Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2016 N 13АП-14670/2016 ПО ДЕЛУ N А21-8126/2015

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. N 13АП-14670/2016

Дело N А21-8126/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Шпакова Н.Э. по доверенности от 17.12.2015 N 58;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14670/2016) Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.12.2015 по делу N А21-8126/2015 (судья Зинченко С.А.), принятое
по заявлению ООО "Тристар"
к Калининградской областной таможне
об оспаривании отказа в выпуске товара
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТРИСТАР" (ОГРН 1063905002809; место нахождения: 236000, г. Калининград, ул. К.Маркса, д. 42, далее - Общество, ООО "Тристар", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Калининградской областной таможни (ОГРН 1083925999992; место нахождения: г. Калининград, Гвардейский пр-т, 30, далее - Таможня, таможенный орган) от 21.07.2015 N 5201-17/0555 об отказе в выпуске товара по декларации на товар (далее - ДТ) N 10012040/110715/0022415 и обязании Таможни осуществить выпуск товаров в режиме ИМ78 "свободная таможенная зона".
Решением суда от 18.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Таможня полагает ошибочным вывод суда о том, что информация о товаре на русском языке должна быть нанесена на товар при его направлении на реализацию в торговую сеть, а не до таможенного оформления товара. Отсутствие на товаре информации на русском языке при таможенном оформлении товара, даже при наличии декларации о соответствии товара, выданной уполномоченным органом, является несоблюдением требований статей 183 и 195 Таможенного кодекса Таможенного Союза, которое влечет отказ в выпуске товаров.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без его участия.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 19.01.2015 ООО "Тристар" подало в ОТО и ТК Московского таможенного поста Калининградской областной таможни ДТ N 10012040/190115/0000695 в целях выпуска в режиме свободной таможенной зоны (ИМ 78) парфюмерно-косметической продукции, ввезенной из США.
В рамках проведенного таможней досмотра установлено, что на товарах N 3, 4, 6, 7, 8, 11, 12 отсутствует описание с информацией на русском языке.
29.01.2015 Таможней на основании пункта 2 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) принято решение об отказе в выпуске указанного товара в связи с выявленными нарушениями таможенного законодательства.
По указанным обстоятельствам Таможней в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении N 10012000-457/2015, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и составлен протокол об административном правонарушении, парфюмерно-косметические средства, являющиеся предметом правонарушения, изъяты по протоколу изъятия вещей и документов от 10.02.2014.
Протокол об административном правонарушении направлен мировому судье 1 судебного участка Центрального района г. Калининграда для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Постановлением мирового судьи 1 судебного участка Центрального района г. Калининграда от 08.05.2015 по делу N 5-234/2015 производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ (поскольку таможней не представлено доказательств несоответствия ввозимого товара декларации, равно как и доказательств недействительности ДТ N 10012040/190115/0000695, ее поддельности, получения незаконным путем, содержания в ней недостоверных сведений, отношения к другому товару), изъятый товар возвращен Обществу.
Указанное постановление оставлено без изменения решением Центрального районного суда г. Калининграда от 06.07.2015 по делу N 12/478/2015 5-234/2015.
17.02.2015 Общество обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения таможни от 29.01.2015 об отказе в выпуске товара N 3, 4, 6, 7, 8, 11, 12 и обязании осуществить выпуск товара в режиме "свободная таможенная зона".
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2015 по делу N А21-1074/2015 в удовлетворении заявления отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 решение суда от 29.05.2016 отменено, решение Таможни от 29.01.2015 об отказе в выпуске товара N 3, 4, 6, 7, 8, 11, 12 по ДТ N 10012040/190115/0000695 признано незаконным, апелляционный суд обязал Таможню устранить допущенные нарушения прав общества и осуществить выпуск товара N 3, 4, 6, 7, 8, 11, 12 по ДТ N 10012040/190115/0000695 в режиме "свободная таможенная зона".
