Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2017 N 15АП-15707/2017 ПО ДЕЛУ N А32-10306/2017

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. N 15АП-15707/2017

Дело N А32-10306/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от таможни: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.08.2017 по делу N А32-10306/2017,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрутэк",
к Краснодарской таможне
о взыскании процентов,
принятое судьей Меньшиковой О.И.,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Фрутэк" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня) о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей по ДТ NN 10309180/200114/0000096, 10309180/240114/0000120, 10309180/290114/0000152, 10309180/080214/0000195, 10309180/130214/0000234, 10309180/190214/0000265 в сумме 306 349,91 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2017 уточненные требования удовлетворены. Решение мотивировано законностью и обоснованностью заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что правовых оснований для начисления процентов на суммы излишне взысканных таможенных пошлин не имеется, поскольку срок возврата денежных средств в соответствии с ч. 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ не нарушен. Суд не учел, что истек срок давности по взысканию процентов.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя таможни, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 20.09.2013 N 14/2013/TR (далее - контракт), заключенного ООО "Фрутэк" и компанией "ALI USLU TARIM HAYVANCILIK INSAAT EMLAK ITHALAT IHRACAT SANAYI VE TICARET LTD.STI.", Республика Турция, общество на условиях CFR-Туапсе, в 2014 году ввезло на таможенную территорию Таможенного союза товар - плодоовощную продукцию (овощи и фрукты) (далее - товар). Таможенная стоимость ввезенного и оформленного по ДТ N 10309180/200114/0000096, N 10309180/240114/0000120, N 10309180/290114/0000152, N 10309180/080214/0000195, N 10309180/130214/0000234, N 10309180/190214/0000265 (далее - спорные ДТ) товара определена обществом по первому методу оценки. В подтверждение заявленной таможенной стоимости товара, оформленного по спорным ДТ, общество представило таможенному органу: контракт со спецификациями изменением к нему; инвойсы; упаковочные листы; коносаменты; паспорт сделки.
Таможенный орган не согласился с заявленным обществом первым методом определения таможенной стоимости товара по спорным ДТ, обосновав это тем, что при использовании системы управления рисками (далее - СУР) выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товара; установлены более низкие цены декларируемого товара по сравнению с ценой на однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза. На основании выявленных рисков недостоверного декларирования, таможня в процессе таможенного оформления приняла и направила обществу решения о проведении дополнительной проверки, расчеты обеспечения уплаты таможенных платежей и перечень документов, которые необходимо дополнительно представить в указанный срок, а именно: прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение, экспортные декларации страны отправления и заверенные официальным органом их переводы, пояснения относительно условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, качества и репутации на рынке ввозимых товаров, бухгалтерские документы об оприходовании товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта), документы подтверждающие страхование груза, ведомость банковского контроля, проформы счетов.
По запросу таможенного органа, общество не представило запрошенные документы по причине их отсутствия на момент таможенного оформления. В связи с непредставлением обществом дополнительно запрошенных у него документов, таможня в процессе таможенного оформления приняла решения о корректировке таможенной стоимости товара от 21.01.2014, 25.01.2014, 30.01.2014, 09.02.2014, 14.02.2014, 20.02.2014.
В связи с возникшей обязанностью скорректировать таможенную стоимость ввезенного по спорным ДТ товара и уплатить начисленные таможенные платежи, а также с целью ускорения завершения таможенного оформления товара в соответствии с решениями и расчетами таможенного органа, общество скорректировало таможенную стоимость товара по третьему и шестому (на базе третьего) методу ее определения. В результате корректировки таможенной стоимости товара, ввезенного по спорным ДТ, общество дополнительно уплатило таможенные платежи в сумме 1 607 490 рублей 53 копеек и, полагая, что указанные платежи являются излишне уплаченными или излишне взысканными, обратилось в таможню с заявлением от 12.12.2015 N 07/2014/Т об их возврате.
Письмом от 21.12.2015 N 20.4-04/28045 таможня отказала обществу в рассмотрении заявления от 12.12.2015 N 07/2014/, в связи с отсутствием факта уплаты или взыскания в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает таможенные платежи, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных видов товаров.
Общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконным отказа в возврате 1 607 490 рублей 53 копеек излишне взысканных таможенных платежей по ДТ NN 10309180/200114/0000096, 10309180/240114/0000120, 10309180/290114/0000152, 10309180/080214/0000195, 10309180/130214/0000234, 10309180/190214/0000265, изложенного в письме от 21.12.2015 N 20.4-04/28045; об обязании таможни возвратить обществу излишне взысканные таможенные платежи по спорным ДТ в сумме 1 607 490 рублей 53 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2016 г. по делу N А32-1450/2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2016, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2016, требования общества удовлетворены.
