барков Е.Ю. по дов. от 19.02.2016
- от ответчика: Трофимов И.А. по дов. от 27.01.2016 (до перерыва - Пилипосян С.А. по дов. от 27.01.2016);

- установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2015 удовлетворено заявление ЗАО "Дженерал Фрейт" (далее - Общество) о признании незаконным решения Внуковской таможни о проведении дополнительной проверки от 05.08.2015 по ДТ N 10001020/050815/0011603.
Таможенный орган не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с действующим законодательством.
Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Внуковской таможни - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Внуковской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством от 18.07.2014 УЭО N 10000/0028Г ЗАО "Дженерал Фрейт" включено в реестр уполномоченных экономических операторов. В связи с этим, в порядке ст. 197 Таможенного кодекса ЗАО "Дженерал Фрейт" представлено специальное упрощение, в том числе, в виде выпуска товаров до подачи таможенной декларации.
В рамках внешнеэкономического контракта от 18.05.2015 N 554/15, заключенного ЗАО "Дженерал Фрейт" с KARLO FRUKTI DOO BEOGRAD (Сербия) на таможенную территорию РФ был ввезен товар - кислая вишня (PRUNUS CERASUS), свежая, не расфасованная для розничной продажи, урожай 2015 года, сорт - Эрди Ботермо, калибр 22+, упак. в деревянные ящики на поддонах, вес брутто с ящиками и поддонами 20375 кг.
Обществом оформлено обязательство N 10001020/070715/об 000519 о подаче в срок до 10.08.2015 декларации на товары и представлении необходимых документов и сведений в таможенный орган.
Товар выпущен в соответствии с заявленным таможенным режимом 08.07.2015, что подтверждается отметкой таможенного органа на CMR N 0078576.
05.08.2015 в целях исполнения обязательства N 10001020/070715/об 000519 Общество представило во Внуковскую таможню ДТ N 10001020/050815/0011603.
Внуковской таможней принято решение от 05.08.2015 о проведении в порядке ст. 69 ТК ТС дополнительной проверки, в соответствии с которым Обществу направлено требование о необходимости представления дополнительных документов, в том числе:
- 1. Контракт N 554/15 от 18.05.2015 со всеми, имеющимися приложениями и дополнительными соглашениями, спецификациями (оригинал либо копия, заверенная надлежащим образом, на бумажном носителе);
- 2. Коммерческое предложение производителя товаров, адресованное неопределенному кругу лиц(оригинал либо заверенная копия);
- 3. Сведения о стоимости товаров в стране отправления - оферты, заказы оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса и вида (оригинал либо заверенная копия);
- 4. Бухгалтерские документы о постановке на бухгалтерский учет (в том числе, карточки счета 41, 60, 90) товаров по данной ДТ и идентичных товаров по предыдущим поставкам в рамках данного контракта (оригинал либо заверенная копия);
- 5. Документы о реализации декларируемых товаров и идентичных товаров по предыдущим поставкам в рамках данного контракта (договоры, счета-фактуры, банковские и платежные документы, калькуляция цены реализации с подтверждающими документами);
- 6. Банковские платежные документы по оплате декларируемого товара и товаров по предыдущим поставкам в рамках данного контракта и ведомость банковского контроля, с подтверждающими документами (оригиналы или заверенные копии);
- 7. Экспортная декларация страны отправления (с переводом, заверенным в установленном порядке) (оригинал либо заверенная копия);
- 8. Выписка лицевого счета, с которого производилось списание денежных средств для данной поставки (оригинал либо заверенная копия);
- 9. Имеющаяся в распоряжении декларанта информация о стоимости идентичных/однородных товаров;
- 10. Прайс-лист производителя, действующий в момент выставления инвойса на поставку декларируемой партии товара, заверенный печатью уполномоченного органа страны поставщика, указанных в запросе.
Также таможенным органом произведен расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 245 552,15 руб.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что Общество доказало нарушение его прав и законных интересов, а таможенный орган не доказал соответствие принятого решения от 05.08.2015 действующему законодательству.
При этом, суд первой инстанции указал на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 38 ТК ТС уполномоченный экономический оператор - юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в статье 39 настоящего Кодекса, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными статьей 41 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 38 ТК ТС статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу таможенными органами путем выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и признается на территории того государства, таможенным органом которого присвоен данный статус.
Из пункта 1 ст. 41 ТК ТС следует, что уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения:
1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 настоящего Кодекса;
3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.
В силу п. 1 ст. 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
В этом случае таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта и должно быть обоснованным, в частности содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
Пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования. Контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" установлено, что если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
Исходя из этого, суд пришел к выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для принятия решения о проведении дополнительной проверки в отношении товара, заявленного в ДТ N 10001020/050815/0011603, поскольку данное решение могло быть принято до выпуска товара, в то время как в настоящем случае оно было принято после его выпуска (товар был выпущен в обращение 08.07.2015, а оспариваемое решение принято 05.08.2015).
