Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: По результатам проведенной корректировки таможенной стоимости ввезенного товара доначислены таможенные платежи, которые декларантом уплачены. Его заявление об их возврате возвращено без рассмотрения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "СМАРТ": представитель не явился;
- от Владивостокской таможни: Пузанковой А.В., представителя по доверенности от 12.01.2017 N 84;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 16.02.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда 11.04.2017
по делу N А51-25408/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Куприянова Н.Н., в суде апелляционной инстанции судьи Бессчастная Л.А., Рубанова В.В., Солохина Т.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМАРТ" (ОГРН 1152543005515, ИНН 2543067058, место нахождения: 690065, Приморский край, город Владивосток, ул. Стрельникова, дом 5, офис 515)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, место нахождения: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А)
о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей
Общество с ограниченной ответственностью "СМАРТ" (далее - ООО "Смарт") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Владивостокской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10702030/301015/0068388, оформленного письмом от 19.08.2016 N 25-28/40954, об обязании возвратить излишне уплаченные платежи в размере 72 259 руб. 10 коп.
Решением суда от 16.02.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, Владивостокская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, отказав в удовлетворении заявленного обществом требования.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили. ООО "Смарт" отзыв на жалобу не представило.
Из материалов дела следует и установлено судами, что во исполнение внешнеторгового контракта N SMHK-01 от 23.04.2015 на таможенную территорию Таможенного союза ООО "Смарт" ввезен товар.
В целях таможенного оформления товара подана таможенная декларация N 10702030/301015/0068388, которой определена таможенная стоимость товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в подтверждение чего обществом были представлены документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, необходимые для таможенного оформления ввезенного товара.
В ходе таможенного контроля таможенным органом были выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, в связи с чем принято решение о проведении дополнительной проверки от 31.10.2015, в ходе которой у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в спорной декларации.
Обществом был дан ответ на решение о проведении дополнительной проверки, в котором оно дало пояснения по условиям поставки и обосновало невозможность представления запрошенных документов.
В связи с непредставлением обществом запрошенных документов таможенный орган пришел к выводу о невозможности использования заявленного метода определения таможенной стоимости и решением от 02.11.2015 произвел корректировку таможенной стоимости товара по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости.
По результатам проведенной корректировки доначислены таможенные платежи в общей сумме 72 259 руб. 10 коп., которые были уплачены обществом.
Посчитав, что причисленные таможенные платежи являются излишне уплаченными, декларант обратился в таможню с заявлением об их возврате (входящий N 32585 от 15.08.2016).
Вместе с заявлением о возврате обществом было подано заявление о внесении изменений в декларацию, форма корректировки декларации на товары и бухгалтерские документы об оплате, а также контракт, инвойс, коносамент, спецификация, паспорт сделки.
Письмом от 19.08.2016 N 25-28/40954 заявление о возврате таможенных платежей возвращено декларанту без рассмотрения.
Письмом от 13.09.2016 N 26-16/46356 на заявление о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ N 10702030/301015/0068388 таможенный орган сообщил, что документы, обосновывающие необходимость внесения изменений в ДТ были рассмотрены в рамках проводимых дополнительных проверок, в результате которых приняты решения о корректировке таможенной стоимости товара; иных документов и сведений, которые подтверждали необходимость внесения изменений в декларацию не представлено.
Не согласившись с отказом таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что обществом при декларировании товаров представлен полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, необходимый для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, который содержит достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость ввезенного товара, в связи с чем у таможни отсутствовали основания для ее корректировки.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В своей кассационной жалобе Владивостокская таможня указывает на то, что суды неправомерно при оценке ее письма об оставлении заявления общества о возврате таможенных платежей без рассмотрения дали оценку решению о корректировке таможенной стоимости товара, тем самым вышли за пределы заявленного требования. Полагает, что внесение изменений в ДТ возможно только после проведения таможенного контроля, что требует значительных временных затрат; одновременное рассмотрение заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и о внесении изменений к ДТ не предусмотрено таможенным законодательством. Полагает, что письмо о возврате заявления без рассмотрения не является правовым актом в смысле, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и не нарушает права и законные интересы общества.
