Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.07.2017 ПО ДЕЛУ N А60-14501/2017

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2017 г. по делу N А60-14501/2017


Резолютивная часть решения объявлена 04 июля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 07 июля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью магазин "Торгоборудование" (ИНН 6663006150, ОГРН 1026605612692, далее - общество) к Екатеринбургской таможне (далее - таможня), Уральскому таможенному управлению (ИНН 6662023963, ОГРН 1026602320876, далее - управление) о признании незаконными решений и о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
В судебном заседании приняли участие представители: общества - Мухин А.А. по доверенности от 09.01.2017; таможни - Поварова М.С. по доверенности от 22.12.2016 N 3, Федосеева М.В. по доверенности от 07.02.2017 N 41; управления - Сорокин С.А. по доверенности от 22.12.2016 N 2/63.

Общество 30.03.2017 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения таможни от 21.12.2016 N РКТ-10502000-16/000439 о классификации товара N 5, указанного в декларации на товары N 10502070/181114/0013932, решения от 29.12.2016 о внесении изменений в декларацию на товары N 10502070/181114/0013932, и решения управления от 13.03.2017 N 2816/7 по жалобе на решение таможни, а также об обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 27578 руб. 30 коп. (дело N А60-14501/2017).
Общество 30.03.2017 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения таможни от 21.12.2016 N РКТ-10502000-16/000440 о классификации товара N 5, указанного в декларации на товары N 10502070/100615/0005534 и решения от 29.12.2016 о внесении изменений в декларацию на товары N 10502070/100615/0005534, а также об обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 41904 руб. 21 коп. (дело N А60-14504/2017).
Определением суда от 18.05.2017 дела N А60-14501/2017 и А60-14504/2017 объединены в одно производство.
29.05.2017 таможня представила отзыв, требования не признала, полагала вынесенные решение и требование законными и обоснованными.
В судебном заседании 01.06.2017 общество представило заявление об уточнении предмета требований, просило взыскать с таможни судебные расходы в сумме 15257 руб. 28 коп., в том числе 15000 руб. по оплату государственной пошлины и 257 руб. 28 коп. почтовых расходов. Уточнение требований судом принято.
Таможня ходатайствовала о приобщении к материалам дела дополнительных документов (в копиях): письма от 05.05.2017 N 02-28/06873, выкопировки из справочника ВЭД-Инфо, распечаток с интернет-сайтов made-in-china.com, yandex.ru и mnto.ru, руководства по эксплуатации кипятильника WB с термометром, декларации на товары N 10502070/181114/0013932, инвойса от 10.10.2014 N HL141010, прайс-листа от 05.10.2014 и добавочного листа к декларации на товары N 10502070/100615/0005534.
Общество представило распечатку с интернет-сайта https://anhualing.en.alibaba.com.
09.06.2017 таможня представила дополнительный отзыв, указала, что из руководства по эксплуатации на кипятильники WB, произведенные компанией Anhui Hualing Kitchen Equipment Co., Ltd следует, что указанные электрические кипятильники с термометром предназначены для приготовления кипятка на предприятиях общественного питания. В указанном руководстве по эксплуатации прописаны технические характеристики электрокипятильников моделей WB-10, WB-15, WB-20, WB-30, WB-40, продекларированных по спорным декларациям на товар N 5, порядок работы, согласно которому электрокипятильники доводят воду до кипения, затем переходят в режим поддерживания температуры, при этом информация о наличии у товара функции приготовления напитков отсутствует.
30.06.2017 управление представило отзыв, указало, что объемы резервуара не являются основополагающим фактором, влияющим на классификацию товара. В данном случае, по мнению управления, основным признаком будет функциональное назначение - электрокипячение (нагревание) воды.
В настоящем судебном заседании общество, таможня и управление поддержали свои требования и возражения соответственно. Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

общество 19.11.2014 с целью таможенного оформления товаров представило в таможню декларацию на товары N 10502070/181114/0013932 (далее - декларация N 13932).
Общество сообщило следующие сведения о товаре N 5: оборудование технологическое профессиональное для предприятий общественного питания для приготовления или подогрева горячих напитков - электрокипятильники: wb-10 кол-во 30 шт.; wb-15 кол-во 25 шт.; wb-20 кол-во 12 шт.; wb-30 кол-во 25 шт.; wb-40 кол-во 20 шт., классификационный код товара по ТН ВЭД 8419 81 200 9, то есть "машины, агрегаты и оборудование прочие: - для приготовления горячих напитков или приготовления или подогрева пищи; кофеварки и другое приспособление для приготовления кофе и других горячих напитков; прочие", изготовитель "Anhui Hualing Kitchen Equipment Co., Ltd", Китай.
