Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 20 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санди",
апелляционное производство N 05АП-4157/2016
на решение от 11.04.2016
судьи Белоусова А.И.
по делу N А59-5814/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санди" (ОРГН 1026501202551, ИНН 6518004358, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.11.2002)
о признании незаконным решения Сахалинской таможни (ОГРН 1026500535951, ИНН 6500000793, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002) от 13.11.2015 о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10707080/24082015/0000457,
при участии: стороны не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Санди" (далее - общество, заявитель, декларант, ООО "Санди") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Сахалинской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 13.11.2015 о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10707080/24082015/0000457, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.04.2016 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Общество не согласившись с принятым судебном актом обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы декларант указал на отсутствие у таможенного органа правовых оснований для корректировки заявленной декларантом таможенной стоимости на сумму 496 287,30 руб. с учетом применения шестого (резервного) метода по стоимости сделки с однородными товарами, поскольку выявленная ошибка в расчете затрат на переход судна составила 5 867 руб. (не включены за двое суток суммы по заработной плате экипажа и продуктов питания). Указанная сумма подтверждена документально бухгалтерской справкой-расчет, следовательно, корректировка должна была быть на эту сумму по первому методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
Сахалинская таможня в представленном и приобщенном к материалам дела письменном отзыве на апелляционную жалобу общества с доводами жалобы не согласна, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, таможенного органа не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу общества органа в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Во исполнение внешнеторгового контракта от 05.03.2015 N 392/050315/001, заключенного с компанией "YAMATO TRAIDING Co., LTD" (Япония), ООО "Санди" 24.08.2015 на условиях FOB-Абасири ввезено на таможенную территорию Российской Федерации рыбопромысловое судно РШ "Туманный" старое название "ДАЙ 56 МАНТАЙ МАРУ" бывшее в употреблении, 1995 года выпуска, место постройки - Япония, материал корпуса - сталь, валовой вместимостью 69 тонн, чистая вместимость - 14 тонн, длина 25,90 м, ширина 4,47 м, высота борта 1,84 м, регистрационный номер 950972, порт приписки Корсаков, стационарный дизельный двигатель Mitsubishi S6R2F-MTK, мощность 585 квт. (791,3 л/с), укомплектовано вспомогательными дизельными двигателями, противопожарным оборудованием, ходовыми огнями и осветительным оборудованием, якорным и швартовым оборудованием, радионавигационным оборудованием, инструментами для ремонта и обслуживания, маслами и техническими жидкостями, а также другим судовым имуществом.
С целью таможенного оформления ввезенного рыбопромыслового судна заявителем в таможню подана декларация на товары N 10707080/24082015/0000457. В соответствии с условиями контракта стоимость судна согласована сторонами в размере 5 000 000 японских йен.
Таможенная стоимость судна определена декларантом с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами и составила 3 090 115 руб. 40 коп. Из декларации таможенной стоимости товара (форма ДТС-1) следует, что заявленная таможенная стоимость была определена декларантом исходя из стоимости судна, а также расходов по перевозке судна.
В связи с возникшими у таможенного органа сомнениями в сведениях, использованных декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, которые могут являться недостоверными, а представленные документы не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости, отсутствие документального подтверждения затрат на переход судна, 25.08.2015 принято решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости по декларации на товары N 10707080/24082015/0000457.
У декларанта запрошены дополнительные документы, в том числе калькуляция перехода судна "Туманный". В рамках проводимой дополнительной проверки декларантом в таможенный орган представлены: сопроводительное письмо от 01.10.2015 N 01-10/15, оригинал контракта от 05.03.2015 N 392/050315/001, оригинал акта приема-передачи судна от 09.03.2015 б/н, копия инвойса от 09.03.2015 392/050315/001, оригинал дополнительного соглашения к контракту, оригинал соглашения от 23.09.2015, оригинал уведомления от 23.09.2015 N 8.
