Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2016 N 13АП-20696/2016 ПО ДЕЛУ N А56-85313/2015

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2016 г. N 13АП-20696/2016

Дело N А56-85313/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Сомовой Е.А., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.,
при участии:
- от истца (заявителя): не явился, извещен;
- от ответчика (должника): Плохотнюк М.А. по доверенности от 28.12.2015 N 04-10/55830;
- от 3-го лица: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20696/2016) Балтийской таможни Северо-Западного таможенного управления на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2016 по делу N А56-85313/2015 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ООО "ДиКом Тайр"
к Балтийской таможне Северо-Западного таможенного управления
3-е лицо: ООО "Северо-Западная Торговая Компания"
о признании незаконным бездействия, обязании восстановить нарушенные права и законные интересы, взыскании судебных расходов
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ДиКом Тайр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (далее - таможенный орган, таможня), выразившегося в невозврате таможенным органом по заявлению плательщика излишне уплаченных сумм таможенных платежей по ДТ N 10216140/100314/0005548; обязании восстановить нарушенные права и законные интересы Общества путем возврата излишне уплаченных денежных средств в размере 352 606,53 руб. на расчетный счет заявителя; взыскании судебных расходов на оплату юридических услуг в размере 20 000 руб.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Северо-Западная Торговая Компания".
Решением суда от 30.05.2016 заявленные требования Общества удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Балтийской таможни, выразившееся в невозврате таможенным органом по заявлению плательщика излишне уплаченных сумм таможенных платежей по ДТ N 10216140/100314/0005548, обязал Балтийскую таможню восстановить нарушенные права и законные интересы Общества путем возврата излишне уплаченных денежных средств в размере 352 606,53 руб. на расчетный счет заявителя. Взыскал с Балтийской таможни в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
В апелляционной жалобе таможенный орган просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, отказав Обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, что установлена существенная разница между стоимостью товара, приобретаемого Обществом и стоимостью идентичных/однородных товаров, приобретаемых на сопоставимых условиях на рынках стран производителей товара для продажи этих товаров в Российской Федерации. Податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не был исследован довод таможни о нарушении Обществом требований, части 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Как указывает податель жалобы, Обществом при обращении с заявлением о возврате таможенных платежей не были представлены таможенному органу платежные документы, подтверждающие уплату или взыскание таможенных платежей, подлежащих возврату, документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин. Кроме того, Балтийская таможня, получив письмо "CooperTire&Rubber Company Europe Ltd", из содержания которого следует, что контракт с ООО "ДиКом Тайр" не заключался, считает, что это может косвенно указывать на возможность предоставления недостоверных сведений и при декларировании товара по спорной ДТ, по которой производителем являлась компания Continental Sime Tyre Marketing SDN BHD
В судебном заседании представитель Балтийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "ДиКом Тайр" и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
ООО "ДиКом Тайр" представлен в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. К отзыву на апелляционную жалобу Общество приложило копии письма в адрес "CooperTire&Rubber Company Europe Ltd", а также копию ответа "CooperTire&Rubber Company Europe Ltd" на указанное письмо, копию конверта. Данные документы приобщены апелляционным судом к материалам дела на основании абзаца второго части 2 статьи 268 АПК РФ.
Судом отказано в принятии в качестве доказательств дополнительных документов, приложенных таможенный органом к апелляционной жалобе и не представлявшихся в суд первой инстанции в отсутствие уважительных причин, что в силу пункта 2 статьи 268 АПК РФ исключает возможность их принятия на стадии апелляции.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании контракта N CS/0712 ОТ 11.09.2012, ввезло на территорию Российской Федерации "Шины пневматические" (далее - товар).
В целях декларирования вышеуказанного товара Общество представило к таможенному оформлению на таможенный пост Балтийской таможни декларацию на товары (далее - ДТ) N 10216140/100314/0005548, определив таможенную стоимость товара в соответствии со статьей 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение) по шестому (резервному) методу на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами на основе ценовой информации, представленной Балтийской таможней.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, декларант представил комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, предусмотренный статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утв. решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376), в том числе, дистрибьюторский договор, контракт, заявку на поставку товара, паспорт сделки, инвойс, упаковочные листы, коносаменты, заявки, прайс-лист, пояснения по условиям продаж, информационные письма и другие документы, поименованные в описи документов к ДТ.