В ходе таможенного контроля таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки сведений о коде ТН ВЭД ТС после выпуска товаров.
По результатам проверки таможней принято решение от 21.12.2016 РКТ-10502000-16/000439 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД.
Согласно упомянутому решению товару присвоен иной код ТН ВЭД - 8516 10 800 0, то есть "электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные", в связи с чем ставка ввозной таможенной пошлины увеличилась с 0% до 10%.
29.12.2016 таможня приняла решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации N 13932.
31.01.2017 таможня выставила обществу требование N 61 об уплате таможенных платежей и пеней в сумме 27578 руб. 30 коп. в связи с нарушением срока уплаты причитающихся таможенных платежей.
Общество, используя досудебный способ урегулирования спора, обжаловало решение таможни от 21.12.2016 N РКТ-10502000-16/000439 о классификации товара в управление.
Решением управления от 13.03.2017 N 28-16/7 решение таможни от 21.12.2016 N РКТ-10502000-16/000439 о классификации товара признано законным, в удовлетворении жалобы общества отказано.
Общество 11.06.2015 с целью таможенного оформления товаров представило в таможню декларацию на товары N 10502070/100615/0005534 (далее - декларация N 5534).
Общество сообщило следующие сведения о товаре N 5: оборудование технологическое профессиональное для предприятий общественного питания для приготовления или подогрева горячих напитков - электрокипятильники: wb-10 кол-во 30 шт.; wb-15 кол-во 20 шт.; wb-20 кол-во 39 шт.; wb-30 кол-во 25 шт.; wb-40 кол-во 10 шт., классификационный код товара по ТН ВЭД 8419 81 200 9, то есть "машины, агрегаты и оборудование прочие: - для приготовления горячих напитков или приготовления или подогрева пищи; кофеварки и другое приспособление для приготовления кофе и других горячих напитков; прочие", изготовитель "Anhui Hualing Kitchen Equipment Co., Ltd", Китай.
В ходе таможенного контроля таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки сведений о коде ТН ВЭД ТС после выпуска товаров.
По результатам проверки таможней принято решение от 21.12.2016 РКТ-10502000-16/000440 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД.
Согласно упомянутому решению товару присвоен иной код ТН ВЭД - 8516 10 800 0, то есть "электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные) и электронагреватели погружные", в связи с чем ставка ввозной таможенной пошлины увеличилась с 0% до 10%.
29.12.2016 таможня приняла решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации N 5534
31.01.2017 таможня выставила обществу требование N 62 об уплате таможенных платежей и пеней в сумме 41476 руб. 34 коп. в связи с нарушением срока уплаты причитающихся таможенных платежей.
Считая, что принятые таможенными органами решения не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что в удовлетворении требований общества следует отказать.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 - 3 ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение о классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - участников таможенного союза.
В соответствии со статьей 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, в том числе в форме проверки документов и сведений.
Согласно пункту 2 статьи 111 ТК ТС проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством Таможенного союза.
Статьей 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В качестве основания для определения открытого перечня документов и сведений, позволяющих однозначно классифицировать товар, применяются положения главы 6 ТК ТС "Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Классификация товаров", где в пункте 2 статьи 54 указано, что для принятия решения по классификации товара документы должны содержать сведения о полном коммерческом наименовании, фирменном наименовании, основные технические коммерческие характеристики и иную информации, включая представление фотографий, рисунков, чертежей, паспортов изделий и другие документы.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД).
Классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ), которые являются неотъемлемой частью ТН ВЭД.
Согласно правилу 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД (утверждены Советом Евразийской экономической комиссии в составе ТН ВЭД ЕАЭС) названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями правил 2 - 5 Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis (в переводе с латинского - с заменой того, что подлежит замене; с учетом соответствующих; с изменениями, вытекающими из обстоятельств; с необходимыми изменениями), положениями правил 1 - 5 Основных правил интерпретации ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В соответствии с пунктом 1 Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 марта 2013 г. N 4 (далее - Рекомендация) рекомендовано государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства применять прилагаемые к Рекомендациям пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС (тома I - VI) (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС).