В остальной части возражений на судебные акты не приведено.
Проверив законность решения и постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанции, правильность применения ими норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, а также обоснованность кассационной жалобы исходя из доводов, содержащихся в ней, как того требует часть 1 статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС и пункту 3 статьи 2 Соглашения заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости не достоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 5 статьи 65 ТК ТС).
По правилам пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров, а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Из материалов дела видно, что к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом представлены платежные поручения об их оплате, корректировочные формы таможенных деклараций, расчет размера обеспечения, решение о корректировке таможенной стоимости по ДТ. Одновременно обществом представлено заявление о внесении изменений в декларацию с приложением соответствующих документов.
Представленные документы позволяли установить основания и сумму заявленных к возврату платежей.
В этой связи судебные инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями норм действующего таможенного законодательства правомерно признали отказ в возврате таможенных платежей недействительным.
Судами также правомерно принята во внимание правовая позиция, изложенная в пунктах 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 18), согласно которой заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Также, согласно указанной правовой позиции, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
Таким образом, поскольку декларантом была инициирована процедура внесения изменений в спорную декларацию одновременно с подачей заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, с представлением необходимых документов, являются правильными выводы судов о неправомерности оставления без рассмотрения поданного обществом заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
По этим основаниям подлежат отклонению доводы таможенного органа о том, что рассмотрение заявления о внесении изменений в ДТ возможно только после проведения таможенного контроля, что требует значительных временных затрат, а также о невозможности одновременного рассмотрения заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и о внесении изменений в декларацию на товары.
Также подлежат отклонению доводы Владивостокской таможни о том, что письмо об оставлении заявления о возврате таможенных платежей не является правовым актом и не нарушает права общества.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ, принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий и содержащий обязательные для исполнения предписания, распоряжения, влекущий юридические последствия и нарушающий права и охраняемые законом интересы заявителя.
Оспариваемое письмо отвечает признакам ненормативного правового акта, поскольку принято государственным органом в результате реализации им своих властных полномочий.
При этом, как правильно отмечено судами, данное письмо свидетельствует о создании для общества дополнительных неоправданных формальных препятствий к возврату таможенных платежей, и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, что выражается в невозможности получения денежных средств, излишне уплаченных в бюджет.
Что касается довода таможни о неправомерности оценки судом корректировки таможенной стоимости товаров, произведенной таможней решением от 16.03.2015, суд приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в качестве основания для обращения в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в спорной сумме послужило несогласие общества с их уплатой вследствие корректировки Владивостокской таможней заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ N 10702030/301015/0068388.
Поскольку заявление общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей было оставлено таможней без рассмотрения, основанием для обращения в арбитражный суд за защитой нарушенного права также послужила позиция декларанта о незаконности решения о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной декларации.
В этой связи, принимая во внимание, что решение о корректировке таможенной стоимости по спорной декларации не было предметом судебного или ведомственного контроля, суды обоснованно посчитали, что рассмотрение вопроса о наличии оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в заявленной сумме находится во взаимосвязи с выяснением вопроса о законности решения о корректировке таможенной стоимости товаров, повлекшего доначисление спорных таможенных платежей.