Оценивая доводы таможенного органа, суд посчитал их необоснованными и подлежащими отклонению, поскольку таможенный орган в обоснование законности своих действий и принятия оспариваемого решения ссылается на нормы таможенного законодательства (статья 69 ТК ТС), которые подлежат применению до выпуска товара, а не после его выпуска.
При этом, суд указал на то, что никаких дополнительных упрощений, кроме предусмотренных ст. 197 ТК ТС, в части контроля таможенной стоимости заявитель не имеет, однако, при таможенном оформлении товара путем подачи обязательства и последующего выпуска товара существует иной порядок контроля таможенной стоимости, который предусмотрен главами 16 и (или) 19 ТК ТС.
В то же время, судом не было учтено следующее.
Согласно ст. 41 ТК ТС и ст. 86 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены специальные упрощения, в том числе выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС).
Как указывалось выше, согласно п. 1 ст. 197 ТК ТС, одним из условий выпуска товаров до подачи таможенной декларации является представление декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации, содержащего сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары.
Вместе с тем, обязательство не является видом таможенной декларации (ст. 180 ТК ТС), при его подаче таможенная стоимость товаров не декларируется, и документы, ее подтверждающие, не представляются.
Декларирование и контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, регламентируются ТК ТС, Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008, Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости".
Таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) (далее - декларант) таможенному органу при таможенном декларировании товаров в декларации на товары (далее - ДТ) и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) в соответствии с Порядком декларирования, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок декларирования).
Контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, осуществляется в соответствии с Порядком контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок контроля) и Порядком корректировки таможенной стоимости (далее - Порядок корректировки), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза N 376.
Согласно пункту 2 Порядка декларирования таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров.
Таким образом, контроль таможенной стоимости товаров проводится таможенным органом после ее определения и заявления декларантом в ДТ.
В связи с тем, что решение по таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза уполномоченными экономическими операторами не принято, декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров осуществляются в общеустановленном порядке.
Кроме того, перечень специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, предусмотренных ст. 197 ТК ТС, является исчерпывающим, и не предполагает иных упрощений, например, в части контроля таможенной стоимости товаров.
Согласно ст. 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В связи с тем, что при проведении контроля задекларированной Обществом таможенной стоимости товаров были обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, у таможенного органа отсутствуют основания, позволяющие принять в отношении заявленной таможенной стоимости какое-либо решение, указанное в ст. 67 ТК ТС, в связи с чем, таможенный орган в соответствии со ст. 69 ТК ТС проводит дополнительную проверку заявленных сведений.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что решение таможенного органа о проведении дополнительной проверки является обоснованным и правомерным.
Также необходимо обратить внимание на то, что Обществом не подтверждено нарушение оспариваемым решением таможенного органа его прав и законных интересов, поскольку обязанность представления дополнительных документов и сведений для подтверждения заявленной таможенной стоимости установлена таможенным законодательством.
В частности, согласно п. 15 Порядка контроля таможенной стоимости декларант (таможенный представитель) имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Одновременно с запрошенными таможенным органом документами, сведениями и пояснениями могут быть представлены другие документы и сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров. Документы, сведения и пояснения, указанные в первом и втором абзацах указанного пункта, должны быть представлены декларантом (таможенным представителем) в таможенный орган одним комплектом (не частями) до истечения срока их представления. Фактически непредставление документов свидетельствует об отказе декларанта представить запрошенные документы без объяснения причин такого непредставления.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу. В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
Таким образом, само по себе требование таможенного органа о представлении дополнительных документов, являющееся содержанием оспариваемого решения, не может нарушать права и законные интересы декларанта вне зависимости от того, направлено ли оно до выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом, или после того.
Вывод суда первой инстанции о том, что права и законные интересы Общества нарушены указанием в решении на необходимость оплаты суммы обеспечения не могут быть признаны обоснованными.
В настоящем случае закрепленное законодательно в ст. 69 ТК ТС право таможенных органов на проведение дополнительной проверки имеет цель более детального контроля таможенной стоимости товара и не подразумевает под собой дальнейшую корректировку таможенной стоимости. Право на проведение дополнительной проверки не поставлено в зависимость от возможного результата данной проверки.
Согласно п. 5 ст. 69 ТК ТС, если по результатам дополнительной проверки таможенным органом принято решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, то возврат (зачет) сумм обеспечения осуществляется в соответствии со ст. 90 Кодекса.
Кроме того, как указывалось выше, ЗАО "Дженерал Фрейт" включено в реестр уполномоченных экономических операторов.
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 39 ТК ТС одним из условий получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора является предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 000 000 евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на день предоставления такого обеспечения.
Исходя из этого, указание в оспариваемом решении на необходимость оплаты Обществом суммы обеспечения при данных обстоятельствах не влечет необходимости для Общества перечисления денежных средств.
При этом, доказательств того, что сумма обеспечения в установленном порядке списана со счета декларанта в таможенном органе в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает необоснованным и не основанным на законе вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.11.2015 по делу N А40-188437/15 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ЗАО "Дженерал Фрейт" отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Э.В.ЯКУТОВ

Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
Д.В.КАМЕНЕЦКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)