Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 31.08.2016 N Ф08-6254/2016 ПО ДЕЛУ N А32-41732/2015

Требование: О взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: Общество полагало, что таможенный орган обязан уплатить проценты за неправомерное удержание денежных средств.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2016 г. по делу N А32-41732/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мекдар" (ИНН 6162060653, ОГРН 1116194009128), заинтересованного лица - Краснодарской таможни (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238), надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2016 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А32-41732/2015, установил следующее.
ООО "Мекдар" (далее - общество, декларант, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о взыскании 849 332 рубля 45 копеек процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей по декларациям на товары N 10309140/170812/0000717, 10309140/180812/0000722, 10309140/220812/0000732, 10309140/220812/0000733, 10309140/150812/0000711, 10309140/290812/0000753, I0309140/170812/0000716, 10309140/070812/0000685, 10309140/170712/0000614, 10309140/190712/0000619, 10309140/280712/0000650, 10309140/070812/0000686, 10309140/080812/0000690, 10309140/080812/0000695, 10309140/080912/0000789, 10309140/130912/0000802, 10309140/130912/0000804, 10309140/070912/0000781 (далее - спорные ДТ) и 23 143 рубля расходов по уплате государственной пошлины (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 24.02.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.05.2016, с таможни в пользу заявителя взысканы 849 332 рубля 45 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей и 19 986 рублей 65 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Суд возвратил обществу из федерального бюджета 3 156 рублей 35 копеек излишне уплаченной государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы наличием у общества права на получение процентов в связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченных платежей по правилам части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) и правильностью их расчета. Суды учли преюдициальное значение вступивших в законную силу судебных актов по делу N А53-19765/2013, которыми установлен факт незаконности действий таможни по корректировке таможенной стоимости товаров.
В кассационной жалобе таможня просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт. Заявитель кассационной жалобы указывает неправильность расчета процентов, поскольку таможней не нарушен срок возврата незаконно взысканных таможенных платежей, налогов, следовательно, проценты за нарушение срока возврата выплате не подлежат.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили, в период с июля 2012 года по сентябрь 2012 года на территорию Таможенного союза по контрактам от 14.05.2012 N 2012/6/RUS/T (порошковая смола эпоксидная), экспортер "AICO TRADE KOLL. STI: TULGA DAL VE ORTAKLARI" (Турецкая Республика) и N 2012/6/RUS/T (порошковая смола эпоксидная и порошковая смола полиэфирная), экспортер "IBA KIMYA SANAYI VE TICARET A.S." (Турецкая Республика), обществом ввезен товар по спорным ДТ. Условия поставки товара - СРТ, Ростов-на-Дону, согласно ИНКОТЕРМС-2000.
Для подтверждения заявленной стоимости товара заявителем предоставлен таможенному органу пакет документов в подтверждение таможенной стоимости по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в том числе: указанные контракты, приложения к контрактам с указанием согласованных наименований товара, количества товара, его цены и порядка оплаты, паспорта сделок, инвойсы с переводами, упаковочные листы с переводами, (CMR), книжки MDP, паспорта безопасности, пояснительные письма. В отношении части товара, при проведении таможенного контроля, таможенный орган не согласился с избранным первым методом определения таможенной стоимости и произвел корректировку таможенной стоимости товара по следующим ДТ N 10309140/170712/0000614, 10309140/190712/0000619, 10309140/280712/0000650, 10309140/070812/0000686, 10309140/080812/0000690, 10309140/080812/0000695, 10309140/080912/0000789, 10309140/130912/0000802, 10309140/130912/0000804, 10309140/070912/0000781, 10309140/070812/0000685.
В отношении ДТ N 10309140/170812/0000717, 10309140/180812/0000722, 10309140/220812/0000732, 10309140/220812/0000733, 10309140/150812/0000711, 10309140/290812/0000753, 10309140/170812/0000716 таможенным органом принята таможенная стоимость товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Во избежание увеличения дополнительных расходов при помещении товаров на СВХ заявителем произведена корректировка таможенной стоимости товаров по указанным спорным ДТ для цели их таможенного оформления и выпуска.
