Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 30.09.2016 N Ф03-4371/2016 ПО ДЕЛУ N А51-20517/2015

Требование: О признании незаконным отказа таможни в регистрации декларации.

Разделы:
Органы управления таможенными делами; Таможенное дело
Обстоятельства: Принято решение об отказе в регистрации декларации, оформленное листом отказа, так как в декларации отсутствует ссылка на разрешительный документ о неотнесении бывших в употреблении шин к опасным отходам.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. N Ф03-4371/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Котиковой Г.В.
Судей: Луговой И.М., Мильчиной И.А.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Байк" - Шестернин Д.В., представитель по доверенности от 23.03.2015;
- от Владивостокской таможни - представитель не явился;
- рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 25.12.2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016
по делу N А51-20517/2015
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Черняк Л.М., в суде апелляционной инстанции судьи Рубанова В.В., Бессчасная Л.А., Сидорович Е.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Байк"
к Владивостокской таможне
о признании незаконным решения
Общество с ограниченной ответственностью "Байк" (ОГРН 1092509000418, ИНН 2524127600, место нахождения: 692918, Приморский край, г. Находка, ул. Посьетская, 22, далее - общество, декларант, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767 место нахождения: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 21А, далее - таможня, таможенный орган) об отказе в регистрации декларации от 23.09.2015, оформленного листом отказа N 10702030/230915/0060488.
Решением суда от 25.12.2015, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2016, заявление удовлетворено. Оспариваемое решение таможни признано незаконным, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Таможенный орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, считая их незаконными, подал в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного органа.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое обществом решение об отказе в регистрации декларации правомерно, поскольку декларантом при таможенном декларировании товара, относящегося к категории "опасные отходы", в нарушении положений подпункта 8 пункта 2 статьи 181 ТК ТС не были представлены разрешительные документы, подтверждающие в соответствии с нормами Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, (далее - ТР ТС 018/2011) и ГОСТ Р 51709-2001 безопасность ввозимого товара, его пригодность для дальнейшей эксплуатации по назначению. Таможенный орган настаивает на том, что экспертное заключение от 23.09.2015 N 0200300098, составленное экспертом Союза "Приморская торгово-промышленная палата" и предъявленное при таможенном декларировании спорного товара, не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего соответствие ввозимого товара требованиям Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, являющегося приложением N 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" и ТР ТС 018/2011. Кроме того, таможня приводит доводы об отсутствии у нее обязанности и полномочий назначить таможенную экспертизу по спорному вопросу.
Общество письменный отзыв не представило, его представитель в судебном заседании против доводов кассационной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Таможенный орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, его представитель в судебное заседание не прибыл.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Судами из материалов дела установлено, что во исполнение внешнеторгового контракта от 18.02.2014 N ML1, заключенного между иностранной компанией и обществом, в адрес последнего на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар, в целях таможенного оформления которого декларантом в таможню подана ДТ N 10702030/230915/0060488 (далее - ДТ N 60488).
Согласно графе 31 названной ДТ к таможенному оформлению предъявлен товар "шины пневматические резиновые, бывшие в употреблении пригодные для дальнейшей эксплуатации, высота протектора 3 мм (не являются отходами) для легковых и грузовых автомобилей". Код ТН ВЭД ЕАЭС согласно графе 33 ДТ N 60488 заявлен как 4012 20 000 9 (Шины и покрышки пневматические резиновые, восстановленные или бывшие в употреблении; шины покрышки массивные или полупневматические, шинные протекторы и ободные ленты, резиновые: - шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении: -- прочие).
Совместно с таможенной декларацией общество, помимо прочих документов, представило заключение эксперта Союза "Приморская торгово-промышленная палата" от 23.09.2015 серии 15 N 0200300098, согласно которому ввезенный товар, бывший в употреблении, признан пригодным для дальнейшего использования.
Согласно актам таможенного досмотра спорного товара от 15.06.2015 NN 10702030/160615/004061, 10702030/160615/004035, составленным таможенным органом, визуально товар также пригоден для дальнейшего использования. Вместе с тем, считая, что декларантом при таможенном декларировании не выполнены требований подпунктов 3, 5 пункта 4 статьи 190 ТК ТС, а именно: в графе 44 ДТ N 60488 отсутствует ссылка на разрешительный документ о не отнесении бывших в употреблении шин к опасным отходам, должностным лицом таможенного органа принято решение об отказе в регистрации декларации от 23.09.2015, оформленное листом отказа N 10702030/230915/0060488.
