Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2017 N 18АП-6584/2017 ПО ДЕЛУ N А07-1880/2017

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2017 г. N 18АП-6584/2017

Дело N А07-1880/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Садреевой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Башкортостанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2017 по делу N А76-1880/2017 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Стройтехсервис" - Садретдинова Т.С. (доверенность от 12.01.2017).
Башкортостанской таможни - Бильгильдеева З.Г. (доверенность N 01-07-14/15571 от 30.12.2016), Кириллова В.Н. (доверенность N 01-07-51/2318 от 27.02.2017).

Общество с ограниченной ответственностью "Стройтехсервис" (далее - заявитель, общество, ООО "Стройтехсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Башкортостанской таможне (далее - таможня) о признании незаконным решения от 05.12.2016 N 10401000/210/051216/Т0045/001 об обязании заявителя уплатить ввозную таможенную пошлину в сумме 80714,96 руб. и налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 208244,59 руб., а также о признании незаконным требования от 19.12.2016 N 254 об уплате таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2017 (резолютивная часть решения объявлена 24.04.2017) требования заявителя удовлетворены, оспоренные решение и требование таможни признаны недействительными, а также с таможни в пользу общества взыскано 3000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, таможня обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на соответствие оспоренных ненормативных правовых актов закону. Обращает внимание на то, что в силу п. 2 ч. 2 ст. 244 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) документ об условиях переработки товаров на таможенной территории должен содержать в том числе сведения о лице (лицах), которое (которые) будет (будут) непосредственно совершать операции по переработке. При этом, как указывает таможня, в выданном заявителю разрешении на переработку товара ООО "ПромЖД-Гарант", фактически осуществлявшее переработку товара, в указанном качестве не значится. То есть, по мнению подателя жалобы, заявителем допущено нарушение условий переработки товара. Таможня обращает внимание на то, что заявитель имел возможность внести в разрешение соответствующее изменение, однако такой возможностью не воспользовался. В этой связи полагает, что таможня обоснованно отказала обществу в предоставлении условного освобождения от оплаты таможенных платежей. Также указывает на фактическое признание судом недействительным отозванного требования таможни (вместо оспоренного отозванного требования таможней выставлено уточненное требование).
Представители таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы и исследовав представленные по делу доказательства, суд полагает апелляционную жалобу таможни подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Стройтехсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.04.2005 за основным государственным регистрационным номером 1054500011554.
11.10.2013 между ООО "Стройтехсервис" (исполнитель) и филиалом государственного предприятия "Национальная компания "Кыргыз Темир Жолу" (Киргизия) (заказчик) заключен контракт N 186-5/13 на выполнение работ по ремонту тепловозов.
Во исполнение этого контракта для проведения ремонтных работ на таможенную территорию Таможенного союза ввезены локомотивы дизель-электрические, модели 2ТЭ10В в количестве двух штук (заводской номер 4002, год выпуска 1977 и заводской номер 4061 год выпуска 1978). Эти товары продекларированы заявителем на Башкортостанском таможенном посту по декларации на товары (ДТ) N 10401090/201213/0021646 и помещены под процедуру "переработка на таможенной территории". В качестве документа об условиях переработки на таможенной территории (разрешение на переработку на таможенной территории) ООО "Стройтехсервис" использована декларация на товары. Условный выпуск товаров осуществлен 04.01.2014, о чем свидетельствует отметка на декларации. В соответствии с графой 8 декларации, получателем товара значится ООО "ПромЖД-Гарант" г. Уфа. Графа 44 декларации содержит сведения о лице, осуществляющем операции по переработке - ООО "Стройтехсервис".
Товар по указанной декларации выпущен с предоставлением льготы по уплате таможенных платежей: по ввозной таможенной пошлине - в размере 80714,96 руб., по НДС в размере 208244,59 руб.
После проведенного ремонта продукты переработки товара по ДТ N 10401090/201213/0021646 помещены под таможенную процедуру реэкспорта на основании ДТ N 10401090/060814/0011254 и ДТ N 10401090/150715/0008788, с указанием отправителя - ООО "ПромЖД-Гарант".
