Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2016 N 15АП-5878/2016 ПО ДЕЛУ N А32-41732/2015

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2016 г. N 15АП-5878/2016

Дело N А32-41732/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 11.11.2015 Саркисов А.Э.,
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 01.03.2016 Беличенко Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2016 по делу N А32-41732/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мекдар",
заинтересованное лицо: Краснодарская таможня,
принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мекдар" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании процентов с Краснодарской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных платежей в размере 1 014 268,82 рублей.
Заявитель в суде первой инстанции заявил ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил взыскать с Краснодарской таможни взыскать проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 849332,45 рубля.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2016 заявленные требования удовлетворены, с Краснодарской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Мекдар" взысканы проценты за несвоевременный возврат начисленных и взысканных таможенных платежей по ДТ в сумме 849332 рубля 45 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 19 986 рублей 65 копеек.
Решение мотивировано тем, что заявленные требования общества являются обоснованными и их правомерность подтверждается вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что обществом неверно произведен расчет процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных платежей, а также податель жалобы полагает, что таможней не был нарушен срок возврата незаконно взысканных таможенных платежей, налогов, следовательно, проценты за нарушение срока возврата выплате не подлежат.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Мекдар" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Мекдар" зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1116194009128, ИНН 6162060653. Общество является участником внешнеторговой деятельности.
Как следует из материалов дела, в период с июля 2012 года по сентябрь 2012 года на территорию Российской Федерации обществом импортировался товар по декларациям N N 10309140/170812/0000717, 10309140/180812/0000722, 10309140/220812/0000732, 10309140/220812/0000733, 10309140/150812/0000711, 10309140/290812/0000753, I0309140/170812/0000716, 10309140/070812/0000685, 10309140/170712/0000614, 10309140/190712/0000619, 10309140/280712/0000650, 10309140/070812/0000686, 10309140/080812/0000690, 10309140/080812/0000695, 10309140/080912/0000789, 10309140/130912/0000802, 10309140/130912/0000804, 10309140/070912/0000781.
На таможенном посту "Морской порт Кавказ" производилось оформление импортированного заявителем груза по контракту N 2012/6/RUS/T от 14.05.2012 г., груз - порошковая смола эпоксидная, экспортер "А1СО TRADE KOLL. STI: TULGA DAL VE ORTAKLARI", покупателем груза являлось ООО "Мекдар", условия поставки товара - СРТ, Ростов-на-Дону, согласно ИНКОТЕРМС-2000; по контракту N 2012/6/RUS/T от 14.05.2012 г., груз - порошковая смола эпоксидная и порошковая смола полиэфирная, экспортер "1ВА KIMYA SANAYI VE TICARET A.S.", покупателем груза являлось ООО "Мекдар", условия поставки товара - СРТ, Ростов-на-Дону, согласно ИНКОТЕРМС-2000.
Таможенная стоимость товара была заявлена декларантом по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Для подтверждения заявленной стоимости товара заявителем был предоставлен таможенному органу пакет документов в подтверждение таможенной стоимости по первому методу, в том числе: указанные контракты, приложения к контрактам с указанием согласованных наименований товара, количества товара, его цены и порядка оплаты, паспорта сделок, инвойсы с переводами, упаковочные листы с переводами, (CMR), книжки MDP, паспорта безопасности, пояснительные письма. В отношении части товара, при проведении таможенного контроля, таможенный орган не согласился с избранным первым методом определения таможенной стоимости и произвел корректировку таможенной стоимости товара по следующим ДТ N N 10309140/170712/0000614, 10309140/190712/0000619, 10309140/280712/0000650, 10309140/070812/0000686, 10309140/080812/0000690, 10309140/080812/0000695, 10309140/080912/0000789, 10309140/130912/0000802, 10309140/130912/0000804, 10309140/070912/0000781, 10309140/070812/0000685.
В отношении ДТ N N 10309140/170812/0000717, 10309140/180812/0000722, 10309140/220812/0000732, 10309140/220812/0000733, 10309140/150812/0000711, 10309140/290812/0000753, 10309140/170812/0000716 таможенным органом была принята таможенная стоимость товара по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
С целью избежания увеличения дополнительных расходов при помещении товаров на СВХ заявителем была произведена корректировка таможенной стоимости товаров по указанным ДТ для цели их таможенного оформления и выпуска.
После корректировки таможенной стоимости товара, указанные ДТ были выпущены таможенным органом в свободное обращение на территорию Российской Федерации. С 20 ноября 2012 года Краснодарской таможней на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза была начата камеральная проверка ООО "Мекдар" по вопросам контроля достоверности заявленной таможенной стоимости и достоверности заявления кода в соответствии с ТН ВЭД ТС по спорным ДТ.
По результатам камеральной таможенной проверки (акт камеральной таможенной проверки от 12 февраля 2013 года N 10309000/400/120213/А0124) Краснодарская таможня пришла к выводу о том, что таможенная стоимость товаров по ДТ была определена неверно.
На основании указанного акта камеральной таможенной проверки Краснодарской таможней были приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 12.02.2013 года по ДТ N N 10309140/170812/0000717, 10309140/180812/0000722, 10309140/220812/0000732, 10309140/220812/0000733, 10309140/150812/0000711, 10309140/290812/0000753, 10309140/170812/0000716, 10309140/070812/0000685, 10309140/170712/0000614, 10309140/190712/0000619, 10309140/280712/0000650, 10309140/070812/0000686, 10309140/080812/0000690, 10309140/080812/0000695, 10309140/080912/0000789, 10309140/130912/0000802, 10309140/130912/0000804, 10309140/070912/0000781 на общую сумму 8 112 995,37 рублей.