По результатам проведенной дополнительной проверки достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости судна, таможенная стоимость судна скорректирована и определена с применением резервного метода таможенной оценки на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
По результатам корректировки таможенная стоимость спорного рыбопромыслового судна составила 5 108 894 руб. 24 коп. Декларанту предложено осуществить корректировку таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров 04.12.2015 таможенным органом принято окончательное решение о принятии таможенной стоимости товаров по спорной ДТ, в связи с чем, в ДТС-2 была проставлена соответствующая отметка - "таможенная стоимость принята".
Не согласившись с решением таможни о корректировке таможенной стоимости товара, посчитав, что решение таможенного органа не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащем отмене, а апелляционную жалобу общества - удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее Закон N 311-ФЗ) определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза (далее ТК ТС).
В соответствии с частью 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение от 22.12.2008), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.
Частью 1 статьи 4 Соглашения от 22.12.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (часть 2 данной статьи).
Согласно части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 2 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом (пункт 3 данной статьи).
На основании части 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (часть 2 указанной статьи).
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществлять контроль таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 данного Кодекса, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", при применении пункта 4 статьи 65 ТК ТС судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Вместе с тем при рассмотрении в суде спора, касающегося определения таможенной стоимости товара, таможенным органом могут быть представлены доказательства недостоверности указанной информации.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
В силу статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который достаточен для этого, но не превышает срока, установленного статьей 170 ТК ТС.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Таможенную стоимость товара, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза по ДТ N 10707080/24082015/0000457, общество определило с применением основного метода таможенной оценки, исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество наряду с указанной ДТ, представило в таможенный орган пакет подтверждающих заявленную таможенную стоимость документов: контракт от 05.03.2015 N 392/050315/001, акт приема-передачи судна от 09.03.2015 б/н, инвойс от 09.03.2015 392/050315/001, дополнительное соглашение к контракту, соглашение от 23.09.2015, уведомление от 23.09.2015 N 8, расчет затрат на переход по доставке судна и другие документы, указанные в и другие документы, указанные в графе 44 спорной ДТ и дополнении к ней.
Представленные обществом документы в подтверждение правомерности определения таможенной стоимости по заявленному методу соответствовали Перечню документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Как следует из представленных документов, стороны контракта согласовали все существенные условия сделки купли-продажи (наименование - рыбопромысловое судно, стоимость судна, а также условия поставки и оплаты). При этом цена товара указана без каких-либо условий, является фиксированной.
Как установлено судом, по условиям контракта поставка производится на условиях FOB Абасири.
Согласно "Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" "Free on Board"/"Свободно на борту" означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. Согласно термину FOB от продавца требуется выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Данный термин может быть использован только при перевозке морским или внутренним водным транспортом. Таким образом, декларантом в таможенную стоимость должны быть включены подтвержденные документально транспортные расходы по доставке судна.
Из материалов дела следует, что в обоснование расходов по перевозке судна, заявленных в ДТ N 10707080/24082015/0000457, декларантом к таможенному оформлению представлен расчет затрат на переход по доставке судна, согласно которому данные затраты составляют 319 705 руб. 40 коп. и состоят из: топливо (308 838 руб. 40 коп.), масло (5 000 руб.), расходов на выплату заработной платы экипажу (4 267 руб.), расходов на продукты питания для экипажа (1 600 руб.). Количество ходовых суток составило четверо суток.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции декларантом представлена справка-расчет от 31.03.2016 N 25, согласно которой общая сумма расходов на транспортировку составила 325 572 руб. 40 коп., а не 319 705 руб. 40 коп., как заявлено обществом при декларировании судна.
Коллегия соглашается с таможенным органом, что указанные обстоятельства могли послужить основанием для корректировки заявленной стоимости. Вместе с тем таможня не доказала невозможность использования первого метода определения таможенной стоимости.
Обязанность доказать наличие оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения последующие методы таможенной оценки используются при отсутствии достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, необходимой для осуществления дополнительных начислений к цене товаров, предусмотренных данной статьей.
