Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: По мнению таможенного органа, отсутствовало документальное подтверждение стоимости товаров, в связи с чем было принято оспариваемое решение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Разин А.А., доверенность от 14.04.2017;
- рассмотрев 22 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Шереметьевской таможни
на решение от 15 декабря 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Обарчуком А.А.,
на постановление от 09 марта 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-65143/16
по заявлению ООО "Плант Актив"
об оспаривании решения
к Шереметьевской таможне,
установил:
ООО "Плант Актив" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения от 16.07.2016 о корректировке таможенной стоимости по ДТ N 10005023/250416/0026397, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 150.000 руб., расходов на нотариальное заверение документов в размере 7.780 руб., расходов в связи с необходимостью перевода контракта в размере 19.950 руб. и расходов по уплате государственной пошлины в размере 3.000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 декабря 2016 года признано незаконным решения Шереметьевской таможни от 16.07.2016 о корректировке таможенной стоимости по ДТ N 10005023/250416/0026397, взысканы с Шереметьевской таможни в пользу общества расходы на оплату услуг представителя в размере 100.000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 3.000 руб.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Шереметьевская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 02.11.2015 между ООО "Плант Актив" (Россия, покупатель) и компанией "Fito Ingredients Limited." (Китай, продавец) заключен контракт N FT-PA-2015-11, предметом которого являлась продажа на условиях CIP, FOB товара "сухие растительные экстракты, химические и животные субстанции".
Согласно условиям приложения от 14.04.2016 N 08-16 подлежали поставке "грейпфрута Косточки" и "Green Tea 30% полифенолов", с оплатой товара после получения покупателем, но не позднее 90 дней с момента получения, с доставкой на условиях CIP Moscow авиа.
Во исполнение условий внешнеторгового контракта по ДТ N 10005023/250416/0026397 на территорию Российской Федерации ввезен товар, изготовитель "SHANGHAN MEDICINES AND HEALTH PRODUCTS IMPORT & EXPORT CO., LTD".
Стоимость декларируемых товаров определена по первому методу (по цене сделки с ввозимыми товарами) и составила 14.590 долларов США.
Согласно решению от 26.04.2016 для дополнительной проверки у заявителя запрошены дополнительные документы, со сроком представления до 05.05.2016.
В связи с тем, что, по мнению таможенного органа, отсутствовало документальное подтверждение стоимости товара, таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 16.07.2016, заявителю указано на необходимость использования другого метода.
Не согласившись с решением о корректировке таможенной стоимости товаров, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза (пункт 31 статьи 4 ТК ТС).
На основании пункта 1 статьи 69 ТК ТС, в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.
Согласно пункту 3 статьи 69 ТК ТС, для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 ТК ТС, декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
На основании пункта 2 статьи 98 ТК ТС, таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" утвержден Порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров (далее - Порядок декларирования), который определяет действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
В силу пункта 11 Порядка декларирования, в случае, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденной приказом ФТС России от 14.02.2011 N 272 (далее - Инструкция), проверка правильности декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров независимо от выбранного декларантом (таможенным представителем) метода ее определения включает следующие действия уполномоченных должностных лиц:
- проверку наличия документов, предусмотренных Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (приложение N 1 к Порядку декларирования);
- проверку правильности заполнения декларации таможенной стоимости (ДТС) (в случаях, когда она заполняется), которая включает в себя следующие действия:
- проверку полноты и правильности заполнения граф ДТС в соответствии с установленным порядком (приложение N 2 к Порядку декларирования);
- проверку соответствия информации, содержащейся в ДТС, сведениям, указанным в документах и в декларации на товары (ДТ);
- проверку правильности применения декларантом (таможенным представителем) метода определения таможенной стоимости товаров, установленного таможенным законодательством Таможенного союза (Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение)), которая включает в себя следующие действия:
- проверку соответствия выбранного метода виду и условиям внешнеэкономической сделки;
- проверку соблюдения условий применения метода;
- проверку правильности определения декларантом (таможенным представителем) структуры заявленной таможенной стоимости, которая включает в себя следующие действия:
- проверку правильности определения основы для определения таможенной стоимости;
- проверку полноты включения компонентов в основу для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров и правильности их количественного определения;
- проверку обоснованности заявленных декларантом (таможенным представителем) вычетов из основы для определения таможенной стоимости и правильности их количественного определения;
- проверку документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов (дополнительных начислений и вычетов), включая проверку соответствия сведений, указанных в представленных документах;
- оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками (СУР).
В силу положений пункта 1 статьи 4 Соглашения, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Для целей определения таможенной стоимости принцип документального подтверждения и количественной определенности цен на поставляемые товары, установленный пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе), является одним из основных положений, соблюдение которого необходимо для подтверждения достоверности заявленной таможенной стоимости.