Поскольку товар так и не был выпущен Таможней в свободное обращение на территории Российской Федерации, 11.07.2015 Общество подало в таможенный орган новую ДТ N 10012040/110715/0022415 на указанный выше товар. Однако в рамках проведенного таможней 16.07.2015 досмотра (акт N 10012040/140715/000519) заинтересованным лицом вновь выявлены нарушения Обществом пунктов 9.1, 9.2 статьи 5 Таможенного регламента таможенного союза N 009/2011, поскольку на товаре отсутствует маркировка на русском языке. В связи с этим 21.07.2015 Таможней на основании пунктов 1, 2 статьи 201 ТК ТС принято решение N 5201-17/0555 об отказе в выпуске товара N 1-7. Товар изъят по протоколу изъятия вещей и документов от 21.07.2015.
Не согласившись с данным отказом, Общество 20.10.2015 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа таможни в выпуске товара по декларации на товары N 10012040/110715/0022415 для помещения под таможенную процедуру ИМ78 "свободная таможенная зона" и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выпуска товаров по ДТ N 10012040/110715/0022415 под таможенную процедуру ИМ78 "свободная таможенная зона".
Суд первой инстанции, ссылаясь на выводы, изложенные в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по делу N А21-1074/2015, признал незаконным решение Таможни об отказе в выпуске товара от 21.07.2015 N 5201-17/0555 по ДТ N 10012040/110715/0022415 и обязал таможенный орган осуществить выпуск товаров по указанной ДТ в режиме ИМ78 "свободная таможенная зона".
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено названным Кодексом. К таким документам, в частности, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5).
Согласно пункту 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с названным Кодексом.
Как указано в пункте 1 статьи 201 ТК ТС, при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 названного Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 названного Кодекса и в пункте 2 статьи 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если: выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены; выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 2 статьи 201 ТК ТС).
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона N 184-ФЗ технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Технический регламент должен содержать правила и формы оценки соответствия (в том числе в техническом регламенте могут содержаться схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и устанавливают минимально необходимые требования безопасности (пункт 1 статьи 6 и пункт 1 статьи 7 Закона N 184-ФЗ).
ТР ТС 009/2011 принят в соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010; с 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор).
В силу статей 51 и 52 Договора закреплены общие принципы технического регулирования. Порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках Союза устанавливаются согласно приложению N 9 к Договору - Протоколу о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (далее - Протокол). В целях защиты жизни и (или) здоровья человека, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза. Технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза.
Согласно пункту 2 Протокола "безопасность" - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба; "выпуск продукции в обращение" - поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.
Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение (пункт 5 Протокола).
Безопасность парфюмерно-косметической продукции обеспечивается совокупностью требований, в частности, к составу, к физико-химическим показателям, к маркировке продукции (пункт 1 статьи 5 ТР ТС 009/2011).
При этом в пунктах 9 - 9.5 статьи 5 Технического регламента установлены требования к маркировке парфюмерно-косметической продукции.
Согласно пункту 9.1 названной статьи маркирование парфюмерно-косметической продукции проводится путем нанесения информации для потребителя в виде надписей, цифровых, цветовых и графических обозначений на потребительскую тару, этикетку, ярлык с учетом требований к маркировке, указанных в приложениях 2, 3, 4, 5. Если к парфюмерно-косметической продукции есть сопроводительная информация (ярлык), то на продукцию наносится графический знак в виде кисти руки на открытой книге (приложение 11).
Перечень информации, которую должна содержать маркировка парфюмерно-косметической продукции, приведен в пункте 9.2 статьи 5 Технического регламента.
Такая информация должна быть четкой и несмываемой с упаковки в условиях использования продукции по назначению; эта информация предоставляется на государственном(ых) языке(ах) государств - членов Таможенного союза, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции. Наименование изготовителя, местонахождения изготовителя и название продукции могут быть написаны с использованием букв латинского алфавита. Страна происхождения парфюмерно-косметической продукции приводится на государственном(ых), официальном языке(ах) государств - членов Таможенного союза, в которых осуществляется реализация парфюмерно-косметической продукции (пункты 9.4 и 9.5 статьи 5 ТР ТС 009/2011).
Согласно статье 4 Технического регламента парфюмерно-косметическая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, требования которых на нее распространяются, без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в ТР ТС 009/2011 требований к парфюмерно-косметической продукции и без проведения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия (пункт 1). Парфюмерно-косметическая продукция, не соответствующая требованиям ТР ТС 009/2011, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к размещению на рынке (пункт 2).