Доводы кассационной жалобы в указанной части направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Таким образом, учитывая, что выводы судов о законности произведенной таможенным органом корректировки таможенной стоимости товаров заявителем жалобы не оспорены, исходя из пределов рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции, отсутствия нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, основания для удовлетворения кассационной жалобы по заявленным в ней доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 16.02.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда 11.04.2017 по делу N А51-25408/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 25.07.2017 N Ф03-2491/2017 ПО ДЕЛУ N А51-25408/2016
Требование: О признании незаконным отказа таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, об обязании их возвратить.Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: По результатам проведенной корректировки таможенной стоимости ввезенного товара доначислены таможенные платежи, которые декларантом уплачены. Его заявление об их возврате возвращено без рассмотрения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2017 г. N Ф03-2491/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Михайловой А.И.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "СМАРТ": представитель не явился;
- от Владивостокской таможни: Пузанковой А.В., представителя по доверенности от 12.01.2017 N 84;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 16.02.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда 11.04.2017
по делу N А51-25408/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Куприянова Н.Н., в суде апелляционной инстанции судьи Бессчастная Л.А., Рубанова В.В., Солохина Т.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМАРТ" (ОГРН 1152543005515, ИНН 2543067058, место нахождения: 690065, Приморский край, город Владивосток, ул. Стрельникова, дом 5, офис 515)
к Владивостокской таможне (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767, место нахождения: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А)
о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СМАРТ" (далее - ООО "Смарт") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Владивостокской таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10702030/301015/0068388, оформленного письмом от 19.08.2016 N 25-28/40954, об обязании возвратить излишне уплаченные платежи в размере 72 259 руб. 10 коп.
Решением суда от 16.02.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, Владивостокская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, отказав в удовлетворении заявленного обществом требования.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили. ООО "Смарт" отзыв на жалобу не представило.
Из материалов дела следует и установлено судами, что во исполнение внешнеторгового контракта N SMHK-01 от 23.04.2015 на таможенную территорию Таможенного союза ООО "Смарт" ввезен товар.
В целях таможенного оформления товара подана таможенная декларация N 10702030/301015/0068388, которой определена таможенная стоимость товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в подтверждение чего обществом были представлены документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, необходимые для таможенного оформления ввезенного товара.
В ходе таможенного контроля таможенным органом были выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, в связи с чем принято решение о проведении дополнительной проверки от 31.10.2015, в ходе которой у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в спорной декларации.
Обществом был дан ответ на решение о проведении дополнительной проверки, в котором оно дало пояснения по условиям поставки и обосновало невозможность представления запрошенных документов.
В связи с непредставлением обществом запрошенных документов таможенный орган пришел к выводу о невозможности использования заявленного метода определения таможенной стоимости и решением от 02.11.2015 произвел корректировку таможенной стоимости товара по шестому (резервному) методу определения таможенной стоимости.
По результатам проведенной корректировки доначислены таможенные платежи в общей сумме 72 259 руб. 10 коп., которые были уплачены обществом.
Посчитав, что причисленные таможенные платежи являются излишне уплаченными, декларант обратился в таможню с заявлением об их возврате (входящий N 32585 от 15.08.2016).
Вместе с заявлением о возврате обществом было подано заявление о внесении изменений в декларацию, форма корректировки декларации на товары и бухгалтерские документы об оплате, а также контракт, инвойс, коносамент, спецификация, паспорт сделки.
Письмом от 19.08.2016 N 25-28/40954 заявление о возврате таможенных платежей возвращено декларанту без рассмотрения.
Письмом от 13.09.2016 N 26-16/46356 на заявление о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ N 10702030/301015/0068388 таможенный орган сообщил, что документы, обосновывающие необходимость внесения изменений в ДТ были рассмотрены в рамках проводимых дополнительных проверок, в результате которых приняты решения о корректировке таможенной стоимости товара; иных документов и сведений, которые подтверждали необходимость внесения изменений в декларацию не представлено.
Не согласившись с отказом таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что обществом при декларировании товаров представлен полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, необходимый для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, который содержит достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость ввезенного товара, в связи с чем у таможни отсутствовали основания для ее корректировки.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В своей кассационной жалобе Владивостокская таможня указывает на то, что суды неправомерно при оценке ее письма об оставлении заявления общества о возврате таможенных платежей без рассмотрения дали оценку решению о корректировке таможенной стоимости товара, тем самым вышли за пределы заявленного требования. Полагает, что внесение изменений в ДТ возможно только после проведения таможенного контроля, что требует значительных временных затрат; одновременное рассмотрение заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и о внесении изменений к ДТ не предусмотрено таможенным законодательством. Полагает, что письмо о возврате заявления без рассмотрения не является правовым актом в смысле, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и не нарушает права и законные интересы общества.