Следовательно, неполнота заявления декларантом одного или нескольких дополнительных начислений не является основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости, если декларантом представлены и (или) имеются в распоряжении таможенного органа отвечающие требованиям пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения документы (сведения), позволяющие правильно учесть такие дополнительные начисления (пункт 16 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18).
Коллегия соглашается доводом общества о том, что ошибка в расчете калькуляции затрат на переход судна выразившаяся в не включении в структуру таможенной стоимости затрат, связанных с транспортировкой судна в размере 5 867 руб., не является основанием для корректировки таможенной стоимости на сумму 490 40,30 руб., при фактическом подтверждении указанных расходов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации у таможни не имелось препятствий для определения таможенной стоимости по первому (основному) методу определения таможенной стоимости товара, ввезенного по спорной ДТ.
Оспариваемое решение таможни влечет необоснованную уплату декларантом дополнительных таможенных платежей, чем нарушает его права и законные интересы в области экономической и иной хозяйственной деятельности.
При изложенных обстоятельствах решение таможни от 13.11.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10707080/24082015/0000457 не соответствует закону, а выводы суда первой инстанции об обратном являются ошибочными.
Учитывая, что обжалуемое решение арбитражного суда вынесено необоснованно, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения дела понесенные обществом расходы по оплате государственной пошлины в суд первой инстанции по заявлению в сумме 3000 рублей, в Пятый арбитражный апелляционный суд по апелляционной жалобе в сумме 1500 рублей в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на таможню.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11.04.2016 по делу N А59-5814/2015 отменить.
Признать незаконным решение Сахалинской таможни от 13.11.2015 о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10707080/24082015/0000457, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
Взыскать с Сахалинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Санди" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанциях в общей сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
Л.А.БЕССЧАСНАЯ
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2016 N 05АП-4157/2016 ПО ДЕЛУ N А59-5814/2015
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2016 г. по делу N А59-5814/2015
Резолютивная часть постановления оглашена 20 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санди",
апелляционное производство N 05АП-4157/2016
на решение от 11.04.2016
судьи Белоусова А.И.
по делу N А59-5814/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санди" (ОРГН 1026501202551, ИНН 6518004358, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.11.2002)
о признании незаконным решения Сахалинской таможни (ОГРН 1026500535951, ИНН 6500000793, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002) от 13.11.2015 о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10707080/24082015/0000457,
при участии: стороны не явились,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Санди" (далее - общество, заявитель, декларант, ООО "Санди") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Сахалинской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения от 13.11.2015 о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10707080/24082015/0000457, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.04.2016 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Общество не согласившись с принятым судебном актом обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы декларант указал на отсутствие у таможенного органа правовых оснований для корректировки заявленной декларантом таможенной стоимости на сумму 496 287,30 руб. с учетом применения шестого (резервного) метода по стоимости сделки с однородными товарами, поскольку выявленная ошибка в расчете затрат на переход судна составила 5 867 руб. (не включены за двое суток суммы по заработной плате экипажа и продуктов питания). Указанная сумма подтверждена документально бухгалтерской справкой-расчет, следовательно, корректировка должна была быть на эту сумму по первому методу "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
Сахалинская таможня в представленном и приобщенном к материалам дела письменном отзыве на апелляционную жалобу общества с доводами жалобы не согласна, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, таможенного органа не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу общества органа в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Во исполнение внешнеторгового контракта от 05.03.2015 N 392/050315/001, заключенного с компанией "YAMATO TRAIDING Co., LTD" (Япония), ООО "Санди" 24.08.2015 на условиях FOB-Абасири ввезено на таможенную территорию Российской Федерации рыбопромысловое судно РШ "Туманный" старое название "ДАЙ 56 МАНТАЙ МАРУ" бывшее в употреблении, 1995 года выпуска, место постройки - Япония, материал корпуса - сталь, валовой вместимостью 69 тонн, чистая вместимость - 14 тонн, длина 25,90 м, ширина 4,47 м, высота борта 1,84 м, регистрационный номер 950972, порт приписки Корсаков, стационарный дизельный двигатель Mitsubishi S6R2F-MTK, мощность 585 квт. (791,3 л/с), укомплектовано вспомогательными дизельными двигателями, противопожарным оборудованием, ходовыми огнями и осветительным оборудованием, якорным и швартовым оборудованием, радионавигационным оборудованием, инструментами для ремонта и обслуживания, маслами и техническими жидкостями, а также другим судовым имуществом.