Рассматриваемые в данном случае товары ввезены Обществом (покупателем) на территорию Таможенного союза в соответствии с внешнеторговым контрактом от 19.06.2012 N 2012061901, его условия однозначно указывают на то, что товары иностранного производителя (продавца) предназначены для введения в оборот на территории Российской Федерации; приемка товаров по количеству и качеству производится на складе продавца; качество товаров, их упаковка и маркировка должны соответствовать стандартам, действующим в Российской Федерации (пункты 3.3, 4.1, 4.2 контракта).
Государства - члены Таможенного союза обязаны принять все меры для ограничения, запрета выпуска в обращение парфюмерно-косметической продукции на таможенной территории государства - участника ТС, а также изъятия с рынка парфюмерно-косметической продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья человека (пункт 1 статьи 8 Технического регламента).
Суд первой инстанции, ссылаясь на обстоятельства, установленные постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А21-1074/2015 от 29.10.2015, пришел к выводу о том, что заявленный Обществом в ДТ N 10012040/110715/0022415 товар был снабжен находящимися в каждой транспортной упаковке (картонной коробке) с товаром ярлыками, на которые нанесена маркировка на русском языке.
Также суд указал, что вся совокупность требований к парфюмерно-косметической продукции, перечисленных в статье 5 ТР ТС N 009/2011, а также в части маркировки (статья 7 ТР ТС) должна быть обеспечена по смыслу утвержденных правил перед выпуском в обращение на рынке, то есть с момента первой оферты продавцом потребителям на территории Таможенного Союза, но не на момент ее таможенного оформления.
Вместе с тем, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2016 по делу N А21-1074/2015 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2015 по указанному делу отменено, решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.05.2015 по делу N А21-1074/2015 оставлено в силе. Суд кассационной инстанции указал, что в силу положений Технического регламента, статей 183, 195 и 201 ТК ТС безопасность товаров (в данном случае парфюмерно-косметической продукции) гарантируется для потребителя при первом пресечении компетентным государственным органом продвижения товаров, не отвечающих соответствующим требованиям к их безопасности, с момента первой оферты, начиная от изготовителя товаров. Соответствующие гарантии со стороны таможенных органов реализуются посредством отказа в выпуске небезопасных товаров, что в свою очередь не исключает контроль за продвижением выпущенных товаров со стороны иных компетентных органов.
Таким образом, требования к маркировке ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза парфюмерно-косметической продукции должны быть соблюдены до ее выпуска, то есть при помещении товаров под таможенную процедуру.
Согласно акту таможенного досмотра от 16.07.2015 N 10012040/140715/000519 на упаковке спорных товаров, самой продукции, ярлыках, прикрепленных к ней, отсутствуют сведения о стране-изготовителе, а также иная обязательная информация на русском языке.
В рассматриваемом случае, идентификацию товаров по наклейкам, содержащим информацию на русском языке, которые были вложены в некоторые коробки с ввезенной продукцией и которые Общество предполагало нанести на флаконы и баночки перед реализацией продукции, невозможно произвести в отсутствие тех или иных специалистов (в языкознании, парфюмерно-косметическом производстве, сфере парфюмерно-косметических продаж либо услуг).
Фактическое сопоставление определенного "ярлыка" и определенного товара (его потребительской тары) не осуществлялось, в связи с чем с достоверностью определить, какой товар в каком флаконе находится не представляется возможным.
Таким образом, учитывая, что непосредственно на товаре отсутствовала маркировка на русском языке, таможенный орган правомерно принял решение от 21.07.2015 N 5201-17/0555 об отказе в его выпуске ввиду несоблюдения заявителем требований пунктов 9.1, 9.2 статьи 5 ТР ТС N 009/2011. Данное решение Таможни соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя.
С учетом изложенного, решение суда от 18.12.2015 подлежит отмене, с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.12.2015 по делу N А21-8126/2015 отменить.
В удовлетворении заявления Обществу с ограниченной ответственностью "Тристар" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
О.И.ЕСИПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)