Указанная декларация принят таможенным органом, товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Полагая, что при декларировании товара был неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товара (поскольку при декларировании таможенной стоимости товаров по спорной ДТ были соблюдены все условия для принятия стоимости сделки в качестве таможенной стоимости, однако декларирование таможенной стоимости осуществлено в соответствии со статьей 10 Соглашения от 25.01.2008), Общество обратилось в таможню с письмом N б/н от 29.10.2015 о корректировке таможенной стоимости после выпуска товаров. К письму были приложены документы в подтверждение применения метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки.
Общество обратилось в таможню с заявлением N 46 от 29.10.2015 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ДТ, в порядке статьи 90 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) и статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон).
Полагая, что бездействие Балтийской таможни по невозврату излишне уплаченных сумм таможенных платежей по спорной ДТ, является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Кроме того, Обществом заявлено требование об обязании таможенного органа восстановить нарушенные права и законные интересы Общества путем возврата на расчетный счет заявителя излишне уплаченных денежных средств по спорной ДТ.
Выслушав представителя таможенного органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу пункта 1 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 данной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения от 25.01.2008 в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и пункту 4 статьи 65 ТК ТС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Статьей 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, согласно статье 67 ТК ТС, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Согласно пункту 2 Порядка корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (далее - Порядок N 376), корректировка таможенной стоимости товаров может осуществляться по результатам проведения дополнительной проверки и таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе в связи с рассмотрением мотивированного письменного обращения декларанта (таможенного представителя) в случае если им после выпуска товаров обнаружено, что декларантом (таможенным представителем) заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (статья 68 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 376 (в редакции, Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289) корректировка таможенной стоимости товаров включает в себя:
- - расчет величины скорректированной таможенной стоимости товаров, который производится в декларации таможенной стоимости (далее - ДТС);
- - внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, с применением корректировки декларации на товары (далее - КДТ).
В случае осуществления корректировки таможенной стоимости товаров декларантом (таможенным представителем) скорректированная таможенная стоимость товаров должна быть подтверждена документами, на основании которых производился ее расчет (пункт 4 Порядка N 376).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что при обращении в таможню с заявлением б/н от 29.10.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров, в том числе по ДТ 10216140/100314/0005548, Обществом в соответствии с требованиями пунктов 3 и 4 Порядка N 376, пункта 3 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 и пункта 4 статьи 65 ТК ТС были представлены копии спорной ДТ N 10216140/100314/0005548, ДТС-1 и КТС к ней, а также документы (в копиях) в подтверждение применения метода определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки, в том числе, контракт с приложением, паспорт сделки, инвойс, спецификация, прайс-лист, коносаменты и др.
Эти же документы были представлены Обществом при первоначальном декларировании товара и данное обстоятельство таможенным органом не оспаривается.
Представленные Обществом в таможенный орган при обращении с заявлением б/н от 29.10.2015 о корректировке таможенной стоимости, а также при первоначальном декларировании товара по ДТ N 10216140/100314/0005548 документы подтверждают заявленную таможенную стоимость спорного товара по стоимости сделки, поскольку использованные декларантом данные подтверждены документально и являются количественно определенными и достоверными, содержат необходимую информацию о цене товара, его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты.
Таможенный орган не представил доказательств наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 оснований, препятствующих применению заявленного Обществом при обращении с заявлением б/н от 29.10.2015 метода определения таможенной стоимости товара по спорной ДТ по цене сделки с ввозимыми товарами.
Как следует из материалов дела, при проведении контроля таможенной стоимости при декларировании товара по спорной ДТ до выпуска товара, а также после обращения Общества с заявлением о корректировке таможенной стоимости у таможни не возникло претензий к представленным Обществом документам относительно полноты, количественной определенности и достоверности содержащихся в них сведений; обратное таможенным органом не доказано.