Как следует из Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС к группе 8419 машины и установки, включенные в данную товарную позицию, могут быть снабжены механическим оборудованием, а могут его не иметь. Это оборудование может работать с любой нагревательной системой (с использованием угля, масла, газа, пара, электричества и т.д.), за исключением водонагревателей проточных и накопительных (емкостных), которые в случае электронагревания включаются в товарную позицию 8516.
В то же время согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС к группе 8516 электрооборудование для кипячения воды относится к категории оборудования "электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные), погружные электронагреватели" субпозиции 8516 10 ТН ВЭД ЕАЭС.
Приказом ФТС России от 15.10.2013 N 1940 утверждена Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - Инструкция).
Инструкция разработана на основании Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно пункту 33 Инструкции, проверка правильности классификации товаров по ТН ВЭД ТС после выпуска товаров осуществляется путем сопоставления информации, содержащейся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, информации, полученной из других источников, в том числе с использованием системы управления рисками, указывающих на возможные нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также на основании поручений вышестоящего таможенного органа. Запрос дополнительных документов у декларанта не производится.
Как следует из материалов дела, согласно описанию товаров N 5 в декларациях N 5534 и 13932 товары являются электрокипятильниками.
В соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 25.03.2015 к внешнеторговому контракту N 002 от 25.03.2015 предметом поставки являются товары мод. WB-10 (WATER BOILER WB-10), мод. WB-15 (WATER BOILER WB-15), мод. WB-20 (WATER BOILER WB-20), мод. WB-30 (WATER BOILER WB-30), мод. WB-40 (WATER BOILER WB-40) и являются бойлерами воды (Water boiler), то есть устройствами для кипячения (нагрева) воды.
В декларации о соответствии ТС N RU Д-СКАУ40.В.08295 от 08.06.2015 спорные товары имеют следующие наименования: электрокипятильник WB-10, электрокипятильник WB-15, электрокипятильник WB-20, электрокипятильник WB-30, электрокипятильник WB-40.
В соответствии с руководством по эксплуатации на кипятильники WB произведенных компанией Anhui Hualing Kitchen Equipment Co., Ltd, размещенном в сети Интернет на сайте http://mir43.ru, электрические кипятильники с термометром типа WB предназначены для приготовления кипятка на предприятиях общественного питания.
В упомянутом руководстве по эксплуатации указаны технические характеристики электрокипятильников мод. WB-10, WB-15, WB-20, WB-30, WB-40, продекларированных по спорным декларациям, порядок работы, согласно которому электрокипятильники доводят воду до кипения, затем переходят в режим поддерживания температуры. При этом информация о наличии у оборудования функций приготовления и подогрева напитков отсутствует.
Судом установлено, что спорный товар представляет собой металлический бак с размещенным внутри электронагревательным элементом, оснащенный краном, электрическим проводом с вилкой для подключения к электрической розетке. Иных, дополнительных устройств (приспособлений) для приготовления напитков, в частности, контейнеров, емкостей для закладки чая, кофе и т.д., товар не имеет.
Следовательно, таможенным органом сделан правомерный вывод о том, что указанный товар представляет собой водонагреватель накопительный (емкостный) и подлежит классификации в товарной позиции 8516 по коду 8516_10_800_0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Порядок внесения изменений и дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации определен статьей 191 ТК ТС, в частности внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Частью 3 указанной статьи установлено, что таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.
Порядок изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары после выпуска товаров определен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии".
Данным Порядком определены случаи и порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Порядка сведения, указанные в декларации на товары, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров, в случае выявления недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
Верно установив указанные обстоятельства, таможня сделала обоснованный вывод о неправомерности применения обществом льготной таможенной пошлины, что послужило законным основанием для вынесения таможенным органом решений о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях в части классификационного кода товара по ТН ВЭД, и, как следствие, выставления требований об уплате таможенных платежей.
Проверив оспариваемые решения в порядке ведомственного контроля по жалобе общества, управление обоснованно признало их законными и правомерно отказало в удовлетворении жалобы общества.
При таких обстоятельствах суд признает оспариваемые акты таможенных органов законными и не усматривает оснований для признания их недействительными.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в данном случае судебный акт принят не в пользу общества, оно не имеет права на возмещение понесенных судебных расходов.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью магазин "Торгоборудование".
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления решения в полном объеме). Апелляционная жалоба подается через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)