Не согласившись с названным решением таможни, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который исследовал и оценил по правилам главы 7 АПК РФ представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в обоснование своих требований и возражений и признал оспариваемое решение таможенного органа незаконным. При этом суд исходил из того, что оно не соответствует положениям ТК ТС, Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования", Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от 25.11.1994 N 49-ФЗ.
Выводы суда первой инстанции поддержал апелляционный суд, повторно рассмотревший дело по правилам главы 34 АПК РФ. При этом судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В силу положений пункта 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 181 ТК ТС установлено, что в декларации на товары указываются, в том числе, сведения о соблюдении ограничений. Аналогичное требование о необходимости предоставления при подаче таможенной декларации документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, закреплено в подпункте 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС.
Из положений подпунктов 3, 5 пункта 4 статьи 190 ТК ТС, на нарушение которых ссылается таможня, следует, что таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если в ней не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 ТК ТС, а также если в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК ТС должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.
Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, являющееся приложением N 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Положение о ввозе), определяет, в том числе, порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза опасных отходов, включенных в раздел 2.3 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
Пунктом 4 Положения о ввозе предусмотрено, что ввоз опасных отходов осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45.
Поименованные выше лицензия или заключение (разрешительный документ) представляются таможенным органам государств - членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию Союза.
В силу пункта 27 раздела 2.3 "Опасные отходы" Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, являющегося приложением N 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (далее - Перечень товаров), к категории опасных отходов отнесены "шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении", которым соответствует код ТН ВЭД ЕАЭС 4012200001, 4012200009 (за исключением шин и покрышек пневматических, бывших в употреблении для гражданских воздушных судов, при вывозе).
Примечанием к разделу 2.3 "Опасные отходы" Перечня товаров разъяснено, что для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара.
Согласно пункту 2 Положения о ввозе понятия, используемые в названном Положении, применяются в значениях, определенных Базельской конвенцией, Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и международными договорами, входящими в право Союза.
Из пункта 1 статьи 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом Российской Федерации от 25.11.1994 N 49-ФЗ, следует, что под отходами понимаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.
Статья 1 Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) определяет отходы производства и потребления как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Учитывая изложенное, судебные инстанции, анализируя положения Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30, Базельской конвенции и Закона об отходах, пришли к обоснованному выводу о том, что под отходами, в том числе для целей применения Положения о ввозе, следует понимать ввозимые товары, отвечающие следующей совокупности признаков: данные товары являются остатками сырья, материалов, образовавшихся в процессе производства либо потребления, утратили свои потребительские свойства и предназначены для удаления.
Таким образом, как верно указали суды, на товары поименованные в разделе 2.3 Перечня товаров, в том числе шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, меры нетарифного регулирования, предусмотренные Положением о ввозе распространяются только в случае, если эти товары в силу наличия у них вышеназванной совокупности признаков были ввезены именно как отходы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что декларант, описывая в графе 31 ДТ N 60488 ввезенный товар, указал на возможность его дальнейшей эксплуатации по прямому назначению. В подтверждение этого общество при таможенном декларировании представило экспертное заключение от 23.09.2015 серии 15 N 0200300098, составленное экспертом Союза "Приморская торгово-промышленная палата".
Судебные инстанции, оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ названное экспертное заключение, а также дополнительное заключение этого же эксперта от 14.12.2015 серии 15 N 0200300129, признали, что указанные доказательства подтверждают соответствие ввозимого по ДТ N 60488 товара требованиям ГОСТ Р 51709-2001 и ТР ТС 018/2011, свидетельствуют о пригодности спорного товара к дальнейшей эксплуатации.







































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)