Тот факт, что таможенная стоимость товаров по спорной ДТ была первоначально самостоятельно заявлена декларантом (Обществом) по резервному методу в значении статьи 10 Соглашения от 25.01.2008, не препятствует декларанту в реализации права на обращение в таможенный орган с заявлением о корректировке таможенной стоимости после выпуска товаров и права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно (аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 13328/12).
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Согласно части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось в таможню с заявлением от 29.10.2015 N 46 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10216140/100314/0005548. К заявлению были приложены копия спорной ДТ, заверенные копии КТС, ДТС-1 и ДТС-2 к указанной ДТ, копии документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин.
Доводы таможни о том, что Обществом не исполнено формальное требование статьи 147 Закона N 311-ФЗ, не представлены именно платежные документы, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
По смыслу статей 121 и 147 Закона N 311-ФЗ при использовании декларантом авансового порядка уплаты таможенных платежей платежное поручение либо кассовый чек таможенного терминала не позволяют идентифицировать суммы платежей по конкретной ДТ, а следовательно, сами по себе не могут рассматриваться в качестве единственного платежного документа, подтверждающего уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату. В связи с этим наличие указанного отчета (подтверждения) таможенного органа является необходимым и надлежащим документальным подтверждением соответствующей уплаты, единственно позволяющим четко идентифицировать все значимые платежи (с их привязкой к конкретным товарам по каждой ДТ).
При этом, апелляционный суд обращает внимание на то обстоятельство, что сам факт уплаты таможенных платежей, а также факт представления Обществом вместе с заявлением отчета таможни о расходовании денежных средств, подтверждающих уплату таможенных платежей, таможенным органом не оспаривается.
В Отчете последовательно (по отдельным графам) отражены как суммы таможенного сбора, таможенной пошлины и ввозного налога на добавленную стоимость (применительно к совокупности всех товаров по рассматриваемой и другим поданным в означенный период ДТ), так и указаны платежные документы (с датой и номерами), которые были задействованы при оплате обязательных платежей по конкретной ДТ (с которых списаны принадлежащие обществу авансовые денежные средства, ранее не идентифицируемые с рассматриваемой ДТ, а носящие характер предварительных авансовых сумм безотносительно тех или иных конкретных ДТ, что соответствует положениям статьи 121 Закона N 311-ФЗ).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что материалами дела подтверждается соблюдение Обществом требований статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Факт дополнительной уплаты Обществом при декларировании товара по спорной ДТ по резервному методу в соответствии со статьей 10 Соглашения таможенных платежей в общей сумме 352 606, 53 руб. таможней не оспаривается.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие таможни, выразившееся в невозврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10216140/100314/0005548, и обязал таможню в порядке статьи 201 АПК РФ восстановить нарушенные права и законные интересы общества путем возврата излишне уплаченных денежных средств в общей сумме 352 606,53 руб.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 106, части 1 статьи 110, статьи 112 АПК РФ, также удовлетворил заявление общества о взыскании с таможни судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.
Факт оказания Обществу юридических услуг, связанных с рассмотрением настоящего дела, и их оплата подтверждаются материалами дела, а именно: договорами на оказание юридических услуг, счетами на оплату, платежными поручениями на общую сумму 20 000 руб., актами приемки-сдачи выполненных работ; трудовыми договорами и приказами о приеме на работу сотрудников.
Таким образом, заявителем представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие факт оказания услуг представителя и оплату услуг на сумму 20 000 руб.
Разрешая вопрос о разумности заявленных к взысканию расходов на оплату услуг представителя, суд с учетом положений части 2 статьи 110 АПК РФ, принимая во внимание характер спора, степень сложности дела, количество проведенных судебных заседаний и их продолжительность, объем подготовленного материала (документов) при рассмотрении дела в суде; характер услуг, оказанных в рамках договора на оказание юридических услуг, их необходимость и разумность, правомерно признал сумму понесенных Обществом судебных расходов в размере 20 000 руб. неразумной, снижая ее до 10 000 руб.
Суд апелляционной инстанции полагает, что расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. соответствуют критерию разумности.
На основании изложенного, учитывая, что нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении обжалуемого решения судом не допущено, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы таможни и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 мая 2016 года по делу N А56-85313/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
Е.А.СОМОВА
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)