В остальной части возражений на судебные акты не приведено.
Проверив законность решения и постановления, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанции, правильность применения ими норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, а также обоснованность кассационной жалобы исходя из доводов, содержащихся в ней, как того требует часть 1 статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС и пункту 3 статьи 2 Соглашения заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости не достоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 5 статьи 65 ТК ТС).
По правилам пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров, а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Из материалов дела видно, что к заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом представлены платежные поручения об их оплате, корректировочные формы таможенных деклараций, расчет размера обеспечения, решение о корректировке таможенной стоимости по ДТ. Одновременно обществом представлено заявление о внесении изменений в декларацию с приложением соответствующих документов.
Представленные документы позволяли установить основания и сумму заявленных к возврату платежей.
В этой связи судебные инстанции, руководствуясь вышеуказанными положениями норм действующего таможенного законодательства правомерно признали отказ в возврате таможенных платежей недействительным.
Судами также правомерно принята во внимание правовая позиция, изложенная в пунктах 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 18), согласно которой заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Также, согласно указанной правовой позиции, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
Таким образом, поскольку декларантом была инициирована процедура внесения изменений в спорную декларацию одновременно с подачей заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, с представлением необходимых документов, являются правильными выводы судов о неправомерности оставления без рассмотрения поданного обществом заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
По этим основаниям подлежат отклонению доводы таможенного органа о том, что рассмотрение заявления о внесении изменений в ДТ возможно только после проведения таможенного контроля, что требует значительных временных затрат, а также о невозможности одновременного рассмотрения заявлений о возврате излишне уплаченных таможенных платежей и о внесении изменений в декларацию на товары.
Также подлежат отклонению доводы Владивостокской таможни о том, что письмо об оставлении заявления о возврате таможенных платежей не является правовым актом и не нарушает права общества.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ, принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий и содержащий обязательные для исполнения предписания, распоряжения, влекущий юридические последствия и нарушающий права и охраняемые законом интересы заявителя.
Оспариваемое письмо отвечает признакам ненормативного правового акта, поскольку принято государственным органом в результате реализации им своих властных полномочий.
При этом, как правильно отмечено судами, данное письмо свидетельствует о создании для общества дополнительных неоправданных формальных препятствий к возврату таможенных платежей, и, как следствие, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, что выражается в невозможности получения денежных средств, излишне уплаченных в бюджет.
Что касается довода таможни о неправомерности оценки судом корректировки таможенной стоимости товаров, произведенной таможней решением от 16.03.2015, суд приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в качестве основания для обращения в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в спорной сумме послужило несогласие общества с их уплатой вследствие корректировки Владивостокской таможней заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ N 10702030/301015/0068388.
Поскольку заявление общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей было оставлено таможней без рассмотрения, основанием для обращения в арбитражный суд за защитой нарушенного права также послужила позиция декларанта о незаконности решения о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной декларации.
В этой связи, принимая во внимание, что решение о корректировке таможенной стоимости по спорной декларации не было предметом судебного или ведомственного контроля, суды обоснованно посчитали, что рассмотрение вопроса о наличии оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в заявленной сумме находится во взаимосвязи с выяснением вопроса о законности решения о корректировке таможенной стоимости товаров, повлекшего доначисление спорных таможенных платежей.
Доводы кассационной жалобы в указанной части направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Таким образом, учитывая, что выводы судов о законности произведенной таможенным органом корректировки таможенной стоимости товаров заявителем жалобы не оспорены, исходя из пределов рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции, отсутствия нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, основания для удовлетворения кассационной жалобы по заявленным в ней доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 16.02.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда 11.04.2017 по делу N А51-25408/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
И.В.ШИРЯЕВ
А.И.МИХАЙЛОВА
Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
И.В.ШИРЯЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)