Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 04.02.2016 N Ф08-15/2016 ПО ДЕЛУ N А32-18421/2015

Требование: О признании недействительным решения таможенного органа о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций.

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенный орган отказал в предоставлении тарифных преференций, указав, что в предоставленных обществом спорных сертификатах проставлен оттиск печати, который не доведен до таможенного органа, что не позволяет осуществить идентификацию печати на предмет ее подлинности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2016 г. по делу N А32-18421/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238) - Мацко Е.А. (доверенность от 07.05.2015) и Шеремета Е.Б. (доверенность от 03.02.2016), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аспект" (ИНН 2312115748, ОГРН 1042307188032), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2015 (судья Чесноков А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-18421/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Аспект" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Краснодарской таможни (далее - таможня) от 20.02.2015 N 10309000/25.4-20/0025 о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций.
Решением суда от 18.08.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.10.2015, признано недействительным решение таможни от 20.02.2015 N 10309000/25.4-20/0025; с таможни в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что в подтверждение права на применение таможенных преференций на ввезенный из Туниса товар общество представило необходимые документы в соответствии с требованиями действующего таможенного законодательства, а таможня, отказав в предоставлении преференций, не запросила компетентный орган страны вывоза или страны происхождения товара относительно представленных сертификатов в целях получения исчерпывающей информации.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась таможня с кассационной жалобой, просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила информацию об образцах оттисков печатей компетентных органов, уполномоченных выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров по форме "А"; подписи уполномоченных лиц доводятся лишь для сведения таможенных органов и их следует рассматривать в качестве дополнительной информации; довод общества о том, что по идентичным товарам, задекларированным в 2011 году, предоставлены тарифные преференции, не подтвержден. Сравнение оттисков печатей, доведенных до таможни в 2015 году, с оттисками печатей на выданных в декабре 2013 года сертификатах необоснованно, поскольку требуется проведение дополнительного исследования представленных сертификатов на предмет соответствия оттисков печатей. Кроме того, подтвердить восстановление тарифных преференций в отношении сертификатов, выданных в декабре 2013 года, на основании образцов оттисков печатей, доведенных до таможни в 2015 году, невозможно.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей таможни, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании контракта от 15.01.2013 N RS/004 с фирмой STE BARAKA INTERNATIONALE (Тунис) общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар (сушеные финики различных сортов, расфасованные), который оформило по ДТ N 10309090/220114/0000269 (далее - спорная ДТ), уплатив таможенные платежи и налоги, исходя из установленной ставки ввозной таможенной пошлины - 5% и 18% НДС.
В целях восстановления тарифных преференций в отношении товара, оформленного по спорной ДТ, 15.10.2014 общество обратилось в таможню с письмом, представив сертификаты о происхождении товара формы "А" от 30.12.2013 N 304201319122013, 305201319122013, 306201319122013, 307201319122013 (далее - спорные сертификаты), подтверждающие страну происхождения ввезенного товара.
Решением от 20.02.2015 N 10309000/25.4-20/0025 таможня отказала обществу в предоставлении тарифных преференций, указав, что в предоставленных обществом спорных сертификатах (в графе 11) проставлен оттиск печати, который не доведен до таможенного органа, что не позволяет осуществить идентификацию печати на предмет ее подлинности.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования общества, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-I "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 и Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 18 утверждены Перечень развивающихся стран - пользователей схемой тарифных преференций Таможенного союза и Перечень товаров, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. В соответствии с данным перечнем Тунис является страной - пользователем тарифных преференций Таможенного союза.
Суды установили, что ввезенный обществом товар включен в Перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию Таможенного союза предоставляются тарифные преференции, следовательно, общество имеет право на получение тарифных преференций.
В соответствии с частью 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Российская Федерация ратифицировала Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008 Федеральным законом от 22.12.2008 N 257-ФЗ, которое вступило в силу с 01.07.2010.
В силу статьи I Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила) товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случаях, когда он полностью произведен в данной стране.
В соответствии со статьей VII "Документальное свидетельство" Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А", принятую в рамках общей системы преференций. Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами от даты его выдачи.
Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке.
Исходя из статьи VIII Правил, в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Согласно статье 58 Таможенного кодекса Таможенного союза определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров. Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров.
Как следует из части 2 статьи 59 Таможенного кодекса Таможенного союза документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу статьи 61 Таможенного кодекса Таможенного союза сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Согласно части 1 статьи 63 Таможенного кодекса Таможенного союза при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (далее - режим наиболее благоприятствуемой нации), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 63 Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Таможенного кодекса Таможенного союза в отношении таких товаров применяются (восстанавливаются) режим предоставления тарифных преференций или режим наиболее благоприятствуемой нации при условии подтверждения страны происхождения этих товаров до истечения 1 (одного) года со дня регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В то же время на основании статьи 61 Таможенного кодекса Таможенного союза при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Как определено статьей VIII Правил, сертификат может быть признан недействительным в случаях, если: не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара; имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений: по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и (или) на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, выявлено, что сертификат выдан в нарушение требований, установленных Правилами.
По смыслу данной правовой нормы, сертификат может быть признан недействительным только в трех случаях и лишь после осуществления запроса в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившей сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Суды установили, что таможня не оспаривает факт происхождения товара из Туниса и отнесение спорного товара к товару, в отношении которого предоставляются тарифные преференции, однако указывает на то, что в предоставленных обществом спорных сертификатах (графа 11) проставлен оттиск печати, который не доведен до таможни, что не позволяет осуществить идентификацию печати на предмет ее подлинности.
Суды правильно указали, что целью таможенного контроля в данном случае является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций. Оспариваемое решение таможни содержит лишь ссылки на сомнения в подлинности представленных сертификатов, вызванных несоответствием форм сравниваемых оттисков печатей уполномоченного органа Туниса (SFAX). Вместе с тем, оспариваемое решение не содержит доводы относительно того, что подпись, наименование, адрес места нахождения лица, заверившего спорные сертификаты, не соответствует образцу, имеющемуся в распоряжении таможни. Таким образом, для отказа в предоставлении тарифных преференций по мотиву отсутствия в распоряжении таможенного органа образцов для сличения, необходимо установить факт отсутствия в распоряжении таможенного органа всей совокупности данных, которые предоставляются в рамках административного сотрудничества стран - участниц Соглашения о Правилах.
В соответствии со статьей VIII Правил комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию.
Суды отметили, что таможня не отрицает факт предоставления Тунисом всей необходимой информации, однако считает достаточным мотивом для отказа в предоставлении преференций - несоответствие форм печатей, которыми заверены спорные сертификаты, тем формам оттисков печатей, которые имеются в распоряжении таможни.
Вместе с тем таможня не учла, что данное обстоятельство само по себе не подтверждает того, что спорные сертификаты выданы с нарушением требований, установленных Правилами, то есть в данном случае отсутствуют основания для отказа в предоставлении преференций без направления соответствующего запроса в адрес компетентных органов заявляемой страны происхождения товара.
Суды также учли, что таможня не воспользовалась правом направления запросов в компетентный национальный орган Туниса, заверивший сертификаты, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения о сертифицированном товаре.
Суды учли, что общество представило копию письма от 04.03.2015 N 70, адресованного ФТС России, в котором посольство Туниса просит принять копии образцов оттисков печатей и подписей должностных лиц Тунисской торгово-промышленной палаты г. Сфакса, уполномоченных выдавать и удостоверять сертификаты о происхождении товаров по форме "А". Данное письмо содержит образцы оттисков печатей, полностью совпадающие с оттисками, содержащимися в спорных сертификатах.
В материалы дела не представлены доказательства, однозначно свидетельствующие о незаконности, недостоверности либо фальсификации спорных сертификатов, либо доказательства, свидетельствующие о существенных пороках в этих сертификатах.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что таможня не доказала нарушение обществом раздела VIII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, поэтому основания для отказа в предоставлении тарифных преференций отсутствуют.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу.
Доводы кассационной жалобы таможни не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы таможни отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.08.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2015 по делу N А32-18421/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Л.А.ТРИФОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)