После выпуска товаров таможней проведена камеральная таможенная проверка ООО "Стройтехсервис" на предмет соблюдения условий, установленных таможенным законодательством при перемещении под таможенную процедуру переработки на таможенной территории товара по ДТ N 10401090/201213/0021646.
По результатам проверки установлено, что фактически операции по переработки товара осуществлялись ООО "ПромЖД-Гарант" на основании заключенного с ООО "Стройтехсервис" договора подряда от 16.12.2013 N 13-66 (акты от 05.08.2014 N 44 и от 03.07.2015 N 14, счета-фактуры от 05.08.2014 N 50 и от 03.07.2015 N 14, журналы проводок по счету 51).
В этой связи таможня пришла к выводу о фактическом выполнении операций по переработке лицом, не указанным в разрешении на переработку товаров на таможенной территории, и приняла решение от 05.12.2016 N 10401000/210/051216/Т0045/001 об отказе в предоставлении заявителю полного условного освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС по ДТ N 10401090/201213/0021646, предоставленного в соответствии со ст. 239 ТК ТС, а также о принятии мер по довзысканию таможенных платежей по ДТ N 10401090/201213/0021646 в размере 288959,55 руб. (ввозная таможенная пошлина - 80714,96 руб. и НДС - 208244,59 руб.).
Также на основании этого решения таможней обществу выставлено требование об уплате таможенных платежей от 19.12.2016 N 254, в соответствии с которым предложено уплатить: ввозную таможенную пошлину в размере 80714,96 руб. и пени по ввозной таможенной пошлине за период с 14.01.2014 по 19.12.2016 в сумме 26013,76 руб.; НДС в размере 208244,59 руб. и пени по НДС за период с 14.01.2014 по 19.12.2016 в сумме 67115,5 руб.
В связи с частичным исполнением этого требования в соответствии с решением о зачете авансовых платежей в счет погашения задолженности от 18.01.2017 указанное требование таможней отозвано письмом от 17.03.2016 и выставлены новые требования об уплате таможенных платежей от 16.03.2017 N 69 и N 70.
Полагая решение таможни от 05.12.2016 N 10401000/210/051216/Т0045/001 и требование от 19.12.2016 N 254 не соответствующими закону и нарушающими его права в сфере экономической деятельности, заявитель 01.02.2017 обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о несоответствии оспоренных ненормативных правовых актов закону.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 9 ТК ТС установлено, что любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право лица на обжалование ненормативных правовых актов и решений органа, осуществляющего публичные полномочия, не поставлено законом в зависимость от фактического продолжения действия таких ненормативных правовых актов и решений на момент рассмотрения спора в суде. Указанные оспоренные в судебном порядке акты, прекратившие свое действие, подлежат проверке судом на предмет их законности и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности на момент их принятия.
В этой связи отклоняется судом апелляционной инстанции, как не имеющая значение для рассмотрения настоящего спора, ссылка таможни на произведенный ею отзыв оспоренного заявителем требования от 19.12.2016 N 254 об уплате таможенных платежей.
В силу ст. 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Таможенная процедура переработки на таможенной территории регламентирована главой 34 ТК ТС.
В соответствии со ст. 239 ТК ТС, переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза (ч. 1). Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров (ч. 2).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 240 ТК ТС, помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории допускается при условии предоставления документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, выданного уполномоченным органом государства - члена таможенного союза и содержащего сведения, определенные статьей 244 ТК ТС. Если целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории является их ремонт, в качестве документа, указанного в части первой настоящего подпункта, декларант вправе использовать таможенную декларацию.
Статьей 244 ТК ТС установлено, что документ об условиях переработки товаров на таможенной территории, выдаваемый уполномоченным органом государства - члена таможенного союза, может получить любое лицо государства - члена таможенного союза, на территории которого выдается этот документ, в том числе не совершающее непосредственно операции по переработке товаров (ч. 1). Документ об условиях переработки товаров на таможенной территории должен содержать в том числе следующие сведения о (об): 1) лице, которому выдан документ; 2) лице (лицах), которое (которые) будет (будут) непосредственно совершать операции по переработке.