С целью таможенного оформления ввезенного рыбопромыслового судна заявителем в таможню подана декларация на товары N 10707080/24082015/0000457. В соответствии с условиями контракта стоимость судна согласована сторонами в размере 5 000 000 японских йен.
Таможенная стоимость судна определена декларантом с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами и составила 3 090 115 руб. 40 коп. Из декларации таможенной стоимости товара (форма ДТС-1) следует, что заявленная таможенная стоимость была определена декларантом исходя из стоимости судна, а также расходов по перевозке судна.
В связи с возникшими у таможенного органа сомнениями в сведениях, использованных декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, которые могут являться недостоверными, а представленные документы не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости, отсутствие документального подтверждения затрат на переход судна, 25.08.2015 принято решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости по декларации на товары N 10707080/24082015/0000457.
У декларанта запрошены дополнительные документы, в том числе калькуляция перехода судна "Туманный". В рамках проводимой дополнительной проверки декларантом в таможенный орган представлены: сопроводительное письмо от 01.10.2015 N 01-10/15, оригинал контракта от 05.03.2015 N 392/050315/001, оригинал акта приема-передачи судна от 09.03.2015 б/н, копия инвойса от 09.03.2015 392/050315/001, оригинал дополнительного соглашения к контракту, оригинал соглашения от 23.09.2015, оригинал уведомления от 23.09.2015 N 8.
По результатам проведенной дополнительной проверки достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости судна, таможенная стоимость судна скорректирована и определена с применением резервного метода таможенной оценки на основе метода по стоимости сделки с однородными товарами.
По результатам корректировки таможенная стоимость спорного рыбопромыслового судна составила 5 108 894 руб. 24 коп. Декларанту предложено осуществить корректировку таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги с учетом скорректированной таможенной стоимости товаров 04.12.2015 таможенным органом принято окончательное решение о принятии таможенной стоимости товаров по спорной ДТ, в связи с чем, в ДТС-2 была проставлена соответствующая отметка - "таможенная стоимость принята".
Не согласившись с решением таможни о корректировке таможенной стоимости товара, посчитав, что решение таможенного органа не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащем отмене, а апелляционную жалобу общества - удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее Закон N 311-ФЗ) определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, с учетом особенностей его применения в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза (далее ТК ТС).
В соответствии с частью 1 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение от 22.12.2008), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.
Частью 1 статьи 4 Соглашения от 22.12.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (часть 2 данной статьи).
Согласно части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 ТК ТС, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 2 статьи 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных ТК ТС, - таможенным органом (пункт 3 данной статьи).
На основании части 1 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (часть 2 указанной статьи).
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществлять контроль таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 данного Кодекса, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", при применении пункта 4 статьи 65 ТК ТС судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Вместе с тем при рассмотрении в суде спора, касающегося определения таможенной стоимости товара, таможенным органом могут быть представлены доказательства недостоверности указанной информации.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
В силу статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом. Для этого таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который достаточен для этого, но не превышает срока, установленного статьей 170 ТК ТС.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Таможенную стоимость товара, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза по ДТ N 10707080/24082015/0000457, общество определило с применением основного метода таможенной оценки, исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество наряду с указанной ДТ, представило в таможенный орган пакет подтверждающих заявленную таможенную стоимость документов: контракт от 05.03.2015 N 392/050315/001, акт приема-передачи судна от 09.03.2015 б/н, инвойс от 09.03.2015 392/050315/001, дополнительное соглашение к контракту, соглашение от 23.09.2015, уведомление от 23.09.2015 N 8, расчет затрат на переход по доставке судна и другие документы, указанные в и другие документы, указанные в графе 44 спорной ДТ и дополнении к ней.