Как установлено судами и следует из материалов дела, таможенная стоимость товаров, ввезенных по спорным декларациям, определена по методу стоимости сделки с ними.
Обществом с целью подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ N 10005023/250416/0026397, в том числе по запросу таможенного органа, представлены следующие документы:
- контракт от 02.11.2015 N FT-PA-2015-11 и приложение от 14.04.2016 N 08-16;
- инвойс от 14.04.2016 N A-Z1605700065;
- упаковочный лист от 14.04.2016;
- авианакладная N 580-09463742;
- экспортная декларация от 14.04.2016;
- заявления на перевод от 24.02.2016 N 3, от 13.05.2016 N 9, ведомость банковского контроля по ПС от 06.09.2010 N 10090030/1000/0000/2/0;
- карточка счета 41.01 от 25.04.2016;
- агентский договор на экспорт товара международными перевозками от 14.05.2015 N 1505-SAN-FT, транспортное соглашение от 14.04.2016, страховой полис от 14.04.2016 N PYIE201631000000013674.
Из содержания контракта от 02.11.2015 N FT-PA-2015-11 и приложения (спецификации) от 14.04.2016 N 08-16 следует, что сторонами предмет договора, его наименование и количество, а также стоимость согласованы.
Внешнеторговый контракт надлежащим образом оформлен и содержит существенные условия, касающиеся порядка определения таможенной стоимости товаров по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами, а именно: предмет, базисные условия и сроки поставки, условия и сроки оплаты за товар, общую сумму контракта и цену поставок.
Об оплате ввезенного товара по заявленной в декларации стоимости свидетельствуют инвойс от 14.04.2016 N A-Z1605700065, заявления на перевод от 24.02.2016 N 3, от 13.05.2016 N 9, ведомость банковского контроля по ПС от 06.09.2010 N 10090030/1000/0000/2/0.
Указанные документы в полном объеме содержат сведения о сторонах сделки и общие сведения о контракте, позволяющие идентифицировать поставку с конкретным внешнеторговым контрактом.
Как правомерно указали суды, несмотря на то, что в представленных документах по перевозке и страхованию товара и в контракте от 02.11.2015 N FT-PA-2015-11 имелись расхождения в лицах, которые данные договоры заключили, из них очевидно следует, что перевозка организована агентом "BEIJING SHUNANWEIYE INT'L FREIGHT FORWARDING CO., LTD" и оплачена иностранным контрагентом общества - компанией "Fito Ingredients Limited.".
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в подтверждение заявленной таможенной стоимости обществом представлены все документы, установленные Порядком декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, необходимые для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.
Из содержания представленных документов усматривается, что названные документы содержат полные сведения о товаре, включая стоимость за единицу, полную стоимость товарной партии, соответствующей инвойсу, таможенной стоимости, заявленной в ДТ, платежным документам.
Следовательно, вопреки доводам таможенного органа, изложенным в оспариваемом акте, суды сделали обоснованный вывод о том, что оснований для проведения корректировки таможенной стоимости товаров не имелось.
Отклоняя доводы таможенного органа, изложенные в решении о корректировке таможенной стоимости товаров и послужившие основанием для ее проведения, суды учли следующие обстоятельства.
Как следует из пояснений общества, никаких дополнительных расходов на доставку товара из Китая на территорию Российской Федерации декларант не нес, стоимость международной перевозки груза оплачена поставщиком и включена в стоимость товара.
Доказательств того, что декларант фактически нес расходы на доставку и (или) страхование груза, таможенным органом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
В силу условий приложения (спецификации) от 14.04.2016 N 08-16 для определения таможенной стоимости товара непредставление документов по перевозке и страхованию груза и (или) их ненадлежащее оформление не имели правового значения, поскольку по условиям поставки CIP-Москва в цену товара были включены расходы на транспортировку и страховку до Москвы.
Эти расходы нес поставщик, организацией транспортировки и страхованием товара занимался он, в связи с чем, их размер никак не зависел от желания и воли общества.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара.
В данном случае таможенным органом в ходе судебного разбирательства не доказано, что декларантом не выполнены требования, установленные статьями 65, 69, 176 действующего ТК ТС, необходимые для применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Таким образом, как указали суды первой и апелляционной инстанций, ограничения, исключающие применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, и влекущие корректировку таможенной стоимости товаров отсутствовали.