Статьей 248 Закона N 311-ФЗ установлено, что документом об условиях переработки товаров на таможенной территории является разрешение на переработку товаров на таможенной территории, в котором указываются сведения, установленные ст. 244 ТК ТС (ч. 1). По письменному заявлению лица, получившего разрешение на переработку товаров на таможенной территории, с разрешения таможенного органа в выданное разрешение на переработку товаров на таможенной территории могут быть внесены изменения или дополнения, не противоречащие таможенному законодательству Таможенного союза, а также законодательству Российской Федерации о таможенном деле (ч. 4). В течение срока действия разрешения на переработку товаров на таможенной территории лицо, его получившее, вправе передать его с письменного разрешения таможенного органа любому другому российскому лицу при условии, что это лицо берет на себя обязательства по дальнейшему соблюдению требований и условий применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. При этом лицо, передающее разрешение на переработку товаров на таможенной территории, должно представить в таможенный орган отчет о выполнении требований и условий применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, за период, в течение которого товары использовались в соответствии с таможенной процедурой переработки на таможенной территории, а также уплатить таможенные пошлины, налоги, если за этот период наступили события, влекущие за собой обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов (ч. 5). Лицо, принявшее разрешение на переработку товаров на таможенной территории, пользуется правами и несет обязанности по применению таможенной процедуры переработки на таможенной территории, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, со дня принятия таможенным органом решения о передаче разрешения на переработку товаров (ч. 7).
В соответствии со ст. 249 Закона N 311-ФЗ, разрешение на переработку товаров на таможенной территории может получить любое российское лицо, в том числе не осуществляющее непосредственно операций по переработке товаров, которое на основании статьи 186 ТК ТС может быть декларантом в отношении товаров, указанных в разрешении на переработку товаров на таможенной территории (ч. 1). Для получения разрешения на переработку товаров на таможенной территории заинтересованное лицо обращается с письменным заявлением в таможенный орган, в регионе деятельности которого он зарегистрирован как налогоплательщик в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч. 2). В заявлении указываются в том числе следующие сведения: 1) о заявителе; 2) о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров (ч. 3). Если целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории является их ремонт, то в качестве заявления на переработку товаров на таможенной территории декларант вправе использовать таможенную декларацию на ввозимые иностранные товары (ч. 6).
В соответствии с п. 42 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 N 39, если декларация о товаре используется в качестве документа об условиях переработки товаров, в графе 44 декларации указываются в том числе наименование лица, осуществляющего операции по переработке товаров и место проведения операций по переработке.
Статьей 250 ТК ТС установлено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (ч. 1). Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, прекращается у декларанта в том числе при завершении действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории до истечения срока переработки товаров, установленного в соответствии с пунктом 1 статьи 243 ТК ТС, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (п. 1 ч. 2). Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается: при передаче иностранных товаров лицу, не являющемуся лицом, которому выдан документ об условиях переработки на таможенной территории, и (или) лицом, которое непосредственно осуществляет операции по переработке без разрешения таможенных органов, - день передачи товаров, а если этот день не установлен, - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (п. 1 ч. 3). Ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (ч. 4).
Таким образом, при помещении товара под таможенную процедуру переработки на таможенной территории Российской Федерации подлежит применению льгота, предусмотренная ст. 239 ТК ТС в виде полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Условием применения такой льготы является предоставление документа об условиях переработки товаров на таможенной территории, выданного уполномоченным органом государства - члена таможенного союза (в виде разрешения на переработку товаров на таможенной территории, либо в виде декларации о товаре с отметками таможенного органа) и содержащего сведения, определенные статьей 244 ТК ТС, включая сведения о лице (лицах) которые (которое) будет (будут) непосредственно совершать операции по переработке. В течение срока действия разрешения на переработку товара на таможенной территории получившее его лицо вправе передать разрешение иному российскому лицу с письменного разрешения таможенного органа. В случае передачи товаров лицу, не являющемуся лицом, которому выдан документ об условиях переработки на таможенной территории, и (или) лицу, которое непосредственно осуществляет операции по переработке без разрешения таможенных органов, наступает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов.