После корректировки таможенной стоимости товара, спорные ДТ выпущены таможенным органом в свободное обращение на территорию Российской Федерации. С 20 ноября 2012 года таможней на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза начата камеральная проверка общества по вопросам контроля достоверности заявленной таможенной стоимости и достоверности заявления кода в соответствии с ТН ВЭД ТС по спорным ДТ.
По результатам камеральной таможенной проверки (акт камеральной таможенной проверки от 12.02.2013 N 10309000/400/120213/А0124) таможня пришла к выводу о том, что таможенная стоимость товаров по спорным ДТ определена неверно.
На основании указанного акта камеральной таможенной проверки таможней приняты решения от 12.02.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров по спорным ДТ на общую сумму 8 112 995 рублей 37 копеек.
29 марта 2013 года платежными поручениями N 00050-00053 общество уплатило указанную сумму платежей (т. 1, л.д. 56-59).
Южным таможенным управлением по результатам рассмотрения жалобы общества от 01.04.2013 на решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 12.02.2013 при оформлении спорных деклараций. принято решение от 11.06.2013 N 13.2-14/069, в соответствии с которым требования заявителя частично удовлетворены и решения таможни о принятии таможенной стоимости товаров, задекларированных в указанных ДТ, признаны неправомерными и отменены.
22 июля 2013 года обществом в таможню подано заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов, иных денежных средств (т. 1, л.д. 60-62).
19 августа 2013 года на основании платежных поручений N 153, 552 на счет общества осуществлен возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, иных денежных средств в размере 406 934 рублей 79 копеек (т. 1, л.д. 63-64).
Полагая, что решения и действия таможенных органов не соответствуют таможенному законодательству и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с соответствующим заявлением.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А53-19765/2013 уточненные требования общества удовлетворены. Признаны незаконными решения таможни от 11.07.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров и действия таможни по неприменению первого метода определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) по спорным ДТ.
Обществом 03.10.2015 в таможню подано повторное заявление о возврате (зачете) уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (т. 1, л.д. 70-73).
Излишне взысканные таможенные платежи возвращены таможенным органом платежными поручениями от 28.10.2014 N 258, 366, 385, 399 (т. 1, л.д. 74-77).
Посчитав, что излишне уплаченные таможенные платежи возвращены таможенным органом с нарушением установленного срока, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, исчисляя их с даты уплаты.
При рассмотрении настоящего дела суды обоснованно исходили из следующего.
В силу статьи 89 Таможенного кодекса излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Исходя из части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги, не возвращенные в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных по правилам главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на излишне взысканные таможенные пошлины, налоги начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Незаконность корректировки таможней таможенной стоимости по спорным ДТ установлена вступившим в законную силу постановлением апелляционного суда по делу N А53-19765/2013 и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обстоятельством, имеющим преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
В определении от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 Верховный Суд Российской Федерации отметил, что из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. В случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушался ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны законом частной собственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Самостоятельное исполнение обществом решений о корректировке таможенной стоимости в целях выпуска товара в рассматриваемом случае не является основанием для оценки таможенных платежей как добровольно уплаченных.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18) выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой, проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Суды установили несогласие общества с решением таможни о корректировке таможенной стоимости товара, перечисление денежных средств в счет уплаты дополнительно начисленных таможенных платежей по решению таможни, заявление в судебном порядке требования о возврате таможенных платежей и оценили данные обстоятельства в качестве свидетельства отсутствия добровольной уплаты названных платежей.
В силу пункта 30 постановления N 18 при признании судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона N 311-ФЗ, не требуется.
Судебные инстанции проверили правильность расчета процентов (т. 1, л.д. 98-99) исходя из определенного периода просрочки (фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата таможенных платежей (поступления денежных средств в банк), ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения прав общества, и количества дней в соответствующем году с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, применив при расчете спорных процентов количество дней в году, равное 365-ти и сочли обоснованным уточненное требование общества в части взыскания в пользу заявителя с таможни 849 332 рублей 45 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
С учетом изложенных обстоятельств обжалуемые судебные акты основаны на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 по делу N А32-41732/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)