Основываясь на изложенном, суды пришли к правомерному выводу о несоответствии оспариваемых действий таможни и выставленного требования об уплате пени нормам действующего таможенного законодательства Российской Федерации, в связи с чем, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что таможенным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, препятствующих применению основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки, указанной в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 декабря 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2017 года по делу N А41-65143/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Шереметьевской таможни - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 28.08.2017 N Ф05-8214/2017 ПО ДЕЛУ N А41-65143/16
Требование: О признании незаконным решения таможенного органа о корректировке таможенной стоимости.Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: По мнению таможенного органа, отсутствовало документальное подтверждение стоимости товаров, в связи с чем было принято оспариваемое решение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2017 г. по делу N А41-65143/16
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: Разин А.А., доверенность от 14.04.2017;
- рассмотрев 22 августа 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Шереметьевской таможни
на решение от 15 декабря 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Обарчуком А.А.,
на постановление от 09 марта 2017 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-65143/16
по заявлению ООО "Плант Актив"
об оспаривании решения
к Шереметьевской таможне,
установил:
ООО "Плант Актив" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения от 16.07.2016 о корректировке таможенной стоимости по ДТ N 10005023/250416/0026397, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 150.000 руб., расходов на нотариальное заверение документов в размере 7.780 руб., расходов в связи с необходимостью перевода контракта в размере 19.950 руб. и расходов по уплате государственной пошлины в размере 3.000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 декабря 2016 года признано незаконным решения Шереметьевской таможни от 16.07.2016 о корректировке таможенной стоимости по ДТ N 10005023/250416/0026397, взысканы с Шереметьевской таможни в пользу общества расходы на оплату услуг представителя в размере 100.000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 3.000 руб.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Шереметьевская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 02.11.2015 между ООО "Плант Актив" (Россия, покупатель) и компанией "Fito Ingredients Limited." (Китай, продавец) заключен контракт N FT-PA-2015-11, предметом которого являлась продажа на условиях CIP, FOB товара "сухие растительные экстракты, химические и животные субстанции".
Согласно условиям приложения от 14.04.2016 N 08-16 подлежали поставке "грейпфрута Косточки" и "Green Tea 30% полифенолов", с оплатой товара после получения покупателем, но не позднее 90 дней с момента получения, с доставкой на условиях CIP Moscow авиа.
Во исполнение условий внешнеторгового контракта по ДТ N 10005023/250416/0026397 на территорию Российской Федерации ввезен товар, изготовитель "SHANGHAN MEDICINES AND HEALTH PRODUCTS IMPORT & EXPORT CO., LTD".
Стоимость декларируемых товаров определена по первому методу (по цене сделки с ввозимыми товарами) и составила 14.590 долларов США.
Согласно решению от 26.04.2016 для дополнительной проверки у заявителя запрошены дополнительные документы, со сроком представления до 05.05.2016.
В связи с тем, что, по мнению таможенного органа, отсутствовало документальное подтверждение стоимости товара, таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 16.07.2016, заявителю указано на необходимость использования другого метода.
Не согласившись с решением о корректировке таможенной стоимости товаров, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза (пункт 31 статьи 4 ТК ТС).
На основании пункта 1 статьи 69 ТК ТС, в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.
Согласно пункту 3 статьи 69 ТК ТС, для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса.
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 ТК ТС, декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
На основании пункта 2 статьи 98 ТК ТС, таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" утвержден Порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров (далее - Порядок декларирования), который определяет действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
В силу пункта 11 Порядка декларирования, в случае, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденной приказом ФТС России от 14.02.2011 N 272 (далее - Инструкция), проверка правильности декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров независимо от выбранного декларантом (таможенным представителем) метода ее определения включает следующие действия уполномоченных должностных лиц:
- проверку наличия документов, предусмотренных Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (приложение N 1 к Порядку декларирования);
- проверку правильности заполнения декларации таможенной стоимости (ДТС) (в случаях, когда она заполняется), которая включает в себя следующие действия:
- проверку полноты и правильности заполнения граф ДТС в соответствии с установленным порядком (приложение N 2 к Порядку декларирования);
- проверку соответствия информации, содержащейся в ДТС, сведениям, указанным в документах и в декларации на товары (ДТ);
- проверку правильности применения декларантом (таможенным представителем) метода определения таможенной стоимости товаров, установленного таможенным законодательством Таможенного союза (Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение)), которая включает в себя следующие действия:
- проверку соответствия выбранного метода виду и условиям внешнеэкономической сделки;
- проверку соблюдения условий применения метода;
- проверку правильности определения декларантом (таможенным представителем) структуры заявленной таможенной стоимости, которая включает в себя следующие действия:
- проверку правильности определения основы для определения таможенной стоимости;
- проверку полноты включения компонентов в основу для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров и правильности их количественного определения;
- проверку обоснованности заявленных декларантом (таможенным представителем) вычетов из основы для определения таможенной стоимости и правильности их количественного определения;
- проверку документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов (дополнительных начислений и вычетов), включая проверку соответствия сведений, указанных в представленных документах;
- оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками (СУР).
В силу положений пункта 1 статьи 4 Соглашения, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Для целей определения таможенной стоимости принцип документального подтверждения и количественной определенности цен на поставляемые товары, установленный пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе), является одним из основных положений, соблюдение которого необходимо для подтверждения достоверности заявленной таможенной стоимости.