Представленные обществом документы в подтверждение правомерности определения таможенной стоимости по заявленному методу соответствовали Перечню документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Как следует из представленных документов, стороны контракта согласовали все существенные условия сделки купли-продажи (наименование - рыбопромысловое судно, стоимость судна, а также условия поставки и оплаты). При этом цена товара указана без каких-либо условий, является фиксированной.
Как установлено судом, по условиям контракта поставка производится на условиях FOB Абасири.
Согласно "Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" "Free on Board"/"Свободно на борту" означает, что продавец выполняет поставку с момента перехода товара через борт судна в поименованном порту отгрузки. С этого момента покупатель несет все риски утраты или повреждения товара. Согласно термину FOB от продавца требуется выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза. Данный термин может быть использован только при перевозке морским или внутренним водным транспортом. Таким образом, декларантом в таможенную стоимость должны быть включены подтвержденные документально транспортные расходы по доставке судна.
Из материалов дела следует, что в обоснование расходов по перевозке судна, заявленных в ДТ N 10707080/24082015/0000457, декларантом к таможенному оформлению представлен расчет затрат на переход по доставке судна, согласно которому данные затраты составляют 319 705 руб. 40 коп. и состоят из: топливо (308 838 руб. 40 коп.), масло (5 000 руб.), расходов на выплату заработной платы экипажу (4 267 руб.), расходов на продукты питания для экипажа (1 600 руб.). Количество ходовых суток составило четверо суток.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции декларантом представлена справка-расчет от 31.03.2016 N 25, согласно которой общая сумма расходов на транспортировку составила 325 572 руб. 40 коп., а не 319 705 руб. 40 коп., как заявлено обществом при декларировании судна.
Коллегия соглашается с таможенным органом, что указанные обстоятельства могли послужить основанием для корректировки заявленной стоимости. Вместе с тем таможня не доказала невозможность использования первого метода определения таможенной стоимости.
Обязанность доказать наличие оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения последующие методы таможенной оценки используются при отсутствии достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, необходимой для осуществления дополнительных начислений к цене товаров, предусмотренных данной статьей.
Следовательно, неполнота заявления декларантом одного или нескольких дополнительных начислений не является основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости, если декларантом представлены и (или) имеются в распоряжении таможенного органа отвечающие требованиям пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения документы (сведения), позволяющие правильно учесть такие дополнительные начисления (пункт 16 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18).
Коллегия соглашается доводом общества о том, что ошибка в расчете калькуляции затрат на переход судна выразившаяся в не включении в структуру таможенной стоимости затрат, связанных с транспортировкой судна в размере 5 867 руб., не является основанием для корректировки таможенной стоимости на сумму 490 40,30 руб., при фактическом подтверждении указанных расходов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации у таможни не имелось препятствий для определения таможенной стоимости по первому (основному) методу определения таможенной стоимости товара, ввезенного по спорной ДТ.
Оспариваемое решение таможни влечет необоснованную уплату декларантом дополнительных таможенных платежей, чем нарушает его права и законные интересы в области экономической и иной хозяйственной деятельности.
При изложенных обстоятельствах решение таможни от 13.11.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10707080/24082015/0000457 не соответствует закону, а выводы суда первой инстанции об обратном являются ошибочными.
Учитывая, что обжалуемое решение арбитражного суда вынесено необоснованно, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 269, пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По результатам рассмотрения дела понесенные обществом расходы по оплате государственной пошлины в суд первой инстанции по заявлению в сумме 3000 рублей, в Пятый арбитражный апелляционный суд по апелляционной жалобе в сумме 1500 рублей в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на таможню.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11.04.2016 по делу N А59-5814/2015 отменить.
Признать незаконным решение Сахалинской таможни от 13.11.2015 о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10707080/24082015/0000457, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
Взыскать с Сахалинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Санди" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанциях в общей сумме 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Судьи
Л.А.БЕССЧАСНАЯ
Т.А.СОЛОХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)