29.03.2013 платежными поручениями N N 50, 51, 52, 53 ООО "Мекдар" уплатило указанную сумму платежей.
В Южное Таможенное Управление обществом 01.04.2013 была подана жалоба на решения Краснодарской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 12.02.2013 года при оформлении спорных деклараций. Южным Таможенным Управлением ФТС России принято решение N 13.2-14/069 от 11.06.2013, в соответствии с которым требования общества были частично удовлетворены и решения Краснодарской таможни о принятии таможенной стоимости товаров, задекларированных в указанных ДТ, были признаны неправомерными и отменены.
22.07.2013 ООО "Мекдар" в Краснодарскую таможню подано заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов, иных денежных средств.
19.08.2013 на основании платежных поручений N N 153, 552 на счет ООО "Мекдар" возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, иных денежных средств в размере 406 934,79 рублей.
Полагая, что решения и действия таможенных органов не соответствуют таможенному законодательству и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области заявлением об отмене и признании не соответствующими требованиям законодательства Таможенного союза о таможенном деле решений, принятых Краснодарской таможней о корректировке таможенной стоимости товаров.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2014 по делу N А53-19765/2013 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу N А53-19765/2013 решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2014 отменено; требования общества удовлетворены в полном объеме.
Обществом 03.10.2015 в Краснодарскую таможню подано заявление о возврате (зачете) уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
28.10.2014 на основании платежных поручений N N 258, 366, 385, 399 на счет ООО "Мекдар" осуществлен возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в размере 7 706 060,58 рублей.
Посчитав, что Краснодарская таможня обязана уплатить проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Оценив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции верно счел требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании пункта 9 статьи 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 названного Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Следовательно, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом. Решение таможни о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает плательщика права требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом и плательщик уже обращался к таможенному органу с таким заявлением, но оно отклонено этим органом или оставлено без рассмотрения.
Такие суммы являются излишне уплаченными (взысканными) с момента их незаконного взыскания (удержания) таможенным органом.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.06.2014 по делу N А32-28613/2010.
Частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Факт незаконности действий Краснодарской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров установлен вступившим в законную силу постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу N А53-19765/2013; принятым по спору между этими же лицами, в связи с чем данное обстоятельство в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Факт подачи обществом в таможенный орган заявления о возврате излишне взысканных сумм установленного образца и необходимого перечня документов в установленные сроки и порядке подтверждается материалами дела и таможенным органом не оспаривается. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании также уточнил, что у общества по таможенным сборам и платежам задолженности нет.
С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 г. N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом от 30.03.2012 г. N 01-11/15247 Федеральной Таможенной службы было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Ставка рефинансирования Центрального Банка с 14.09.2012-8,25% (Указание Банка России 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России").
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
Согласно представленному заявителем расчету сумма процентов составила 849 332,45 рублей.
В результате произведенного судом первой инстанции перерасчета сумма процентов составила всего 1 000 648,42 рублей. Проценты взяты за период с 30.03.2013 по 18.08.2013.
Между тем, учитывая, что заявитель в суде первой инстанции настаивал на уточненной сумме процентов в размере 849 332,45 рублей, принимая во внимание, что суд не может выходить за пределы заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что взысканию подлежат проценты за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 849 332,45 рублей.
В судебном заседании представитель общества пояснил, что в этой части законность обжалуемого решения общество на оспаривает.
Настоящее исковое заявление по данному делу подано в Арбитражный суд Краснодарского края 16.11.2015 (доначисленные таможенные платежи обществом были перечислены 29.03.2013), то есть в пределах срока исковой давности.
Таким образом, учитывая, что уменьшение размера исковых требований является правом истца, то взыскание судом процентов с таможенного органа за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 849 332,45 рублей является правомерным.
Доводы жалобы судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм права и сводящиеся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно взыскал государственную пошлину с Краснодарской таможни.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2016 по делу N А32-41732/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.

Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)