Из материалов дела следует, что заявитель ввез на территорию Таможенного союза для проведения ремонтных работ два локомотива, поместив их под таможенную процедуру "переработка на таможенной территории", использовав в качестве документа об условиях переработки товаров декларацию на товары и получив указанную выше льготу по уплате таможенных платежей. При этом в графе 44 декларации заявителем отражены сведения о нем как о лице, которое будет непосредственно осуществлять операции по переработке товара. В то же время фактически операции по переработке товара осуществляло на основании заключенного с заявителем договора подряда иное лицо - ООО "ПромЖД-Гарант", поименованное в ДТ в качестве получателя товара. Эти обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела доказательствами и сторонами не оспариваются.
Правоотношения между ООО "Стройтехсервис" и ООО "ПромЖД-Гарант" правомерно квалифицированы судом первой инстанции как субподрядные отношения, в которых заявитель выполняет функции генерального подрядчика в целях исполнения обязательств перед заказчиком - филиалом государственного предприятия "Национальная компания "Кыргыз Темир Жолу" (Киргизия).
В то же время исполнение заявителем договорных обязательств генерального подрядчика необоснованно признано судом первой инстанции обстоятельством свидетельствующим о том, что именно заявитель в спорных правоотношениях является лицом, непосредственно осуществляющим операции по переработке ввезенного товара.
Исполнение ООО "Стройтехсервис" обязательств генерального подрядчика (осуществление контроля за отправкой товара и правильностью оформления перевозочных документов, осуществление транспортно-логистических операций, оформление документов по прибытию товара, осуществление контроля за представлением ежеквартальной и окончательной отчетности в таможне, оформление образовавшегося лом в соответствующий таможенный режим, проведение экспертиз образовавшихся отходов, составление сметы работ по ремонту товара и плана ремонта, привлечение субподрядчика, осуществление расчетов с субподрядчиком, составление и согласование порядка ремонта, осуществление контроля за графиком выполнения работ, согласования перечня дополнительных работ, составление калькуляции, осуществление контроля за соблюдением основных правил ремонта), на что обратил внимание суд первой инстанции, не является осуществлением операций по непосредственной переработке товара.
Поскольку непосредственную переработку рассматриваемого товара на таможенной территории осуществлял субподрядчик - ООО "ПромЖД-Гарант", сведения о котором (в качестве переработчика) в ДТ не внесены, следует согласиться с выводом таможенного органа о нарушении заявителем условий процедуры переработки товаров.
В этой связи, в соответствии с п. 1 ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 250 ТК ТС, у заявителя возникла обязанность по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в отношении рассматриваемых товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Сроком уплаты таких платежей в настоящем случае является день передачи товара ООО "ПромЖД-Гарант" (в отношении тепловоза серии 2ТЭ10В N 4002 - по акту от 13.01.2014; в отношении тепловоза серии 2ТЭ10В N 4061 - по акту от 20.01.2014) (п. 1 ч. 3 ст. 250 ТК ТС).
При таких обстоятельствах оспоренное заявителем решение таможни от 05.12.2016 об отказе в предоставлении заявителю полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 239 ТК ТС и о принятии мер по довзысканию таможенных платежей в общей сумме 288959,55 руб. является законным и обоснованным, что исключает возможность признания его недействительным.
Также соответствует закону оспоренное заявителем требование таможни от 19.12.2016 N 254, содержащее предложение уплатить указанные суммы таможенных платежей и исчисленных в порядке ч. 4 ст. 91 ТК ТС и ст. 151 Закона N 151-ФЗ за период с 14.01.2014 по 19.12.2016 пеней.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных обществом требований у суда первой инстанции не имелось.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Принимая во внимание необоснованность заявленных требований, судебные расходы по оплате госпошлины, понесенные ООО "Стройтехсервис" при обращении с заявлением в суд, возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

апелляционную жалобу Башкортостанской таможни удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2017 по делу N А07-1880/2017 отменить.
В удовлетворении требований заявителя отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ

Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
М.Б.МАЛЫШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)