Посчитав, что таможня обязана выплатить проценты за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей, общество обратилось в Краснодарскую таможню с заявлением от 12.12.2016 N 2 о выплате процентов.
Таможней в адрес юридического лица был направлен ответ (исходящий N 21.4-28/00193 от 10.01.2017), в котором таможенным органом указано на отсутствие у общества права на начисление процентов.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении требований таможни ввиду следующего.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 355 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 ТК ТС возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ (далее по тексту - Закон N 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В силу пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18) в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется. Если при рассмотрении дела установлена сумма таможенных платежей, излишне уплаченных (взысканных) в связи с принятием таможенным органом оспоренного решения, совершенными им действиями (бездействием), обязанность по возврату из бюджета соответствующих сумм платежей может быть возложена судом на таможенный орган в конкретном размере, который в таком случае указывается в резолютивной части судебного акта.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2014 г. по делу N А32-14203/2014).
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Законность требований общества об уплате процентов подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по делу N А32-1450/2016.
Частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2016 по делу N А32-1450/2016, принятым по спору между теми же лицами, установлена незаконность отказа Краснодарской таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ: N 10309180/200114/0000096, N 10309180/240114/0000120, N 10309180/290114/0000152, N 10309180/080214/0000195, N 10309180/130214/0000234, N 10309180/190214/0000265 в сумме 1 607 490,53 рублей, по заявлению ООО "Фрутэк" от 12.12.2015 г. исх. N 07/2014/Т, изложенного Краснодарской таможней в письме от 21.12.2015 г. исх. N 20.4-04/28045, на Краснодарскую таможню возложена обязанность осуществить возврат ООО "Фрутэк" излишне взысканных таможенных платежей по ДТ: N 10309180/200114/0000096, N 10309180/240114/0000120, N 10309180/290114/0000152, N 10309180/080214/0000195, N 10309180/130214/0000234, N 10309180/190214/0000265 в сумме 1 607 490,53 рублей.
Данное обстоятельство в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Конституцией Российской Федерации закреплен принцип охраны права частной собственности законом (часть 1 статьи 35). Статьями 52 и 53 Конституции Российской Федерации предусмотрена охрана законом прав каждого потерпевшего от злоупотреблений властью, обеспечение доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба, и предусмотрено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно пункту 33 постановления N 18 выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
С учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 г. N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом ФТС России от 30.03.2012 г. N 01-11/15247 было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.06.2015 г. по делу N А51-10499/2014, из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет. Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Из материалов дела, выписок из лицевых счетов по ДТ N 10309180/200114/0000096, N 10309180/240114/0000120, N 10309180/290114/0000152, N 10309180/080214/0000195, N 10309180/130214/0000234, N 10309180/190214/0000265 усматривается, что возврат сумм излишне взысканных таможенных платежей произведен 19.05.2016.
Довод таможни о том, что на дату обращения с заявлением о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, общество пропустило срок, установленный статьей 147 Закона N 311-ФЗ, подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
В связи с этим, судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой, проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 21.06.2001 N 173-О, от 03.07.2008 N 630-О-П, от 01.10.2008 N 675-О-П, от 21.12.2011 N 1665-О-О, если лицо претендует на возврат из бюджета излишне уплаченной или взысканной суммы, но пропустило 3-летний срок для обращения с заявлением в соответствующий государственный орган, это лицо вправе требовать возврата денежных средств в судебном порядке. Однако, в этом случае лицо должно доказать, что с даты, когда оно узнало или должно было узнать, до дня обращения в арбитражный суд три года не истекли.
В отсутствие в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из фактических обстоятельств, в рассматриваемом деле срок подлежит исчислению с учетом ч. 1 ст. 200 ГК РФ, согласно которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Поскольку решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2016 по делу N А32-1450/2016 вступило в законную силу 27.04.2016, то трехлетний срок исковой давности по требованию о взыскании процентов в размере 306 349,91 рублей за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 1 607 490,53 руб. не истек.
Кроме того, общество обратилось к таможне с заявлением о выплате процентов в пределах трехлетнего срока с даты взыскания платежей в бюджет. Таможня данное заявление оставила без удовлетворения, в связи с чем общество и обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Расчет процентов произведен арифметически и методологически правильно.
Таким образом, взыскание с таможенного органа процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных денежных средств в размере 306 349,91 руб. произведено судом первой инстанции обоснованно.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2017 по делу N А32-10306/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)