Как установлено судами и следует из материалов дела, таможенная стоимость товаров, ввезенных по спорным декларациям, определена по методу стоимости сделки с ними.
Обществом с целью подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ N 10005023/250416/0026397, в том числе по запросу таможенного органа, представлены следующие документы:
- контракт от 02.11.2015 N FT-PA-2015-11 и приложение от 14.04.2016 N 08-16;
- инвойс от 14.04.2016 N A-Z1605700065;
- упаковочный лист от 14.04.2016;
- авианакладная N 580-09463742;
- экспортная декларация от 14.04.2016;
- заявления на перевод от 24.02.2016 N 3, от 13.05.2016 N 9, ведомость банковского контроля по ПС от 06.09.2010 N 10090030/1000/0000/2/0;
- карточка счета 41.01 от 25.04.2016;
- агентский договор на экспорт товара международными перевозками от 14.05.2015 N 1505-SAN-FT, транспортное соглашение от 14.04.2016, страховой полис от 14.04.2016 N PYIE201631000000013674.
Из содержания контракта от 02.11.2015 N FT-PA-2015-11 и приложения (спецификации) от 14.04.2016 N 08-16 следует, что сторонами предмет договора, его наименование и количество, а также стоимость согласованы.
Внешнеторговый контракт надлежащим образом оформлен и содержит существенные условия, касающиеся порядка определения таможенной стоимости товаров по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами, а именно: предмет, базисные условия и сроки поставки, условия и сроки оплаты за товар, общую сумму контракта и цену поставок.
Об оплате ввезенного товара по заявленной в декларации стоимости свидетельствуют инвойс от 14.04.2016 N A-Z1605700065, заявления на перевод от 24.02.2016 N 3, от 13.05.2016 N 9, ведомость банковского контроля по ПС от 06.09.2010 N 10090030/1000/0000/2/0.
Указанные документы в полном объеме содержат сведения о сторонах сделки и общие сведения о контракте, позволяющие идентифицировать поставку с конкретным внешнеторговым контрактом.
Как правомерно указали суды, несмотря на то, что в представленных документах по перевозке и страхованию товара и в контракте от 02.11.2015 N FT-PA-2015-11 имелись расхождения в лицах, которые данные договоры заключили, из них очевидно следует, что перевозка организована агентом "BEIJING SHUNANWEIYE INT'L FREIGHT FORWARDING CO., LTD" и оплачена иностранным контрагентом общества - компанией "Fito Ingredients Limited.".
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в подтверждение заявленной таможенной стоимости обществом представлены все документы, установленные Порядком декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, необходимые для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.
Из содержания представленных документов усматривается, что названные документы содержат полные сведения о товаре, включая стоимость за единицу, полную стоимость товарной партии, соответствующей инвойсу, таможенной стоимости, заявленной в ДТ, платежным документам.
Следовательно, вопреки доводам таможенного органа, изложенным в оспариваемом акте, суды сделали обоснованный вывод о том, что оснований для проведения корректировки таможенной стоимости товаров не имелось.
Отклоняя доводы таможенного органа, изложенные в решении о корректировке таможенной стоимости товаров и послужившие основанием для ее проведения, суды учли следующие обстоятельства.
Как следует из пояснений общества, никаких дополнительных расходов на доставку товара из Китая на территорию Российской Федерации декларант не нес, стоимость международной перевозки груза оплачена поставщиком и включена в стоимость товара.
Доказательств того, что декларант фактически нес расходы на доставку и (или) страхование груза, таможенным органом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
В силу условий приложения (спецификации) от 14.04.2016 N 08-16 для определения таможенной стоимости товара непредставление документов по перевозке и страхованию груза и (или) их ненадлежащее оформление не имели правового значения, поскольку по условиям поставки CIP-Москва в цену товара были включены расходы на транспортировку и страховку до Москвы.
Эти расходы нес поставщик, организацией транспортировки и страхованием товара занимался он, в связи с чем, их размер никак не зависел от желания и воли общества.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела в суде таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение основного метода определения таможенной стоимости товара.
В данном случае таможенным органом в ходе судебного разбирательства не доказано, что декларантом не выполнены требования, установленные статьями 65, 69, 176 действующего ТК ТС, необходимые для применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Таким образом, как указали суды первой и апелляционной инстанций, ограничения, исключающие применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, и влекущие корректировку таможенной стоимости товаров отсутствовали.
Основываясь на изложенном, суды пришли к правомерному выводу о несоответствии оспариваемых действий таможни и выставленного требования об уплате пени нормам действующего таможенного законодательства Российской Федерации, в связи с чем, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что таможенным органом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, препятствующих применению основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки, указанной в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 декабря 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09 марта 2017 года по делу N А41-65143/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Шереметьевской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)